«Форма воды» родилась из классических ужастиков студии Universal — непритязательных, но по-своему неотразимых, идущих чуть больше часа хорроров, эксплуатировавших человеческие страхи (и поэтому представляющих не только культурологический, но и антропологический интерес). С 1930-х по 1950-е годы студия в конвейерном режиме наснимала множество фильмов про таких монстров, как Дракула, Франкенштейн, Мумия, Человек-невидимка, Человек-волк и, разумеется, Создание из Черной лагуны.
Из всех этих зловещих, неприкаянных, а порой и трагичных фигур ихтиандр появился на свет последним. Он не участвовал ни в каких кроссоверах, ограничился только собственной трилогией (где его сначала хотели убить, затем приручить, а в конце — в прямом и переносном смысле — сделать из него человека). Мелькнув после этого в комедийной хоррор-пародии «Взвод чудовищ» и мультсериале «Чудовищая сила», водяной исчез с радаров. Теперь переосмыслить историю о нем взялся Гильермо дель Торо. Собственно, если кто-то и мог в наши дни снять кино про человека-амфибию, так это добродушный и одаренный мексиканец, уже больше двух десятилетий делающий в защиту чудовищ трогательные и сентиментальные фильмы.
Интерес дель Торо к, скажем так, «низкой культуре» пестовался с детства. Еще в школе он был очарован «Созданием из Черной лагуны», учил английский по субтитрам фильма «Нападение слепых мертвецов», а к десяти годам прочитал все сочинения мастера ужаса Говарда Филлипса Лавкрафта (которого и поныне считает главным писателем) — и все это ради того, чтобы легализовать хорроры в качестве большого искусства. Ему это удалось: «Лабиринт Фавна» номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и на «Оскар» в номинации «Лучшая картина на иностранном языке», а «Форма воды» получила главный приз Венецианского фестиваля и два «Золотых глобуса» (в том числе за режиссуру).
Теперь, когда фильмы про монстров — по крайней мере, с точки зрения формы — окончательно переведены в статус высокой культуры, дель Торо может и дальше снимать свои горькие сказки, не стесняясь вдохновляться комиксами Майка Миньолы, литературной готикой и другими самыми разными вещами. Впрочем, они нужны режиссеру именно что только для вдохновения. На чужом материале дель Торо конструирует собственный — умный, глубокий, трепетный, гуманистический и подчас радикально отличающийся от первоисточника.
«Багровый пик», например, лишь использовал формулу готической повести Генри Джеймса «Поворот винта», чтобы рассказать свою историю на два поворота винта. А появляющиеся в этом фильме Том Хиддлстон в очках-леннонках и выкрашенная в черный цвет (видимо, для конспирации) рыжая Джессика Честейн, кажется, неслучайно были похожи на кота Базилио и лису Алису. У дель Торо есть давняя мечта экранизировать коллодиевского «Пиноккио», но при этом поместить его в сеттинг фашистской Италии, чтобы фильм оброс новыми смыслами и коннотациями.
В обилии новых смыслов плещется и «Форма воды», которую удобнее всего охарактеризовать как фильм-перевертыш. Ведь она только притворяется хоррором — на самом деле это (как и советский фильм, который дель Торо не смотрел) красивая романтическая история, скрещенная со шпионским триллером. Неспроста действие в картине происходит в США в 1962 году (за год до убийства Джона Кеннеди). Начало 60-х — это не только расцвет американской мечты, но и самый разгар холодной войны — Штаты соревнуются с Советами.
Одни уже отправили человека в космос, другие только собираются высадить астронавтов на Луну. В это непростое время у американцев появляется козырь: выловленный в водах Латинской Америки жаброчеловек (Даг Джонс, уже игравший у дель Торо в «Хеллбое» человека-амфибию — телепата Эйба Сапиена). Аборигены Амазонки (прямая отсылка к «Созданию из Черной лагуны») поклонялись ему как божеству, а теперь в секретной лаборатории Балтимора спор вокруг того, что с ним делать, ведут правительственный агент Ричард Стрикленд (Майкл Шеннон) и доктор Роберт Хоффстетлер (Майкл Сталбарг).
Первый предлагает препарировать ихтиандра, второй — изучать без членовредительства. Обоих персонажей симптоматично играют актеры из «Подпольной империи», а главный сюжетный финт заключается в том, что в фильмах студии Universal они почти наверняка были бы главными героями, а здесь — один настоящий злодей, а другой вовсе русский шпион (и одновременно антитеза доктору Франкенштейну).
Понять, почему дель Торо меняет расположение фигур на шахматной доске, несложно. Одна из главных обсессий режиссера состоит в том, что он считает: люди могут быть страшнее всяких чудовищ. Поэтому монстры у него, как правило, добрые, а люди, как правило, злые. Эту аксиому подтверждает герой Майкла Шеннона — характерный дель-торовский антагонист, религиозный фанатик, мизогинист, расист и психопат. Совсем уж патологическая версия Нельсона Ван Алдена из «Подполки» и идеальная замена франкистского офицера Видаля из «Лабиринта Фавна».
Настоящая же героиня этой истории — потерявшая голос, подобно Ариэль, уборщица Элиза Эспосито (Салли Хокинс), которая влюбляется в человека-амфибию, увидев в нем родственную душу. И хотя у Хокинс роль без слов, зато с большим количеством пластики, свойственной немому кино — бесконечно наивному и трогательному, как и сама Элиза. Героиня Хокинс действительно выглядит так, как будто бы вышла из какого-то старого голливудского фильма — пусть менее целомудренного (тяготящаяся своим одиночеством Элиза мастурбирует по утрам в ванной перед работой), но более человечного.
Ее фундаментальное отличие от героинь из юниверсаловских хорроров в том, что ее не нужно спасать. Это она сама спасает водяного, а помогают ей в этом друг-гей (Ричард Дженкинс) и коллега-негритянка (Октавия Спенсер), изгои по тем временам. По дель Торо иные тянутся к иным, и, конечно же, «Форма воды» — это гимн гуманизму, выступление в защиту униженных и оскорбленных (несомненно, актуальное в эпоху президентства Дональда Трампа). Но еще это, что не менее интересно, бескомпромиссное высказывание дель Торо о настоящих и ложных богах.
Истово религиозный герой Майкла Шеннона, считающий себя Самсоном, не вызывает у режиссера ничего, кроме омерзения. Другое дело Элиза, которая совершает добрые поступки без оглядки на Библию, чем вызывает бесконечное уважение у дель Торо. В итоге он противопоставляет их друг другу, но с интересным финальным результатом: героиня Хокинс видит в ихтиандре человека, а герой Шеннона — монстра. Но в конечном счете они оба ошибаются: в интерпретации дель Торо человек-амфибия оказывается Богом. И воздает людям согласно их заслугам.
В бестиарии дель Торо были разные чудовища: вампир, вампиры и вампир-полукровка, испанские и викторианские призраки, мутировавшие тараканы, хороший черт, фавн и кайдзю, но, кажется, впервые режиссер наградил своего монстра воистину божественными полномочиями.
И это тоже важная смена парадигмы: когда-то водяной олицетворял страх перед первозданной, дикой, необузданной природой, которую человек был намерен не только изучить, но и грубо себе подчинить. Сейчас ихтиандр предстает в роли объекта запретной, странной, будоражащей любви — и тут все как у астронавтов: маленький шажок для Эльзы навстречу земноводному оказывается большим шагом для всего человечества.
Переоцененная вторичная фантастика. Привлекательность уборщиц эксплуатировал еще Альмодовар, а уж водяных в кино полно. Всё это подзабытое старое можно простить за фразу в конце фильма, отзывающуюся в воспитанной на плодах христианской культуры душе: «Значит, ты, и правда, бог».
Интересное кино, но... есть несколько раздражительных моментов!
Во-первых, зачем опять притягивать русских за уши в сюжет? К тому же деть это чрезвычайно навязчиво применяя штампы, разве что "калинку-малинку" не включили, а еще надо было бы кому-нибудь из шпионов затянуть "барыню" на балалайке!
Во-вторых, меня мучают безбожное применение кинофильтров! Все понимаю, но смотреть фильм в серо-болотных тонах - просто глаза устают в конце концов!
В-третьих, что за комиксоватость героев?! Злой герой чересчур злой, а положительные герои чересчур положительные! У зрителя должны быть смешанные чувства, а не однобокость мышления: за этого переживаем, а за этого нет.
Так-то!
Визуальное наслаждение параллельными мирами. Хорошо, что у режиссера есть видение чего-то того, что мы не можем вообразить, и он делится этим с нами. Фильм необычен, но в нем столько любви.
Очень трогательная и красивая история. Не вижу никакого смысла ее критиковать. Да, иногда людям просто необходима шепотка настоящего волшебства. И дель Торо сумел его нам преподнести.
Диетически удобоваримый голливудский Дель Торо
Дель Торо когда-то ошеломил "Хребтом дьявола" и - само собой! - "Лабиринтом фавна". Многие считают, что Голливуд жестко обломал режиссера, который причудливо сочетал страшные сказки с еще более страшной реальностью, и приспособил его талант к вполне традиционному голливудскому мейнстриму.
Для тех, кто об этом сожалеет, сразу сообщу - в "Форме воды", того,"старого" Дель Торо нет. Ну или если есть, то совсем немного. Однако - хорошая новость: это далеко, очень далеко не тот ужас a la Майкл Бэй про битву гигантских роботов с монстрами из подводного разлома, когда казалось, что Дель Торо достиг "дна", и в прямом, и в переносном смыслах слова.
Новый Дель Торо - это, скажем так, лучшее, что он мог взять от массовой голливудской продукции. "Во-первых, это красиво" - фильм замечательно снят. Отличный саундтрек Александра Деспла. Хорошие актеры. Изрядная доза сентиментальности, но в рамках хорошего вкуса, в духе классического Голливуда, к которому настойчиво отсылают авторы при каждой возможной оказии. Немного кровищи без экстрима и шокирующей жестокости "Хребта" и "Лабиринта".
В целом, очень приятное для просмотра и позитивное по настрою кино, чувствуется знакомый magic touch Дель-Торо-кинематографиста-до-мозга-костей. Но ни разу не ощущается даже близко того зрительского катарсиса, который оставил тот же "Лабиринт". Хотя... может быть, голливудскому мейнстриму такой катарсис и не нужен?
Крепкий коктейль из секса, любви, насилия и фантастики. Детям смотреть категорически нельзя, молодёжи смотреть нежелательно, а для людей 30-60 лет этот коктейль может подойти.
Фильм отдает такой же странностью, как "Багровый пик" того же дель Торо. Хотя не скажу, что это плохо. Скорее всего художественный стиль "Формы воды" отразиться на кассовых сборах, и то в не лучшую сторону, но кинопоклонникам мексиканского маэстро должно польстить, что он вопреки всему остается верен своей фантазии.
До сих пор не могу понять, что же я посмотрела, но мне определенно понравилось. История любви девушки и чудовища стара как мир, но дель Торо сделал из нее какую-то поразительную фантасмагорию. Определенно этот фильм заслуживает внимание. И уважения!
Наверное многие об этом писали, но оставлю тут для себя - это "Человек-амфибия" в оригинальной постановке.
Фильм красивый, ретро-стильный, умный, в нём гармонично намешаны и сказка с хэппи-эндом, и проблемы (от личных до философских) геев, негров, коммунистов-идеалистов, одиноких девушек, маленьких людей в футляре, человечности и сверх-человеков...
В актерской игре интереснее всех Ихтиандр...Так как другие образы уже были воплощены на экранах - и не раз...
О плюсах - в восторженных рецензиях критиков и зрителей на разных сайтах, в том числе и на этом...Повторяться не буду.
Из минусов - весь фильм не покидало ощущение копипаста с повести Беляева "Человек-Амфибия" и предсказуемость сюжета. С первых минут было ясно, что будет через 5-10-30-40 и т.д. минут. И в дань моде - положительные герои только особые...
Фильм завораживает с первых кадров - художнику-постановщику Оскар надо бы дать обязательно! Очень атмосферное кино - и страшно, и романтично - такая с казка для взрослых. Время - 60-е - передано бесподобно.
«Жизнь – это кораблекрушение», надпись в настенном календаре. Героиня с надеждой пишет в него свой план, не обращая внимание на предупреждение. Фильм «Форма воды» это история об Элизе - мечтательнице, которая полюбила монстра. Не такая как все, одинокая, немолодая, но ждущая и жаждущая любви. Но любовь в этом мире обречена, она не терпит реальности. Полыхнув она оставляет пепел и обломки, возродиться из которых можно лишь в сказке. Только здесь она может существовать вечно, растворившись в воде, становящейся жизненным пространством, только вода способна сгладить все острые углы реальности, которые так больно ранят сердце, извергая из живых существ опустошительные кровавые потоки.
Элиза (Салли Хокинс) способна чувствовать больше, чем другие, но не может говорить. Поэтому она немного другая - изгой, со шрамами на шее. Ее нашли в воде и прошлое ее окутано тайной. Она работает уборщицей на военном объекте, любит кино, заботится о соседе, престарелом художнике. И фантазирует, мир фильма – это ее мир. Яркий, наполненный закатами, музыкой и водой – чистой и спокойной. В интервью режиссер так говорит о ней: «То, что гнется, никогда не сломается, в отличие как раз от того, что не гнется. Вода — самый сильный элемент на земле именно из-за ее консистенции. Ничто ее не остановит, и она проходит сквозь камень, сталь, и при этом у нее нет формы. Она занимает форму того сосуда, который наполняет. И я подумал, что вода — это любовь. Это как раз то, какой должна быть настоящая любовь — невероятно пластичной и при этом всесильной».
Однажды размеренная жизнь Элизы резко меняется – в лабораторию привозят необычное морское существо, гибрид человека и земноводного. Начинают избивать – а как еще надо обходить с чужаками, для военных он враг, которого надо уничтожить. Авторитарная власть всегда стремится истребить инаковость, эту тему Гильермо дель Торо, как противник тоталитаризма, часто поднимает в своих фильма. Морское существо страдает безвинно, просто потому что он другой - он обречен. Сначала Элиза видит его кровь – форма воды меняется, теперь она предвещает нечто ужасное. Видя мучения чудовища и ненависть, обращенную к нему, она понимает его страдания, хочет ему помочь и с этого начинается ее любовь.
Гильермо дель Торо родом из Мексики, в испанском языке и во всей латиноамериканской культуре секс и любовь неразделимы, они и обозначаются одним словом – amor. Хоть в фильме героиня и американка, режиссер делает на нее проекцию своей культуры – у нее духовное и физическое связаны воедино. Поэтому, полюбив чудовище, она желает и физического контакта с ним. Душевное и физическое чувственное наслаждение неотделимы друг от друга в этой истории. Она соблазняет монстра и вступает с ним в контакт, без страха его инаковости, полностью отдаваясь своим чувствами. Ее желание не знает препятствий, чтобы соединиться со своим возлюбленным она готова на все, даже на преступление. Желание вызвать желание другого и слиться с ним сильнее страха смерти.
Жизнь предоставляет ей возможность сделать более правильный и рациональный выбор. Начальник охраны полковник Стрикленд (Майкл Шеннон), жесткий и деспотичный, образец альфа-самца, недвусмысленно намекает ей на возможность связи с ним. А это значит защита, безопасность и другие блага, которые влиятельный мужчина готов отдать за удовлетворение своей страсти. Но героиня делает выбор вопреки логики, что-то внутри нее, о чем мы никогда не узнаем, заставляет выбрать изначально обреченную связь с монстром. «Ты не поймешь, даже будешь пытаться всю жизнь», говорит подруга Элизы (Октавия Спенсер) своему мужу об этой истории. И многие в зале этого не поймут, поэтому фильм имеет такие неоднозначные отзывы. Некоторые видят в нем историю с примитивным сюжетом и не могут или не хотят уловить ее иррациональности и многосмысленность.
В фильме много персонажей, которые по-сказочному яркие, но однокрасочны, здесь нет перевертышей. Злодей так злодей, герой так герой. В сюжет вплетена интрига с советскими шпионами, один из них тайно передает данные о том, что происходит на военном объекте. Их встречи происходят в карикатурных русских ресторанах под звуки балалаечников и на заброшенном заводе. Сказка в эти моменты начинает походить на шпионский фильм. Дух того времени, а действие происходит в Америке 60-х, немыслим без тени советской угрозы. Но режиссер непатриотично делает шпиона Дмитрия (Майкл Стулбарг) положительным героем. Он тоже хочет спасти обреченного монстра. Он тоже хочет, но косвенно, по своим гуманистическим мотивам, помочь соединению героев, за что и получает свое наказание.
Сказочная фантазия Гильермо дель Торо заслуженно получила множество престижных призов. Его изысканные метафоры и красота повествования, умение создать особенный мир, обволакивающая музыка – самый кинематографичный из современных режиссеров несомненно достоин всех восторгов и наград. Как и жесткой критики - за излишнюю прямоту и простоту. Но тем, кто хочет получить наполняющее зрелище, хоть и с привкусом горечи, фильм несомненно понравится.
Дель Торо снл невероятно романтическое кино в своей фирменной транной манере. И это не может не радовать поклонников режиссера, коорый понимает и знает, что такое творческая самостятельность.
Сказка, смесь Ихтиандра со шпионским кино, стилизованная под 60-ые, с отсылками к чёрно-белым мюзиклам. В какой-то момент героиня даже воображает себя поющей и танцующей в одном из них.
Все положительные герои - в той или иной мере изгои, отверженные - немая латиноамериканка, толстая негритянка, пожилой никому не нужный художник-гей, советский шпион - и чудо-юдо-водяной.
Любопытно, что дель Торо вдохновлялся старым американским ужастиком про "тварь из Чёрной лагуны", где водяной был именно что чудовищем, он убивал людей, вредил им. Дель Торо добавил человеколюбия и по интонации странным образом получилось похоже на отечественного "Человека-амфибию", где с самого начала и был этот гуманистический пафос.
Но только в советском варианте он, скорее, проистекал из идеи прогресса - что развитие это хорошо и правильно, не надо его бояться. А у дель Торро дело совсем не в прогрессе (его существо, видимо, очень древнее), а в терпимости, понимании, открытости друг другу - душевное тепло может обогатить нас, позволит подняться над собой, стать совершеннее.
Специфичный фильм
Достаточно откровенный
Интересная картина , подобных не видел ...
мне понравилось
Твердая 4 !))))
Очень атмосферный фильм от мастера жанра!
Есть очень жалостливые моменты и сцены 18+, так что будьте аккуратнее с детьми)
В целом можно смело смотреть.
герои характерные, картинка приятная, чувствуется внимание к деталям, но сюжет с трудом, конечно, удерживает внимание на почти 3 часа.
В последнее время получилось сходить в кино на самые разные фильмы. так вот "Форма воды" определенно один из лучших. Я не могла сдержать эмоции, когда наблюдала за отношениями девушки и чудовища. Гильермо дель Торо просто мастер рассказа!
Фильм идет на английском языке с русскими субтитрами в КИНО&ТЕАТР в отеле Англетер.
Если бы не навязчивая идея американского кинематографа заложить 25-ым кадром в любой прокатный фильм неприязнь к русским (русские террористы, русская мафия, русская разведка), то получилась бы очень сносная (правда, очередная) романтическая история о любви в духе "Красавица и чудовище". Я не знаю, как в целом отнесется к этой кинокартине наша публика, но меня с "правильного и единственно верного курса" все время сбивали эти надуманные русские (Найджел Беннетт в роли Михалкова и Майкл Сталберг, сыгравший отважного доктора Роберта Хоффстетлера, он же советский шпион-ученый Дмитрий) времени Хрущева, которые с трудом говорили на родном языке (не сразу и поймешь, что они на русском между собой общаются, тарабарщина какая-то).
В центре фильма - секретная лаборатория центра космических явлений Occam, в которой американцы держат человека-амфибию, пойманного в водах Южной Америки. Племена Амазонии почитали его как бога. Закадрово идут обсуждения о том, чтобы запустить это существо в космос и заткнуть тем самым за пояс СССР, отправивший туда собак.
Лабораторию убирают две женщины: немая Элайза Эспозито и темнокожая Зельда Фуллер (кстати, расовый вопрос в фильме тоже не обходят стороной). Элайза не может говорить с рождения вследствие несчастного случая, о котором можно только догадываться, глядя на солидные шрамы на шее молодой женщины. Немая уборщица не испытывает к человеку-амфибии никаких негативных эмоций (в отличие от всех остальных), более того - она желает с ним всячески контактировать и отыскать язык, на котором можно общаться водному чудищу и молчаливой девушке. И язык этот, конечно же, будет найден, и имя ему - "любовь". Но, как и водится во всех сказочных историях, для противовеса всеобщему счастью нужен антигерой. Им становится полковник Ричард Стрикленд, желающий расчленить это существо и "обуздать" Элайзу.
Кинокартина "Форма воды" (The shape of water) сделана на очень высоком уровне, иногда даже ловишь себя на том, что вслед за главными героями волей-неволей сам погружаешься в пучины океана: тому виной и музыка, и необычные спецэффекты, и, конечно, костюм человека-амфибии, который, кстати, создавался целых 9 месяцев (при том, что сам фильм сняли всего за 12 недель). К слову сказать, в начале каждого съемочного дня у Дага Джонсона (человека-амфибии) уходило около трех часов, чтобы облачиться в кожу своего персонажа.
Очень сильное впечатление. Воздействие, которое фильм оказал на меня, сравнимо с "Джульеттой" Альмодовара. Сильное сопереживание в самом конце.
Конечно, герой похож на Эйба Сапиена из Хеллбоя, но сходство только внешне (и актер, само собой, тот же), а история совсем-совсем другая.
Рекомендую тем, кто ходит в кино за впечатлениями.
Моя рецензия, конечно, запоздала, но раньше посмотреть фильм не получилось. Тем не менее для тех, кто еще не посмотрел:
Вы читаете рецензии и они очень разные - каждый вынес из фильма что-то свое. Кто-то увидел исключительно пропаганду зоофилии, гомосексуализма и расизма. Кого-то до глубины души впечатлили съеденная кошка (только одна!), оторванные конечности (пара фрагментов всего-то) и яйца на завтрак.....много яиц! ) И,естественно, вершина сюжета секс в затопленной ванной - "Вау! как она ее затопила, всего пара тряпок под дверью и потоп??? А как же перекрытия??? Они же рухнут! Не рухнули...блин...дурацкий фильм все не по-настоящему..."
Но многим фильм нравится, и очень. Он кажется волшебным, красивым и эстетичным, не смотря на все моменты, указанные выше.
Лично я увидела чудесную историю, которую здорово рассказали и показали. Я не увидела ни мерзости, ни пошлости, ни разврата - ничего из этого. Напротив, фильм мне показался чрезвычайно милым. Реально сидела с улыбкой весь фильм не смотря на оторванные пальцы и съеденную кошку. Для меня этот фильм не станет проходным и надолго запомнится. Как-то так.
p.s - наш фильм "Человек-Амфибия" смотрела. Сравнивать смысла нет - это РАЗНЫЕ фильмы)))
Отличный фильм-красивый,интересный,многоплановый / упомянуты расизм,холодная война,которая идёт и сейчас,и по-моему,неприязнь к грубым методам политики США, и КГБ СССР, с иронией в том числе/,съёмки,а главное-потрясающая,гармоничная музыка/ и фоновая и песни-всё на высшем уровне/.Браво и композитору и режиссёру!!!
Что бы там не писали и не говорили - фильм о любви. И после него у меня осталось исключительно светлое, доброе "послевскусие". Да, есть парочка голубых, да, немая, да, чудовище- но на этом не зациклен весь фильм, не про современные и наболевшие проблемы он снят. Все это проводится режиссером вскользь, основное же - потрясающая атмосфера, потрясающая! Такого мастерки переданного ощущения времени 60-х - без сладости, приторности (в отличие от так обожаемого многими "Ла-ла-ленда", от которого меня тошнит), не видела давно. Потрясающая операторская, декораторская работа, монтаж, костюмеры. Отдельное спасибо за прекрасную музыку - да, сентиментальную по сути, но прекрасную. Как многие фыркают - сцена коитуса с монстром - да не в монстре дело (почему не писали про мастурбирование под засеченное время))??? Да, девушка (от безысходности?) полюбила монстра - ну, бывает... но все это передано очень трогательно, с юмором, со вкусом.
Очень советую к просмотру.
Посмотрел фильм, и пытаюсь понять, чего же я не увидел в нем такого, за что маститые деятели кино присудили главный приз на последнем Венецианском кинофестивале и выдвинули на «Оскар» по 13 номинациям. Нет, фильм вовсе не плох: мрачноватая сказка для взрослых о любви «красавицы» и чудовища из джунглей Амазонии на фоне борьбы между ЦРУ и КГБ за военные секреты. Для взрослых – потому что есть немного обнаженки, сексуальных сцен и довольно много разных жестокостей.
Сюжет неизбежно вызывает ассоциации со сказкой «Красавица и чудовище» и советским фильмом «Человек-амфибия». В роли «красавицы» – не очень красивая немая девушка, которая трудится уборщицей в секретном научном центре. В роли чудовища – человекообразная морская игуана мужского пола, временами вполне симпатичная, хотя иногда разрывающая на части домашних кошек. То, за что Гуттиэре из фильма «Человек-амфибия» в исполнении прекрасной Анастасии Вертинской полюбила красавца-ихтиандра Коренева, было понятно. Но в романтическую любовь в фильме дель Торо поверить трудно.
Действие фильма условно проходит в начале 60-х. Дель Торо тщательно и с любовью воссоздает приметы той эпохи – интерьеры, моды, автомобили, музыку. Возможно, именно это подкупило ностальгирующих деятелей киноиндустрии. За кадром звучит симпатичная музыка в стиле эпохи, хотя, возможно, и не очень оригинальная. В общем, если хотите посмотреть сказку для взрослых, то вам на этот фильм.