Театральная афиша Москвы

Спектакль Борис Годунов
Постановка Ленком

6.6

Богомолов ставит Пушкина

Если в нашумевшем «Идеальном муже» Константина Богомолова персонажи Уайльда, Чехова и Шекспира превращались в депутатов, звезд шансона и рублевских жен, а в «Карамазовых» сюжет вели герои «Заводного апельсина», Грушенька в кокошнике и журналисты «Скотского телевидения», то канонический список действующих лиц «Бориса Годунова» дополняют ведущая новостей, солдат удачи и собственно Пушкин, беседующий с братом по скайпу. Мария Миронова в роли Марины Мнишек демонстрирует феноменальное владение польским акцентом, Игорь Миркурбанов — Отрепьев наводит ужас гипертрофией тюремных манер, а Годунов Александра Збруева в лучших имперских традициях сохраняет покер-фейс. Для Богомолова это первый спектакль в «Ленкоме» в статусе главного режиссера.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
108
оценок:
212
рейтинг:
554
7

О борьбе зла и зла в современной России

«Толпа терпеливо и покорно ждет, что будет дальше», — сообщают с экранов титры. «Народ — тупое быдло». Титры повторяются, и повторяются, и повторяются в полной тишине, зрители терпеливо и покорно ждут, что будет дальше. Когда кто-то вдруг требует прекратить провокацию, тут же сталкивается с единодушным пожеланием заткнуться и продолжить терпеливо и покорно ждать, что будет дальше. Это первый спектакль Константина Богомолова в «Ленкоме», штатным режиссером которого он был назначен незадолго до премьеры.

«Годунов» — своего рода продолжение и, по всем признакам, заключение условной серии щекотливого политического трэша среди плазменных панелей и кожаных диванов, начатой «Идеальным мужем» и «Карамазовыми» на сцене МХТ им. Чехова. В первой части больше весело, чем страшно: там гламурные лакшери-провинциалки словами чеховских персонажей говорят, что «нада рыботыть», а министр резиновых изделий стреляется в сортире от несчастной любви к брутальному гею-шансонье. Во второй скорее страшно, чем весело: Смердяков варит младенца в кастрюле для отходов, а отца Карамазовых хоронят в солярии. Ленкомовский спектакль максимально пессимистичен: вальяжного, респектабельного и скупого на эмоции нелегитимного тирана Годунова сменяет на престоле прожженный зэк Отрепьев. И если в персонаже Александра Збруева (Годунов) — в пластике и манере держать себя на публике — небуквально отражается нынешний президент страны, то отточенный дерзкий образ Игоря Миркурбанова (Отрепьев) — нечто вроде пророчества в духе «когда я достиг самого дна, снизу кто-то постучал». Богомолов как бы намекает: «Думали, хуже некуда? Давайте почитаем Пушкина».

В двух почти статичных актах умещается все наболевшее: «пятая колонна», вынужденная эмиграция, премии за патриотизм, чеченские войска как главная надежда и опора царя, призывающего к стабильности: «Привычка — душа держав». Для емкого и афористичного памфлета про здесь и сейчас Богомолову даже не пришлось, по обыкновению, что-то досочинять — пушкинская эпопея целиком построена на политических мотивах настоящего времени. Все в этой игре престолов одинаково коварны и бесчестны, а от слова «народ» даже в клятвах пренебрежительно отмахиваются.

Но движущая сила спектакля, конечно, не в сюжете про тихую и кровавую борьбу зла со злом. Удивительно, но энергетическим ресурсом здесь послужило самое что ни на есть актерское мастерство. А конкретно — аудиальное, фонетическое и пластическое подражание архетипам современности. Распальцовки и петушиная грация гипертрофированного гопника в исполнении Миркурбанова наводят ужас, тогда как обыкновенно подобные образы на сцене претендуют максимум на пародию. Достоверность сильного польского акцента Марины Мнишек в работе Марии Мироновой — самый настоящий реализм. Збруев произносит патетичные речи устало-протокольно; Павел Чинарев то по-энтэвэшному тарабанит перед телекамерой, то, сменив интонацию и диалект, превращается в Рамзана Кадырова; Семен Шкаликов и Сергей Ююкин в полицейской форме вообще говорят каким-то инфернальным птичьим фальцетом.

Все здесь на своем месте, разумеется, не без фирменных богомоловских хохм вроде «Пушкин пошел пописать за дерево», и работает как золотые часы патриарха. Но нарочитая прямота высказывания, явленная вслед поэтичной сказке про какашки «Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре наций, кажется шагом Богомолова на ступень обратно. Остается терпеливо и покорно ждать — ведь на видавшей виды ленкомовской лестнице это только первый шаг одной из главных опор и надежд отечественного театра.

Отзывы пользователей о спектакле «Борис Годунов»

Фото Геннадий Колосов
отзывы:
44
оценок:
151
рейтинг:
43
1

Режиссура пубертатного периода.

На самом деле, я бы не ставил никакой оценки данному "творению" Константина Богомолова, не имею привычки оценивать школьные спектакли. Ругать или хвалить, в любом случае, дело неблагодарное. Хвалить особо нечего. Ругать не за что.
С самого начала сложилось впечатление, что постановку осуществлял юнец пятнадцати лет, которого привела в театр Ленком знакомая гардеробщица. И тут кто-то добрый спросил этого мальчика: "Хочешь поставить спектакль?" Услышав утвердительный ответ кто-то добрый спросил: "А что вы сейчас в школе проходите?" - "Бориса Годунова"- сказал задыхающийся от восторга Костя. "Вот его и ставь." Это самое логичное объяснение, на мой взгляд, как возник этот спектакль.
Сам "спектакль" являл собой большой театральный капустник. Все приемы, которые использовал режиссер, настолько затасканы и избиты, что становится не интересно, потому как все предсказуемо. Богомолов цитирует сам себя, хотя это же и есть тот самый постмодернизм, за который Александр Викторович застрелил "провокатора". Но и этот самостеб сделан настолько топорно, что кроме уныния ничего не вызывает. Мысль Богомолова здесь очевидна, будут задавать вопросы Збруеву, не стыдно ли ему играть в этом "постмодернизме", а мы их опередим и сами зададим этот вопрос, раз! и в дамки. Но у меня по этому поводу возник другой вопрос, почему меня лишили права задать этот вопрос? А может я и не задал бы его, а мне навязали. Обсуждать каждую "гениальную" находку режиссера не хочется, не настолько они гениальны. Но некоторые тенденции стоит отметить. Модно сейчас использовать экраны и телевизионные трансляции. А как иначе. Без этого ведь спектакль не будет современным и злободневным. А то, что суют эти экраны куда попало, нужны они там или нет, никого не волнует.
И еще один момент, который уже набил оскомину: притягивание произведения Пушкина к современности. Ну не притягивается оно никаким боком. Несколько лет назад Мирзоев снял фильм, по тому же произведению, и, примерно, на ту же тему (хотя о чем хотел сказать Богомолов для меня загадка, над которой и думать не хочется, потому как ответ очевиден: "Потому что!"), но там хоть взрослый человек снимал, хоть какая-то мысль была. А здесь ребенок... Само произведение нашего всего, имеет ценность только как поэзия, а как драматургия - не выносит никакой критики. Пушкин - гений, но не драматург, увы. Богомолов рушит ткань поэтического своими прозаическими вставками. И сразу становится понятно - кто здесь гений, кто - г...но. В некоторых моментах откровенно хотелось спать, было скучно оттого, что все было настолько предсказуемо. И одень ты Годунова хоть в Бэтмена, хоть в Супермена, хоть в Людину-Павука, это уже было. И сможет это рассмешить лишь неполовозрелых юнцов.
Если кто-то рассчитывает на скандал, то и до скандала здесь далеко. Спектакль опоздал лет так на пятнадцать, по самому скромному подсчету. Скучно, ужасно скучно - вот более точная оценка спектакля Константина Богомолова в Ленкоме по произведению Пушкина (не эмигранта).
И немного о хорошем. Игра актеров. Никаких претензий. Все на высоком уровне. Здесь талант, который не пробогомолишь.

Фото Андрей Гусев
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
5
1

Актеры прекрасно играют то, что навоял режиссер.
Спектакля как такового нет. Есть бестолковый сбивчивый пересказ "Бориса годунова" для быдла и про быдло. Адаптированный быдлом.
Ценители злободневных тем, впрочем, будут в восторге: часы патриарха, маски Pussy Riot и прочие важнейшие атрибуты современности присутствуют.
Напрасно потраченные 3 часа.
P.S. Уже на выходе жена спросила: "А что, Захаров умер?" Однозначно ответить я не смог.

Фото Наталья Скопцова
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
12
3

Мы с мужем очень ждали "Бориса Годунова". Еще бы - Богомолов, чьи "Идеальный муж" и "Карамазовы" восхищали тем изяществом, с которым нас вырывали из набившей оскомину классики и в то же время не повергали в недоумение псевдозаумным модернизмом. Это было прямое попадание в наши души и умы - мы и сами не знали, а Богомолов знал, что нам нужно. И Ленком - такой союз предвещал получение самых ярких эстетических впечатлений.
Первые полчаса Богомолов выезжал на репутации, как съехавший в учебе пятикурсник выезжает на экзаменах, впервые придя неподготовленным. И если в момент зависшего рефрена про народ мы ещё сами в себе подогревали обманчивую веру в искрометность замысла, то на скайпе раздражение начало упорную борьбу со сном. Вержбицкого жалко.
Сон периодически прерывался - а, нет, показалось, и снова - поглядывание на часы (ну не бежать же в гардероб прямо посреди перфоманса). А ведь пятичасовые "Карамазовы" смотрелись на одном дыхании!
Поскольку муза режиссера - постановщика то ли легла поспать, то ли вовсе покинула своего подопечного, фимиам кадить некому и искра не высекается.
Можно простить пошлость и глумление, когда они служат воплощению гениального замысла. А без искры божьей получилась бессмысленная пошлятина.
Ленком сделал ставку не на того режиссера, Богомолов выдохся. То ли у него просто творческий кризис, то ли он в принципе не способен на саморазвитие.
А может быть, это просто мистификация? Взяли режиссера-дилетанта, сводили во Мхат пару раз и велели поставить спектакль, чтоб от богомоловского не отличить?
Отнюдь, подделка разоблачена.
Неужели Марку Захарову понравились эти жалкие поделки в стиле пародии на Богомолова?
Жалко блестящих актеров и зрителей. Первым бы играть в талантливой постановке, а вторым наслаждаться посещением любимого театра.

Фото klavdia morkovkina
отзывы:
199
оценок:
289
рейтинг:
117
9

«Борис Годунов» - спектакль, больше напоминающий телешоу, жанры в котором постоянно меняются. Здесь есть и репортажи, и интервью, и аналитика, и интриги, разбавленные музыкальными номерами. Нельзя забывать и о самой пьесе; он актуален всегда, даже без конкретной привязки к времени действия.
Богомолов создает очень сильный эффект присутствия: зритель у него словно становится частью толпы. Но самое главное в спектакле, конечно, то, насколько тонко через текст пьесы режиссер исследует природу власти. Годунов выгорает под ее тяжестью, царский род гибнет в смутное время, а смута царит не только в стране, но и в головах. Особенно удался Богомолову образ царевича Дмитрия — одновременно и пушкинского призрака, от которого Годунов отбивается словами «чур, чур, не я твой лиходей!», и андрогинного существа, символизирующего всю Россию сразу.
Почему интересно вернуться: за время, прошедшее с момента премьеры, актерский состав стал невероятно сыгранным. От этого спектакль только выиграл: многие роли раскрываются теперь гораздо ярче, глубже и интереснее.

Фото Sun Rise
отзывы:
10
оценок:
67
рейтинг:
51
3

Побывалось мне сегодня на "Борисе Годунове" в постановке Богомолова.
Только два вопроса: (как и нах.я? - зачеркнуто ) что это было, и зачем же я не ушла в антракте? Не то капустник силами отчисленных с режиссерского факультета, не то трагедия Пушкина глазами пьяной гардеробщицы.
Вспомнилось бессмертное:

"К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра... Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу дамочек верхом на Степане. Разогнав дамочек словами, которые в пьесе не значились, Подколесин возопил:

— Степа-ан!

Одновременно с этим он прыгнул в сторону и замер в трудной позе. Кружки Эсмарха загремели.

— Степа-а-ан! — повторил Подколесин, делая новый прыжок.

Но так как Степан, стоящий тут же и одетый в барсовую шкуру, не откликался, Подколесин трагически спросил:

— Что же ты молчишь, как Лига Наций?

— Оченно я Чемберлена испужался, — ответил Степан, почесывая барсовую шкуру...

— Ну что, шьет портной сюртук?

Прыжок. Удар по кружкам Эсмарха. Степан с усильем сделал стойку на руках и в таком положении ответил:

— Шьет.

Оркестр сыграл попурри из «Чио-чио-сан». Все это время Степан стоял на руках. Лицо его залилось краской.

— А что, — спросил Подколесин, — не спрашивал ли портной, на что, мол, барину такое хорошее сукно?

Степан, который к тому времени сидел уже в оркестре и обнимал дирижера, ответил:

— Нет, не спрашивал. Разве он депутат английского парламента?..

После этого свет погас, и публика затопала ногами. Топала она до тех пор, покуда со сцены не послышался голос Подколесина:

— Граждане! Не волнуйтесь! Свет потушили нарочно, по ходу действа. Этого требует вещественное оформление.
Публика покорилась. Свет так и не зажигался до конца акта. В полной темноте гремели барабаны... Kак видно, на верблюде, приехал Кочкарев. Судить обо всем этом можно было из следующего диалога:

— Фу, как ты меня испугал! А еще на верблюде приехал!

— Ах, ты заметил, несмотря на темноту?! А я хотел преподнести тебе сладкое вер-блюдо!..
Женихи были очень смешны — в особенности Яичница. Вместо него выносили большую яичницу на сковороде. На моряке была мачта с парусом.

Напрасно купец Стариков кричал, что его душат патент и уравнительные. Он не понравился Агафье Тихоновне. Она вышла замуж за Степана. Оба принялись уписывать яичницу, которую подал им обратившийся в лакея Подколесин. Кочкарев с Феклой спели куплеты про Чемберлена и про алименты, которые британский министр взимает у Германии. На кружках Эсмарха сыграли отходную. И занавес, навевая прохладу, захлопнулся..."

"Двенадцать стульев" Ильф и Петров.
Лучше и не опишешь то, что было б лучше мне не видеть сегодня в Ленкоме.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить