Москва
6.8

Фильм
Тайная жизнь

Radegund, США, Германия, Италия, 2019Смотреть в
Реклама
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Описание Афиши
Описание прокатчика
Новый фильм Терренса Малика (с внятным сюжетом!)

Возвращение корифея Нового Голливуда Терренса Малика к нарративному кино после марафона поэтических фильмов («Древо жизни», «К чуду», «Рыцарь кубков», «Песня за песней»). Свежая картина расскажет историю Франца Егерштеттера (Аугуст Диль) — австрийского солдата, который в 1943 году отказался принять присягу и служить в фашистской армии. За это он в 36 лет был приговорен к смертной казни. Сценарий к фильму основан на подлинных фронтовых письмах между Францем Егерштеттером и его женой.

  • Тайная жизнь – афиша
  • Тайная жизнь – афиша
  • Тайная жизнь – афиша
  • Тайная жизнь – афиша
  • Тайная жизнь – афиша
Биография, Драма, Военный
16+
Терренс Малик
19 мая 2019
19 марта 2020
2 часа 54 минуты

Режиссёр

Участники
Все

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

6
Alisa Taezhnaya
34 отзыва, 34 оценки, рейтинг 429
27 января 2020

На дворе трава

Праведник Франц (Аугуст Диль, которого мы в первую очередь помним по важной роли в «Бесславных ублюдках») живет в альпийских горах где‑то в рекламе шоколада «Милка». У него есть любимая работящая жена Фани (сухощавая и волевая Валери Пахнер) и три дочки — одна кудрявее другой. Пара познакомилась на сельском празднике, куда Франц лихо приехал на мотоцикле, — традиционная любовь до гроба с первого взгляда, о которой можно рассказать внукам. Жила бы семья Егерштеттеров сейчас, им бы сразу одобрили кредиты на дом и малый бизнес — таких людей хочется видеть если не друзьями, то хотя бы добрыми соседями, к которым можно постучаться за солью поздним вечером.

Обетованная земля называется Радегунд — поселок, где все знают друг друга с младенчества, вместе вяжут снопы, празднуют свадьбы и нянчат деток. С шума военных самолетов начинаются другие времена, и Франца вызывают на сборы в одну из крепостей: там солдаты тычут штыками в соломенные чучела, еще не догадываясь, что скоро придется тыкать в живых людей. Довольно скоро Франц возвращается домой и видит, как настроения в Радегунде изменились. Городовой, размахивая кружкой пива, вещает про тех, кто ворует австрийский хлеб, сельский священник делает вид, что Бог не против, фашистские отряды настаивают на клятве фюреру и поголовном зиговании.

Франц — верующий и добросердечный человек, далекий от политики — не понимает, почему мир сошел с ума, но только он это заметил, и отказывается присягать, ставя под угрозу судьбу жены, детей и матери. Мать, повидавшая Первую мировую, буквально хлопает ушами, но Фани от Франца не отрекается. Пока Франца тащат по сумасшедшим домам и тюрьмам к смертной казни, обвиняя в гордыне, его семью подвергают трусливому деревенскому остракизму. С Фани перестают здороваться и помогать по хозяйству, осуждающе замолкают и точат серпы, в детей швыряются грязью. Всю войну Фани и Франц обмениваются теплыми письмами о вере и любви и ждут, когда облака над альпийской родиной рассеются и все станет как прежде.

Действительно существовавший Франц был причислен к лику святых в середине 2000-х как символ кроткого христианского сопротивления. Многие тысячи несогласных с фюрером не получили ни канонизации, ни отдельной биографии и анонимно сгорели в газовых камерах. Но Малик снимает о Второй мировой без холокоста и почти без иностранцев: его волнует нападение своих на своего и момент, когда почти родной человек с другим мнением превращается во врага народа.

«Радегунд» — рабочее название фильма об утраченном рае, который возвращается к людям, но уже без тех, кто ради этого пожертвовал собой. По окончании съемок «Радегунд» превратился в «Тайную жизнь»: в послесловии Малик благодарит всех, кто жил тихо и честно, воплощая христианские добродетели. Это масштабное кино мастера о вере и ответственности с большой буквы — молитвенное и воспитательное. Без шуток.

Со стороны мастера было бы честно снять почвеннический байопик только на немецком, но самые проникновенные и важные слова здесь говорят по-английски — что откровенно странно: обнимая жену или разговаривая с судьей перед смертью о свободе совести, не переключишься по щелчку на неродной язык. По-немецки в «Тайной жизни» болтают крестьяне, церберы в тюрьмах и ползучие палачи с зелеными лицами и не удостаиваются даже субтитров. Народная болтовня спящих разумом австрийцев — низкий стиль, для глубоких и личных мыслей есть универсальный для мировых фестивалей английский язык.

«Если вы устали от последних экспериментов Терренса Малика, в «Тайной жизни» он возвращается к старому себе», — писали после Канн довольные критики. Это лукавство: Малик с 2010 года никуда особенно не уходил, потому и возвращаться ему некуда. Визуально мастер окончательно сросся с парящей камерой и до сих пор питает слабость к солнцу, которое сочится на красивых людей через ветки деревьев. Шум родника разбавлен церковными песнопениями — режиссер давно и сильно любит духовную музыку. Большие слова о Боге, истине и любви, произнесенные мягким закадровым голосом, достигают предельной и простительной только для Малика концентрации.

Так как в трехчасовом фильме почти ничего не происходит, очень хочется предъявить претензию оператору. Йорга Видмера (оператор в основном телевизионных проектов, хотя он снял Виму Вендерсу «Пину» и «Клуб «Буэна Виста») больше всего занимает исправное копирование стиля Любецки, который снял позднему Малику его «летающую» тетралогию («Древо жизни», «К чуду», «Рыцарь кубков», «Между нами музыка»). Вся жизнь Радегунда срисована с семейных сцен «Древа жизни», только вместо американского пригорода и сыновей — деревянные избы, дойные коровы и милые дочурки. Нежные прикосновения, трава по колено, карабканье по яблоням, дни жатвы, стрижка овец — не найдется и пары отличий. Кто бы сомневался, что Альпы красивые, трава высокая и зеленая, горная вода чистая, деревенский фартук серый, а в углу распятие. Но за десять лет способ Малика-Любецки так свалялся, что сейчас им снимают все и все: барыг в подворотне, скейтбордистов в рампе и кухню в хрущевке. Теперь еще и камера на айфоне так может: в инстаграме можно выдавать Видмера без всякой подготовки.

«Тайную жизнь» можно без ущерба сократить вдвое до стандартных ста минут экранного времени. Подсобрать сцены церковного лицемерия и тюремного унижения, вырезать семейную мысль. А можно полюбить «Тайную жизнь» безусловной любовью — как одну из историй любимого дедушки в кресле-качалке, хоть он все чаще и разговаривает сам с собой. Лучшая сцена фильма — тоже разговор с самим собой — забавный, ленивый и очень настоящий. Приятель Франца смотрит в окно и бормочет: «Иногда неплохо выпить, иногда — сходить в церковь, а иногда — нет». Иногда неплохо посмотреть Малика, а иногда — нет. Дедушке тем временем 76 лет, дай Бог ему здоровья.

5
0

Отзывы

9
Мамутова Эльвира
9 отзывов, 13 оценок, рейтинг 10
27 июня 2023

Фильм очень прямолинейный, но от того не менее хорош. Комментарии излишни, пояснения не нужны, но помимо очевидных вероподъёмных чувств (и здесь не про религию даже), возникает много других вопросов: а вот окажись на его месте я, также не желая следовать больной политике тирана, то смогла бы я поступить также? И насколько нужна такая жертва? На эти вопросы ответить не вышло.
Но один вопрос всё же нашёл ответ в фильме: "что может сделать один "маленький" человек, бросивший вызов обезумевшей толпе, каков его исход?". Исход мы знаем.
Вот и думать теперь.

А если отойти от всех этих вопросов, то фильм красив, масштабен, будто степенно повествуется притча.

1
0
9
Типичный критик
456 отзывов, 457 оценок, рейтинг 624
14 апреля 2020

Свобода духа

История "символа" австрийского сопротивления - Франца Егерштеттера, отказавшегося сражаться за нацистов во Второй мировой войне. Когда Франц сталкивается с угрозой казни за измену, несмотря на многочисленные возможности ее избежать, он продолжает отстаивать свои убеждения, опираясь на веру и любовь своей семьи.
Фильм начинается с документальной, исторической хроники политического режима в Германии в начале Второй Мировой войны. "Я думал, что мы совьём гнездо высоко на деревьях, и улетим высоко в горы" - рассуждает голос Франца (Аугуст Диль). "Мы жили над облаками!" - вторит ему голос жены Фанни (Валери Пахнер). В самом начале войны в глубоком, глухом и прекрасном своими горными пейзажами поселении Радегунд ("Природа не знает человеческих страданий") - Франца отправляют в военный лагерь (штыковые атаки и просмотр "взятия" Парижа) для подготовки, и вскоре отпускают "в запас" до "повестки". Однако он настроен против военной службы, и эта "новость" в замкнутом пространстве поселения - распространяется быстро: "как огонь по сухой траве". Вся деревня встаёт против этой тихой и милой семьи: "Ты хуже врага!" - доказывают ему в "патриотической горячке", жгут ночами костры и говорят о вере режиму: "Вокруг не мир - хозяйственный магазин!". "Мы привыкли к злу!" - пытается ему в этом помочь ближайший знакомый - хлебопекарь. Отец Франца погиб на другой войне - Первой Мировой, а он демонстративно не даёт денег на "нужды фронта". Разговор с местным священником также не приносит облегчения - он не поддерживает его "случай": "Бог не желает нам зла!" - вторит он. "Наковальня держит удар!" - подтверждает местный епископ. "Я изображаю страдания, но сам не страдаю! Когда-нибудь я напишу истинного Христа!" - говорит художник в местной церкви. "Пришёл конец света - свет погас". "Ты не изменишь мир - он сильнее!" - говорит ему Фанни после того как приходит "повестка". "Вы мудрее всех? - вторит ей следователь (Маттиас Шонартс) на допросах когда Франц отказывается от военной службы - Вы слышали голос?". После отправка в тюрьму в Берлине - начинаются бесконечные издевательства и предлагают быть санитаром, и просто произнести "присягу" - это всего лишь слова. "Я и так свободен!" - говорит он своему адвокату. "У меня есть чувство не делать то что неправильно!" - говорит он полковнику (Бруно Ганц) на военном суде. Казнь, а до этого проникновенная встреча Франца и Фанни - происходят быстро и неминуемо.
10 режиссёрский фильм Терренса Малика вышел относительно быстро, учитывая все предыдущие опыты "постпродакшна" фильмов, хотя съёмки и начались в 2016 году. На Каннском кинофестивале в мае 2019 года фильм получил приз экуменического жюри. Впервые за несколько последних фильмов - в этом фильме Малика - есть внятный сюжет, хотя присующее ему "наблюдение" и "размышления" - естественно никуда не делись. Тому подтверждение - и пристальная операторская работа Йорга Видмера ("планы" и "блуждания" камеры - бесподобны), музыка Джеймса Ньютона Ховарда, и монтаж который создаёт весь этот "мир" на экране. Перед нами за 2,5 часа экранного времени проносится целый "внутренний мир" отдельного человека со всеми его мыслями и наблюдениями - горячая любовь семьи, думы о родном доме ("Дитя Радегунда") - вот то, что помогает ему в итоге обрести себя на "другой стороне" ("Я молюсь на той стороне" - пишет он в письме дочерям). Антивоенный фильм в своей самой грандиозной форме. Грандиозная подача материала во всех аспектах и на всех уровнях - от актёрской работы до монтажа - вроде из-за одного бессмысленного и несчастного случая. "Мы узнаем то что не знали! Нам откроются все тайны!" - говорит в финале Фанни.

0
0
1
Mihail
12 отзывов, 515 оценок, рейтинг 50
23 марта 2020

Наконец удосужился посмотреть этот фильм. Очень-очень сложно в современном мире, в современных реалиях принять поступок главного героя. (Поступок, между прочим, реальный) Слишком социально - индивидуальной стала сегодня жизнь человека. Смотрел кино в надежде увидеть старого доброго Малика, как в «днях жатвы» или как в «новом свете», потому что более позднего я не понимаю и не выношу. Не понравилось. Несмотря ни на что, затянуто. Даже если «принять», что это образ Христа в разгар войны. Не смог настроиться. Хотя никто не мешал, в зале было всего 6 человек - то ли из-за коронавируса, то ли из-за самого Малика.

1
1
5
Roman Ivanov
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
22 марта 2020

Затянуто, а главное - вредно такое смотреть. Бессмысленная гордыня, цена которой сломанные жизни самых близких людей.

1
1

Читайте также

Подборки Афиши
Все