Триллер, Драма, Криминальный |
18+ |
Дэнни Бойл |
27 марта 2013 |
4 апреля 2013 |
1 час 41 минута |
foxinternational.com |
Аукционер Саймон (МакЭвой) раньше считал одной из своих главных обязанностей безопасность картин, а теперь спланировал с бандой Фрэнка (Кассель) идеальное преступление — кражу «Ведьм в воздухе» Гойи, оцененных в 27 миллионов фунтов стерлингов. Украсть картину — дело нехитрое, проблема в том, что ее надо донести: получив на обратном пути по голове и попав под машину, Саймон просыпается с амнезией; картины при нем, разумеется, нет. Фрэнк предлагает позвать Элизабет (Доусон) — психотерапевта, специализирующегося на гипнозе.
Бойлу скоро 60, а у него на дворе по-прежнему 90-е. Состояния всегда интересовали его больше, чем люди; основной бойловский принцип — поместить кого-нибудь в интересную ситуацию (наркотики, пещера, Индия, оживший эксперимент сумасшедшего гения) и найти дальнейшим приключениям достойное техническое воплощение. Гипноз в этом смысле почти идеальная задача — Бойл достает свой пыльный чемодан с приемами, которыми нормальные люди перестали пользоваться лет пятнадцать назад, и разворачивает масштабную психологическую атаку на зрителя. Лондон как зеркало эмоциональных состояний: клаустрофобия улиц, агорафобия непомерных офисов и квартир. Психоз и паранойя на уровне цвета, света и группы Underworld за кадром. Графичное насилие, монтаж на грани нервного срыва. Нарратив стремительно слетает с катушек и закручивается в спираль, отменяя пространство и время, — форменное безумие по теперешним меркам, но сложно не признать, что все полтора часа с экрана хлещет чистая кинетическая энергия. Проблема глубже: в одном из гипнотических погружений Саймону приносят нарядную посылку, в которой должна лежать записка, сообщающая, куда делась картина. Но внутри клочки бумаги, кровь — и, собственно, все. «Транс» — как и эта коробка, ограничен самим собой, своим декоративным сюжетом и изящным стилистическим решением. Бойла не просто окончательно перестали волновать герои — он отменяет их в принципе, проводя сеанс ободряющего гипноза непосредственно со зрителем. Достаточное владение этой техникой позволяет заставить кого угодно сделать что угодно — и какой тогда смысл использовать такие возможности, чтобы копаться в чужой душе? Поиграли и разошлись — антидепрессанты выписывают в других местах.