С самоубийственной миссией в колумбийские джунгли отправляются два американских снайпера — опытный профессионал Томас Беккетт (Том Беренджер) и неоперившийся салага Ричард Миллер (Билли Зейн), хотя формально первый в подчинении у второго. Их цель — убить генерала Мигеля Альвареса, возглавляющего повстанцев, финансируемых наркобароном Раулем Очоа. Но чем дальше в джунгли, тем сильнее обостряется конфликт между Беккеттом и Миллером, а фильм превращается в остросюжетный боевик с хорошо смазанным драматическим механизмом. Герои цепляются друг за друга и за свою человечность в месте, которое категорически не предназначено для этого, — а режиссер Луис Льоса из характерного бадди-муви слагает элегическую притчу, которая ближе к финалу стреляет прямо в сердце. Было снято несколько продолжений (в том числе с Беренджером и Зейном), но ни одно так и не приблизилось к оригиналу.
В затопленном Лондоне образца 2008 года почти не светит солнце, да еще орудует проворный маньяк — то ли Водолей, то ли Зодиак, вырывающий у людей сердца согласно какому-то странному астрологическому ритуалу. По его следу идет круто сваренный коп Харли Стоун (Рутгер Хауэр), который сидит исключительно на шоколаде и кофеине. Опасаясь за его здоровье и рассудок, начальство дает ему в напарники детектива по имени Дик Деркин (Нил Дункан) — отличника, задрота и поклонника комиксов «Черная маска».
Насколько безумное, настолько же и очаровательное зрелище, «Считанные секунды» балансируют на грани звериного экшена и кэмпа, но и не забывают про юмор. Это очень гротескный боевик, в котором всего слишком (особенно сахара и кофеина!), но животная харизма «летучего голландца» Хауэра, который лежит в луже крови убитой в туалете девушки, потому что ему так лучше думается, и живая ирония его смешливого напарника нивелирует и абсурдный детективный сюжет, и несуразного маньяка-монстра в финале. Когда Деркин поймет, с кем они имеют дело, то воскликнет: «Стоун, нам нужны пушки побольше!» — а когда в фильме в роли возлюбленной Стоуна, появится еще и Саманта из «Секса в большом городе», картина вообще заиграет новыми красками. Наверное, все это проходит по ведомству «вульгарного аутеризма» и guilty pleasure — но, черт возьми, почему нам должно быть за это стыдно? Нам нужны пушки побольше!
Зловредная, но влиятельная корпорация OCP решает построить на месте Детройта новый город — Дельта-Сити. Жители против, но их никто не спрашивает — дома отправляются под снос. В том числе и квартира малютки Нико (Реми Райан), которая во время заварушки теряет своих родителей и примыкает к отряду Сопротивления. Вскоре к этому Сопротивлению примкнет и Робокоп (Роберт Джон Берк), после того как сотрудники OCP расстреляют его напарницу Энн (Нэнси Аллен).
С третьим «Робокопом» произошла та же самая история, что и с новым «Хищником», — его обозвали вегетарианским и мелкотравчатым и отказались воспринимать всерьез. Все дело в том, что студия Orion (вскоре обанкротившаяся, так что премьера фильма состоялась только через два года) решила сделать из кровавой мясорубки Пола Верхувена и Ирвина Кершнера что-то более лайтовое, ведь главными поклонниками «Робокопа» были дети. В итоге у нее получилось идеальное детское приключенческое кино, которое все возненавидели, хотя его патетика и пафос до сих пор выглядят вполне воодушевляюще. И не сказать, что в этой картине меньше сатиры, чем у Верхувена, и меньше жестокости, чем у Кершнера. Просто, как и в новом «Хищнике», к написанию которого, к слову, тоже приложил руку режиссер «Робокопа-3» Фред Деккер, в ней много наивности — но как без нее делать искусство для 12-летних?
Когда мафиози Клифтон Сантье (Питер Грин) устраивает бойню в родном городке своего вьетнамского сослуживца Першинга Куинна (Майкл Паре), занимающего должность помощника шерифа, тот решает, что пора завязать с выпивкой, и отправляется по следу преступника. В этом ему помогает бывшая подружка Сантье — стриптизерша Сьерра (Маша Гренон).
Лауреат «Сандэнса», израильский режиссер Шаймон Дотан начинал с серьезных антивоенных драм («Повторное погружение», «Улыбка ягненка»), показанных на Берлинале, — и даже после того, как перебрался в Канаду, он продолжил снимать нечто в том же духе, хоть и с изрядной долей мелодраматизма («Час блаженства»). Однако впоследствии он все же переключился на чистый жанр: его «Воины» и «Койот» с виду непритязательные боевики, тем не менее внутри них спрятан настоящий надлом. В «Койоте» его можно найти внутри главного героя, которого назвали в честь американского танка, потому что его отец был генералом, а он сам выше рядового не поднялся. Вообще Дотан в своих фильмах немало внимания уделяет служивым людям, которые никогда не сдаются, даже если ничего не осталось, потому что на самом деле всегда что-то есть.
В ЛА неспокойно: то маньяк нанесет новый удар, то местная ОПГ разбушуется. Справиться сразу со всеми напастями намерен лейтенант полиции Джек Коул (Стивен Сигал), а чтобы все было в рамках закона, ему дают черного напарника Джима Кэмпбелла (Кинен Айвори Уэйанс), но…
Известный как «Нико-9» (в России на видеокассетах все фильмы с Сигалом называли по имени его персонажа из первой картины — «Над законом»), «Мерцающий» меньше всего похож на «Настоящего детектива», хотя главный герой тут и носит фамилию Коул. Это скорее бадди-муви (или, если угодно, броманс) прямиком из золотой эпохи «Смертельного оружия». Здесь все сделано по лекалам Шейна Блэка, и даже играет один из братьев Уэйанс (другой Уэйанс, напомним, играл в «Последнем бойскауте» и сериальном ремейке «Смертельного оружия»). Конечно, картина изобилует клише (самое расхожее — неспособные найти общий язык белый и черный коп), однако в ней также присутствует много юмора, хлестких панчлайнов и боевых номеров с Сигалом, который не зря имеет седьмой дан по айкидо. В «Мерцающем» (а это как раз прозвище Коула) его убийственное мастерство представлено во всей красе.
Пойманный на адюльтере с женой влиятельного вельможи, багдадский поэт Ахмед ибн Фадлан ибн-аль-Аббас ибн Рашид ибн Хаммад (Антонио Бандерас) по распоряжению халифа отправляется послом в Волжскую Булгарию, где в стычке с кочевниками оказывается спасен отрядом варягов-русов во главе с конунгом Буливайфом (Владимир Кулич). Буливайф оказывается Беовульфом — и вот уже скандинавы в компании араба (того самого тринадцатого воина) спешат на выручку королю Хротгару, земли которого одолевает племя под названием Пожиратели мертвых.
Так же, к слову, называется и одноименный роман Майкла Крайтона (создателя «Парка Юрского периода» и «Мира Запада»), который экранизировал главный экшен-режиссер 1980-х и 1990-х Джон МакТирнан («Крепкий орешек», «Хищник»). В реальной жизни все, разумеется, было несколько иначе (автор этих строк был на выставке «Путешествие Ибн Фадлана. Волжский путь от Багдада до Булгара» и не видел там никаких Пожирателей мертвых), однако, не приукрасив, не приврешь. «Тринадцатый воин» — образцовый средневековый палп-фикшен, в котором, право слово, больше «Игры престолов», чем в финальном сезоне «Игры престолов». Это брутальное и круто сваренное кино, в котором иноземец становится своим среди чужих, людей разрывают на куски — а викинги, идя на решающий бой, произносят пробирающую до дрожи предсмертную вису.
1920-е, воевавший с арабами во Французском легионе американец Рик О’Коннелл (Брендан Фрейзер) ведет смелую библиотекаршу Иви (Рейчел Вайс) и ее глуповатого брата Джонатана (Джон Ханна) к загадочному городку мертвых, где вскоре возродится в виде могущественной мумии жрец Имхотеп (колоритный артист Арнольд Вослу). И то, что начиналось как погоня за древним баблишком и тайными знаниями, обернется спасением мира.
Режиссер Стивен Соммерс на стыке тысячелетий находился на пике формы, а впереди его ждал «Ван Хельсинг» и только потом — провальный «Бросок кобры». В общем, амбициозная идея поженить одноименный классический хоррор студии Universal, ее же «Дракулу» и «Индиану Джонса» с примесью египетского колорита упала ему в руки очень вовремя, как понятно из дальнейших путей загибающейся франшизы и одной режиссерской карьеры. Хоть «Мумия» заслуженно и считается приключением второго ряда, годы оказались ей к лицу: критика колониализма и самомнения белого человека, неоднозначный антагонист, жаркий дух старых добрых авантюр, которые к 2010-м трагично выродились да и вызывающие симпатию референсы — 1930-е да 1950-е против сегодняшних бесконечных 1980-х и 1990-х — заставляют не без удовольствия погрузиться в археологию.
На планете с тремя солнцами терпит крушение космический корабль с довольно интересным межэтническим и этическим составом. В живых остаются второй пилот (Рада Митчелл), несколько паломников-мусульман во главе с имамом (Кит Дэвид), ершистая девочка-подросток (Риана Гриффит), торговец антиквариатом, австралийские переселенцы, охотник за головами (Коул Хаузер) и отлично видящий в темноте уголовник Ричард Б.Риддик (Вин Дизель), страшнее которого только те твари, что вылезают на поверхность планеты при полном затмении.
Безусловная жанровая удача начала нулевых — компактный фантастический триллер Дэвида Туи («Прибытие», «Глубина»), от которого не знаешь что ждать, поэтому он постоянно водит тебя за нос. С одной стороны это космический вестерн, с другой — камерный хоррор, с третьей — сайфай-боевик, в котором главным героем оказывается прожженный нигилист. «Разве может человек, который всю жизнь просидел в тюрьме, не верить в Бога? О, я верю в него — и искренне его ненавижу!» — читает отповедь благообразному имаму Риддик. Собственно, герой Вина Дизеля — это главный аттракцион картины. Обладающий звериной грацией хищник в человеческом обличье и со своим странным кодексом чести. Он не создан для размашистой космической оперы (отсюда провал сиквела «Хроники Риддика»), его истинный удел — выживание в диких условиях, что блистательно подтвердил вернувшийся к истокам триквел.
Накануне миллениума Милла Йовович обладала удивительным даром мотивировать своих мужей (бывших и нынешних) снимать отличное кино с ее участием. За пятнадцать лет существования у «Обители зла» были свои взлеты и падения, но начиналась франшиза точно за здравие. Полтора часа зубодробительного зомби-экшена окончательно закрепили за Полом У.С.Андерсоном («Смертельная битва») звание главного экранизатора видеоигр — а саундтрек Мэрилина Мэнсона и Марко Бельтрами надолго осел в плеерах миллионов подростков начала нулевых.
Однако, будучи классным образчиком жанра, первая «Обитель зла» еще и яркое авторское кино. Оно умудряется намертво приковать к себе внимание вне зависимости от того, в какой раз его пересматриваешь. В основе этого эффекта — смелый эксперимент, на который решился режиссер. Дело в том, что за полтора часа фильм умудряется каждые 10–15 минут радикально сменить жанр. До того, как во второй половине превратиться в зомби-боевик, кино успевает прикинуться то фантастическим триллером, то политическим детективом, то почти космохоррором (как андерсоновский же «Сквозь горизонт»), не говоря уже об открывающем пятиминутном филлере, здорово рифмующем сюжет в кульминации. При этом благодаря отточенному ритму у Андерсона выходит не мешанина, а последовательная смена знакомых правил игры. Вместе с довольно лихо закрученной интригой и бодрым камерным экшеном все это держит на иголках с первой до последней секунды. А удивительную органику Йовович, которая стала олицетворением франшизы, отлично дополняет суровая Мишель Родригес и обаятельный засранец в исполнении Джеймса Пьюрфоя.
Под натиском свирепых захватчиков-саксов Римская империя разумно покидает свои владения в Британии, бросив остров на произвол судьбы. Однако военачальник Арториус (Клайв Оуэн) решает нарушить приказ — и с горсткой рыцарей-сарматов встает во главе племен пиктов, чтобы вместе с их вождем Мерлином (Стивен Диллейн; Станнис Баратеон из «Игры престолов») защитить свою новую родину.
Самобытный талант режиссера Антуана Фукуа («Тренировочный день», «Великолепная семерка») раскрывается только тогда, когда к нему в руки попадает хороший сценарий. И с Дэвидом Францони, до этого написавшим спилберговский «Амистад» и оскароносного «Гладиатора», ему, несомненно, повезло. Как мало кто Францони умеет замешивать на реальных фактах прошлого эпичные, захватывающие и при этом неглупые истории. Эпичности и атмосферности картине также добавляет по-хорошему пафосная музыка Ханса Циммера — композитора «Гладиатора» и «Пиратов Карибского моря». К слову, из «Пиратов» продюсер Джерри Брукхаймер прихватил в «Артура» молодую (тогда еще) звезду Киру Найтли, которая в роли яростной кельтской амазонки смотрится на удивление убедительно. Вообще, глубина актерского состава в «Артуре», как в каком-нибудь топовом футбольном клубе, поражает до сих пор: мало кому удавалось собрать на одной площадке столько будущих звезд. Компанию Оуэну среди рыцарей Круглого стола составляют Мадс Миккельсен, Рей Уинстон, Джоэл Эджертон и Рей Стивенсон, которым противостоят свирепые саксы в исполнении Стеллана Скарсгорда и Тиля Швайгера. Вместе этой команде мечты удается не только от души порубить друг друга, но и поговорить на важные темы — от поиска родины до эфемерности свободы. Пожалуй, единственное, с чем картине не повезло, так это с соседями по прокату: она затерялась на фоне «Властелина Колец», «Трои», «Царства небесного» и прочих эпиков середины нулевых.
Выдающиеся братья-аферисты (Эдриен Броди и Марк Руффало) предпочитают грабить так, чтобы даже ограбленный был доволен. Их новая цель — взбалмошная богачка Пенелопа (Рейчел Вайс), с которой они будут путешествовать по всему миру в поисках приключений и больших денег.
«Братья Блум», прокуренные духом авантюрного кино из Европы и США (где-то от тех же источников прикуривал Уэс Андерсон, снимая «Поезд на Дарджилинг»), пали жертвой статуса «второго фильма». После ревизионистского школьного нуара «Кирпич» от Райана Джонсона не ожидали виртуозного дуракаваляния, где оригинальность трюков (а это чертовски самобытное кино) важнее всего остального. Через четыре года режиссер разжует задумку в сайфае «Петля времени», где задастся вопросом об оригинальности кинематографа в формате путешествий во времени. В «Братьях» же он выставит кинематограф как великую обманку, которая обычно оставляет довольными как грабителей, так и ограбленных. Фокус, разумеется, сложнее и трагичнее, но это уже закадровая история, великое пояснение трюка, которое требуется тем, кому не хватает зоркости или веры.
Безумный мэшап от корейского режиссера Ли Снгму, соединивший традиции уся-боевиков и вестернов с щепоткой постапокалипсиса, стимпанка и бог знает еще чего. По сюжету не знающий поражений азиатский мечник Янг (Чан Дон Гон), уничтожив всех до единого воинов враждебного клана ниндзя, не смог закончить дело и убить кроху-наследницу. Чтобы спасти младенца от бывших коллег, он отправляется через океан на Дикий Запад, где укрывается в захолустном городишке. Но в этом суровом краю ковбоев мечу воина недолго придется оставаться в ножнах…
Над сделанным из всевозможных жанровых клише «Путем воина» витает дух театрального капустника. На это работает и цирковой антураж городка, половину населения которого составляют бродячие артисты, а в центре стоит полуразвалившееся чертово колесо. Также это подчеркивают CGI-задники в модном тогда «спартанском» стиле. Однако, балансируя на грани, кино не скатывается в откровенную пародию: здесь есть место и патетичным подвигам, и вкрадчивой целомудренной романтике, и с размахом поставленному экшену (особенно в конце, когда ковбои и ниндзя наконец сходятся в долгожданной схватке). Главная удача картины как раз в этой верно найденной интонации: ирония здесь не сбивает градус пафоса, а наоборот — лишь добавляет истории новые грани.
В конце нулевых «Унисол» пережил мощнейший перезапуск, который устроил Джон Хайамс — сын замечательного режиссера и оператора Питера Хайамса («Узкая грань», «Патруль времени»). Проигнорировав события второй части и двух ужасных канадских телепродолжений, он снял сиквел самого первого фильма, но в очень нехарактерном для «Универсального солдата» реалистическом ключе.
Несмотря на то, что действие в картине происходит в отдаленном будущем на Чернобыльской АЭС, где террорист в исполнении Захари Бахарова («Дзифт») держит детей министра страны Пасалан (болгарско-украинская Россия) в заложниках, сами бои (и в особенности схватка между Люком Деверо (Жан-Клод Ван Дамм) и воскресшим сержантом Эндрю Скоттом (Дольф Лундгрен) были сняты в стилистике «грязного» телерепортажа. Впрочем, учитывая то, что кино было поставлено по сценарию бывшего агента «Моссада» и автора нескольких автобиографических книжек Виктора Островского, удивляться не приходится. Другое дело, что если вам третий «Унисол» показался странным, то четвертый и вовсе удивит. Это лихой микс из «Бегущего по лезвию», «Маньчжурского кандидата» и «Апокалипсиса сегодня», в котором роль протагониста досталась Скотту Эдкинсу, а герой Жан-Клода Ван Дамма пережил жутчайшую метаморфозу в духе полковника Курца.
Как и в прошлой части, тут тоже появится клон сержанта Скотта, а еще унисол нового поколения, которого играет боец MMA Андрей «Питбуль» Арловский. Его битва с Эдкинсом на битах в спортивном магазине — ярчайший образец нетривиальной и невероятной боевой хореографии в кино. Вообще, в фильме много качественно сделанного экшена, поэтому, как совершенно справедливо заметил один американский критик: «Если бы больше боевиков были похожи на четвертого «Унисола», возможно, мир стал лучше».
40-летний Гарри Кинг (Саймон Пегг), посещающий клуб анонимных алкоголиков и неспособный найти место в жизни, решает собрать школьных друзей (Ник Фрост, Падди Консидайн, Мартин Фриман и Эдди Марсан), чтобы пройти «золотую милю» — маршрут из 12 пабов, который они не осилили старшеклассниками в 1992 году.
«Армагеддец» (в оригинале «The World’s End»), кажется, самый недооцененный фильм Эдгара Райта, если так можно описать project of passion одного из самых любимых режиссеров современности (особенно среди тех, кому нет и пятидесяти). То, что начинается как неловкая комедия о встрече одноклассников в обшарпанной дыре малой родины, вскоре перерастает в уморительный оммаж «Вторжению похитителей тел», где инопланетяне превращают неуживчивых британцев в добропорядочных граждан, а заканчивается и вовсе одой неприкаянности и неустроенности, которая может выражаться как в одержимости гик-культурой, так и в куда менее обаятельных формах. Райт, как обычно, отправляет персонажей взрослеть, а на финише ждет их с предупреждением, что доза здорового инфантилизма тоже важна. В «Армагеддеце» сардоническая и трагическая регистры его кинематографа выкручены по максимуму и сдобрены не только бесконечными отсылками, но и духом старого рыцарства (у всех персонажей говорящие фамилии-титулы). Роман воспитания может длиться вечно.
Еще один фильм Антуана Фукуа в нашем списке — и еще один удачный сценарий: на этот раз от автора и продюсера сериалов «Щит» и «Сыны анархии» Курта Саттера. Отчаянный рубака и чемпион мира по боксу Билли Хоуп (Джейк Джилленхол) в случайной потасовке теряет жену (Рейчел МакАдамс), из-за чего его жизнь и карьера летят под откос: он банкрот, лишен лицензии спортсмена, а дочь забирают органы опеки. Чтобы вернуть ее, Билли снова надо стать чемпионом — причем подняться ему придется с самых низов под руководством нового тренера (Форест Уитакер).
«Левше» отлично удается маневрировать между двумя драмами: спортивной и психологической. Выросший на задворках Адской кухни [злачный район Манхэттена], Билли отлично решает вопросы с помощью кулаков, но оказывается беспомощен перед реальными жизненными трудностями. Умея ломать, он не способен строить и даже защитить то, что уже построено, так же как не способен защитить себя на ринге, поэтому ему остается только полагаться на пушечный удар левой и неисчерпаемую выносливость. Теперь же, оттолкнувшись от дна, Билли придется повзрослеть как спортсмену и как человеку. Оживляет эту сюжетную схему и дает картине подлинный заряд экранная химия между Уитакером, Джилленхолом и юной Уной Лоренс (дочкой Билли). А отлично снятый экшен на ринге дополняет музыка Джеймса Хорнера, чередующего разряженные фортепианные пассажи с брутальным хип-хопом. Чего только стоит открывающая сцена бинтования рук героя под «Beast»!
В 2005 году режиссер Айзек Флорентайн выпустил продолжение спортивной драмы с Уэсли Снайпсом о подпольных тюремных боях, в которой чемпиону по боксу (уже в исполнении Майкла Джея Уайта) противостоял непобедимый русский боец Юрий Бойка. Злодей, сыгранный экшен-звездой Скоттом Эдкинсом, так полюбился зрителям, что в следующей части он уже стал главным героем, а Эдкинс, который демонстрирует акробатический микс-файт, превратившийся в визитную карточку франшизы, постарался глубже раскрыть непростой характер бойца.
В этом отношении четвертый фильм о Бойке, в котором Флорентайн уступил режиссерское кресло болгарину Тодору Чапканову, стоит особняком. Помимо крутого экшена в нем нашлось место и настоящей драме — брутальной, простоватой, но честной и убедительной. На пути к своей мечте — боям на официальном чемпионате — Юрий случайно убивает на ринге русского бойца. Движимый чувством вины, он бросает все и едет на родину, чтобы попросить прощения у вдовы убитого (Теодора Духовникова). Надо сказать, что снятая в Болгарии русская глубинка совсем не режет глаз, а экранной паре Эдкинса и Духовниковой удается сделать образ главного героя еще более объемным. Достойное завершение неплохой франшизы.
«Волкодав» и «Викинг», которых мы заслужили. Чтобы спасти свою жену, ратнику Ратибору (Алексей Фаддеев) предстоит преодолеть опасный путь через дикие земли в компании недружелюбного наемника — скифа Куницы (Александр Кузнецов).
Темное фэнтези, густо замешанное на славянской (и не только) мифологии, напоминает то «Конана-варвара», то брутальные вестерны, а иногда и вовсе срывается в «Безумного Макса» с его «Громовым куполом». При относительно низких бюджетах команде Рустама Мосафира удалось снять экшен так, как в России этого еще не делал никто. А густая и вязкая атмосфера вместе с неглупо сконструированным сюжетом позволяет «Скифу» выделиться на фоне остальных историко-патриотических постановок последних лет. Кроме того, это еще и возможность оценить невероятную органику Александра Кузнецова, сыгравшего здесь настоящего древнеславянского Джокера.