Автор тихих драм Николай Хомерики, постепенно переметнувшийся из Канн на сериалы Первого канала, дорос до масштабного русского кино про людей в опасности, которое встает в один ряд с нынешними фильмами-катастрофами «Метро» и «Экипаж». За таким авторским превращением следить столь же интересно, как и за сюжетом про команду советских полярников, которых зажал огромный айсберг. Хороших усатых дядек на корабле играют лучшие актеры своего поколения.
Драма |
12+ |
Николай Хомерики |
20 октября 2016 |
20 октября 2016 |
2 часа |
Рыжего пса Дюшеса вместе полярниками забирает с антарктической станции советский ледокол, где капитаном служит чересчур отзывчивый Петров (Петр Федоров). Сбивая всех с ног, Дюшес тут же устраивает для зрителя экскурсию по кораблю и заодно ворует сосиски, поскольку своим собачьим нутром понимает, что скоро на этом судне дела пойдут худо и порции еды будут урезать вчетверо. Чуйка не подводит пса — на их пути возникает огромный айсберг. Его можно было бы быстро миновать, если бы не неповоротливый хозяин Дюшеса, которого смывает за борт. Капитан Петров, нарушая инструкции и рискуя всем экипажем, тормозит корабль у айсберга, чтобы спасти утопающего. Дюшес тоже кидается в воду, их прыгает спасать герой Александра Яценко, который после этих водных процедур практически на весь фильм лишается голоса (даже в молчаливом фильме Хомерики «Сердца бумеранг» Яценко произносил за весь фильм больше слов). Люди еще немного помыкаются и застрянут во льдах на несколько месяцев в режиме радиомолчания. Дюшес будет наблюдать, как люди постепенно начнут собачиться, а опальный капитан от безысходности побежит в логово морского льва.
Действие разворачивается в 1985 году, на сломе эпох, поэтому неудивительно, что одной из основных тем фильма становится конфликт двух систем руководства: на смену демократическому Петрову (Федоров) приходит новый деспотичный капитан (Сергей Пускепалис). Чехарда с двумя начальниками случается тогда, когда оба капитана остаются на борту по вине неудачливого вертолетчика и по совместительству фаната Цоя в исполнении Александра Паля. Двоевластие, русский бунт моряков, практически путч на борту — разумеется, в заглавном корабле сразу же считывается метафора России. На горизонте за ними гонится, словно кит из «Моби Дика», груз ответственности за гигантскую разваливающуюся страну в виде айсберга, а где-то там по волнам к ним мчится эффективный начальник КГБ (Дмитрий Муляр). Пока главные герои дрейфовали в Арктике и метались между двух капитанов, на родине тоже творилась чехарда с правителями, поэтому к концу фильма они приплывут уже в страну, которую ждет перестройка Михаила Горбачева.
Однако в контексте создания фильма метафору с айсбергом можно рассмотреть и с другой стороны. Вроде как Хомерики собственноручно подкинул идею, чтобы в фильме злополучный кусок льда прозвали Семеном Семеновичем в честь персонажа Никулина из «Бриллиантовой руки», которую главные герои засмотрели до дыр. Семен Семенович, можно сказать, олицетворяет тот гигантский бюджет картины, который сел на хвост скромному режиссеру Хомерики. Ведь в связи с этим фильмом одна из главных интриг для киноиндустрии заключалась в том, как режиссеры из «новой русской волны» справятся с возложенными на их плечи блокбастерами поневоле?
Если в «Дуэлянте», несмотря на весь исторический флер и масштабы, все равно отчетливо чувствовалось авторство Алексея Мизгирева, то в кристальной мерзлоте «Ледокола» обнаружить творческий почерк автора «Сказки про темноту» и «Сердца бумеранга» гораздо сложнее. Лучше всего положение вещей отражает режиссерское камео в фильме — Хомерики в роли американского летчика пролетает мимо застрявшего ледокола. Мол, я тут просто мимо пролетал, смотрю — мертвый корабль стоит. При этом нельзя сказать, что автор не справляется со своими режиссерскими задачами: как раз наоборот — Хомерики отлично работает на своем пятачке, сосредотачиваясь на внутренних, камерных моментах этой истории. Он все так же нашептывает что-то личное актерам на ухо, разливает семейную душевность и делает все то, что у других рецензентов проскальзывает под понятием «теплый ламповый эффект».
Здесь есть что-то от интимности «Как я провел этим летом» с тем же Пускепалисом. Это гораздо слаженнее «Территории» с тем же Петром Федоровым. Однако чувствуется, что всю остальную постановочную часть режиссер отдал специалистам из производственного цеха: больше всего «Ледокол» похож на предыдущий фильм-катастрофу «Метро» той же компании «Профит», продюсерские предпочтения тут ощущаются отчетливее всего. Всей угрюмой добросердечности в свитерах противостоит крикливая натура кино для миллионов, мелодраматические перегибы и прочие обязательные внешние факторы. Поэтому фильм как бы разваливается на два пласта: камерная драма про классных усатых мужиков в консервной банке и зрительские ожидания от жанра фильма-катастрофы. Хомерики как будто специально особо не вчитывается в сценарий, поэтому пропускает важные поясняющие куски, концентрируясь на своей интровертной задаче. Больше всего вопросов вызывает линия с беременной героиней Анны Михалковой, из которой хотели сделать интригу (чья же она жена из всего экипажа на корабле?), а в итоге сюжет выглядит пришитым белыми нитками.
Кстати, о производственном цехе. Фильму крайнее повезло с оператором-постановщиком Федором Ляссом («Оттепель», «Хардкор»). Чего только стоит этот переход от синей тягучести первой части к невероятному оранжевому финалу. Художники приносят в кадр множество милых деталей: портреты Аллы Пугачевой, магнитофонные кассеты группы «Кино», судьбоносный кубик Рубика, радио с «Голосом Америки», игровой автомат с «Морским боем» и даже колготки, которые нужно заказывать мужу-моряку. В итоге умом понимаешь, за какие моменты и уютные шероховатости можно полюбить этот фильм, но чтобы мгновенно влюбиться раз и навсегда — вряд ли. Впрочем, как говорит герой Федорова: «Простите, но вы тоже далеко не Алла Пугачева».
Сколько-сколько средний балл? 9,1??
Почитала хвалебные рецензии. Приглядитесь - они все написаны чудесным языком хотельеров, пишущих отзывы о своих отелях якобы от лица благодарных клиентов.
Знаете, на что похож этот фильм? Бывает, щелкаешь пультом телевизора, попадаешь на какой-то канал, и по первым двум кадрам, даже если там никто ничего не произнес, понимаешь, что это, во-первых, сериал, во-вторых, плохой. Уверена, все вы понимаете, о чем я говорю - искусственное лицо, искусственная мертвая картинка.
Так и здесь, двух минут экранного времени достаточно для вынесения диагноза.
Даже не хочется расписывать подробно - так можно докатиться до обсуждения какого-нибудь "Твоя навеки" или "Зов любви", ну или как они там любят называть сериалы на первом канале.
Рубленные лопатой характеры, на коленке нарисованные айсберги, про ляпы сюжета говорить нет смысла - это вообще один такой жирный ляп. Сюжет абсолютно укладывается в схему "стрит-стрит - авеню-авеню". Плохой перевоспитается, хороший всех спасет, Пускепалис окажется милейшим парнем, ну а если Федоров в начале фильма разводится с женой, то в конце нас ждет страстный поцелуй, к гадалке не ходи.
В том же духе сняты эпизоды. Почему-то периодически появляется Михалкова, якобы на девятом месяце, но без живота, которая хаотично носится по больнице - тут рожаю, тут не рожаю. Что это должно было символизировать - опасность первых родов в 42 года?
Неловко за актеров - ведь многие из них актеры действительно хорошие и успели сыграть в хорошем кино. Как Каморзин после блистательного совершенно" Монаха и беса" мог подписаться на вот это вот все, ну как?
Интересно, как создаются такие фильмы? Мне кажется, на съемочной площадке все время стоит циничное ржание - ну не могут же люди в голове не понимать, что они делают.
Эх, да что говорить.
Если не брать в расчет привычные стоны историков-любителей, которые непременно расскажут, что все было совсем не так, я даже не знаю, кому "Ледокол" может не понравиться.
Это не просто очередной российский блокбастер (на сей раз, в порядке исключения, более чем качественный), это еще и действительно хорошая, трогающая история. Пусть даже только основанная на реальных событиях, а не описывающая их. Очень хорошие актеры, очень впечатляющий сюжет: не тот сюжет, в который надо впихнуть побольше спецэффектов с экшеном, а тот сюжет, который про людей, характеры и ситуации, в которых они раскрываются.
Петр Федоров очень порадовал, в отличие от недавнего "Дуэлянта", который вызывал скорее разочарование.
Команда актеров на борту подобралась впечатляющая. Героев, достойных если не отдельного фильма, то отдельной сюжетной линии, оказывается гораздо больше, чем вмещается в неполные два часа экранного времени. Причем за одними персонажами очень хотелось бы последить подольше, а без иных, кажется, и вовсе можно было обойтись. Есть потенциально захватывающий конфликт двух капитанов на судне – «своего», отстраненного по доносу (Петр Федоров), и чужого, вновь присланного, ратующего за строгую дисциплину (Сергей Пускепалис). Есть теоретически пронзительная ситуация с давящей на психику многодневной изоляцией во льдах. Но авторы или заказчики, похоже, подумали, что заявленному жанру пристал более эффектный экшн. Однако происшествия на корабле – попытка спасти надоедливую собаку и человека за бортом, провал в снежную пещеру с моржом, две аварии вертолета (пилот Паль поет Цоя), бунт команды с подрывом горючей смеси и т.д., - с трудом складываются в цельное повествование, оставаясь набором трюков «а вот еще такой случай был». К тому же в сюжет то и дело встревает отступление с неприятным кагэбэшником, желающим поскорее назначить виноватых, а также шаблонная линия капитанских жен, волнующихся на берегу. Так что глыба «Ледокола» немного распадается на части. Кое-как собирает силы воедино противостояние корабля и айсберга. Эпизоды с обходом ледяной горы одни из лучших в фильме. Высокая оценка - прежде всего за актерские работы.
Краткое содержание фильма: в антарктике Айсберг с кубиком Рубика гоняется за нашим Ледоколом, в итоге кубик-рубик перешедший на нашу сторону "побеждает" Айсберг и Ледокол уходит, все радуются и танцуют, жарят шашлык на экваторе.
Как Михалков бы сказал: как вам сюжетец, а-а-а-а-а!??? Нормально!? А в принципе такой он и есть.
Эпизоды ведущие в никуда! Новозеландский самолет сообщил на башню, что внезапно(!), обнаружил русских, но их не стали тревожить, дальше этого дело не пошло, потому что ну их, пускай они борятся за власть, бунтуют, поджигают бочки с бензином, проваливаются в берлоги к зубастым морским львам...,хлопот потом не оберешься, себе же хуже. Горевший вертолет заводится ударом отчаянной ноги. Капитан Петров проваливается в берлогу к ластоногому, который наверно, впал в зимнюю (летнюю) спячку? Хорошо что там еще не было зубастых: пингвинов, акул и наконец белых медведей! Жена Петрова с каменным лицом говорит что разводится, а потом бросается к мужу на другой конец земли на "хлипком" "Новороссийске", через ревущие сороковые и где ее поджидает гэбня, которая ложится на нее как на коврик!? А как вам капитан ледокола которому слегка за 30!? В общем наш ответ голливуду удался!!!
И список этот можно продолжать бесконечно! Грустно. Один балл поставил за компьютерные спецэффекты.
Типа новый фильм-катастрофа отечественного производства.
Что хорошего может снять про доперестроечную еще историю мужества советских моряков бывший бухгалтер Coca-Cola по фамилии Хомерики, шлифовавший свое режиссерское «мастерство» на деньги французского правительства?
«Прогнивший совок», где старпом стучит на капитана, за то, что тот намереваясь спасти одного из членов экипажа, повредил судно, новый капитан муштрует всех во вполне сталинском стиле (а сам при этом везет кучу ползунков домой), отставленный капитан мечтает призвать на помощь иностранцев по радио, команда состоит почти полностью из недалеких недотеп, КГБшник угрожает жене бывшего капитана, а в больнице в Ленинграде жуткие подоконники не крашеные лет 20.
Добавить «голливудских» спецэффектов в виде стремительно вырастающих из-под воды айсбергов и «жести» в виде драки команды в столовой под крики «Лезгины бьют русских». Смешать, но взбалтывать и очередной опус на тему «Почему у этих русских всегда все так» готов.
Затянутый и достаточно нудный, он примерно также далек от реальных событий 133-дневного дрейфа «Михаила Сомова» в антарктических льдах: http://historylost.ru/2016/02/07/antarkticheskaya-odisseya-mihaila-somova/,
как «Бесславные ублюдки» от истории подпольной борьбы против нацистов во Франции. Но афтары типа и не претендуют на историческую достоверность.
Кроме надоевшего своей вечно страдальческой физиономией, частотой появлений на экране и однообразием амплуа Федорова в роли бывшего капитана, здесь есть два колоритных полу-комических персонажа: положительный украинец и поэт-летчик, сравнивающий себя с Виктором Цоем.
И «зачетная» концовка: пикник спасенной команды на палубе недалеко от Австралии, где старпом одет как завсегдатай гей-клуба, и забавный намек: жить должно стать лучше после назначения Горби генсеком. ;)