Мэр Москвы человек занятой, поэтому первая часть богомоловского спектакля по мотивам генеральной интонации романа Томаса Манна его наверняка оскорбила бы неуважением ко времени. Первые сорок минут спектакля актриса Елена Морозова кашляет в ржавом павильоне напротив сидящего молча Богомолова, через каждые восемь минут выходя к металлической стенке перед первым рядом и читая по одному стихотворению о временах года. Также Собянин активно выступает за импортозамещение, поэтому вряд ли ему бы понравился прямой перенос Богомоловым своих текстов из латвийских спектаклей на русскую почву. Да и сами тексты, на безэмоциональном произнесении которых выстроена вторая часть, мэр города не оценил бы: там все про увядание и смерть, слишком много негатива и ничего — про позитив и перемены к лучшему, которые Богомолов призывает активно замечать своих подписчиков в инстаграме.
Дебют режиссера в музыкальном театре сделан с использованием традиционных его приемов: религиозные символы, титры как средство выразительности, кросс-дресс, юмор уровня КВН, анатомия и физиология для самых маленьких. Собянин, по его собственному признанию, «слушающий в машине классику», наверняка был бы оскорблен криками и шумом, которые в спектакле Богомолова перебивают мелодичную музыку оратории Генделя. И опять же: тут и маньяк Чикатило в роли Удовольствия, и переодетый в девочку контртенор, и гомоэротический подтекст, и могущее понятно кому показаться порнографическим либретто Сорокина. Страшно!
Кто-то уже удачно обозначил эту свежую премьеру словом «бормотуха». Это не только суррогат современного театра, но и актеры в нем натурально бормочут текст: тихо и без эмоций наговаривают нашего лучшего драматурга в навесные радиомикрофоны. Сергей Собянин говорит о себе как о человеке простом и близком к народу, а простой человек от Чехова всегда ждет какой-то щемящей пронзительности жеста. Богомолов же здесь работает с едва заметными переменами интонаций и полутонами. Есть опасения, что человек простой не разглядит и заскучает.
«Почти голая женщина подвешена к потолку и изображает распятого Господа нашего Иисуса Христа, а актер играет роль священника-гомосексуалиста и молится на нее», — так описывается одна из особенно кощунственных сцен спектакля в письме Аналитического центра святителя Василия Великого, отправленного новому худруку МХТ Сергею Женовачу в конце марта. В который раз православные требуют снять кощунственный спектакль, который оскорбляет чувства не только представителей группы РПЦ, но и других носителей символической или материальной власти. Постмодерновое шоу, которое еще многим кажется веселым, раздает по серьгам всем браткам, на протяжении почти пяти часов рисуя инфернальную картину современной России.
Редко идущий в Театре наций спектакль Богомолова по мотивам романа Франсуа Рабле исследует феномен телесности. Здесь Богомолов отказывается от экспрессивных социальных и религиозных карикатур, чтобы сосредоточиться на подробностях функционирования человеческого тела и наших с ним отношениях. Спокойный и даже теплый спектакль повествует в примирительной манере о путешествиях по пищеварительному тракту и подтирании, по пути цитируя сахарную русскую попсу. В спектакле есть персонаж Какашка и не только. Несложно догадаться, как на все это отреагировал бы переустроитель Москвы, так полюбившийся Богомолову.