Театральная афиша Москвы

Спектакль Сфорца

7.6

«Новодрамовские» артисты играют костюмированный исторический спектакль

Саша Денисова написала пьесу про XV век Италии, где во времена республиканских войн в ход пускаются магические кристаллы и карты Таро, а камера-обскура вещает новости Первого феодального канала. Режиссер Алексей Жеребцов, в прошлом сезоне работавший с Денисовой над психоделической лекцией «Алиса и государство», в этот раз работает не только с актерами Liquid Theatre, но и с командой хита «Театр.doc» «Зажги мой огонь». Притом что исторически достоверная декорация миланского замка в исполнении Александра Арефьева слишком напоминает стены Московского Кремля, авторы уверяют, что это вовсе не сатира, а не более чем историческая любовная драма, в которой возможны любопытные случайные совпадения с настоящими временем и местом.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
108
оценок:
212
рейтинг:
553
7

Костюмированная мелодрама про миланский феодализм как главный политический спектакль сезона

На исходе XV век. По всей Европе расцветает проклятый буржуазный Ренессанс, но гордая Ломбардия держится. Могучие стены первопрестольного миланского замка хранят святые инквизиторские традиции, железным занавесом укрывая обеспокоенного герцога Висконти со свитой и семейством от угрожающего национальной безопасности гуманизма. Попутно ведется война с соседними республиками, погрязшими в ереси, во имя укрепления могучих скреп феодальной монархии. Но все меняется, когда приходит он — поклонник Платона и «Нирваны», на коне и с преданным войском, красавец кондотьер Франческо Сфорца. Так бы он и проскакал себе мимо, не попадись ему на глаза юная и прекрасная Бьянка, она же дочь и единственная наследница местного престола.

Известно, что Саша Денисова (соавтор хита «Театр.doc» «Зажги мой огонь», колумнист «Русского репортера» и до недавнего времени — штатный драматург Маяковки) пишет исторический роман, и «Сфорца» — его театральная демоверсия. Каков выйдет роман — покажет время, а пьеса получилась на редкость замечательная, как минимум с точки зрения театральной механики. Помимо фирменного жонглирования нетривиальными историческими фактами (а знаете ли вы, как правильно приготовить ядовитое зелье? что такое карты Таро на самом деле? чем отличается философский камень от философской воды? где находится третий гвоздь с того самого креста?) и чеканных афористичных диалогов в наличии: поступательная композиция, несколько внятных и внезапно пересекающихся линий, все персонажи переживают сложное развитие — словом, старая добрая модель в эталонном воплощении. И даже с жанровой точки зрения тут наблюдаются захватывающие метаморфозы: если первый акт передает привет драматическим карикатурам Эрдмана, то во втором действие обретает просто-таки шекспировский пафос. Который, впрочем, вовремя снимается посредством энергичного исполнения шлягера одной небезызвестной калифорнийской группы.

Другое дело, что аллюзии на нынешнее положение дел в нашем с вами отечестве, которые даже издали кажутся слишком толстыми, тут укрупняются порой до неприличия. Когда уже все уяснили, что миланский Кремль точь-в-точь как московский, что Святая церковь — РПЦ, а жизнерадостный художник Бонифачо — перспективный стартапер, совершенно не обязательно предъявлять еще и украиноговорящих вояк в касках и вести торжественные монологи про важность традиционных ценностей. Стоит ли говорить, что, когда за атмосферу средневековой Италии в спектакле отвечает Тото Кутуньо, пародировать по-богомоловски новостной эфир федерального телеканала — такая же сомнительная затея, как подкладывать композицию «Creep» ансамбля Radiohead под романтическую сцену.

Однако именно вот эти жирные эпизоды, как ни странно, дают актерам наиграться вволю, а зрительному залу — нахохотаться. Режиссера Алексея Жеребцова явно изменила прошлогодняя совместная работа с Денисовой — спектакль «Алиса и государство» в ЦИМе же. Не осталось и следа от технологической сумятицы, неказистых юморесок и украшательной хореографии. В «Сфорце», если не замечать электрогитары в руках Бонифачо, все настроено под камертон пьесы; холодное пространство металлических параллелепипедов (художник Александр Арефьев) при всей выразительной скупости обживается максимально богато, не говоря уже о филигранном каскаде ненавязчивых гэгов. Что до ролей, тут просто изобилие отличных работ. Илья Барабанов (Le Cirque de Charles la Tannes) играет смешного дремучего колдуна, незаметно превращая его в чуть ли не трагического героя; Андрей Смирнов (Liqiud Theatre) разместил свой образ главного героя в одном ряду с Данилой Багровым и Эрастом Фандориным; а невероятно обаятельная работа Инны Сухорецкой («Практика») в образе Бьянки с ее коронными вопросительно-возмущенными акцентами в самых неожиданных местах — вообще безоговорочно лучшая женская роль если не последних лет, то уж сезона точно.

И, между прочим, у нас на глазах сформировалась уникальная труппа, собранная почти по рок-н-ролльным канонам — на общей волне и без коммерческих целей. Она прошла извилистый путь от «Зажги мой огонь» в «Театр.doc» и «Пыльного дня» в ЦДР к «Алисе и государству» и «Сфорце» в ЦИМе и сформировали свой вполне узнаваемый стиль. А заодно произошло еще одно важное событие, которого все уже устали ждать, — «новая драма», десять лет назад проводившая фестиваль под девизом «Ищу героя», добилась своей цели. Герой был обнаружен не в подворотне, не на трибуне, не за компьютером и не в параллельной реальности, а там, где и искать забыли. Он явился в доспехах и принес с собой лозунг: «Человек — мера всех вещей». И, похоже, у него есть все шансы победить вселенское зло. Потому как за ним не только правда, высшее образование и рок-н-ролл, но и разрушающая крепостные стены любовь.

Отзывы пользователей о спектакле «Сфорца»

Фото Елена ККК
отзывы:
243
оценок:
380
рейтинг:
230
5

Название (да и аннотация на сайте), конечно, вселяет надежду на историю из средневековой Италии. Так вот - жилище индейцев! "Фиг вам" называется. Не, судя по тексту и по именам героев, оно таки Италия, и возможно даже, средневековая. Декорации на уровне самодеятельности, костюмы тоже... своеобразные. Музыка чудесная, только к Италии имеет отношение разве что Тото Кутуньо. И то не к 15 веку.
Постановка на любителя. Действо настолько перегружено отсылками к нашим реалиям, причем как правило не к месту и весьма топорно, что суть повествования норовит потеряться. Нет, есть и сюжет, и умные мысли, но ощущение, что ставка не на них вообще сделана. Певое действие, вместе с тем, почти комедия - все такое карикатурное, смешное... А второе действие вдруг темнее, скомкано, пафосное такое... надо было уходить в антракте :) Ну и, конечно, не обошлось без пародии на президента - это, я так понимаю, сегодня как залог успеха для сомневающихся в своих способностях. Сочиняешь-сочиняешь, ставишь-ставишь, думаешь - а как оно будет?... А тут бац - вставил пародию и все, успех обеспечен! Правда, таких умников уже много (даже я за два месяца вижу второй раз), так что сей прием не нов, не смел и не производит впечатления.
Что радует в "Сфорце", так это актеры. Они явно полны энтузиазма и выкладываются, создавая яркие интересные образы. Можно, отрешась от особенностей постановки и навязывания политической составляющей, наблюдать за персонажами, за их взаимодействием. Прекрасны пары Бьянка-Николо и Бьянка-Сфорца. Совершенно чудесный Бонифачо. Да все они там молодцы, но "благодаря" программке, не могу назвать поименно.
Итог - не советую. Разве что вы любите эксперименты, много политики на сцене и имеете лишние часа три с половиной? Тогда смело идите.

Фото klavdia morkovkina
отзывы:
199
оценок:
289
рейтинг:
117
7

Кажется творчество отступило от риска быть провокативными до конца. Сырой спектакль, но чувствуется цельный эскиз, который обещает обрасти сочными красками. Не жалеть зрителя и давать ему сложный подслой смыслов. Пусть думает и уходит с вопросами для размышления. Можно смело и умно стебать религию и мракобесие. Тема феодального сознания раскрыта и за то спасибо. Живая мощная молодая творческая энергия. Текст можно и необходимо ужимать и резать. Работать с текстом ему же во благо. Важно замечание, что вернуться к спектаклю стоит и тогда будет видно его развитие.

Фото Татьяна
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
1

разочарование полное от спектакля (06.07.2016, СПб, Мюзикхолл). Задумка может и неплохая и даже некоторые артисты играли хорошо (Бианка). Но текст артистов в микрофоны, которые не настроены и фонят, отвратительное техническое решение музыкального сопровождения, огромные колонки, установленные прямо на сцене над головой у зрителей, "счастливых" обладателей дорогих билетов и якобы лучших мест. Все это совершенно испортило впечатление. Полагали, что т.н. "звукооператоры" в процессе решат проблему, но увы. Терпели все это половину спектакля, потом ушли, как и многие наши соседи по залу. Не рекомендую!!!

Фото Евгения
отзывы:
46
оценок:
66
рейтинг:
130
9

"Человек есть мера всех вещей". Эта ценность эпохи Возрождения сегодня снова актуальна. Максима Протагора легла в основу пьесы Саши Денисовой "Сфорца", которую автор вместе с режиссёром Алексеем Жеребцовым поставила как привет из 1411 года в год 2016.

Зачем писать исторические пьесы, когда и классики хватает? Саша Денисова отвечает словами американского сценариста Роберта Макки: "Историческую пьесу нужно писать, только если через стекло прошлого можно увидеть настоящее". "Сфорца" в этом смысле идеальна, здесь закат Средневековья оказывается той самой призмой, усиливающей черты настоящего – сегодняшние подходы к любви, долгу, политике.
Действие «Сфорцы» происходит в 1411 году в Милане, столице Ломбардии – монархии в окружении республик. Правитель Висконти и его семья не покидают крепость больше 20 лет - вдруг какая зараза в виде свободы мысли и прав человека проникнет. Да и власть беречь надо. Но как ни высоки крепостные стены, их осаждает кондотьер Франческо Сфорце. Он влюбляется в принцессу Бьянку, наследницу престола Ломбардии, она влюбляется в него. Перед ней выбор: забыть Сфорцу и защищать замок – или быть с любимым, но предать своих. Сфорце не приходится штурмовать замок: старый герметичный мир пожирает сам себя.

Саша Денисова неоднократно рассказывала, что мечтала написать пьесу о картах таро. И хотя карты таро остались одним из действующих персонажей пьесы (история гласит, что Таро были изобретены для одной принцессы в честь её помолвки), пьеса, конечно, не о них – история получилась о любви и власти, - а значит, лирической и политической одновременно.

Вообще, историческая пьеса, от которой не веет нафталином, а напротив, современность в каждом монологе – подарок для любителей истории и популярных сегодня костюмных сериалов. Визуальные образы сценографа Александра Арефьева и художника по костюмам Марины Чернышевой, как и игра актёров, погружают зрителя в мир Средневековья. Действие происходит на фоне миланского кремля, который по исторической иронии так и норовит превратиться в Кремль московский. Крепостная стена сварена из металла и служит метафорой железного занавеса – власть отделена от народа, иллюзии от реальности, свобода от условностей. «Сфорца» - не занудный учебник стародавних времён, а живая история, глядя на которую кажется, что 500 лет для человечества – не срок.

Что до актёров, то им удаётся не только погрузить зрителя в эпоху Возрождения, но и создать под музыку Metallica и Radiohead связь с сегодняшним днем. Монарх в исполнении Александра Усердина обращается к народу с речью о том, что нужно держаться корней и не давать затуманивать себе мозг новомодными словечками «гуманизм» и «ренессанс»; бунтарь Сфорца говорит о необходимости смены власти для развития Ломбардии; художник Бонифачо изобретает крылья и приговаривается с сожжению; юная принцесса Бьянка (Инна Сухорецкая) ставит под сомнение магию единорога, а служанка Перпетуйя, как народ во все времена, ненавидит чужих и любит силу.

Кажется, разбираясь с прошлым, которое навязывается сегодня нашей стране, команда спектакля показывает, как губительно препятствовать истории, пытаться обратить ее ход вспять. Даже в Ломбардию, отгороженную неприступными стенами, проникли новые гуманистические ценности. Эта самая мысль, что «человек есть мера всех вещей». Не могли не проникнуть. Поскольку - да, человек мера всего, продолжении Бога на земле, главное его творение.

Ценность свободы, человеческой жизни, другие идеи гуманизма прошли долгий путь. Вчера они казались нам само собой разумеющимися, а сегодня ставятся под сомнение. Не потерять бы их

Фото Ignatova Varvara
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
2
9

Увиденное вызывает восторг!!! Прекрасные актёры и их великолепная игра! Очаровывает игра и голос Инны Сухорецкой в роли Бьянки! Хороши костюмы; цвета, ткани, обувь, исполнение. В образах, несомненно, читается XV век, хотя и на современный лад. Каждый герой имеет свой неповторимый образ. Декорации наивно простые, но очень функциональные и понятные. Всё выдержанно в одном стиле, что безумно приятно наблюдать.
Очень радует наличие юмора и живая музыка, что согревает душу и открывает сердца. Рассказанная история любви невероятно трогает!
Огромная благодарность всей команде за прекрасную работу. Очень приятно наблюдать развитие и движение вперёд!!! Ура!!!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить