Театральная афиша Москвы

Спектакль Гаргантюа и Пантагрюэль, Москва

Постановка Театр наций
7.5
оценить
Расписание и билеты
Театр: Гаргантюа и Пантагрюэль, Москва

Богомолов про какашки

Шумно выругавшись об обществе, его болезнях и страхах («Идеальный муж. Комедия», «Карамазовы»), Константин Богомолов переключился на спокойный разговор о человеческой физиологии. Вчитываясь в 700-страничного Рабле, он нашел в нем и играющего с пропорциями Хармса, и изучение человеком собственной телесности с детской непосредственностью.

Место проведения

Театр наций

Театр наций

8.1
Спектакли главных режиссеров России и мира — с Евгением Мироновым
На сегодняшний день Театр наций, руководимый Евгением Мироновым — самый успешный продюсерский проект с амбициозными реализующимися художественными планами. Тут играют спектакли режиссеров со всего мира: Алвиса Херманиса, Робера Лепажа, Роберта Уилсона. Здешняя режиссура представлена не менее убедительно: Кирилл Серебренников, Дмитрий Волкострелов, Тимофей Кулябин, Максим Диденко. Кассу собирают имена на афишах: Чулпан Хаматова, Лия Ахеджакова, Ингеборга Дапкунайте — список можно продолжать. Здесь собирают театральные достижения провинции на Фестивале театров малых городов. Сохранять звездную команду и жанровую гибкость — от драмы и комедии до постдрамы и балета — позволяет отсутствие труппы.
касса +7 (495) 629 37 39
адрес
подробнее
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
109
оценок:
214
рейтинг:
563
9

Ностальгическое кабаре про какашки

Так сложилось: Константин Богомолов, создающий в Европе аккуратные интеллектуальные шедевры, на родине известен главным образом как производитель беспардонного трэша и китча. Так вот, теперь в Москве можно посмотреть нечто совершенно непохожее не только на «Идеального мужа» и «Карамазовых», но и на варшавские и литовские опыты главного возмутителя спокойствия отечественной сцены. Теперь он поставил спектакль без экранов, без титров, без прозрачных пластиковых стен и даже без мата. Своей теплой и бесконфликтной премьерой по Рабле Богомолов ведет разговор не про постсоветский ад, не про морально разложившуюся элиту, не про пороки ТВ, РПЦ и прочие язвы общества — вообще про другое. В эпическом бестселлере Ренессанса режиссер углядел непредвзятое исследование телесности, логику Хармса и ностальгический флер. На чем, не имея, по обыкновению, готовых ответов на все вопросы, и сфокусировался.

Красный потолок, красные стены с прожилками (фирменная симметрия Ларисы Ломакиной) — персонажи бытуют внутри то ли утробы, то ли желудка, уютно обставившись торшерчиками, столиками, диванчиками. Фоном едва заметно звучит что-то необременительное, навроде подложки какой-нибудь разговорной передачи радио «Маяк». Ассоциацию закрепляет обстоятельная интонация Сергея Епишева: «Здравствуйте, дети. Меня зовут Гомер Иванович, сейчас я расскажу вам сказку». Дальше он будет комментировать и дополнять в микрофон все происходящее: явление первой какашки, беседы Игоря Сергеевича Гаргантюа-Иванищева с сыном Пантагрюэлем о подтирании, экспедицию в кишечник, вагинальное исполнение «Casta Diva» — и, фактически заменяя титры, сообщать, когда «тоска» в исполнении Розы Хайруллиной пришла, а когда ушла.

Конечно, никаких великанов тут нет, как нет и младенцев, стариков, что уж говорить про гульфики и обилие какашек. Есть двое расслабленных немолодых мужчин в вальяжном исполнении Сергея Чонишвили и Виктора Вержбицкого. Они нехотя ведут стариковскую беседу, незаметно обмениваются ролями, а вокруг оживают сюжеты их диалога, в которых межстрочную ностальгию бетонируют цитаты из «Ласкового мая», Наташи Королевой и Натали. И вся история про знаменитых великанов, от безделья путешествующих в страну Фонарию к оракулу Божественной бутылки, оборачивается досужей фантазией обитателей дома престарелых. Для них в самом деле раньше деревья были большими, а теперь даже страна — маленькая и «великаны вымерли». И тут как-то само собой думается, будто вымерли они оттого, что в стране этой в какой-то момент на всякое физиологическое разнообразие было наложено табу.

Никаких аллюзий и эвфемизмов — в этом, пожалуй, и сила. Обычно выкручивающий ручку громкости до предела то в одну, то в другую сторону Богомолов на этот раз предпочел середину. Конферансная, дикторская манера Епишева, кажется, служит здесь камертоном для всех появляющихся на сцене. Получается, что вот такое плавное и равномерное существование артистов, отвлекающихся от чтения текста на хоровое исполнение шлягеров или малоподвижные танцы, как бы передает привет спектаклям Юрия Погребничко — настолько взятая здесь нота, одна на всех, победно о ничем. Выбивается разве что взвинченный Павел Чинарев, без броских выпадов которого, впрочем, спектакль в 800-местном зале имел бы все шансы стать колыбельной.

Неверно было бы сказать, что спектаклю по Рабле победу обеспечила именно выверенная интонация — в конце концов, артисты «Мастерской Фоменко», ШДИ и того же театра «Около» дадут сто очков вперед команде Богомолова в работе над любым материалом. Тут важно обратить внимание на безукоризненную среду: на то, как грамотно залито светом алое пространство при полностью перекрытых кулисах и колосниках; на то, как гармонирует гамма спектакля с фактурой зрительного зала Театра наций; редчайшее качество при незаметной сложносочиненности. И если сдержанность, помноженная на добротность, — не передышка между атаками на сознание обывателя, а результат эволюции метода, то этот спектакль про какашки запомнят как момент безоговорочного становления великого мастера.

9

Отзывы пользователей о спектакле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Фото Masha
отзывы:
15
оценок:
42
рейтинг:
33
7

Пошлость — это когда всерьез

Творчество Богомолова явно не для ханжей и консерваторов. Точно так же, как нелепо критиковать небо за голубой цвет ранней весной, странно вменять Богомолову "недоискусство". Неоправденные ожидания неудовлетворенных зрителей можно списать на недостаточную эрудированность и осведомленность о творчестве Рабле, чье произведение было взято в основу постановки. Излюбленные приемы французского романиста - гротеск и гипербола. Рабле использует грубоватый черный юмор, связанный с человеческим телом, много говорит об одежде, вине, еде и венерических заболеваниях, что совершенно нетипично для средневековой романистики, считавшей перечисленные темы низкими и не достойными упоминания. Таким образом, оба - и Рабле, и Богомолов - разрывают шаблоны своего времени. Богомолов предлагает посмеяться и принять собственное тело как некую жизненную константу, как естественную часть себя, чтобы освободиться от взрощенного современным обществом ошибочного восприятия, при котором малейшие несовершенства получают клеймо персонального кошмара.

В завершение хочется признаться в любви Константину Богомолову. Костя, Вы мой любимейший театральный режиссер! Спасибо за Ваш талант, за Вашу внутреннюю свободу.

10
Фото Георгий -
отзывы:
5
оценок:
30
рейтинг:
9
1

Это не спектакль. Это дерьмо.
Можно было бы сказать, что он надежно занял 1-ю строчку с конца,
Но немного придя в себя после увиденного и услышанного - могу твёрдо сказать, что это дерьмо вне списка моих оценок. "Это" даже не может и не должно называться спектаклем.
Это дерьмо "в квадрате"!

P.S. Рецензии не пишу. Зарегистрировался только чтоб предупредить возможных зрителей - НЕ ХОДИТЕ!
Касается всех. И Тем кому нравится " Идеальный муж " и " Карамазовы " и уж тем более тем кто привык к классическим театральным постановкам.

5
Фото Наталья Кинщак
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
4
1

Была на этом спектакле 16.06. К сожалению, не прочитала заранее отзывы. Спектаклем это назвать никак нельзя, это просто издевательство над зрителем и полное к нему неуважение. Очень хотелось уйти уже в середине первого действия, что многие и делали. Но решила досмотреть до конца. Смысла не вижу вообще. Нормальным людям ходить не советую, после спектакля хочется пойти и тщательно вымыться. В антракте половина партера освободилась, людей пересаживали с задних рядов. Многие смеялись, над чем -непонятно. Но некоторым людям достаточно сказать слово какашка, и они будут хохотать, а здесь таких слов было ну очень много. Скажите, кому может быть интерес рассказ об испражнениях, пуканье, подтирании и т.д., и т.п.? Здесь даже не эпатаж, а отношение к зрителю- ничего, схавает.

4
Фото Elena Viktorovna
отзывы:
1
оценок:
5
рейтинг:
4
5

отмечу сразу, что роман к своему стыду не читала...
А как скажите еще высмеивать пороки? Наверно только в такой омерзительной форме, – какими они и являются, чтоб люди вставали и уходили. Спектакль можно и нужно смотреть всем кто понимает фильмы типа Дитя Макона, Свинарник или Сатирикон великого Феллини и конечно тем, кто любит творчество Шемякина.
Это то куда мы катимся – великая Римская империя, была разрушена, тем чем сейчас заняты желания и умы большей части населения (бородатая женщина накануне была в тему).
Но мир спасет дружба и любовь.
Не уверена, что Богомолову дадут за ЭТО золотую маску, на которую он когда-то претендовал. Хотя актеры бесподобны. Монологи шикарные, но длинноваты (теряешь нить). А двое молодых ребят-какашек - космос! Ну и Хайруллина – ушла тьма, ушло уныние! – зачет
И мой любимый финал – ВСЕ УМЕРЛИ!!!

4
Фото Ilia BossaNova
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
26
7

Да простят меня театралы, к коим себя не отношу, но мне понравилось.
Необычно, не классически, местами скабрезно и мерзко, но все как-то в тему. Даже "Маленькая страна", "Ласковый май" и Бритни Спирс.
Но зато жестко, антиклерикански, сатирически не скучно и не занудствуя.
Из актеров понравился Сергей Епишев (слепой чтец)

1

Галерея