Москва

Все отзывы о фильме «Форма воды»

The Shape of Water, США, Канада, 2017

Рецензия Афиши

9
Евгений Ткачёв
687 отзывов, 11541 оценка, рейтинг 1350
23 января 2018
Гильермо дель Торо перепридумывает человека-амфибию

«Форма воды» родилась из классических ужастиков студии Universal — непритязательных, но по-своему неотразимых, идущих чуть больше часа хорроров, эксплуатировавших человеческие страхи (и поэтому представляющих не только культурологический, но и антропологический интерес). С 1930-х по 1950-е годы студия в конвейерном режиме наснимала множество фильмов про таких монстров, как Дракула, Франкенштейн, Мумия, Человек-невидимка, Человек-волк и, разумеется, Создание из Черной лагуны.

Из всех этих зловещих, неприкаянных, а порой и трагичных фигур ихтиандр появился на свет последним. Он не участвовал ни в каких кроссоверах, ограничился только собственной трилогией (где его сначала хотели убить, затем приручить, а в конце — в прямом и переносном смысле — сделать из него человека). Мелькнув после этого в комедийной хоррор-пародии «Взвод чудовищ» и мультсериале «Чудовищая сила», водяной исчез с радаров. Теперь переосмыслить историю о нем взялся Гильермо дель Торо. Собственно, если кто-то и мог в наши дни снять кино про человека-амфибию, так это добродушный и одаренный мексиканец, уже больше двух десятилетий делающий в защиту чудовищ трогательные и сентиментальные фильмы.

Интерес дель Торо к, скажем так, «низкой культуре» пестовался с детства. Еще в школе он был очарован «Созданием из Черной лагуны», учил английский по субтитрам фильма «Нападение слепых мертвецов», а к десяти годам прочитал все сочинения мастера ужаса Говарда Филлипса Лавкрафта (которого и поныне считает главным писателем) — и все это ради того, чтобы легализовать хорроры в качестве большого искусства. Ему это удалось: «Лабиринт Фавна» номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и на «Оскар» в номинации «Лучшая картина на иностранном языке», а «Форма воды» получила главный приз Венецианского фестиваля и два «Золотых глобуса» (в том числе за режиссуру).

Теперь, когда фильмы про монстров — по крайней мере, с точки зрения формы — окончательно переведены в статус высокой культуры, дель Торо может и дальше снимать свои горькие сказки, не стесняясь вдохновляться комиксами Майка Миньолы, литературной готикой и другими самыми разными вещами. Впрочем, они нужны режиссеру именно что только для вдохновения. На чужом материале дель Торо конструирует собственный — умный, глубокий, трепетный, гуманистический и подчас радикально отличающийся от первоисточника.

«Багровый пик», например, лишь использовал формулу готической повести Генри Джеймса «Поворот винта», чтобы рассказать свою историю на два поворота винта. А появляющиеся в этом фильме Том Хиддлстон в очках-леннонках и выкрашенная в черный цвет (видимо, для конспирации) рыжая Джессика Честейн, кажется, неслучайно были похожи на кота Базилио и лису Алису. У дель Торо есть давняя мечта экранизировать коллодиевского «Пиноккио», но при этом поместить его в сеттинг фашистской Италии, чтобы фильм оброс новыми смыслами и коннотациями.

В обилии новых смыслов плещется и «Форма воды», которую удобнее всего охарактеризовать как фильм-перевертыш. Ведь она только притворяется хоррором — на самом деле это (как и советский фильм, который дель Торо не смотрел) красивая романтическая история, скрещенная со шпионским триллером. Неспроста действие в картине происходит в США в 1962 году (за год до убийства Джона Кеннеди). Начало 60-х — это не только расцвет американской мечты, но и самый разгар холодной войны — Штаты соревнуются с Советами.

Одни уже отправили человека в космос, другие только собираются высадить астронавтов на Луну. В это непростое время у американцев появляется козырь: выловленный в водах Латинской Америки жаброчеловек (Даг Джонс, уже игравший у дель Торо в «Хеллбое» человека-амфибию — телепата Эйба Сапиена). Аборигены Амазонки (прямая отсылка к «Созданию из Черной лагуны») поклонялись ему как божеству, а теперь в секретной лаборатории Балтимора спор вокруг того, что с ним делать, ведут правительственный агент Ричард Стрикленд (Майкл Шеннон) и доктор Роберт Хоффстетлер (Майкл Сталбарг).

Первый предлагает препарировать ихтиандра, второй — изучать без членовредительства. Обоих персонажей симптоматично играют актеры из «Подпольной империи», а главный сюжетный финт заключается в том, что в фильмах студии Universal они почти наверняка были бы главными героями, а здесь — один настоящий злодей, а другой вовсе русский шпион (и одновременно антитеза доктору Франкенштейну).

Понять, почему дель Торо меняет расположение фигур на шахматной доске, несложно. Одна из главных обсессий режиссера состоит в том, что он считает: люди могут быть страшнее всяких чудовищ. Поэтому монстры у него, как правило, добрые, а люди, как правило, злые. Эту аксиому подтверждает герой Майкла Шеннона — характерный дель-торовский антагонист, религиозный фанатик, мизогинист, расист и психопат. Совсем уж патологическая версия Нельсона Ван Алдена из «Подполки» и идеальная замена франкистского офицера Видаля из «Лабиринта Фавна».

Настоящая же героиня этой истории — потерявшая голос, подобно Ариэль, уборщица Элиза Эспосито (Салли Хокинс), которая влюбляется в человека-амфибию, увидев в нем родственную душу. И хотя у Хокинс роль без слов, зато с большим количеством пластики, свойственной немому кино — бесконечно наивному и трогательному, как и сама Элиза. Героиня Хокинс действительно выглядит так, как будто бы вышла из какого-то старого голливудского фильма — пусть менее целомудренного (тяготящаяся своим одиночеством Элиза мастурбирует по утрам в ванной перед работой), но более человечного.

Ее фундаментальное отличие от героинь из юниверсаловских хорроров в том, что ее не нужно спасать. Это она сама спасает водяного, а помогают ей в этом друг-гей (Ричард Дженкинс) и коллега-негритянка (Октавия Спенсер), изгои по тем временам. По дель Торо иные тянутся к иным, и, конечно же, «Форма воды» — это гимн гуманизму, выступление в защиту униженных и оскорбленных (несомненно, актуальное в эпоху президентства Дональда Трампа). Но еще это, что не менее интересно, бескомпромиссное высказывание дель Торо о настоящих и ложных богах.

Истово религиозный герой Майкла Шеннона, считающий себя Самсоном, не вызывает у режиссера ничего, кроме омерзения. Другое дело Элиза, которая совершает добрые поступки без оглядки на Библию, чем вызывает бесконечное уважение у дель Торо. В итоге он противопоставляет их друг другу, но с интересным финальным результатом: героиня Хокинс видит в ихтиандре человека, а герой Шеннона — монстра. Но в конечном счете они оба ошибаются: в интерпретации дель Торо человек-амфибия оказывается Богом. И воздает людям согласно их заслугам.

В бестиарии дель Торо были разные чудовища: вампир, вампиры и вампир-полукровка, испанские и викторианские призраки, мутировавшие тараканы, хороший черт, фавн и кайдзю, но, кажется, впервые режиссер наградил своего монстра воистину божественными полномочиями.

И это тоже важная смена парадигмы: когда-то водяной олицетворял страх перед первозданной, дикой, необузданной природой, которую человек был намерен не только изучить, но и грубо себе подчинить. Сейчас ихтиандр предстает в роли объекта запретной, странной, будоражащей любви — и тут все как у астронавтов: маленький шажок для Эльзы навстречу земноводному оказывается большим шагом для всего человечества.

20
0
3
Pirozhok s kapustoi
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
18 августа 2018
Фильм опоздал на полвека

Сюжет был бы годен во времена, о которых он повествует: лет этак 50 назад он стал бы вишенкой на торте фантазийного жанра. Ах, как жаль, что ихтиандры сейчас не в моде, толерантность приняла иные обороты, а интернету знакомо множество форм романтический отношений помимо любви с чешуйчатыми.

Многочисленные жюри смотрели фильм с закрытыми глазами или ностальгировали по временам своей молодости?

0
0
1
Никита Островский
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 2
16 марта 2018

Оскар за сцены домогательства и рассисткие высказывания со стороны антагониста. Посыл: человек - самое страшное чудовище, но среди «человеков» еще более страшные чудовища - это белые американцы и белые русские.
Сюжет, примагнитивающий руку к лицу, не спасают и шикарные съемки, и отличная музыка и потрясающая актерская игра. Все эти приятные дополения для обычного зрителя не перекроют абсурдности некоторых ситуаций в стиле «Я религиозная уборщица на секретном объекте. В мой сектор завозят страшное существо, которое откусывает у охранника пальцы. У меня ни капли страха или волнения на лице. Потом моя подруга начинает с этим чудовищем общаться. Чаще. Я не волнуюсь за нее. Потом она решает его похитить, очерь быстро меня переубедив. Потом она влюбляется в него. Потом они даже спят (рыбий секс) и меня зто ни капли не напрягает. Я даже рада за неё от всей души. Ведь она нашла счастье... а настоящая красота, она внутри... иногда даже внутри большой гуманоидной амфибии.»
Очерь тяжело ставить этому палец вверх.

1
0
1
Anna
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 2
15 февраля 2018

Хочется это «развидеть»: претенциозно и омерзительно. В целом, просто очень жаль двух часов моей жизни. Правда, музыка - хорошая:)

0
0
1
Сергей Катаржнов
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
12 февраля 2018

Красивый трейлер. Но сам фильм скушный. Не держит. 2 раза уснул во время просмотра. Через 1,5 часа было желание встать и уйти. Много воды, очень много.
Красивая картинка. Хорошо передано настроение тех годов. Хорошо подобраны актеры. На этом плюсы закончились.
После просмотра трейлера. Ожидание превысило реальность. Никакого экшина. Скучно.
Фильм не для просмотра в кинотеатре.

0
0
9
Elena Timofeeva
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
28 января 2018

Фильм понравился, но оставил тяжеловатый осадок. О чем он в двух словах не скажешь.

0
0
9
Dmitry Novikov
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
26 января 2018

Классное кино. необычное. в начале закадровый текст говорит о сюжете как о сказке, в конце фильма понимаешь что так и есть. мне понравилось.

0
0
9
Евгения Макарова
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 1
27 марта 2018

Я шла на фильм нехотя, т.к. видела трейлер и мне мягко говоря не понравилось. Но затащили. И поразительно, фильм оставил у меня самые хорошие впечатления, чего я , поверьте не ожидала. Не зря фильм взял несколько наград «Оскар» фильм классный, интересный, где-то странный, но в этом есть своя прелесть. Рекомендую к просмотру!

0
0
1
Olga Luchko
6 отзывов, 107 оценок, рейтинг 1
12 марта 2018

И это кино получило Оскаррррр .... обмельчал Оскар прямо скажем .... скучновато затянуто , сюжет прямо сказочный , где влюбленная немая стареющая девушка становится человеком амфибией исцеленной заморским водяным чудовищем ...... затянутая сказка .... не знаю что в ней вообще могло потянуть на оскар . Фильм для домашнего неспешного просмотра . В кинотеатр на него идти не стоит

1
0
9
mickey mcmurphy
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
13 февраля 2018

Фильм понравился, середнячок, но со смыслом, много обнажёнки, я и не против, вообщем ничё так.

0
0
9
Александр Петров
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
25 января 2018

Фильм если честно обалденный!Как и все фильмы Дель Торо. Он действует как интересная сказка и не отпускает до конца. Ощущения погружения 100%. До сих пор под впечатлением,хотя и много моментов которые не понравились

0
0
1
Lusine Dimidiam
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
24 января 2018

Фильм полная ерунда , даже время тратить не стоит .

1
0
1
Елена Тарасова Рыжова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
21 января 2018

Давно не смотрела такое редкостное Г... в фильме все минусы и заморочки общества показаны как норма... описывать уж не буду, омерзительно по мне и не о чем... ушли не досмотрев...

1
0
1
Ильдар Амирханов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
21 января 2018

фильм ужасный, как будто времен 80-х,все предсказуемо, для подростков

1
0
9
Виктория Сазонова
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
18 января 2018

Красивая сказка от Гильермо дель Торонто и это надо принимать соответствующее. Тут нет неожиданных сюжетные ходов, над главным злодеем разве что таблички нет "Главный злодей", традиционно-клюквенные русские... Но это нисколько не мешает просто наслаждаться прекрасным фильмом.

0
0
1
Vladimir Sholkunov
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
14 февраля 2018

Не понравился. Сюжет списан с человека-амфибии практическиполностью. Единственное что стилизован хорошо в духе 60-х и музыка хорошая.

0
0
9
Tory Cox
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 0
14 февраля 2018

Очень здорово. Погружаешься в фильм полностью. Захватывает с первой минуты. Очень романтично. И переживательно. Было несколько непонятных и боедовых мосентов. А так все замечательно!

0
0
9
Eva Cherrydayko
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
5 февраля 2018

Потрясающий, красивый, ровный фильм про самого загадочного персонажа в истории человека. Восторг и приятное послевкусие после этой картины, рекомендую!

0
0
1
Andrey Kudrin
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
4 февраля 2018

Скучно и как-то вяло. Жаль потраченного времени.

0
0
1
Антон
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
1 февраля 2018

Не понравилось. Что тут смотреть не понятно, снято в бункере, не видов, ни впечатлений....
Лучше взять и пересмотреть великолепный старый фильм- человек амфибия! Гораздо приятней и интересней!
Если бы режиссер видел наш фильм, он бы наверное задумался, как сделать свой... Все бонально в этом фильме, а главное не раскрыта тема и нет интриги...
Какой то странный плогиат!
Были с девушкой, которую тоже не впечатлило.
Ну и что, что режиссер известный, толку мало!
Чеботарев и Казанский, куда гениальней чем эта пародия...
Фильм 1961 года, куда больше порадует чем это заморское унылое, пошлое кино...
Если кто то не видел наш фильм и пишет, что этот хорош, очень жаль!
Смотрите наш!
p.s. рейтинг у нашего куда больше!

0
0
9
Анастасия Храбан
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 0
1 февраля 2018

Очень хороший фильм)оставил след в душе)рекомендую

0
0
9
Евгений Семёнов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
1 февраля 2018

Отличный фильм, советую всем посмотреть вместе со своей второй половинкой, не пожалеете!)

0
0
9
Павел Минаев
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
31 января 2018

Отличная картина режиссера Гильермо дель Торо. Хоть и немного предсказуемый сюжет, но сценарий захватывающий. Операторская работа впечатляет, а монтажёр только подчеркивают мастерство оператора. Атмосфера 60-х завораживает! Проникаешься чувствами персонажей, отчасти еще и из-за хорошего подбора актерского состава.
Не без недочётов, бросившихся в глаза. Особенно нелогично то, что в настолько секретном объекте нет охраны, но начальник охраны конечно же имеется, и сразу становится понятно, кто же будет антагонистом...
7/10

0
0
9
Anya Onufrienko
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
31 января 2018

Потрясающий фильм. Давно не испытывала подобных эмоций от просмотра фильмов. Сюжет , герои , съемки , все это восхищает. Очень напомнило роман детства Беляева «Человек амфибия». Гильермо дель Торо как всегда на высоте , еще одна мрачная сказка в нашу жизнь, ни чуть не уступает «Лабиринту фавна».

0
0
9
Olesya Likhacheva
1 отзыв, 9 оценок, рейтинг 0
28 января 2018

Очередной фильм, который показывает, что нечеловеческое существо более человечно, нежели те люди, которые живут среди нас.
В каждом человеке есть доброта и сострадание. Каждый человек может нас чему-то научить. Однако с приближением конца кинокартины отчетливо ловишь себя на том, что навевающие скуку, уже ставшие тривиальными, сопливые чувства начинают раздражать, отчего ко второй половине фильма не испытываешь абсолютно никакого интереса. Не покидает ощущение, словно создатели основательно вложились в начало сценария, а на все остальное просто не хватило, причем всего.
Хотите окунуться в многообещающие 60-е года ХХ века и смешать чувства интереса и ужаса — бесспорно стоит посмотреть фильм «Форма воды». Если Вам достаточно моих первых трех предложений — не вижу необходимости тратить два часа собственного времени.

0
0