Вечернее платье











Супруги, которые все время ссорятся, попадаются на глаза грабителю. Он подбивает их на опасные приключения и в конце концов соблазняет обоих.
Еще одна вариация на тему «Вальсирующих» и «Приготовьте ваши носовые платки». Возможно, в нем бы сыграл даже Патрик Дэвер, будь он жив к тому времени. По крайней мере тут точно есть Жерар Депардье, играющий Боба, преступника со стажем и феноменальным нюхом на богатства, а также Миу-Миу, героиня которой встречает Боба и понимает, что должна следовать за ним, ибо ее муж Антуан (Мишель Бланк) – слишком слабохарактерный слюнтяй, который не может ее содержать. Знакомство состоялось на какой-то свадьбе и вскоре троица пошла грабить какой-то дом, предварительно взорвав трейлер, в котором Антуан жил с Моник. Антуан не до конца понимает, во что ввязывается и постоянно задает недоуменные вопросы, тогда как Моник явно нравится новый образ жизни, пусть не гарантирующий теплого будущего, но точно обеспечивающий сытное настоящее. Однако жить сегодняшним днем ей мешает тот факт, что Боб похоже влюбился в Антуана и пусть тот не отвечает ему взаимностью по началу, этого оказывается достаточно, чтобы перевести тему фильма из разряда «бонни и клайда» в очередную скандальную историю со скандалами в семье, пусть семья и состоит из двух мужчин.
Бертран Блие, из фильма в фильм, как мантру, повторял неустанно один и тот же тематический мотив на разные вариации – два парня делят девушку. Иногда она становилась падчерицей, иногда парни находили ее по пути в какие-то странные приключения, иногда она была девушкой одного друга, иногда – другого, иногда – любила обоих, чаще – обоих ненавидела. Векторы и точки геометрии менялись, но фигура треугольника всегда оставалась неизменной. И вот режиссер снимает фильм, который сводится к теме, которая уже давно напрашивалась из подобных «треугольников», в которых девушки не раз оказывались лишними – гомосексуализм. Да, автор, который неоднократно разрешал внутрисюжетные конфликты посредством квази-педофелии, в этот раз обратился совсем к другому извращению и не постеснялся в подробностях, хотя, конечно, фильм нельзя назвать «гейским», тут это на уровне приема, метафоры, средства выражения той самой идеи, что преследует практически каждый фильм, что Блие снимает.
Прослеживается в фильме и довольно привычный для режиссера темп развития событий от довольно привычных и банально бытовых к торжеству абсурда и фарса. Редкий фильм Блие заканчивается в той же плоскости реальности, что начинается. «Вечернее платье», по крайней мере, к подобным исключениям не относится и все те события, которые начинаются после того, как Антуан отвечает взаимностью Бобу, по науськиванию со стороны Моник, приобретают совершенно иной окрас. Финал же и вовсе выходит на какой-то совсем уж запредельный пик. Нет, конечно, безумие «Покоя» - одного из самых ранних фильмов Блие - картина не повторяет, но и без этого история получает дополнительный эмоциональный градус, который вкупе с отличной актерской игрой, яркими диалогами и непредсказуемым сюжетом дает один из лучших фильмов Блие, вторичность которого искупается оригинальностью ее разрешения.
Всё дело в платье, оно оказалось точь-в точь как у Нади. Вторая Марина Влади! Если-бы в пеньюаре, то наверное бы ничего не случилось.