Безработный Альфонс Трам (Депардье) однажды зарезал в метро человека. За полтора часа экранного времени появится еще полтора десятка трупов: жены Трама, убийцы жены Трама, соседа Трама — полицейского инспектора, случайного прохожего, жены случайного прохожего, доктора, пришедшего к жене случайного прохожего, и так далее. В живых к финалу останется один персонаж второго плана. Это такая комедия.
Комедия |
18+ |
Бертран Блие |
19 декабря 1979 |
1 час 29 минут |
Безработный Альфонс Трам (Депардье) однажды зарезал в метро человека. За полтора часа экранного времени появится еще полтора десятка трупов: жены Трама, убийцы жены Трама, соседа Трама — полицейского инспектора, случайного прохожего, жены случайного прохожего, доктора, пришедшего к жене случайного прохожего, и так далее. В живых к финалу останется один персонаж второго плана. Это такая комедия.
Самое смешное в «Холодных закусках» — что фильм кажется нагромождением дичайших, чудовищных, абсурдных нелепостей, в то время как ни одно действие, в нем совершаемое, и ни одна фраза, в нем произнесенная, сами по себе не являются ни абсурдными, ни нелепыми. Простой и при этом сногсшибательно эффективный прием Блие заключается в том, что слова и поступки друг с другом никак не стыкуются. Вся сюжетная линия — скверный полицейский фильм. Диалоги — повседневный мещанский треп. Одно накладывается на другое, и вот уже вдовец, убийца его жены и полицейский невозмутимо попивают красное вино, а потом вдовец отправляется провожать маньяка домой: тот боится ходить по ночам (полицейский в это время спит с новой подружкой вдовца). Фобии современного горожанина, некоммуникабельность, о которой иные режиссеры слагали элегии, буржуазные пороки, из которых могла получиться большая жратва, Блие сервирует в виде холодных закусок, по-бунюэлевски бесстрастно наблюдая за унылыми физиономиями героев, делая из смерти фарс — потому что не оплакивать же этих уродов, в самом деле.
Комедия абсурда редкий жанр для кино. "Закуски" же иногда и не комедия, а просто утопия, и чуждому абсурдизма зрителю, незнакомому с условным Хармсом, данное произведение может показаться даже скучным. И тем не менее получилось ярко и смешно. Сюжет можно сказать закручен и вполне связан, концовка симпатичная, да и актёрские работы вполне французские в хорошем смысле слова. Даже не смотря на то, что Депардье на фоне своих коллег не сильно-то уж и выделился. Всё это благодаря опять же французу Блие, режиссеру вроде бы и не из популярной волны, но вполне талантливому.