Бандит Вилли Паркер сдает сообщников властям в обмен на собственную свободу. Спустя 10 лет двое наемников Брэддок и Майрон находят его в Испании.
Триллер, Криминальный |
Стивен Фрирз |
12 сентября 1984 |
1 час 38 минут |
Первый важный, популярный и отмеченный вниманием фильм Стивена Фрирза, который он выпустил еще до своих главных работ 80-х. Уилли Паркер (Терренс Стемп), устав от гангстерских будней и не желая отправиться за решетку на длительный срок, выбирает более опасный для себя путь. Он закладывает всех своих подельников и отправляется по программе защиты свидетелей в Испанию пить холодное пиво, греться на горячем солнце и ожидать парней с холодными сердцами и горячими стволами, которые не заставляют себя долго ждать. И вот Уилли оказывается на заднем сидении мчащегося по направлению к Парижу автомобилю, за рулем которого сидит вспыльчивый Майрон (Тим Рот), который практически сразу выкладывает весь состав культурной программы путешествия, что им предстоит. Вторым гангстером оказывается немолодой Бреддок (Джон Херт) в непроницаемых очках и со столь же непроницаемым сердцем. За ними же отправляется в погоню вся полиция страны, так как при похищении Паркера случайно убивают местного копа, а один из посредников, который может узнать британских головорезов, чудом остается жить.
Стивен Фрирз в 80-х был очень известен своими остросоциальными темами, в которых он не боялся идти в ногу со временем и трогать британское общество за самое интимное – расизм, гомосексуализм, бандитизм, наркотики, чванство и классовая непримиримость. Впрочем, все это будет уже скоро, но еще не в этом фильме. «Стукач» выглядит как довольно добротный, качественно скроенный по всем представлениям о современном криминальном фильме, представитель жанра, в котором вроде бы бандитов и не особо романтизируют, но показывают примерно в том свете, в котором за четверть века до этого они выглядели в фильмах-нуар. То есть, вроде бы и подонки со дна общества, готовые продать и предать кого угодно за известный кусок пирога, но при этом соблюдающие до самого конца установленные ими сами морально-этические нормы.
Фильм некоторым образом перекликается с картиной «Мона Лиза» другого важного британского режиссера Нила Джордана, которая выйдет два года спустя. Причем не только жанрово и тематически, но и в плане эволюции внутреннего мира главного героя, который внезапно оказывается перед фактом, что жить теми звериными законами, что он привык, он не может, а шаг в сторону для него губителен. Да, у Джордана попытка раскрыть природу этой интересной эволюции будет подана более доходчиво и внятно, тогда как за фильм Фрирза выступают чудесные натурные съемки, блистательная игра всей троицы главных актеров и густо увязывающая все воедино музыка Пако де Лючии и Эрика Клэптона.
Интонации подобного рода вибраций гангстерской души можно будет позже увидеть и у Тарантино с Коэнами, не говоря уж о совершенно прекрасном фильме «In Brugge», который выглядит еще более близким родственником «Стукачу». Однако утверждать, что фильм стал большим толчком для жанра в целом, все-таки, было бы скоропалительно. Сравнивать резонанс от появления этой ленты с важностью и значимостью других британских лент, вроде «Достать Картера» и «Долгая страстная Пятница» будет просто нечестно, к примеру. Однако и Фрирз свое дело знает, равно как его друг и соратник еще по телевизионному цеху Питер Принс, создавший сценарий для «Стукача». Диалоги на месте, персонажи развиваются органично, а само путешествие, как и полагается хорошему роуд-муви, больше похоже на путешествие внутрь себя.