Москва

Фильм
Тесные врата

Россия, 2009
О фильме
  • Тесные врата – афиша
  • Тесные врата – афиша
  • Тесные врата – афиша
  • Тесные врата – афиша
Драма
Сергей Ткачев
1 января 2009
1 час 18 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы С.Ткачева

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Nataliya Tkacheva
4 отзыва, 6 оценок, рейтинг 11
22 июня 2009

О фильме:
Главный герой - успешный бизнесмен, в искупление своих прошлых грехов решает круто изменить свою жизнь, чем вызывает недовольство и непонимание друзей и близких. Спровоцированные этим решением судьбоносные события не заставляют себя долго ждать…

режиссер Сергей Ткачев о фильме:
«…Фильм о любви, об утратах… О запоздалом раскаянии и отчаянной попытке что-то изменить.
В комфортной суете повседневности не хочется «грузить» себя «вечными» вопросами.
И то, что одного съедает изнутри, другому может показаться умозрительным и надуманным. Каждый решает сам…»

2
0
9
Кирилл Егоров
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 3
15 октября 2011


«ТЕСНЫЕ ВРАТА», реж. Сергей Ткачёв.

«От всего ведь воротит, ничего не радует!..»
Таковы слова главного героя фильма Сергея Ткачева «Тесные врата». На протяжении всего фильма он пытается изжить это состояние, вырваться к свету, что вызывает резкое непонимание и даже отталкивание со стороны семьи и друзей…
Фамилию этого режиссера я уже слышал прежде, даже видел один фильм, которым была, если не изменяет память, «Маша», но особого внимания его картинам я прежде не уделял.
После же уверения одного любителя кино в том, что фильмы этого режиссера единственные в своем роде и подобного сейчас практически нет, я все-таки решил выделить один свободный вечер и сел посмотрел «Тесные врата»…

О чем этот фильм? По большому счету, о нас. О современных людях, пойманных в невидимую для них мышеловку – когда еще есть видимость какого-то движения вперед и неких призрачных целей, типа успеха, но уже нет ни радости, ни вдохновения, ни внутренней свободы, ни даже чистой совести… О том, какой становится жизнь, когда все это уже никого не смущает и не пугает. А жизнь просто исчезает, мертвеет, подменяется фантомами, и горе тому, кто об этом догадается и не захочет так дальше жить.

Главный герой фильма именно таков.
Бизнесмен Петр длительное время живет достаточно сытой и чинной жизнью – у него есть свое дело, приносящее неплохие дивиденды, жена и дочь, которые его любят, любовница, готовая терпеть все минусы своего положения, друзья-коллеги и определенный авторитет. Во всяком случае, так выглядит его жизнь со стороны.

В какой-то момент оказывается, что на нем висит страшнейшее преступление, о котором никто не знает, и оно начинает отравлять его жизнь, лишает покоя, ставит перед ним вплотную проблему о том, кто он вообще такой, для чего живет и, что теперь заставляет страдать его больше всего, правильно или нет. Все приходит в расплавленное состояние, подобное тому, в которое часто погружались персонажи Достоевского, особенно в «…Карамазовых».

И вот Петр, длительное время пребывающий в подобном состоянии, начинает понимать, что вся его жизнь – лишь череда ошибок, глупостей, заблуждений, лжи и преступлений, платой за которые становятся страдания его близких, страдания его жены и дочери. Здесь он и произносит эти фактически сакральные слова: «От всего ведь воротит, ничего не радует!..»
И он, мечтая об искуплении и прощении грехов, решает уйти в монастырь. Естественно, он вынужден оставить всех и всё, что является «мирским» по канонам церкви…

И вот здесь наступает тот момент, за который подобные фильмы становятся классикой. Я не сентиментальный человек и малоспособен расчувствоваться от какого-то фильма или книги. Но сюжет этой картины меня действительно задел.

Режиссер ставит перед нами извечную проблему – невозможность примирения правды человеческой и правды божеской, правды земной и хлебной и правды небесной и возвышенной. Да, грех Петра должен быть искуплен; да, жизнь его далеко не праведная; да, из-за него страдают другие люди, много людей. Но после его ухода становится только хуже… Хуже становится всем, но есть в сюжете тот, кто, по большому счету, является солью, смыслом, главной болевой точкой всей этой истории – дочка главного героя, которая не понимает, что происходит, но чувствует, что что-то не то; не знает за что, но страдает, оставшись без отца.

Фильм Сергея Ткачева «Тесные врата» именно об этом – о том, как страдает детство за чужие грехи, как весь этот мир пытается его задавить, как оно быстро заканчивается при вынужденных обстоятельствах, которых могло бы и не быть… О том, что всем приходится взрослеть, итогом чего становится наша современность и все то, что так возненавидел Петр.

Опять же, уместно вспомнить Федора Михайловича и слова Ивана: «Для чего познавать это чортово добро и зло, когда это столького стоит? Да ведь весь мир познания не стоит тогда этих слез ребеночка к "боженьке". Я не говорю про страдания больших, те яблоко съели и чорт с ними, и пусть бы их всех чорт взял, но эти, эти!»

Вся концепция фильма, его художественное построение, заложенное в него миросозерцание строится именно на этом – на очень сильно ощущаемых страданиях ребенка. И параллельно, сдвоено с этим, в виде контрапункта, показывается невозможность примирения двух правд. И как итог – еще большая трагедия жизни.

Фильм Ткачева, безусловно, глубже и многомернее, чем то, что я написал. Это так, своего рода, «модель»… Здесь драматизм и философские размышления удивительно сочетаются с иронией и простотой изложения, являя собой интересное исследование на тему человека и человечности, истинного добра и добра в нашем его понимании.
Особенно интересна линия, связанная с жизнью людей в монастыре. Не показываются монахи, не показывается жизнь Петра не в миру, но о ней постоянно идет речь; так и оставшись закадровым, этот фрагмент фильма - еще один ценный пазл в общей картине, задуманной режиссером. Обретается, казалось бы, очевидное понимание – в монастыре тоже люди живут. Невозможно уйти от мира и не взять его с собой, не унести страдания, грех и чувство обреченности следом…Потому что там, где человек – там и есть мир.

И вот сейчас, читая эту статью, средний зритель спросит – а зачем смотреть подобное кино, если все столь трагично? Думаю, ответ удивит - потому что это умное и тонкое кино дает НАДЕЖДУ. Как бы странно это не звучало, но финальная сцена фильма, которую я не стану приводить, дает долгожданное освобождение, наступает очищение. Этот фильм удивителен, нужен и важен тем, что венцом всего здесь является КАТАРСИС. То редкое чувство, которое современные режиссеры дарить зрителям разучились. После всех страданий и мытарств героев, в конце мы, наконец, видим, если не примирение, то, во всяком случае, интересный способ перерасти конфликт между двумя вышеназванным правдами…

Фильм Сергея Ткачёва, «Тесные врата», может быть очень по-разному оценен и каждым понят в соответствии с его видением. Написанное выше – лишь личное мнение. Но бесспорно этот фильм будет интересен и полезен очень разному кругу людей, и, хочется, верить, что он будет понят правильно, потому что подобное кино в наши дни – это большая редкость.


1
0

Подборки Афиши
Все