Театральная афиша Москвы

Спектакль Алиса и государство

7.7

Инструкция по применению гражданских прав

Саша Денисова переквалифицировалась в драматурги из журналистов. В «Школе театрального лидера» вместе с группой режиссеров и продюсеров она разработала социальный проект по ознакомлению населения с их гражданскими правами театральными средствами. Этакий спектакль-инструкция, благодаря которому посмотревшие облегчат себе жизнь, не попадут впросак, а в иных случаях и жизнь сберегут. Центр им. Мейерхольда взялся реализовать этот проект, подключился Liquid Theatre.

Отзывы пользователей о спектакле «Алиса и государство»

Фото Sergey Gureev
отзывы:
97
оценок:
613
рейтинг:
352
9

Лучшее завершение Дня Конституции - "Алиса и государство" в ЦИМе

Сдавая экзамен по государству и праву, студентка Алиса падает в обморок и обнаруживает себя в Стране Чудес, больше напоминающей помесь Страны дураков и ада Данте. Кэрролловские Цветы превратились в божьи одуванчики, живо обсуждающие у подъезда проблемы ЖКХ. Чеширский Кот, вспоминая историю Калифорнии, читает лекцию по институциональной экономике, грозящую статьей за подрыв строя и смену власти. Труляля и Траляля устроились в правоохранительные органы и дудят в алкотестер. Шляпник, Соня и Мартовский заяц бесплодно протестуют, заседая в "Хлебе напыщенном". Гусеница - депутат-единорог со стажем, с телетрибуны ругает Запад, "петушков" и запрещает все, что движется. Дама Червей, помогающая бездомным, объявлена иностранным агентом. Королева Страны Чудес размахивает крокетной битой, словно играет с ядерной кнопкой, воюет с Зазеркальем, а на досуге судит подданных, чьи головы катятся с плеч, как бильярдные шары.

Алексей Жеребцов и Саша Денисова сделали восхитительную работу в непривычном жанре социально-политического просветительства на театральном языке. Проходя через фантасмагоричные и большей частью гомерически смешные круги нашего уже знакомого ада, наивная Алиса разбирается в хитросплетениях современного российского абсурда, за которым так легко забыть, что государство - всего лишь сервис, который должен делать нашу жизнь проще и лучше.

Прекрасный, остроумный текст. Порой злободневная сатира, а иногда просто тонкий юмор. Отличный темп, захватывающее повествование - притом что спектакль постоянно меняется, адаптируясь к актуальным реалиям, и так и просится в жанр сериала зарисовок (хотя бы на ютуб). Живая, яркая, талантливая актерская игра с феерическим парадом перевоплощений. Минималистичные, но инновационные и оригинальные сценографические решения. А главное - то, чего не хватает многим болеющим за страну, - способность рассказать о сложном и тяжелом легко и смешно.

3
Фото Mari Multifruit
отзывы:
8
оценок:
86
рейтинг:
55
9

Этот спектакль больше похоже на прикольную лекцию об основах государства. Между делом актеры напоминают населению об их гражданских правах. Кстати, в основе спектакля лежат лекции институционального экономиста Александра Аузана, сыгравшего важную роль в становлении гражданского общества в России. Немного политики, несколько слов о «Болотном чаепитии», мнение автора о прошедшей Олимпиаде и о партии Едино...рогов). Честно скажу, я идти не хотела, потому что не люблю политические спектакли и не уверена, что до конца понимаю и принимаю «Алису в стране чудес». Ожидала худшего, а в итоге понравилось.

2
Фото t.me/buteryskolbasoy
отзывы:
25
оценок:
320
рейтинг:
40
7

Алиса провалилась на экзамене по политологии – в кроличью нору. И попала в абсурдный мир, где цветочные пенсионерки годами сидят в очереди в ЖКХ, полицейские Патруляля смотрят на людей сверху вниз как на смешных чудиков, а участники Болотного чаепития никак не могут перестать разговаривать. Сопровождают ее танцующие белые кролики, которые, похоже, выпрыгнули из фильма «Донни Дарко».

Мода на политические спектакли возникает в России примерно каждые 50 лет, когда ситуация накаляется, и молчать уж больше нет сил. Каждый раз ставят их молодые и неравнодушные люди. Закономерным образом «Алиса» появилась на сцене Центра им. Мейерхольда. Создали ее вчерашние дебютанты, которые при этом уже успели отхватить несколько «Золотых масок»: Liquid Theater и Саша Денисова. Вместе они пытаются разобраться что за зверь такой – государство и нужно ли его бояться. В основе лежат лекции по институциональной экономике Александра Аузана, которые преподносятся максимально доступно и интересно – с видеомаппингом и танцами. Их разбавляют сатирическими сценками, в которых наша действительность изображается гротескно. Но это только на первый взгляд. По сути авторы не так уж и преувеличивают – думаю, любой может припомнить пару эпизодов из своей жизни, когда брал ЖКХ штурмом или беседовал с сотрудниками полиции, не понимая, что же они хотят.

Спектакль имеет статус work-in-progress. Это означает, что местами он сыроват – переход от лекции к сатире может быть очень резким, а сама сатира иногда излишне дурашлива. Зато это дает создателям возможность быстро реагировать на актуальные события. Вполне вероятно, в предстоящих спектаклях могут появиться новые сцены, например, связанные с выборами мэра.

В последний раз такой оперативностью могла похвастать разве что «Живая газета» в 1920-х. Но Liquid Theater занимается просвещением, а не агитацией. На смену синей блузе пришла прозодежда 2010-х: цветные джинсы и рубашки в клеточку.

2
Фото Евгения
отзывы:
46
оценок:
66
рейтинг:
130
7

Не раздувать роль государства, а всем вместе делать важные и нужные дела, осознавая свою роль и зная не только обязанности, но и права – о том, что это возможно, рассказывают в спектакле «Алиса и государство» в Центре им. Мейерхольда.

Экзамен по государственному праву для Алисы (героини Инны Сухорецкой, словно созданной для роли в «Алисе в стране чудес») превращается из блуждания по стране невыученных уроков, в блуждание по стране бюрократии и поиск прав человека. Из экзаменационного кабинета Алиса, упав в обморок от волнения, попадает в мир государства, понять которое порой также непросто, как сказку Льюиса Кэролла. Прямым рейсом из теории в практику.

Саша Денисова написала пьесу-инструкцию под кодовым названием «Как выжить в нашей стране?». Теория государства смешивается с бытовыми сценками, в которых герои «Алисы» взаимодействуют с сегодняшним российским государством. Режиссёр постановки Алексей Жеребцов, - создатель независимого театра Liquid Theatre, - театра физического, лауреат «Золотой Маски» в номинации «Эксперимент». «Алиса и государство» тоже вполне экспериментальна. Это своего рода лекция в театральной форме, рассказывающая о том, откуда пошло государство и как в нём жить. И хотя текст основан на научных статьях декана экономического факультета МГУ Александра Азуана, скучать не приходится. Это как очень интересный урок, на котором узнаёшь много нового.

Сценография Елизаветы Дзуцевой – огромная шахматная ладья – скрипучая, с несколькими ходами и выходами, откуда появляются герои, и которую, кажется, не сдвинуть с места, как и не понять её устройства, – такая вот неповоротливая махина. Герои-зайцы движутся неслышно, то появляясь, то пропадая. Милиционеры на ходулях огромны, как и вся система, учат маленькую Алису не поддаваться этой самой системе.

Актёры весело перевоплощаются из учителей по праву во власть имущих, которым и дела нет до исполнения этих прав. В пространстве под названием «государство», жители ничего не смыслят ни в ЖКХ, ни в одном из законов, способных облегчить жизнь; театральные критики пишут рецензии, не смотря спектакль, а действия креативного класса заканчиваются там же, где и начинаются: подписанием петиций и шэрингов в фэйсбуке. А ещё здесь говорят про закон о митингах и о сексуальных меньшинствах, рассуждают о в том, уезжать ли из страны и заменит ли костромской сыр санкционные продукты. Всё на злобу дня – но по-доброму. Веселье и ирония превращаются в горькую сатиру в финальной сцене суда над всеми несогласными, да и просто вопрошающими. И когда одна из героинь предстаёт в образе Доктора Лизы, помогающей тем, до кого государству нет дела, становится особенно страшно.
Журналистское прошлое Саши Денисовой позволяет ей писать остро, создавая социальный театр. Здесь есть и партия «Едино… рогов» и пародии на интонации лидеров страны, слышимых ежедневно из телевизора.

«Сначала нам тихо предложили стабильность, в ответ на которую мы даже не заметили, как отменили выборы губернаторов. А сейчас мы готовы вытерпеть любой кризис ради большой идеи патриотизма и общего величия страны», - прохаживаясь по залу, рассуждает Алиса о том, как государство стало машиной без инструкции для пассажиров. Государство должно быть социальным сервисом, который помогает своим жителям, когда это необходимо, и не мешает просто жить, не навязывая смыслы. Помогает свершиться поводам для гордости, но не ставит патриотизм во главу угла. Как написал один из школьников в сочинении: «Ни одна из стран не болеет патриотизмом так, как наша». Вот уж воистину.

«Алиса и государство» не призывает идти не баррикады. Но если зритель вдруг ощутит, что государство – это в первую очередь организованные дисциплинированные люди, и после просмотра договорится с соседями по лестничной клетке о графике дежурств, или отнесёт вещи в благотворительный фонд для малоимущих, - значит, театрально-лекционный эксперимент возымел эффект не только на чувства, но и на действия

0
Фото Стас Мойсин
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Такое огромное удовольствие составляет пройти это путешествие вместе со всеми героями!
Тонкий юмор, красочная живая игра, ничего лишнего, каждое слово значимо - море позитивных эмоций. По окончанию думаешь, что этот день прожит не зря.
Мне кажется эта постановка оставит отклик в каждом зрителе, увлекается ли кто политикой, общественной деятельностью, кто любит лайкать котиков или участвовать в митингах, богатый ли бедный....
Рекомендую к просмотру!

0

Галерея