Вадим Перельман формально американский режиссер, но родился он в Украине, в детстве с матерью эмигрировал в Канаду, а затем в США. Известен громким дебютом: в 2003 году снял спродюсированный Стивеном Спилбергом фильм «Дом из песка и тумана» по одноименному роману Андре Дюбюса с Дженнифер Коннелли и Беном Кингсли. Фильм был отмечен тремя номинациями на премию «Оскар». В России его знают как автора сериала «Измены». Новый фильм Перельмана посвящен ни много ни мало холокосту. Его спродюсировали Hype Film и Тимур Бекмамбетов. В 1942 году в оккупированной Европе бельгиец еврейского происхождения Жиль Кремье (Науэль Перес Бискайярт), оказавшись в концлагере, выдает себя за перса. Эта ложь спасает его от расстрела, но немецкие солдаты приводят Жиля к повару Коху (Ларс Айдингер из «Матильды») в концлагере, который мечтает уехать в Иран и открыть там ресторан после войны. Кох ищет настоящего перса, который научит его говорить на фарси.
Драма |
18+ |
Вадим Перельман |
22 февраля 2020 |
8 апреля 2021 |
2 часа |
Камера пролетает над прекрасным заснеженным лесом, рекой, дорогой. Больше всего пугает будничность происходящего. Рутинная работа небольшого предприятия: руководство, производство, отчетность, сбыт. Только это предприятие - концлагерь. Фильм вдохновлен реальными событиями, но больше напоминает притчу. Клаус Кох и Реза Джун - комендант и узник, нацист и еврей - ищут общий язык, чуждый обоим. Выдуманный фарси, созданный из обломков людских жизней, понятный только им двоим, станет способом выживания для каждого. До тех пор пока не придётся признать, что в нормальном мире этого языка, к счастью, не существует. Несмотря на впечатляющие актерские работы (Айдингер выдаёт, пожалуй, лучшую кинороль, глаза Бискаярта долго не забудутся) и грандиозный сюжет (один из самых ожидаемых фильмов года), не оставляет ощущение, что в целом кино могло быть ещё глубже, сильнее. Тем не менее, оно вряд ли оставит равнодушным.
Это кино, основанное на реальной истории, завершается мощным финалом. История действительно уникальна и захватывает с самого начала, когда главному герою, Жиле Кремье, удается выжить в немецком концлагере, и он начинает рассказывать зрителям о своей невероятной жизни.
В поисках слов
Действие фильма происходит во время Второй мировой войны. Главный герой — бельгийский еврей, который оказывается в нацистском концлагере и пытается выжить, выдавая себя за перса. Он начинает учить немецкого офицера выдуманному им языку, который выдаёт за фарси.
1942 год, оккупированная Европа, где-то во Франции. Жиля Кремье, бельгийца еврейского происхождения, поймали немецкие солдаты на пути в Швейцарию. При общем расстреле пленных в лесу, говорит что он - перс, чудом спасая себе жизнь. Эта ложь действительно спасает ему жизнь, но Жиль еще не представляет, какой ценой. Довольные таким редким уловом немецкие солдаты приводят Жиля к концлагерному повару Клаусу Коху, который мечтает, как только закончится война, уехать в Иран и открыть там ресторан. Кох ищет настоящего перса, который научит его говорить на персидском языке. Так начинается история Жиля Кремье и Клауса Коха — еврея и немца, узника и тюремщика, учителя и ученика. В нечеловеческих условиях Жиль продолжает "зубрить" слова, и находясь в "полном помешательстве" от всей обстановки, лепит абсолютную бессмыслицу. Человеческие и доверительные отношения между Жилем и Кохом - при всей своей простоте - полная загадка, которая ещё глубже даёт портрет немецкого офицера Коха.
«Уроки фарси» — фильм режиссёра Вадима Перельмана. Перед нами отдельный эпизод жизни в концентрационном лагере - живой, печальный и правдивый. Любопытный и страшный по своей задумке, и мастерски исполненный. Общее чувство тревоги и страха из-за "позора, осмеяния или смерти" - здесь действительно чувствуется, и оставляет с особым впечатлением. Трагедии на грани комедии - здесь все ходят "на грани" в ожидании неизвестного и неминуемого финала. Науэль Перес Бискаярт и Ларс Айдингер создают сильные и глубокие образы людей "своего времени". Отдельно стоит отметить второстепенные роли Йонаса Ная и Леони Бенеш. Операторская работа Владислава Опельянца - главное что есть в этом казалось-бы очередном (но особенном) фильме о той страшной эпохе. Неминуемое наступление союзников расставляет всё и всех по своим местам. "Каждому - своё" - надпись на воротах лагеря, говорит о многом, заставляя задуматься о судьбах палачей и их жертв.
Знакомство с данной работой произошло случайно, когда я пришла смотреть другой фильм. Перед кино обычно показывают рекламы и новинки. Среди всех роликов заинтересовал трейлер к фильму "Учитель фарси". Разумеется, что в списке на "посмотреть" он занял первое место, но хотелось именно в кино. К сожалению, из-за работы я долгое время не могла попасть в кинотеатр, а потом в нём его перестали показывать. Но я не потеряла желания и... Когда в другом кинотеатре увидела сеанс, тут же купила билеты и ни о чём не пожалела!
Мне вообще редко когда нравятся фильмы с тематикой военных действий, тем более с участием Германии. Но тут очень тонко показали дружбу, лицемерие и глупость. Да много чего! Когда смотрела последнюю сцену, то реально плакала вместе с главным героем. Очень хорошее кино!