Молодой пухлощекий курьер Иван Мирошников (Дунаевский) догуливает-дорабатывает последние деньки перед армией — пьет французские духи, играет в карты, разводит в маминой квартире костер, катается на доске, роняет себе на темечко странных размеров дырокол и не то чтобы влюбляется в длинноногую студентку МГУ (Немоляева) из слишком хорошей семьи — скорее чудесно мо рочит голову ей и ее чувствительному папаше (Басилашвили).
Мелодрама, Трагикомедия |
0+ |
Карен Шахназаров |
6 июня 1986 |
июнь 1987 |
1 час 28 минут |
Молодой пухлощекий курьер Иван Мирошников (Дунаевский) догуливает-дорабатывает последние деньки перед армией — пьет французские духи, играет в карты, разводит в маминой квартире костер, катается на доске, роняет себе на темечко странных размеров дырокол и не то чтобы влюбляется в длинноногую студентку МГУ (Немоляева) из слишком хорошей семьи — скорее чудесно морочит голову ей и ее чувствительному папаше (Басилашвили).
Дж.-Д.Сэлинджер унес права на экранизацию «Над пропастью во ржи» в могилу, однако те, кому посчастливилось быть молодым в 1986 году и жить в СССР, могут не сильно переживать по этому поводу: Шахназаров продемонстрировал нам нашего социалистического Холдена Колфилда в полный рост.
Курьер Мирошников вообще ничего не делал. Он не трахался, как Маленькая Вера, не бил морды, как Арлекино, не пел гребенщиковских песен и не носил серег, как Бананан. По-английски таких язвительных простачков обычно называли словом lad, у нас в восьмидесятые для подобных типов существовал простой, как «Электроника-302», приговор — пэтэушник.
В сущности, Мирошников — это такой безусый и смертельно обаятельный мистер антиперестройка, который словно бы раньше всех просек про всякую там гласность и ускорение и вообще про суету успеха, поэтому и пел «Траву у дома», а не БГ. А когда «Землян» и шуток стало недостаточно, он надел костюм и затянул алябьевского «Соловья», и это героическое паясничанье было словно «Интернационал» в концлагере взрослых. И подарил толстому приятелю свое дорогое пальто. И сел ждать призыва, поскольку понял — харизма начинается с того, чтобы быть как все, а мечтать и впрямь надлежит о чем-нибудь великом. А не о профессорской дочке. Как сказано в одной песне: «Я в армию уйду, ты свалишь в Сан-Лоренцо — я рад, что мы с тобою повстречались».
Замечательное по своей тонкости размышление на классическую тему "Отцы и дети". И совершенно обаятельный своей отвязностью и неформатностью главный герой. Мне кажется, это очень редкий для мирового кинематографа образ: каждый следующий шаг ты не знаешь, как он поступит, и от этого становится просто не по себе.
Очень красива и обворожительна в фильме Анастасия Немоляева, и при этом очень хорошо, искренне играет. Зато Чуркина и Басилашвили, на мой взгляд, наоборот, перегибают палку: на фоне Дунаевского и Немоляевой они выглядят немного искусственно. Очевидно, за кадром было свое собственное столкновение поколений.
Итог: замечательное и полезное кино для любого возраста, но а для подростков 13-18 лет и их родителей просто бесценное.
Фильм "Курьер" стоит посмотреть уже ради Евдокии (Эды) Урусовой, потомственной княжны, и ради умных не по годам глаз Федора Дунаевского, подростка, главного героя.
Игра остальных актеров также на высоте. Звездный, как говорится, вышел состав!
На сих персонах и зиждется конфликт поколений, давно занимающий умы русской интеллигенции: Отцы и Дети.
Герой Дунаевского (Иван), перешагнул "тургеневско-базаровское" разрезание лягушек и теперь кромсает налево и направо психику профессора педагогических наук и его "гламурной" дочки, совершая кучу экстравагантных, абсурдных выходок. Например, декламирует известные всем стихи Пушкина и с серьезнейшим выражением лица выдает их за свои. Или поджигает квартиру, чтобы заставить маму перестать плакать. Такой вот интеллектуальный террор!
Взрослые винят во всем молодежь, предчувствуя чернеющую пустоту в преемственности накопленных интеллектуальных и материальных ценностей, подростки же испытывают так называемый "экзистенциальный вакуум", не находя своего места в жизни.
Перестройка. Об этом фильм. Каждый ищет себя и задается вопросом, что будет дальше.
Примечательно, что и нынче, спустя 20 лет, мы слышим на лавочках ворчание старушек:
- А-а! Вот молодежь непутевая пошла!
Насколько не путев Иван Мирошников в фильме Карена Шахназарова (фильм снят, кстати, по одноименной повести этого режиссера), судить зрителю. У меня герой вызывает чувство уважения, ибо демонстрирует нам персону думающую, я бы сказал вечно думающую. Такой вечно думающий Иванушка выходит. Не дурачок. А это уже балл в пользу молодежи. В том числе и нынешней!
Резюмируем. Обязательно смотрим данный фильм, чтобы:
- полюбоваться на слезы и на пение Чуриковой - такой игре веришь!
- насладиться образчиком аристократических манер в лице Урусовой (Агнесса Ивановна) - не княжна, королевна!
- офигеть от врезанных в фильм сцен брейкданса - и это 86-й год! неужели такое у нас уже было?!
- еще раз порадоваться за ту умственность, которая была в советском кино, и которой не хватает сейчас.
Фильм мне напомнил классическое произведение Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи", где подросток с тоской понимает, что он уже становится взрослым. Герой фильма в знак протеста начинает валять дурака, весьма жестоко разыгрывает профессора, к которому пришёл по работе. Но во всех его глупых и местами смешных поступках чувствуется грусть от осознания безысходности. Парень понимает, что общество уже давно определило его будущее место в жизни. Знакомство с дочкой профессора, которая вроде бы желает вырваться из своего окружения не даёт ничего, что, в принципе, не очень-то и расстраивает молодых людей. Апофеозом истории становится диалог с другом, который мечтает о пальто. Наш герой отдаёт ему своё пальто со словами: "Держи! И мечтай о чём-нибудь великом." Фильм отражает эпоху своего времени - "перестроечные" годы, когда не только подростки, но и взрослые люди не понимали, как жить и что будет дальше. Непрекращающаяся афганская война, где молодые ребята воевали, непонятно за что.
Крайне честный и искренний.
Такой вот иронично-реалистичный пессимизм рутинной жизни обычного человека.
В какие-то моменты ловишь лёгкий стыд от происходящего, немножко неловкость берёт и всё такое. Однако, стоит отбросить все эти выученные на уровне рефлексов ожидания пафосных диалогов, каких-то нарочито неественных и редко встречающихся образов, и понимаешь, что фильм хорош до невозможности: так искренне и реалистично показать быт нас, обычных людей, это чудо какое-то!
Такие неуклюжие диалоги между молодыми якобы влюблёнными людьми, что немножко стыдишься, ожидая как всегда потрясающих речей между людьми, ожидая каких-то ярких жестов с каждой из сторон, невероятных приключей. Тьфу ты, прям чувствуется это "надстройка", созданная современными фильмами. Только вот настоящего в этом всём мало. А вот дурацкие диалоги, с большими паузами, обсуждение совершенно приземлённых вещей - да, это действительно так, это хоть и грустно, уныло и часто стыдно, но правда! Наверное, все в подобных диалогах участвовали, чтоб не утопиться в неловкой тишине.
И так можно любой момент фильма разбирать, узнавать в нём свою жизнь, жизнь своего окружения.
Вот развод родителей.
Вот несчастная мать, мечтавшая всегда стать не тем, кем в итоге стала, которая старается слепить из своего сына гражданина общества.
Вот, работа, нежеланная и не особа нужная ("лишь бы была"), в офисе, где люди ведут такие совершенно дурацкие и от этого такие реалистичные диалоги (обсуждения дырокола, звонок в другой отдел, чтоб рассказать эту историю - если это не так в жизни, то тогда я не знаю как ещё! 10/10).
Вот и хорошая обеспеченная семья, определившая будущее своего отпрыска на годы вперёд, дав хорошее образование, пристроив в хороший институт.
И в центре всего этого соврешенно беспутный и неамбициозный молодой человек, который не пытается никому ничего доказать, но своим примером будит во всех вопрос "а сделали ли я то, что всегда хотел?". А ещё вопрос: "А что дальше?" (Перестройка же). Человек, который движется по течению не потому что нет возможности препятствовать скорости воды, а потому что в этой борьбе нет и смысла: лишь бы занять себя, лишь бы найти хоть что-то, лишь бы хоть как-то вписаться в это чужое и недружелюбное к нему обществу.
И, конечно, очевидно и нам, и герою, что эти попытки будут провальны. Последние кадры подтверждают: вот, молодой Ваня стоит и многозначительно смотрит куда-то вдаль, где видит себя после армии. Возмужал, в форме, с бородой, и всё тот же пустой и в то же время проницательный взгляд.
Уж не знаю, насколько этот фильм портрет поколения, но кажется он очень актуален и сейчас. Вроде, прессинг "нормальности" и снизился на первый взгляд, однако нормальность просто искализались и извратилась. Тут уже тебе найдётся место в любой секции этого общества, но кто сказал, что ты будешь не одинок в окружении всех похоже мыслящих людей?
И действительно попёрло. После 1985-го, когда стало можно и модно говорить всё, что хочешь, то киноиндустрия этот знак сразу приняла. И какая бы ни была шикарная повесть Шахназарова, как бы не потрудились все, от молодой Немоляевой, до монстров типа Басилашвили и Артемьева - всё сложилось 100%-но в тему. И жизненные+психологические поиски главных героев, и брейк-данс, и антураж богемной Москвы ( в которой даже вполне пролетарский главный герой тусит в кафе-дискотеке, совершенно не уступающем уровню 21-го века), и наоборот вид вполне советского офиса редакции - всё это вроде нетрудный, но несомненно вдохновенно сложившийся фильм. Фильм знаковый, на который нередко стояли очереди, и который многими был просмотрен не единожды.