Ноктюрама

Несмотря на хронометраж и путанное повествование, фильмы Бонелло смотреть очень увлекательно, хотя здесь, в "Ноктюраме", завершающей его трилогию о современности ("Дом терпимости" и "Сен-Лоран. Стиль - это я"), действия очень и очень мало. Как и в "Доме терпимости", Бонелло здесь сравнивает начало нашего века с началом прошлого, хотя и в этом фильме это менее очевидно. В изображенных юношах и девушках угадывается романтизм террора "Черного передела" или Гаврилы Принцпипа; но индивидуальность протестного высказывания сегодня оказывается практически невозможна.
Не раскрывая причин террористического акта, следуя, можно сказать, Бродскому, который писал, что преступление интересно именно все контекста, режиссер (в том числе и за счет растянутости повествования) делает акцент на том, что сейчас никто не интересуется мотивами террористов, главная задача - их устранение. А зритель ведь до конца верит, что хоть один выживет и объяснит причины своих поступков, но нет - Бонелло беспощаден, отражая действительность. Разрушительная сила, которая живет в самом социуме (а террористы из "Ноктюрамы" разных национальностей, возрастов и профессий), не денется никуда, если расправляться с нею, не удостаивая диалога. И одна из ключевых сцен фильма, в которой девушка на велосипеде (Адель Энель) говорит о том, что теракт неминуемо должен был произойти, только подтверждает это.
Фильмы Бонелло - о том, что мы безвозвратно потеряли, и о том, что живо вопреки этим потерям. И здесь он приближается к Прусту, с которым породнился в манере повествования уже давно.
Ноктюрама - это загон для ночных животных. Вы думаете, дикие звери не найдут способ выбраться?