Поезд Москва–Петербург. Купе. Две женщины — полноватая сотрудница музея Лиза и провинциалка в рваных колготках Вика — обсуждают, как печально, что в их вагоне совсем нет мужчин. Потом одна выйдет в вагон-ресторан, а вторая попытается уснуть, дверь останется открытой, и обе лишатся сумок. В отделении милиции выяснится, что Вике негде жить, и Лиза пригласит ее к себе домой — туда периодически захаживает ее бывший муж и друзья; гостья будет голосить народные песни, устраивать вечеринки, покупат ь вино и мыть полы. Хозяйка — сначала восхищаться, потом пытаться помочь, а потом тихо беситься.
Комедия |
18+ |
Авдотья Смирнова |
14 июня 2012 |
14 июня 2012 |
1 час 30 минут |
Поезд Москва–Петербург. Купе. Две женщины — полноватая сотрудница музея Лиза и провинциалка в рваных колготках Вика — обсуждают, как печально, что в их вагоне совсем нет мужчин. Потом одна выйдет в вагон-ресторан, а вторая попытается уснуть, дверь останется открытой, и обе лишатся сумок. В отделении милиции выяснится, что Вике негде жить, и Лиза пригласит ее к себе домой — туда периодически захаживает ее бывший муж и друзья; гостья будет голосить народные песни, устраивать вечеринки, покупать вино и мыть полы. Хозяйка — сначала восхищаться, потом пытаться помочь, а потом тихо беситься.
Авдотья Смирнова продолжает рассуждать о судьбах России, сравнивая двух представителей разных социальных слоев; если в фильме «Два дня» в одной комнате сталкивались лбами интеллигентка и чиновник, то в «Кококо» научная сотрудница заводит у себя дома уникальный экспонат, интересный ей в первую очередь с антропологической точки зрения, — шумную провинциалку. По ходу выясняется, что в жизни образованного жителя Петербурга есть: музей, новости по РЕН ТВ, командировки в Анадырь, митинги в поддержку Ходорковского. В жизни народа — пение, танцы, вино, домашние фонтаны, красные шубы и полутораметровый портрет Петра Первого. Поначалу кажется, что еще немножко, и эта история обернется «Слугой» Джозефа Лоузи — пугающей зарисовкой про подмену понятий и смену социальных статусов; но Смирнова демонстративно отказывается от выводов и морали. В какой-то момент героиня, похихикивая на кухне над нарядами подруги, объясняет бывшему мужу причины этой странной дружбы: она же такая яркая, живая и совсем другая, зато у нее есть сердце. Героини, тем не менее, пугающе симметричны: у обеих непростая личная жизнь, обе несчастны, и неизвестно еще, что хуже — снобизм или простая дурость. С другой стороны, поселить у себя дома чудовище, которое каждый вечер напивается, водит домой мужиков, ходит на голове и портит твои вещи, — испытание не из легких, но бесит оно по причинам скорее бытовым, а не социальным. С тем же успехом гость мог бы пить шампанское и читать вслух Вергилия, но «Валенки» в ремиксе Шнурова почему-то заведомо считаются хуже. О, Русь.
Не знаю, почему фильм отнесли к жанру комедии… С ч/ю у меня все нормально, но я не увидела в ленте ни одного смешного момента… Трагедия музейных работниц в том, что за увлечением духовной жизнью они забывают брить ноги и не дают себе труда выглядеть сексапильно: они хотят, чтобы их любили за душу, а все мужики – визуалы, поэтому самцы любят умных женщин, как матерей, а трахают сексапильных дур на каблуках, у которых души-то как раз и нет… Вика – животное в чистом виде. Ей подавай алкоголь, жратву, секс и развлечения. Она не морочится задачами внутреннего развития. Лизе все перечисленные потребности Вики тоже не чужды, но они не являются для нее конечной целью, это просто - бензин для ее тельца, которое волочет усталую, мятущуюся душу к познанию абсолюта… Вообще, трагедия положения так же в том, что жизнь уныла и бессмысленна у обеих. У музейных теток в России нет развития и эволюции ровно так же, как у продавщиц и проституток. Происходит какая-то унылая подмена понятий, ставятся ложные цели, время убыстряет бег, и обе потерянные русские самки (толстая росомаха и вульгарная белка), в отсутствии нормальных мужиков, нервически стареют, крутя колесо Сансары… Одна из них больше думает, другая – чаще действует, но финал, похоже, их ждет один.
Боже же ты мой, ну сколько раз можно наступать на одни и те же грабли, выдумывать несуществующие конструкции про некую высокодуховную столичную интеллигенцию (креативный класс, рассерженных горожан и т. п.) — не от мира сего, с «высокими отношениями», и как альтернативу -тупую, быдловатую провинцию, с винищем, беспорядочным трахом, низменными инстинктами? А потом, через недолгое историческое время наоборот: народ-духоборец с одной стороны, и гнилая, разложившаяся интеллигенция — с другой!
Где, в каком сне Веры Павловны Дуня видела эти картонные персонажи? Ведь гораздо более вероятно другое развитие сюжета: провинциалка, работающая в каком-нибудь ярославо-тамбовском филиале музея (Михалкова), приезжает в главную контору и видит, что музея давно уже нет, всё сдано под офисы или склады, музейные коммерсанты занимаются оптовыми поставками соевых бобов из пункта А в пункт Б, никих песен под гитары не поют, а вторая героиня(Троянова) живет в бешенном ритме фитнесцентр-работа-отгузка бобов-перепих с коллегой-переговоры в банке о кредите-перепих с банковским работником в комнате переговоров- консультация с персональным диетологом-сон. Тоже, скажете, схема? Возможно, но гораздо ближе к реальности. И самое главное-выход за пределы надуманного круга, в котором уже которое если не столетие, то десятилетие, вращается определённый пласт русского искусства. Придумывают, создают картонную схему, а потом, когда схема ведёт себя не так, как положено, возмущаются в экран: «Россия, ты одурела!»
Да не одурела она. Просто есть два мира, существующих параллельно и независимо друг от друга: Москва и Россия. В заигрываниях с властью определённая часть художественной интеллигенции (а по сути тусовки) услужливо придумывает то Чапая-героя, то Чапая-людоеда, то Колчака-карателя, то его же-Спасителя Отечества; то пролетариев в венчике из роз, то он же- тупое быдло, хомячки, планктон, уралвагонзавод. Искусственная жизнь, искусственное противостояние, фальшивые проблемы.
Жизнь, она другая, сложнее, с полутонами. Но разбираться в этом, значит идти против мейнстрима, объявлять что земля круглая, если в тусовке положено считать, что плоская и треугольная.
Бюджет фильма -1,5 млн. долларов, (годовая з/п Чубайса) сборы -0,5. Посмотрело 60 тыс. чел. Масштаб понятен. Не окупится никогда. Да оно и не требуется.
Не артхаус. Не комедия. Тусовочная жрачка среди своих. Ну как на концертах Задорнова про тупых американцев.
Весь фильм схематичен, состоит из десятков повторов фильмов советских и позже времён. Песня старая, слова чужие, мотив украден. Ну и что? Просто Дуня захотела позабавиться. Делает это как может. Но пока мы в очередной раз придумываем чарльстон под названием «У моей девочки есть одна маленькая штучка», мир проносится мимо. А нам это и не надо: по кругу оно надёжнее, с пути не собьешься.
Как призналась сама Дуня, толчком к созданию фильма «Кококо», послужила ее личная история пятилетней давности. Она не раскрывала «паролей и явок», но суть «прошлой» Смирновой касалась отношения к Жизни. Дуня знала, как жить другим, что есть, что пить, как себя вести. Она позволяла себе вмешиваться в судьбы других людей, тем самым, мучая не только их, но и саму себя. Отсюда депрессии, уныние и желание понять... а зачем я это делаю? Во имя чего все это происходит именно со мной? С тех пор многое изменилось в её мировоззрении. Что именно явилось толчком к просветлению, в ходе дискуссии не уточнялось, но фильм «Кококо» - жирная точка в исследовании самой себя, некий итог той прежней Дуни, которая существовала пять лет назад. Теперь она – другая. И это понятно из слов режиссера.
Я намеренно задал вопрос: чью историю нам показали – музейщицы Лизы (Анна Михалкова) или провинциалки Вики (Яна Троянова)? На что Авдотья с уверенностью ответила: «Кококо» - это история Лизы. – А вы на чьей стороне? – уточнил я. Авдотья сказала, что «любит» обеих героинь, однако духовная незрелость Лизы, заставляет автора перейти в лагерь другого персонажа.
И этот ключ, открыл передо мной главную истину – пердо мной сидела другая Дуня Смирнова. Не та, которой она была еще пять лет назад. Стало ясно, теперь она человек открытых взглядов, с пытливым, не зашоренным умом, готовым слышать не только себя, но и остальных! Дуня, браво! Просветление случилось. В нашем полку прибыло! И «Кококо» - подарок всем, кто не боится идти по пути духовного роста!
Этнограф Лиза не хочет быть хорошим человеком, ей нравится только казаться таковым: в глазах самой себя, окружающих ее коллег, бывшего мужа. Лиза - душевная брошенка, интеллигентная неудачница, и при этом милая и отзывчивая баба. Такая, какой ее воспитали родители, какой ей велит быть общественная мораль – серой мышкой с добрыми глазами, мчащейся на помощь без оглядки всем и каждому, готовой подписаться под письмом в защиту Ходорковского, потому что так делают все, а значит, - это будет делать и она. Но так ли хороша Лиза на самом деле? Права ли она в этих «светлых души порывах»? – спрашивает режиссер каждого, кто смотрит этот фильм. Не узнаете ли вы себя и свои «лучшие побуждения», когда вмешиваетесь в чужие жизни, когда стремитесь приручить друзей, любимых и родных? Не про вас ли фильм, а?
Обстоятельства сводят двух одиноких женщин с судьбой. Лиза приглашает провинциалку Вику пожить у себя в Петербургской квартире. Вместе веселей, да и Вика своей непосредственностью буквально влюбляет в себя. Поет народные песни, отлично готовит, умеет веселиться и получать от жизни всё, что хочет. Вика живет так, как Лиза хотела бы жить, но она в оцепенении собственных установок и комплексов. Она не может быть свободной даже наедине с собой, в собственных мыслях. Поэтому Вика для Лизы - другая планета. Однако процесс изучения «гуманоида» из Екатеринбурга, превращается в крайне болезненную процедуру. Лиза уже не рада, что взяла подругу жить к себе. Она не готова нести тот крест, который, между прочим, выбрала сама. Но признаться себе в этом – трудно и почти невозможно. Лучше задушить подушкой своего «пигмалиона», чтобы забыть все, как страшный сон, и стать прежней Лизой, привыкшей казаться, а не быть! Той серой, никчемной музейщицей, готовой и дальше страдать по собственной воле!
«Кококо» - простой, но вместе с тем удивительный по своей глубине фильм. К тому же еще очень веселый. Первая половина картины – сплошные гэги и аллюзии к тому, как все мы живем: узнаваемо и точно. Ни капли преувеличения, все ярко и эмоционально. И в этом смысле – фильм Дуни Смирновой – история очень реальная. Все попытки задаться вопросом: а где вы видели таких священников? Разве можно задушить подушкой? – выглядят смешно. Это более чем реалистичный сценарий, более чем живая история – в «Кококо» сама жизнь, которую многии, не хотят видеть. Потому что больно смотрется в свое отражение.
Своей новой киноработой Дуня Смирнова раз и навсегда решила вопросы собственных духовных метаний. Теперь дело за зрителем.
Такая абсолютно питерская история. В Москве подобную представительницу интеллигенции в возрасте до 40 лет встретить можно, но придется упорно поискать, это уже вымирающий род для столицы. А вот для северной столицы такой типаж вполне характерен. Практически до самого конца фильм очень хорошо сбалансирован - комедия идет рука об руку с драматизмом истории: и смешно и грустно одновременно. Дуня уже во второй раз обращается к жизни музейных работников, но в "Кококо" это получилось намного, как мне кажется удачнее. Фильм для более массового зрителя, чем "2 дня", хоть и без харизматической мужской роли какая была у Бондарчука. При этом есть сразу 2 великолепные женские роли.
Немного портит впечатление финал фильма. Полагаю, что создатели не знали как закончить историю и пошли по пути какого-то абсолютного нелогичного и абсурдного для героини поступка: ну не верю я, что героиню можно довести до такого поступка, не верю... Хотя, если вспомнить о том, что это питерская история, то может она и могла произойти именно так в городе-колыбели революции, только вместо битвы с ОМОНом на митинге несогласных мы видим женский бунт - бессмысленный и беспощадный.
P.S. музыка Шнурова, фоном сопровождающая весь фильм, вроде бы простецкая, но очень хорошо вписывается в кино.
Стереотип на стереотипе едет и архетипом погоняет.
Одна очень утрированная питерская интеллигентка встречает в поезде одну очень утрированную екатеринбургскую хабалку. Их обкрадывают в купе, жить хабалке в отпуске негде, и утрированная питерская интеллигентка приводит ее в оооочень утрированную питерскую квартиру.
Художник-постановщик "Кококо", госпожа Залетаева, которая по жизни ходит с метровым фазаньим пером в голове, поселила интеллигентку в квартиру сумасшедшего питерского художника, а по сценарию интеллигентка в своем уме.
И работает героиня Анны Михалковой в этнографическом музее, и бывший муж у нее - лубочный музейный работник, м*****к с лысинкой, периодически ее удовлетворяющий в этой квартире, которых на самом деле полторы на весь Петербург. И если Хабалка, то обязательно в красной лаковой кожанке и с золотой сумочкой, с розочкой из битой бутылки в руках и обязательно притаскивающая незнакомцев в квартиру Интеллигентки.
Ну все такое лубочное, без полутонов, без теней, без пастельных красок. Бухач, махач, народные песни, десять калек на митинге в защиту Ходорковского. Такое ощущение, что писала сценарий не питерская интеллигентка Дуня Смирнова, а американка, специализирующая на романах о России, которую в жизни не видала.
Ужасно. Может, это для мейнстрима? Я не знаю. Но с iq более семидесяти аксесс форбидден.