Милейшая сатирическая драма о переживаниях королевы Елизаветы (Миррен) после гибели принцессы Дианы. Второй главный герой — Тони Блэр (Шин).
Биография, Драма |
12+ |
Стивен Фрирз |
15 сентября 2006 |
1 час 43 минуты |
Май 1997 года, молодой политик Тони Блэр (Майкл Шин), только что избранный премьер-министром от лейбористской партии, приезжает в Букингемский дворец для знакомства с королевой: формально именно она по-прежнему утверждает главу кабинета. Премьер, несмотря на уколы прогрессивной жены, слегка волнуется; престарелый привратник объясняет им, в какой момент нужно поклониться и как уйти, не поворачиваясь к Ее Величеству спиной. Наконец происходит знакомство. Королева (Хелен Миррен), окинув Блэра ледяным взором, интересуется: «Вам уже показали, как начинать ядерную войну?» Блэр ерзает в кресле и пытается отшучиваться. «Вы мой десятый премьер-министр, — невозмутимо продолжает Елизавета. — Первым был Уинстон Черчилль. Вот сидел, где вы сейчас…» Знакомство, словом, получается так себе.
Через несколько месяцев в Париже разбивается принцесса Диана, и монархию начинает лихорадить. Августейшая семья не слишком умело скрывает свое облегчение. Народ Британии заваливает ворота Букингемского дворца букетами цветов. Тонкости протокола неожиданно становятся судьбоносными: следует ли приспустить флаг на резиденции? Надо ли похоронить Диану Спенсер с королевскими почестями? Должна ли Ее Величество выступить с речью?
Внутри дворца мнение едино: нет. Супруг королевы, принц Филипп (Джеймс Кромвелл), выполняющий в этом альянсе скорее женскую функцию, предрекает, что на похороны слетятся дизайнеры и геи вроде Элтона Джона. Принц Чарлз (Алекс Дженнингс) впадает в паранойю и ожидает покушения на себя. Столетняя королева-мать (Сильвия Симс) переживает, что для паршивой овцы используют сценарий ее собственных похорон. Сама Елизавета колеблется, но скорее согласна с семьей.
Между тем подданные возмущены демонстративным молчанием короны, газеты пестрят яростными заголовками, уже каждый четвертый англичанин готов вовсе отменить монархию. И Тони Блэр, удачно выступивший с траурной речью и радующийся росту своего рейтинга, вдруг понимает, что от того, как поступит королева, зависит нечто большее, чем сиюминутный политический расклад.
Фильм Стивена Фрирза вполне соответствует отношению среднего обывателя к институту современной монархии — ироническому, где-то язвительному, но на подсознательном уровне по-детски восхищенному. И безусловное очарование «Королевы» — в том, что этот противоречивый тон держится до самого финала: фильм можно рассматривать и как памфлет, и как драму — но всегда одновременно.
«Королева» использует, в общем-то, тот же прием, что и картина «Ночь в музее». Тони Блэр — живой, простой парень, ловкий, но не семи пядей во лбу, словом, обычный человек. Елизавета, в первых кадрах позирующая для парадного портрета, — фигура, сквозь которую просвечивает вечность, носитель чего-то непостижимо величественного, представитель тысячелетней монархии, почти абстракция. Их встреча недаром обставлена так основательно: заговорить с королевой — то же самое, что обратиться в музее к конной статуе.
И затем мало-помалу дистанция начинает сокращаться. В том, как королева обретает на экране плоть и кровь, видится заслуга не столько даже чудесной Хелен Миррен — для актрисы ее уровня это вполне рабочая задача, — сколько именно режиссера. Одна из самых сильных сцен — вполне вроде бы проходная: Блэр звонит из дома королеве, они разговаривают по телефону. Но в этом эпизодике сконцентрирована вся суть фильма: Тони сидит в комнате, заваленной книгами и детскими игрушками, на нем дурацкая футбольная майка с фамилией Блэр, заходит жена и прикрывает дверь, стараясь не шуметь, а на другом конце провода — королева. Шери Блэр потом упрекает мужа, что у него дрожат коленки, — да еще бы!
Отношения в королевской семье, впрочем, тоже нарочито приземлены, выдержаны почти в стилистике ситкома. У героини — комический дурачок сын, вечно насупленный муж, укладывающийся в постель со словами «подвинься, капустка», и дожившая до мафусаиловых лет, но вполне бодрая мама, которая жалуется: «Ну конечно, мне-то никто ничего не говорит».
И несмотря на это Фрирз, умеющий, вообще-то, быть очень злым, здесь испытывает очевидную симпатию к героям — тем более неожиданно, что в жизни он, известно, является яростным критиком как монархии, так и действующего премьер-министра. Едва ли не единственный неприятный персонаж «Королевы» — пресс-секретарь Блэра (зато уж на нем режиссер оттоптался по полной). Вечная проблема англичан: монархия устарела и все такое, но как доходит до дела, «God Save the Queen» исполняется без всякого ерничества.
Было бы, конечно, хорошо узнать, что на самом деле нам явили — попытку показать правду или опыт мифотворчества. Но в свете необычности затронутой темы это отступает на задний план. Здравствующая королева Елизавета II на горошине нашего времени: как ей спится? Историки и философы обратились бы к такому вопросу постфактум. Кинематограф их бестактно опередил.
1997 год ознаменовался трагедией — в автокатастрофе погибла «народная принцесса». Англия не может оправиться от шока — плачет о Диане на улицах, обкладывает цветами Букингемский дворец. Лишь королевская фамилия ведет себя как ни в чем не бывало. Венценосные особы не вернулись из загородной резиденции, не распорядились поднять, а затем приспустить королевский штандарт, не выразили скорби по погибшей — народ не понимает этого хладнокровия. Пресса же накручивает ситуацию, как может, заводя вопрос чуть ли не об упразднении монархии.
Тони Блэр, чье вступление на пост премьер-министра совпало по времени с гибелью принцессы, пытается убедить чету монархов в необходимости отступиться от регламента в поведении. Он энергично проводит мысль о том, что законное молчание всей семьи есть в данный момент серьезная политическая ошибка. И, разумеется, не должно быть частных похорон. Леди Ди — любимица Англии, и нужно позволить людям проститься с ней во время гражданской панихиды.
Для самой Елизаветы все это — вызов. Диана была белой вороной при жизни, остается такой и после смерти. Но не одно это раздражает. Раньше королева верила, что всегда была безупречна в своей роли: не допускала, как велит долг, никаких излишеств — ни в словах, ни в эмоциях; во всем держалась холодной степенности, благородных манер, четких правил. Но что же выясняется вдруг? — Народ не хочет видеть ее такой. И конфликт долга со стихийно возникшими ожиданиями глубоко ее поражает. Внезапно королева начинает казаться потерявшейся маленькой девочкой — в этом особая пронзительность фильма. Но отрисовка образов в нем и вовсе выходит за грань.
Елизавета II просыпается в бигудях и из газеты узнает о новых назначениях в правительстве. Сидит в махровом халате поверх ночной рубашки на семейном совете у телевизора. В одной из сцен сухо запрещает сыну Чарльзу брать частный самолет, который срочно понадобился для вылета в Париж (семейное дело, не нужно излишеств). В другой — сама садится за руль дряхлого внедорожника, чтобы ехать на охоту, по пути объясняя, что новая машина ей ни к чему — и старая в порядке.
Ворох подобных деталей определяет быт семьи, который до крайности диковинный — особенно на контрасте с раскрепощенностью остальной планеты. Удивление велико, но возникает без почтительности, которая, по задуманному, вообще где-то в минусе. Чего стоит одна только произнесенная в адрес «их величеств» фраза Шерри Блэр: «группа эмоционально неполноценных паразитирующих психов». Супруга премьера, «известная антимонархическими взглядами», не раз еще отворит «свой васисдас», чтобы выдать нечто в том же духе, но, при всей грубости, ее слова добрую половину фильма будут казаться вполне уместными. До самого переломного момента, когда молодой премьер, наконец, постигнет величину личности Елизаветы, разглядит ее драму и в чувствах затрепещет.
А доходит до понимания упомянутая драма, если забыть, что человеку может быть уготован какой-то статус, и принять за главное только его живую природу. В таком контексте королевский венец, назначенный по праву рождения некой личности, может оказаться чем-то глобально безрадостным — не известно ведь, какие у человека будут интересы, темперамент, нрав. Причем несладко может прийтись и если идти против сана, и если держаться его. В обоих случаях налицо колоссальная несвобода.
Жизнь Дианы, бунтарки, оборвалась трагически, но ей, возможно, приходилось легче. Свобода после развода с Чарльзом была таковой исключительно де-юре, но ее однако ж хватило, чтобы «зажигать» с бой-френдом на яхте. Диане, в отличие от Елизаветы, несмотря на свою публичность, удавалось иногда просто побыть женщиной.
А Елизавета, прожив всю жизнь «символом нации», вроде герба или гимна, в свои лета будто переживает легкую форму помешательства, причем не она одна — сын и супруг с нею. Под некоторым углом зрения это действительно так, но кто же будет судьей? Неужели общество, которое по-прежнему стоит за идею монархии, являясь главным кукловодом династии Виндзоров?
Фильм, который подводит к постановке подобных вопросов, производит потрясающее впечатление. При всех своих художественных совершенствах, задействует он, в первую очередь, «область мысли». Как пишут газеты, «реакция Елизаветы II и других представителей английского истеблишмента пока не известна».
Как человек проживший некоторое время в Британии, я была просто в восторге от этого фильма. Смотрела два раза на оригинальном и в переводе. Второй вариант фильма силь но сглаживает английский юмор – обидно!
Королева для Британии – это то самое святое, ради чего любой поданный готов умереть.
И какими бы не казались чопорными традиции, они сразу выдают стержень и благородство людей.
Никогда чернь, не сможет приобрести величие короля. И понять его то же не сможет.
Стивен Фрирз является своеобразным режиссером, чьи работы заметно выделяются на фоне остальных. Вообще, «изюминка» – это отличительная черта деятелей из Европы. В то время как Голливуд штампует практически идентичных режиссеров, ориентированных на индустрию развлечений, европейским режиссерам удалось сохранить свою самобытность.
Любителем истории меня, увы, назвать нельзя. И пусть многие факты остаются в моей голове, но большая часть все же безвозвратно выветривается, забирая с собой точные даты самых значимых мировых событий, оставляя в памяти лишь скудные познания веков и в редких случаях десятилетий. Ввиду этого многие интересные факты остаются вне зоны действия моего мозга, так что недостоверность фактов или их искажение в кинематографе меня нисколько не заботит.
Фильм «Королева» рассказывает о том, как Елизавета Вторая вела себя на протяжении короткого периода после одной из величайших трагедий прошлого века для Великобритании – смерть принцессы Дианы. Уверена, что даже самые близкие не знают, какие именно мысли были в голове у королевы, поэтому не могу осуждать ее поведение. Да и морального права не имею. Только ей одной было решать, каким образом себя вести и что говорить в такое трагическое время для ее семьи. Кратко передать словами суть происходящего, не раскрывая основных моментов, довольно сложно, поэтому советую смотреть и самостоятельно формировать свое мнение касаемо увиденного.
Также необходимо заметить, что Хелен Миррен совершенно заслужено получила Оскар за главную роль. Ее игра была такой проникновенной, а мимика и жесты, как у истинной королевы, что достойно величайших похвал. Отдельное место здесь заняли наряды и украшения, которые были лаконичными, но от этого не менее элегантными и стильными.
Очень добротный, качественный фильм, явно выполненный по заказу двора и несущий сообщение о том, что королева непричастна к смерти Дианы. Как раз это обстоятельство и вынуждает меня думать, что именно двор эту катастрофу и устроил.
Очень порадовали актеры: похожи, но без резиновых масок на лице. Хорошая работа
Принцесса Диана, принцесса Диана... все уши ей прожужжали! Какое дело простому русскому человеку Лёне Голубкову до вашей принцессы??! А теперь еще и фильм сняли. Но только не про неё, а про её семейку. И получилось на удивление неплохо!:) Интересно заглянуть в королевские покои современных британских монрахов. Посмотреть, чем они там заняты ,чем живут. Хелен Миррор просто молодец. Отличная игра. Никаких наигранности ,все очень естественно и натурально.