Булгаковский дом

Театрализованные экскурсии по мотивам «Мастера и Маргариты»

В доме «302-бис» (на самом деле дом 10), где находилась «нехорошая квартира» из романа Михаила Булгакова, каждый день проводятся экскурсии. Самая простая стоит 200 р. и длится 40 минут: экскурсовод рассказывает о Булгакове и его современниках, Сергее Есенине и Айседоре Дункан, Федоре Шаляпине, Казимире Малевиче, которые так или иначе тоже были связаны с домом. Экскурсии подольше и посложнее включают в себя прогулки по Москве, поездки на трамвае-музее «302-бис» и театрализованные представления — Иван Бездомный, Коровьев, Аннушка, Берлиоз и другие герои разыгрывают сцены из романа.
музей +7 (495) 970 06 19
адрес
подробнее
цена Вход свободный
режим работы пн-пт 13.00–19.00, сб-вс 12.00–19.00
официальный сайт
Как вам музей?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Отзывы о музее «Булгаковский дом»

Фото Andrey Travin
Фото Andrey Travin
отзывы: 32
оценки: 32
рейтинг: 1
8
Хочется взять интервью у актеров: что же они играли и что от них требовал режиссер.

Увидели «Ромео и Джульетту» в театре им. Булгакова.
Сразу скажу, что с произведением был ранее не знаком, спойлеров не имел и был наслышан лишь о (неполном) 14-летнем возрасте Джульетты. Таким образом хотя бы смог оценить юмор устроителей зрелища — указанный на билетах возрастной ценз 14+.
Кстати, тогдашние 14 для девушки — это по нынешнем временам как бы 16 и даже больше. В любом случае тут — совсем непедофильская история и совсем не пьеса про детей, потому что Ромео (20+) сильно старше возлюбленной.
Но при всех этих «анкетных» вводных, что там далее по тексту, мне было неизвестно.
Моя спутница подсказала, что (из десятка существующих переводов на русский) использован перевод Пастернака, в котором сглажены скабрезности и цинизм оригинала, а также многочисленные тайны этой странной пьесы, которые мы сегодня можем открыть лишь благодаря новым переводчикам.
Однако нам дают пьесу о любви, и публика пришла смотреть историю любви: в этом смысле гармония наличествует. И мы проходим с героями путь от плотской любви до плотской смерти, не забывая, что «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».

Шекспира можно назвать основателем психологического театра (то есть спектаклей, где герои говорят одно, а делают совсем-совсем другое). Но мне никогда не доводилось видеть хоть какую-нибудь его пьесу, которую играют по системе Станиславского. Да и ладно, не понять, зачем нам Станиславский в 2020? Впрочем, если бы он тут использовался, то прежде, чем Ромео оказался под окном Джульетты, он бы отработал так называемое исходное событие, через которого мы могли бы узнать, что это вообще за парень. А так, до самого конца оставалось загадкой, любил ли он, и если да, когда почувствовал свою любовь. Ведь поначалу больше похоже на то, что он просто убалтывает Джульетту, как опытный развешиватель спагетти на девичьих ушах. Да еще и требует девственность отдать: дескать, вот эти твои одежды, которые носят девственницы, они тебе не к лицу.

Пьеса начинается с попытки ссоры между челядью Монтекки и Капулетти. Тут не требуется использовать дословный шекспировский текст, содержащий скабрезности и пошлые выражения, не понятные уже и самим англичанам. Но сделать интересно первый акт нужно обязательно. А актеры просто орут, как первокурсники театральных ВУЗов, которые, впервые выходя на сцену, не знают, как играть и кричат, педалируя эмоцию. Еще когда я находился в зале, то сказал себе, что актеры орут, как ринг-анонсер. Однако громкость работы артистов не была наполнено смыслом и не была оправдана характером их переживаний.

Сразу стало понятно, что мы пришли не в настоящий театр. В настоящем театре на шекспировской трагедии тебя с первых минут просто вжало бы в кресло, будь то Макбет, Гамлет или что-то еще.

Хорошо, что в описываемом спектакле в целом опираются на методы мейерхольдовского театра: много пластики, пантомимы, музыки, гротеска, показа эмоций вместо их проживания. Плохо то, что в итоге получается мешанина. Ее в целом символизирует театральный буфет, где имеется множество разнородных предметов, в том числе относящихся и к трагедии на итальянском материале.

Главное достоинство спектакля в том, что в нем Джульетта хорошо смотрится — с самого первого долгого появления на сцене, когда она разговаривает с Ромео, стоя перед окном в ночной рубашке. Роль ей идет. А играет Джульетту звезда российского кино Катерина Шпица, которую я впервые видел именно в кинотеатре.
34 года ей, а не 14. Но при весе в 45 кг можно играть юных особ, почему нет?

Остальные достоинства представления весьма относительны. В театре им. Булгакова на первые ряды сравнительно дорогие билеты: в пределе, несколько самих центральных мест в первом ряду — 3500. И актеры очень стараются оправдать ожидания зрителей, прямо видно, как они вкладываются, развлекая пришедших. И может быть современному зрителю этого и надо. Но принцип, что целое должно быть больше своих частей, не срабатывает!

Еще одно странное впечатление. Пьеса заканчивается в японском стиле. Джульетта закалывается кинжалом в живот, почти что делает себе сеппуку. И музыкальное оформление спектакля как будто делается в стиле концерта японских барабанщиков. Да что там, еще во время драки первого акта челядь становится в стойки…


Кстати, помещение театра практически «выгрызано» по остаточному принципу у жилого дома. В этих условиях по идее ему должно было не хватать пропускной способности гардероба, буфета и туалета, но никаких подобных проблем не возникало: столиков хватало, а скорость одевания / раздевания была почти что предельной.

0
0
...
14 марта 2020
Фото Елена Соколова
Фото Елена Соколова
отзывы: 37
оценки: 39
рейтинг: 12
10
Балаган!

А вы знаете, что такое балаган? Да, согласна с вами, это шутовское, шумное, хаотичное действие. А также, оказывается, это деревянное здание для представлений. Познакомиться с балаганом во всех его смыслах можно в Театре Булгакова на одноименном спектакле.

Я уже несколько лет веду театральный блог, и мне всегда было интересно побывать за кулисами. Увидеть эти бесконечные репетиции, тесную работу режиссера с актерами, подготовку декораций и прочее. Говорят, под Новый год все мечты сбываются... И правда, 20 декабря у меня появилась такая возможность благодаря спектаклю "Балаган" в Театре Булгакова.

Художественный руководитель маленького летнего убыточного театра, горячо его любящий, хочет восстановить былую славу этого места и набирает уникальную небольшую труппу для 3-х спектаклей одновременно - "Король Лир", "Здравствуйте, я ваша тетя" и "Граф Дракула".

"Балаган!", - осуждающе скажете вы вначале. И будете правы - сжатые сроки до премьеры; сложные характеры и конфликты; экономия на декорациях; путаница в постоянно меняющихся костюмах, словах и декорациях и прочие трудности - радости не приносят.

"Балаган!"- смеясь, скажете вы чуть позже. Где еще в одном спектакле вы сможете увидеть прыжки ужасно милого вампира на чудо-ходулях, смешное английское чаепитие под африканские танцы, обаятельного дядюшку обаятельную тетушку Чарли из Бразилии и многое другое. Все это еще и со смыслом - герои меняются сами, находят новых друзей и любовь.

0
0
...
22 декабря 2019
Фото Lizz E
Фото Lizz E
отзывы: 35
оценки: 35
рейтинг: 3
10
Прекрасно!

"Москва-Петушки" в Театре имени М.А. Булгакова
Я никогда не была поклонницей книги Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки", более того: не смогла дочитать ее до конца, но у меня в друзьях ходили люди с восторгом цитировавшие эту поэму страницами. Так что в Театр имени Булгакова я пошла во-первых из любопытства - интересно было увидеть как же это вообще можно поставить, а во-вторых собственно из любви и доверия именно к этому театру, где мою трепетную душу театрала ни разу не обидели, а более того создавали для нее тепличные условия. Короче говоря: люблю я этот театр! Вот и на этот раз все получилось замечательно. Конечно же текст книги был несколько сокращен и заметно смягчен: мата почти не было, а прозвучавший со сцены воспринимался естественно и абсолютно не оскорбительно. А самое главное образ Венечки стал мне близок и понятен благодаря великолепному его воплощению актером Олегом Шапковым. На сколько же все-таки богата Россия талантами, и я просто счастлива, что увидела этого прекрасного актера на сцене - надо будет теперь фильмы с его участием посмотреть. Венечка Олега Шапкова - неприкаянная душа, перекати поле, тоскующий по утраченным дому, семье, ребенке; тонко чувствующий, а потому бесконечно несчастный. В спектакле, поставленном Ириной Зубжицкой всего три действующих лица, но, как известно, короля играет свита, а потому казалось бы второстепенные роли, доставшиеся Ксении Даниловой и Льву Харламову, насыщены содержанием и важны для развития и движения сюжета. Эти два актера за полтора часа сценического времени успевают побывать ангелами, алкашами, попутчиками, сожителями и воспоминаниями. Жаль, что на сайте театра не указаны авторы декораций, света, реквизита, подбора музыки - на сцене все представлено лаконично, но очень образно: основной реквизит - чемоданы, старые потертые коленкоровые чемоданы как образ вечной дороги и потрепанной судьбы, а шлягеры шестидесятых годов создавали уже в фойе, а затем в зале особую ностальгическую атмосферу. А в зале театра имени Булгакова в этот вечер видимо собрались настоящие поклонники книги Ерофеева и знатоки ее текста, с лету способные вспомнить по составу ингредиентов названия коктейлей от "Слезы комсомолки" до "Ханаанского бальзама", а потому все призы в забавной блиц викторине были с успехом разыграны. В результате полтора часа пролетели практически мгновенно и я выходила из театра переполненная эмоциями и чувствующая громадную благодарность к создателям за прекрасный спектакль.

0
0
...
27 ноября 2019
Фото Пользователь Афиши №160480
Фото Пользователь Афиши №160480
отзывы: 12
оценки: 12
рейтинг: 6
10
Алиса в стране чудес. Начало

Алиса в стране чудес в театре «Дом Булгакова»

Все чудесатее, чудесатее и чудесатее


Патриаршьи пруды и булгаковские места овеяны всякой мистикой и мистицизмом без сомнения. Наконец, я привела сюда сына. Долго и тщательно изучала отзывы, выбрали спектакль-квест «Алиса в стране чудес» в театре «Дом Булгакова».


Находится в самом центре Москвы на садовом кольце недалеко от метро Маяковская. Стены вокруг расписаны булгаковской тематикой, во дворе паркуется чудесатый бардовый экскурсионный автобус с тяжёлыми театральными занавесками, лениво по-хозяйски проходят огромных размеров коты, на длиннющей железной лестнице толпятся прибалдевшие посетители, в гардеробе стоит трамвай Аннушка с головой Б. Под колёсами, всех приглашают в кафе, в котором стоят 4-5 столиков, но чудесным образом умещаются по 50 человек с детьми, чудеса начинаются.


Ровно в 13:00 распахивается «четвёртая стена» кафе- бархатный занавес, за ним обнаруживается большая комната, наполненная экспонатами булгаковский эпохи- от печатной машинки до бронзового кота. Вокруг Алисы собираются детки, родители сзади. Начинается театральное действо, сумасшедший кролик (браво актеру!) с вечно звонящим будильником то появляется, то исчезает, бежим за ним в чулан.

По бесконечным лестницам в полной темноте детки впереди, родители замыкают, прибегаем к замечательной Гусенице, выдувающей мыльные пузыри (браво браво актрисе)! Начинается наш квест, необходимо разгадать загадки каждого из 5-6 героев, если мы справимся, нам дадут по одной букве, из которой мы соберём волшебное слово.

Браво Шляпнику, Герцогине, Кролику, бегом по темным коридорчикам пробираемся по сценарию и являемся активными участниками спектакля, вот он, иммерсивный театр для детей (браво браво!) собираем слово по буковкам, достигаем своей цели, получаем в подарок по значку с Чеширский котом. Прошла неделя, ребёнок до сих пор в трансе, я сама отойти не могу. Девочки, искренне рекомендую!

1
0
...
5 ноября 2019
Фото Маша Абдулина
Фото Маша Абдулина
отзывы: 42
оценки: 42
рейтинг: 2
8

Трамвай 302-БИС - это небольшой микроавтобус с уютным салоном, мягкими креслами, плазменным экраном. Часть автобусной экскурсии совсем небольшая - 30-40 минут. В ходе экскурсии мы познакомились с бывшим особняком Маргариты, посетили Патриаршие пруды, проехали мимо здания МАССОЛИТа. Параллельно экскурсовод рассказала нам историю создания романа, вскользь затронула многочисленные сюжетные линии, рассказала о безуспешных попытках публикации.
После автобусной экскурсии мы переместились в дом-музей, где более подробно узнали о биографии писателя, его творчестве. В доме-музее воссоздано несколько комнат: кабинет, кухня и гостиная. Остальные отданы под кафе и театр.
Хотела бы отметить профессионализм экскурсовода Наталии Егоровой. Помимо того, что прекрасно владеет информацией о жизни и творчестве Булгакова, рассказывает ярко и интересно.
Сама экскурсия произвела очень приятно впечатление.
Помимо экскурсий в доме-музее проходят интересные постановки, квесты, лекции, концерты, выставки.
Кстати, в доме-музее есть почтовый ящик для загадывания желаний. Если вдруг забыли ручку или бумагу, то можете найти их непосредственно рядом с ящиком. По отзывам все загаданные желания сбываются.
Свое я загадала неделю назад. Сбудется или нет, время покажет.

0
0
...
27 октября 2019