Драматический |
18+ |
Кама Гинкас |
30 октября 2014 |
2 часа 50 минут, 1 антракт |
Через персональный ад профессорской семейной пары Кама Гинкас поговорил со зрителем о разбитой морали мира старого и ничтожности мира нового.
Пьеса Олби поставлена в фойе театра, публика оказывается в едином пространстве с актерами. Даже современный зритель, привыкший к подобным «фокусам», невольно съеживается: оказаться «глаза в глаза» с Джорджем (Игорь Горин) и Мартой (Ольга Демидова) - это как смотреть на трехчасовую схватку обожающих друг друга смертельных врагов.
Актерская игра здесь великолепна, но по-другому и быть не может: актеры поставлены в совершенно беззащитное положение, как бы под увеличительное стекло зрителя. Сыграть здесь «просто хорошо» невозможно – будет провал.
Итак, американская профессорская семья – Марта, истеричка, пьяница с несбывшимися надеждами на мужнюю карьеру и детей, и Джорж, прекрасный неудачник-преподаватель истории в потертом твиде, – ждут гостей в 2 ночи. На подходе молодая пара, только «влившаяся» в профессорский городок: смазливый преподаватель биологии Ник (Илья Шляга) и его недалекая жена Хани (Мария Луговая), которых Марта и Джорж должны ввести в курс жизни кампуса.
Режиссер делает Джоржа главным действующим лицом. Женившийся по любви на профессорской дочке, он так и не сумел встроиться в чуждую ему жизнь академ. городка, от которого прячется за книгами и бокалом виски. Доведенный до предела постоянными выходками любимой жены-монстра, Джорж решает, наконец, одолеть Марту, устроив ей, а заодно и гостям представление с играми, скелетами в шкафу и смертью нерожденного сына.
Молодая пара с радостью встраивается в игрища двух чудовищ, и на проверку оказывается бледной и еще неокрепшей реинкарнацией профессорской четы.
С идеей пьесы все ясно: «нам не страшен серый волк» семейной жизни агонизирующих, уставших друг от друга, но все еще любящих людей, превращается в разговор о том, что будущее цивилизации не несет надежд, а только бездарное повторение ошибок прошлого. И потомки, реализующие эту программу, еще более аморальны и пусты.
Интересно другое: как современный пост-драматический зритель воспринимает подобные работы. Несмотря на сокращенное пространство между зрителем и актерами, постановка вполне классическая.
Видно, что большинство зала находится под впечатлением, и немудрено – актерская игра великолепна, режиссура настолько филигранна, что не включиться в процесс очень сложно.
Но это реакция зрителя классического театра, который по привычке ждет старой доброй школы Станиславского.
Я же подумала о другом: К. Гинкасу удалось поместить меня в 70е или 80е. Магическим образом Игорь Горин стал напоминать Олега Янковского из "Полетов во сне и наяву", с обаянием советского "лишнего" человека, в Ольге Демидовой попеременно проглядывает то Рената Литвинова, то Марина Зудина. Зрительный зал и вовсе превращается в мир 40и-летней давности: несмотря на дорогостоящие билеты, зрители МТЮЗа сильно отличаются от публики ЦИМа или Гоголь-центра: степенные пожилые дамы, молодые люди, похожие на работников НИИ.
Осознанно или нет, К. Гинкасу удалось доставить мне настоящее пост-драматическое переживание. Может быть именно этого он и добивался? Через погружение в прошлое продемонстрировать никчемность нынешнего мира?
Самый недетский из ТЮЗов нашей страны представил в этом сезоне спектакль об апокалипсисе в одной отдельно взятой семье. Знаменитая пьеса американца Эдварда Олби разыгрывается в фойе театра силами четырех артистов — Игорь Гордин и Ольга Демидова выступают как старшая пара, Мария Луговая и Илья Шляга как младшая. Эти четверо на площади в двадцать квадратных метров в отсутствии сложных декораций и каких бы то ни было технических придумок показывают действие такой эмоциональной силы, что впору испытать катарсис. Каждый из них под чутким руководством режиссера Камы Гинкаса создает здесь свою лучшую роль — и речь не только о молодых актерах, но и о уже проявивших себя Гордине и Демидовой.
Марта в исполнении Ольги Демидовой напоминает сразу все гипертрофированные женские образы — от Ренаты Литвиновой до Жанны Агузаровой, от Инны Чуриковой до Елены Соловей. О Гордине разговор иной, с одной стороны ему такое амплуа уже отчасти знакомо — в предыдущем спектакле Гинкаса «Ноктюрн» он исполнил роль парня, который нечаянно убил свою сестру, у Олби мотив убийства родственников также присутствует. Но точность психологических мотивировок, точность оценок, насыщенные паузы, нагнетающие саспенс, умение одновременно проявить целый спектр сложных эмоций — в этом смысле Эдвард Олби предоставляет актеру гораздо больше возможностей проявить себя, чем автор «Ноктюрна» Адам Рапп. Все это вдвойне ценно в этом камерном пространстве, где актер оказывается как бы под микроскопом. Одно дело, когда перед тобой рампа, за которой так темно, что не видать и первого ряда, другое — когда ты существуешь, то и дело натыкаясь на зрителей, перехватывая их взгляды, а порой и вовсе вступая с ними в прямое взаимодействие.
Интересен и вот какой момент — в центре пьесы изначально стоит женщина, которая выдумала себе ребенка и растила этот фантом на протяжении двадцати с лишним лет. У режиссера Джордж оказывается важнее Марты, то есть он акцентирует внимание не на самой истории, а на восприятии ее каждым из персонажей. Каково это — быть замужем за человеком, который не оправдал твоих надежд? Каково это — быть мужем женщины, одержимой материнством, но не способной иметь детей? Каково это — придти в гости к людям, которые вдруг решили дать ожесточенный бой лицемерию?
Потому и радостно, что Гинкас не ставит нашему обществу никакого диагноза и не пытается читать морали; он говорит о частной истории, об исключении из правил — пусть и весьма уродливом исключении. Гинкаса интересует не сама история, не причины, лежащие в ее основе, а поведение героев в этой ситуации, их отношения друг с другом и с собой. На первом месте здесь не идея, не мораль, не отчасти детективный сюжет, а люди во плоти — благодаря этому спектакль и получился таким живым и настоящим.
Я давно и много слышала о спектакле "Кто боится Вирджинии Вульф?". Знаю о существовании одноименного фильма. Знаю про пьесу Эдварда Олби... Но совершенно не знала, о чем это, и имя Вирджинии Вулф мне не помогало в моих предположениях :) И вот наконец-то удалось попасть на этот спектакль.
В качестве лирического отступления: меня всегда интриговало название пьесы. И после просмотра спектакля особо понятнее не стало. так что пришлось обратиться к вики. "Английское название пьесы — аллюзия на песню Трёх поросят «Who’s Afraid of the Big Bad Wolf?» («Кто боится большого злого волка?», русскоязычному зрителю более знаком вариант «Нам не страшен серый волк…») из классического мультфильма студии Disney, с заменой «Большого злого волка» на писательницу Вирджинию Вулф. Олби говорил в одном из интервью, что когда-то увидел надпись «Who’s Afraid of Virginia Woolf?» на зеркале в баре и вспомнил её, приступая к созданию пьесы." (с) Мелодию песенки-то я узнала, конечно. Но вот при чем тут Вирджиния Вульф, не догадалась бы никогда :)
Надо сказать, что смотреть, будучи абсолютно незнакомой с материалом, в данном случае оказалось очень кстати. Все действие происходит в одной комнате - почти три часа мы наблюдаем за семейными разборками взрослой пары в присутствии гостей. Это могло бы бы оказаться скучным... но не оказалось.
Пьеса была написана Эдвардом Олби в далеком 1962 году, и по тем временам была и смелой и вызывающей. Автору даже не дали Пулитцеровскую премию из-за присутствия в пьесе сексуальной тематики и обсценной лексики (впрочем, последней в спектакле-то и нет, кажется). Это произведение - про человеческие отношения. Между мужем и женой, мужчиной и женщиной, между поколениями, социальные отношения - все есть. Как ни странно, несмотря на присутствие той самой сексуальной тематики, никакого впечатления именно эта сторона отношений не производит, - психология все затмевает, там такой клубок отношений, проблем, комплексов и прочего! Хотя казалось бы, сюжет предельно простой: после приема у президента колледжа главные герои - дочь президента колледжа и ее муж (Марта и Джордж) возвращаются домой глубокой ночью. Но выясняется, что вот-вот к ним, в свою очередь должны прийти гости - молодая пара: новый преподаватель колледжа с женой (Хани и Ник). Несмотря на неурочное время гости действительно приходят, и остаются. С первых же минут понятно, что хозяева ведут бесконечную, безнадежную пикировку между собой, пытаясь задеть друг друга побольнее, и если и рады гостям, то разве что в качестве свидетелей или группы поддержки. Молодежь на их фоне кажется особенно юной, чистой и влюбленной друг в друга парой... Однако после спектакля, смею вас уверить, вы выйдете с мыслью "все не так как кажется". Присутствует и некоторая таинственная, почти детективная линия - и понять в чем там дело, удастся только в конце.
Каме Гинкасу удалось поставить очень необычный, идеально точный спектакль.
Необычность его по нынешним временам - в простоте. Камерный - все действие происходит в фойе, при отсутствии сцены - часть зрителей сидит буквально на сцене, на одном уровне с артистами, глаза в глаза. Минимум декораций - диван, пара кресел, столик да барный уголок. Все настолько просто, что это кажется гениальным режиссерским решением - отказ от любой театральности, любых технических "подпорок", которые могли бы поддержать, оттенить, замаскировать происходящее на сцене, отвлечь зрителей или усилить их впечатление. Нет - только актеры, причем они не просто на сцене - почти среди нас и им некуда спрятаться, невозможно даже отвернуться от зрительских глаз. Это требует какого-то невероятного таланта и мастерства!
/второе фото в карусели — до начала спектакля - просто чтобы было понятно, насколько все в одном пространстве. Честно говоря, было ощущение, что мы находимся в той же гостиной Марты и Джорджа и просто наблюдаем, не встревая в разговоры - такие мы тихие гости./
Для нас играли:
Марта - Ольга Демидова
Джордж - Игорь Гордин
Хани - Евгения Михеева
Ник - Илья Шляга
Все актерам хочется кричать "Браво!", потому что в этой постановке каждый - главный герой и прекрасен в своей роли.
Спектакль может показаться несколько сложным, в том числе и потому что он весьма отличается от того, к чему мы привыкли сегодня. Здесь нет яркого визуального ряда, нет "экшена", нет спецэффектов, нет песен-плясок и прочих "режиссерских находок". Происходящее занимает все внимание зрителя, не дает ни отвлечься, ни передохнуть. Если вы хотите просто развеяться, развлечься - не стоит выбирать этот спектакль, мне кажется. Но если вы от театра ждете чего-то более серьезного, если вам интересны люди и их отношения - то рекомендую очень.
В гости к профессорской семье приходит молодой преподаватель с женой. Они выпивают и разговаривают. А потом «все спятили». Марта и Ник, пытаясь разнообразить семейный быт, выносят мозги не только друг другу, но и едва знакомым гостям.
В спектакле всего четыре актёра: Игорь Гордин, Ольга Демидова, Мария Луговая и Илья Шляга. Все люди известные, сериальные. Их взаимоотношения не похожи на любовь. У каждого своя история отчаяния и мучения партнёра. Из-за этого кажется, что спектакль немного распался за те семь лет, что идёт на сцене ТЮЗа.
Т.е. не на сцене, а в фойе 2 этажа. Лестница используется как часть дома. Зрители сидят вокруг. А такие любопытные, как я, ещё и практически на головах у артистов. Примерно там, где заканчиваются коленки, начинается кресло, на котором сидят Демидова и Гордин. И в этом для меня оказался самый главный смысл спектакля: ты становишься не свидетелем, не участником, а именно заложником чужих тараканов. И вынужден с ними считаться, потому что не можешь уйти, спать, зевать, достать что-то из сумки и пр. Наверное, так же попала в зависимость от своих нервозов и писательница Вульф. А вслед за ней и героиня пьесы Олби – Марта, для которой пока всё не так печально закончилось: хоть она и носит поросячьи уши, но ещё не боится Вирджинии Вульф.
Нечасто бываю в МТЮЗе, но что смотрела — все спектакли совсем не для юного зрителя. И вот постановка «Кто боится Вирджинии Вулф?» тоже рассчитан на взрослую публику. Про саму писательницу в пьесе не рассказывают, только поют «Кто боится Вирджинии Вульф?» на мотив детской песенки «Нам не страшен серый волк».
На сцене две пары — Марта (Ольга Демидова) и Джордж (Игорь Гордин), супружеская пара со стажем, и недавние молодожены Хани Мария Луговая и Ник (Илья Шляга). В немолодой паре сложные взаимоотношения, но и разойтись они уже не могут, на это нет ни сил, ни желания. Но и у молодой пары хватает скелетов в шкафу.
Спектакль непростой, очень сложно наблюдать за одиночеством вдвоем в паре Джорджа и Марты, как они выдумывают ребенка, придумывают ему целую биографию. Актерам верилось, было ощущение, что они не играют, а проживают образы своих героев, особенно понравился Игорь Гордин. И теперь хочу посмотреть одноименный фильм.