Театр в Москве

Театр в Москве Театр им. Вахтангова

Москва, Арбат, 26. Новая сцена: Арбат, 24
Логотип - Театр им. Вахтангова
Выбор «Афиши»
8.5
18 отзывов
© A.Savin / commons.wikimedia.org
1/5

Театр как сновидение

В середине XX века вахтанговцев считали самыми остроумными и элегантными актерами Москвы. С тех пор как у бывшей Третьей студии МХТ в 20-е годы появилось собственное училище, пополнение труппы происходит из его выпускников. Из «Щуки» вышли и молодые премьеры Вахтанговского театра — комическая актриса Мария Аронова, лиричная Анна Дубровская и трагикомический Максим Суханов. С 2007 года театром руководит Римас Туминас, каждая новая премьера которого лирична как «Снежное шоу» и красива как «Лебединое озеро» (только со словами и Сергеем Маковецким).
Телефон
+7 (499) 241 16 79, +7 (499) 241 16 93
Адрес
Москва, Арбат, 26. Новая сцена: Арбат, 24
Официальный сайт
Режим работы
пн-вс 12.00–20.00
Статус
Открыто до 20.00

Рецензия «Афиши» на театр «Театр им. Вахтангова»

Восьмидесятилетний театр блюдет имя: не выпускает, как многие другие, откровенной халтуры, время от времени редактирует свою «визитную карточку», «Принцессу Турандот», и вводит в состав новых исполнителей, рекрутируемых из числа выпускников Щукинского училища. Вахтанговские актеры — лицедеи и импровизаторы, актрисы — первые на московской сцене красавицы, а «Без вины виноватые» Островского в постановке Петра Фоменко с Юлией Борисовой, Людмилой Максаковой, Юрием Яковлевым и Михаилом Ульяновым стал лучшим спектаклем о людях театра. С вахтанговцами среднего поколения — Юлией Рутберг, Максимом Сухановым, Сергеем Маковецким, Владимиром Симоновым — любит работать модный режиссер Владимир Мирзоев, объясняя это их особой чувствительностью к стилю и стихии игры. Его постановка «Дон Жуана и Сганареля» с Максимом Сухановым в главной роли — последняя из шумных премьер театра. Самый популярный у публики спектакль из последних — музыкальная комедия «Мадемуазель Нитуш».

24 апреля 2007

Отзывы о театре «Театр им. Вахтангова»

5
9

ЦАРЬ ЭДИП. Меньше знаешь - лучше спишь.

Премьера 20 января 2018 года - спектакль в день рождения Римаса Туминаса.
Новый год ещё слишком нов, чтобы надоесть. А спектакль по Софоклу слишком символичен и двусмысленен, чтобы восторгаться им осломя голову, тем более что в театрах такого уровня редко встретишь нечто недостойное - Москва действительно театральная столица мира.
Публика на спектакле была просто замечательной и внимала театральному действу завороженно. 1 час 40 минут пролетели незаметно.
Конечно, главное, что притягивало внимание - это Виктор Добронравов. Его брутальность, обаяние в роли Эдипа покоряют... Греческий хор - это такое мощное воздействие на зрителя, что невозможно оторваться от этих мужчин в черном. Воин - дурачок, словно ожившая фигурка с древней керамики. Вопли беспомощного Тересия - точная работа мэтра Князева. Но все остальные несколько потерялись на фоне главного героя - огромного вала -символа слепого Рока. Он служит и постаментом и эшафотом, возносит и уничтожает. Его власть на сцене абсолютна и неуправляема.

Сам миф об Эдипе давно уже служит культуре как театральной, так и литературной. Фигура Эдипа Фрейдом трактовалась как одержимость бессознательной любовью сына к матери. Также Эдип - символ страданий человека, который исполнил своё предназначенье - убить отца и спасти город Фивы от Сфинксы. Но как и водится в жизни, каждый герой будет наказан за свой подвиг: Геракл - безумием, Ясон - местью Медеи, Эдип - слепотой и страданием вины за убийство и грех инцеста.

С точки зрения древнего мифа, участь царя - сколь незаурядна, столь и трагична. Это обыватель может позволить себе расслабиться после рабочего дня, а царь же всегда в напряжении ответственности за подданных. С этого, собственно, спектакль и начинается: царь Эдип мучается оттого, что его город гибнет - боги наслали на него целую кучу болезней и невзгод.
И ради очищения от скверны он и затевает расследование причин этих бедствий. В конце же следствия он сам ослепляет себя, чтобы физические муки избавили от мук нравственных. Такой уровень ответственности нам и не снился, особенно нашим чиновникам.
А как хорошо всё начиналось - Эдип спас Фивы от Сфинкса, разгадав загадки, он царил вместе с любимой женщиной (она оказалась его матерью), стал отцом прелестных девочек и сына, доблестным мужем. И столько лет всё было хорошо! А тут вдруг раз - мор, глад, роптанье масс! И все недовольны.

В чем же дело? Боги очнулись и прогневались? Эдип провинился? Его дети опозорились? Что случилось?
С точки зрения постановщика, ничего не случилось, просто маятник пошёл обратно, или вал Жизни достиг апогея и двинулся вспять к началу/концу, или колесо Фортуны обратилось опять против нас, раздавив бывшего счастливчика. Эти реваншистские силы появляются из Ниоткуда, давят встречных и поперечных счастливцев и баловней Судьбы и уходят в Никуда.
Для Туминаса - это страшная неизбежность. Финальная сцена, когда девочки пытаются противостоять этому валу-чудовищу, действует магнетически. Зал с замиранием дыханья наблюдает эту борьбу. Потрясающая сцена. И эти звуки -удары, пугающие как раскаты то ли бомбёжки, то ли грома. Невероятно.
Человек в этом мире столь слаб, беззащитен и наивен. И никакие деньги, власть или слава не спасут от забвенья и Ухода туда, откуда ещё никто не возвращался.
Трагизм человека - игрушки в руках Рока - эта тема не кажется мне столь актуальной ныне. Наш век страшит иными болячками, нежели век Античный.
Человек, который имеет возможность нажатием всего лишь одной кнопки, отправить нас всех к праотцам, прекрасно ощущает степень своего могущества. К счастью, или к сожалению, мы слишком хорошо информированы о том, что каждое преступление имеет вполне конкретного автора - и никакие крылатые женщины-богини нам не страшны. Разве что иных счастливцев и баловней Судьбы страшит неизбежная кончина - столь же внезапная, сколь и неотвратимая?!!
Мне кажется, что сила Рока в спектакле "Царь Эдип" несколько преувеличена. Впрочем, если за этим неизбежным надвигающимся злом-упадком стоит сила Времени и побег от Однообразия, неизбежное коловращение времени и пространства в поисках Совершенного, то тогда - WELCOME!!!!!

24 января 2018
9

Трудно представить театр Вахтангова без Римаса. Этот союз создает театральную магию,от которой ты получаешь огромное эстетическое удовольствие.

14 января 2017
7

От самой вешалки и до спектаклей люблю этот театр всей душой.

27 декабря 2016
9

С приходом Туминаса театр просто расцвел! На академическую мощь актерского состава наложилось его потрясающее режиссерскую чутье, - я о свежих художественных решениях, которые при этом не превращают классические сюжеты в фарс и пошлость.
Спектакли, "маст си", как модно сейчас говорить: Евгений Онегин, Отелло и Ветер шумит в тополях.
А вообще, я посмотрела все. Все-все-все. Есть некоторые просто не мои, но нет ни одного, за который было бы стыдно перед близкими, которых с собой таскала.

22 ноября 2016
9

В нашем городе есть выдающиеся режиссеры Фокин, Додин, Бутусов, Но, положа руку на сердце, любимый российский режиссер Римас Туминас, а потому хочется сказать, что любимый театр им. Вахтангова. Но не только поэтому. Нынешние впечатления наслоились на давние, детские, когда любимым спектаклем была «Принцесса Турандот». И уже тогда влекла особенность, инаковость театра, что-то отличное от реальности. Старые впечатления вполне сошлись с новыми. И тогда и сейчас влечет искусство как преображение реальности в другую форму. В этом искусстве момент преображения не менее важен, чем конкретная форма. Когда преображаются актеры, сцена, действие, литературный источник, попадешь в особый мир, из которого не хочется уходить. Люблю в спектаклях Туминаса превосходный стиль, особенный художественный язык, несентиментальное раскрытие истины. Сегодня Римас Туминас едва ли не единственный режиссер, кто драму может поднять в заключительной сцене на уровень высокой трагедии. Раскрываемые им истины подчас беспощадны к человеку, но в его спектаклях о них невозможно удариться головой. От этого несчастья спасает абстрагирование и особенное эстетическое переживание его постановок.

8 февраля 2016
Все отзывы
Большой, Et Cetera, Вахтангова: где в Москве можно заглянуть за кулисы
Большой, Et Cetera, Вахтангова: где в Москве можно заглянуть за кулисы
26 марта 2018
15 самых популярных театров Москвы
15
самых популярных театров Москвы
20 июня 2017
8 спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства
8
спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства
11 сентября 2018
11 спектаклей для детей и подростков на фестивале «Территория.Kids»
11
спектаклей для детей и подростков на фестивале «Территория.Kids»
18 октября 2021