«Форма воды» родилась из классических ужастиков студии Universal — непритязательных, но по-своему неотразимых, идущих чуть больше часа хорроров, эксплуатировавших человеческие страхи (и поэтому представляющих не только культурологический, но и антропологический интерес). С 1930-х по 1950-е годы студия в конвейерном режиме наснимала множество фильмов про таких монстров, как Дракула, Франкенштейн, Мумия, Человек-невидимка, Человек-волк и, разумеется, Создание из Черной лагуны.
Из всех этих зловещих, неприкаянных, а порой и трагичных фигур ихтиандр появился на свет последним. Он не участвовал ни в каких кроссоверах, ограничился только собственной трилогией (где его сначала хотели убить, затем приручить, а в конце — в прямом и переносном смысле — сделать из него человека). Мелькнув после этого в комедийной хоррор-пародии «Взвод чудовищ» и мультсериале «Чудовищая сила», водяной исчез с радаров. Теперь переосмыслить историю о нем взялся Гильермо дель Торо. Собственно, если кто-то и мог в наши дни снять кино про человека-амфибию, так это добродушный и одаренный мексиканец, уже больше двух десятилетий делающий в защиту чудовищ трогательные и сентиментальные фильмы.
Интерес дель Торо к, скажем так, «низкой культуре» пестовался с детства. Еще в школе он был очарован «Созданием из Черной лагуны», учил английский по субтитрам фильма «Нападение слепых мертвецов», а к десяти годам прочитал все сочинения мастера ужаса Говарда Филлипса Лавкрафта (которого и поныне считает главным писателем) — и все это ради того, чтобы легализовать хорроры в качестве большого искусства. Ему это удалось: «Лабиринт Фавна» номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и на «Оскар» в номинации «Лучшая картина на иностранном языке», а «Форма воды» получила главный приз Венецианского фестиваля и два «Золотых глобуса» (в том числе за режиссуру).
Теперь, когда фильмы про монстров — по крайней мере, с точки зрения формы — окончательно переведены в статус высокой культуры, дель Торо может и дальше снимать свои горькие сказки, не стесняясь вдохновляться комиксами Майка Миньолы, литературной готикой и другими самыми разными вещами. Впрочем, они нужны режиссеру именно что только для вдохновения. На чужом материале дель Торо конструирует собственный — умный, глубокий, трепетный, гуманистический и подчас радикально отличающийся от первоисточника.
«Багровый пик», например, лишь использовал формулу готической повести Генри Джеймса «Поворот винта», чтобы рассказать свою историю на два поворота винта. А появляющиеся в этом фильме Том Хиддлстон в очках-леннонках и выкрашенная в черный цвет (видимо, для конспирации) рыжая Джессика Честейн, кажется, неслучайно были похожи на кота Базилио и лису Алису. У дель Торо есть давняя мечта экранизировать коллодиевского «Пиноккио», но при этом поместить его в сеттинг фашистской Италии, чтобы фильм оброс новыми смыслами и коннотациями.
В обилии новых смыслов плещется и «Форма воды», которую удобнее всего охарактеризовать как фильм-перевертыш. Ведь она только притворяется хоррором — на самом деле это (как и советский фильм, который дель Торо не смотрел) красивая романтическая история, скрещенная со шпионским триллером. Неспроста действие в картине происходит в США в 1962 году (за год до убийства Джона Кеннеди). Начало 60-х — это не только расцвет американской мечты, но и самый разгар холодной войны — Штаты соревнуются с Советами.
Одни уже отправили человека в космос, другие только собираются высадить астронавтов на Луну. В это непростое время у американцев появляется козырь: выловленный в водах Латинской Америки жаброчеловек (Даг Джонс, уже игравший у дель Торо в «Хеллбое» человека-амфибию — телепата Эйба Сапиена). Аборигены Амазонки (прямая отсылка к «Созданию из Черной лагуны») поклонялись ему как божеству, а теперь в секретной лаборатории Балтимора спор вокруг того, что с ним делать, ведут правительственный агент Ричард Стрикленд (Майкл Шеннон) и доктор Роберт Хоффстетлер (Майкл Сталбарг).
Первый предлагает препарировать ихтиандра, второй — изучать без членовредительства. Обоих персонажей симптоматично играют актеры из «Подпольной империи», а главный сюжетный финт заключается в том, что в фильмах студии Universal они почти наверняка были бы главными героями, а здесь — один настоящий злодей, а другой вовсе русский шпион (и одновременно антитеза доктору Франкенштейну).
Понять, почему дель Торо меняет расположение фигур на шахматной доске, несложно. Одна из главных обсессий режиссера состоит в том, что он считает: люди могут быть страшнее всяких чудовищ. Поэтому монстры у него, как правило, добрые, а люди, как правило, злые. Эту аксиому подтверждает герой Майкла Шеннона — характерный дель-торовский антагонист, религиозный фанатик, мизогинист, расист и психопат. Совсем уж патологическая версия Нельсона Ван Алдена из «Подполки» и идеальная замена франкистского офицера Видаля из «Лабиринта Фавна».
Настоящая же героиня этой истории — потерявшая голос, подобно Ариэль, уборщица Элиза Эспосито (Салли Хокинс), которая влюбляется в человека-амфибию, увидев в нем родственную душу. И хотя у Хокинс роль без слов, зато с большим количеством пластики, свойственной немому кино — бесконечно наивному и трогательному, как и сама Элиза. Героиня Хокинс действительно выглядит так, как будто бы вышла из какого-то старого голливудского фильма — пусть менее целомудренного (тяготящаяся своим одиночеством Элиза мастурбирует по утрам в ванной перед работой), но более человечного.
Ее фундаментальное отличие от героинь из юниверсаловских хорроров в том, что ее не нужно спасать. Это она сама спасает водяного, а помогают ей в этом друг-гей (Ричард Дженкинс) и коллега-негритянка (Октавия Спенсер), изгои по тем временам. По дель Торо иные тянутся к иным, и, конечно же, «Форма воды» — это гимн гуманизму, выступление в защиту униженных и оскорбленных (несомненно, актуальное в эпоху президентства Дональда Трампа). Но еще это, что не менее интересно, бескомпромиссное высказывание дель Торо о настоящих и ложных богах.
Истово религиозный герой Майкла Шеннона, считающий себя Самсоном, не вызывает у режиссера ничего, кроме омерзения. Другое дело Элиза, которая совершает добрые поступки без оглядки на Библию, чем вызывает бесконечное уважение у дель Торо. В итоге он противопоставляет их друг другу, но с интересным финальным результатом: героиня Хокинс видит в ихтиандре человека, а герой Шеннона — монстра. Но в конечном счете они оба ошибаются: в интерпретации дель Торо человек-амфибия оказывается Богом. И воздает людям согласно их заслугам.
В бестиарии дель Торо были разные чудовища: вампир, вампиры и вампир-полукровка, испанские и викторианские призраки, мутировавшие тараканы, хороший черт, фавн и кайдзю, но, кажется, впервые режиссер наградил своего монстра воистину божественными полномочиями.
И это тоже важная смена парадигмы: когда-то водяной олицетворял страх перед первозданной, дикой, необузданной природой, которую человек был намерен не только изучить, но и грубо себе подчинить. Сейчас ихтиандр предстает в роли объекта запретной, странной, будоражащей любви — и тут все как у астронавтов: маленький шажок для Эльзы навстречу земноводному оказывается большим шагом для всего человечества.
Переоцененная вторичная фантастика. Привлекательность уборщиц эксплуатировал еще Альмодовар, а уж водяных в кино полно. Всё это подзабытое старое можно простить за фразу в конце фильма, отзывающуюся в воспитанной на плодах христианск ой культуры душе: «Значит, ты, и правда, бог».
Интересное кино, но... есть несколько раздражительных моментов!
Во-первых, зачем опять притягивать русских за уши в сюжет? К тому же деть это чрезвычайно навязчиво применяя штампы, разве что "калинку-малинку" не включили, а еще надо было бы кому-нибудь из шпионов затянуть "барыню" на балалайке!
Во-вторых, меня мучают безбожное применение кинофильтров! Все понимаю, но смотреть фильм в серо-болотных тонах - просто глаза устают в конце концов!
В-третьих, что за комиксоватость героев?! Злой герой чересчур злой, а положительные герои чересчур положительные! У зрителя должны быть смешанные чувства, а не однобокость мышления: за этого переживаем, а за этого нет.
Так-то!
Визуальное наслаждение параллельными мирами. Хорошо, что у режиссера есть видение чего-то того, что мы не можем вообразить, и он делится этим с нами. Фильм необычен, но в нем столько любви.
В олдскульных интерьерах и под лёгкомысленную музыку развивается действие голливудского "Человека-амфибии", переделанного не то в мюзикл, не то в комикс, не то в сентиментальный триллер категории "Б". Выглядит всё вполне смотрибельно, но если вы задумали романтический семейный просмотр, будьте начеку: на экране крупным планом появятся оторванные пальцы. Дважды. Уже после этого можно было бы не показывать поедание мими-кота...
Очень трогательная и красивая история. Не вижу никакого смысла ее критиковать. Да, иногда людям просто необходима шепотка настоящего волшебства. И дель Торо сумел его нам преподнести.
Этот, бесспорно, очень красивый фильм, разгадывается весьма быстро, походя собирая множество факторов нетерпимости, словно будучи идеологически ангажированным, чем пробивает себе чертову дюжину номинаций на Оскар. После просмотра остается множество вопросов и недоумений: касательно мотиваций героев Стулбарга и Шеннона, божественной природы существа и сцены, в которой у главной героини прорезается голос, - на что, конечно, можно возразить: мол, это всего лишь сказка. Да, сказка, с добром и злом, магией и чудесами, но не слишком ли много для сказки условностей пытается объяснить нам автор? Проблема этого фильма в том, как верно вынесено в заглавие, что вода, какую красочную форму ей не придавай, так и останется водой, залившей два часа зрительской жизни.
Диетически удобоваримый голливудский Дель Торо
Дель Торо когда-то ошеломил "Хребтом дьявола" и - само собой! - "Лабиринтом фавна". Многие считают, что Голливуд жестко обломал режиссера, который причудливо сочетал страшные сказки с еще более страшной реальностью, и приспособил его талант к вполне традиционному голливудскому мейнстриму.
Для тех, кто об этом сожалеет, сразу сообщу - в "Форме воды", того,"старого" Дель Торо нет. Ну или если есть, то совсем немного. Однако - хорошая новость: это далеко, очень далеко не тот ужас a la Майкл Бэй про битву гигантских роботов с монстрами из подводного разлома, когда казалось, что Дель Торо достиг "дна", и в прямом, и в переносном смыслах слова.
Новый Дель Торо - это, скажем так, лучшее, что он мог взять от массовой голливудской продукции. "Во-первых, это красиво" - фильм замечательно снят. Отличный саундтрек Александра Деспла. Хорошие актеры. Изрядная доза сентиментальности, но в рамках хорошего вкуса, в духе классического Голливуда, к которому настойчиво отсылают авторы при каждой возможной оказии. Немного кровищи без экстрима и шокирующей жестокости "Хребта" и "Лабиринта".
В целом, очень приятное для просмотра и позитивное по настрою кино, чувствуется знакомый magic touch Дель-Торо-кинематографиста-до-мозга-костей. Но ни разу не ощущается даже близко того зрительского катарсиса, который оставил тот же "Лабиринт". Хотя... может быть, голливудскому мейнстриму такой катарсис и не нужен?
Если женщина не может найти себе мужчину для любви и мастурбирует в одиночестве, а дружбу водит с гомосексуалистом, то любовь к монстру - самое прекрасное, что может случиться в её жизни. Самый чудовищный персонаж в фильме - правильно, дети! - офицер, белый гетеросексуальный мужчина, отец двоих детей.Остальные мужчины, кроме престарелого гея, у автора фильма симпатий не вызывают, особенно орки - русские шпионы. Позитивное отношение может быть к водяному чудовищу, немой женщине, престарелому педерасту, толстухе-негритянке - но не к белым мужчинам, которые честно работают, заботятся о своих семьях - они просто мерзки и отвратительны.То . что данная лента получит Оскара - сомнений нет, стоит ли вам идти посмотреть на набор голливудских штампов - решать вам.
Крепкий коктейль из секса, любви, насилия и фантастики. Детям смотреть категорически нельзя, молодёжи смотреть нежелательно, а для людей 30-60 лет этот коктейль может подойти.
Фильм отдает такой же странностью, как "Багровый пик" того же дель Торо. Хотя не скажу, что это плохо. Скорее всего художественный стиль "Формы воды" отразиться на кассовых сборах, и то в не лучшую сторону, но кинопоклонникам мексиканского маэстро должно польстить, что он вопреки всему остается верен своей фантазии.
До сих пор не могу понять, что же я посмотрела, но мне определенно понравилось. История любви девушки и чудовища стара как мир, но дель Торо сделал из нее какую-то поразительную фантасмагорию. Определенно этот фильм заслуживает внимание. И уважения!
Наверное многие об этом писали, но оставлю тут для себя - это "Человек-амфибия" в оригинальной постановке.
Немая уборщица мужских туалетов выкрадывает из лаборатории Ихтиандра, поселяет его в ванной у себя в квартире, занимается с ним.. (ээээ, как назвать эротическую связь ниже пояса человека и рыбы?), а потом у нее вырастают жабры, и они ныряют в светлое будущее тёмного залива. Вокруг бегают разные люди, которые мешают им это сделать, в течение действия фильма. Всё.
Оскар.
Facepalm. Все на дне.
Фильм красивый, ретро-стильный, умный, в нём гармонично намешаны и сказка с хэппи-эндом, и проблемы (от личных до философских) геев, негров, коммунистов-идеалистов, одиноких девушек, маленьких людей в футляре, человечности и сверх-человеков...
В актерской игре интереснее всех Ихтиандр...Так как другие образы уже были воплощены на экранах - и не раз...
О плюсах - в восторженных рецензиях критиков и зрителей на разных сайтах, в том числе и на этом...Повторяться не буду.
Из минусов - весь фильм не покидало ощущение копипаста с повести Беляева "Человек-Амфибия" и предсказуемость сюжета. С первых минут было ясно, что будет через 5-10-30-40 и т.д. минут. И в дань моде - положительные герои только особые...
Понравился ли мне фильм? Нет. Несмотря всю его стильность и несомненный талант дель Торо. Несмотря на тщательную стилизацию под начало 1960-х (вот только в ту пору дамы с голыми ногами не ходили, чулки на работе были в обязательном порядке). Несмотря на то, что этот период - один из моих любимых. Несмотря на,казалось бы, лихо закрученную интригу: тут тебе и амфибия-гуманоид, и любовь, и русские шпионы... Несмотря на знакомые песни: "Мне сентябрь кажется маем", "Очи черные" (да, под нее беседовали наши шпионы) и пр.
Во-первых, по части несуразностей и отсутствию здравого смысла сцена в ванной долго будет для меня вершиной данного направления. Аплодирую стоя. Дель Торо, вам удалось снять совершенно запредельную глупость. Имею в виду не саму сцену секса, а наполнение помещения водой. Тряпочкой она щель под дверью закрыла, ага. Граждане, с таким объемом воды там давно бы перекрытия рухнули.
К вопросу о сексе, раз вопрос о технической части мы закрыли. Лет так 25 назад, после того, как узаконили свободную любовь, высказывались предположения что будет дальше. Предполагалось, что схема будет такая: потом узаконят гомосексуализм, затем - инцест, и впоследствии - педофилию. Похоже, вышла небольшая ошибка. С гомосексуализмом угадали. Но потом промахнулись. Вместо инцеста нам политкорректные граждане начали активно втюхивать зоофилию. Видите ли, я в этом смысле брезглива и не очень могу понять чем это существо из фильма по сути отличается от любимой собаки. Оно разумно? Так моя Найда тоже вполне себе разумна. И кошек, кстати, не жрет в отличие от. С амфибией, значит, трахаться - сю-сю-сю и романтика, а с прекрасным домашним питомцем - разврат и кошмар? Нет, милые, с рептилоидом - тоже кошмар. И никакого сю-сю-сю и ми-ми-ми. Да, я помню, что дель Торо не первый поднял тему зоофилии. Я много лет назад от ленты "Макс, любовь моя" долго отплевывалась. Но там хотя бы подробностей не показали и все шло намеками. Извините, я могу понять любовь брата и сестры, хотя, во многих странах такая связь будет считаться преступной и людям реально грозит тюремный срок. Но секс с существом, не принадлежащему к человеческому виду, это буэ-э-э. Да, я не политкорректна и не собираюсь это скрывать.
Что касается картинки, то она прекрасна, этого не отнять. Но вот по мне никакая картинка содержания не прикроет.
Однозначно сказка...., но какая?! Взрослая немая женщина находит себе друга- любовника , человека Амфибию, способного исцелять. Ощущение что смотришь фильм 70 годов.. качество пленки, резиновый костюм амфибии. Бредом извращенца попахивает!!!!! Удивительно что она еще не забеременела от рыбы. В плюсе только ее друг: волосы выросли, омолодился, кошку съели.. Может смело идти свататься к бармену😹💥
Лишённый всяческого смысла ромком про некрасавицу и чудовище с хорошей операторской работой и художественной задумкой. Плоские герои, примитивный сюжет, история как максимум для подростков. Уже в 20 лет смотреть это невыносимо скучно, а в 30 - просто смешно.
Фильм завораживает с первых кадров - художнику-постановщику Оскар надо бы дать обязательно! Очень атмосферное кино - и страшно, и романтично - такая сказка для взрослых. Время - 60-е - передано бесподобно.
«Жизнь – это кораблекрушение», надпись в настенном календаре. Героиня с надеждой пишет в него свой план, не обращая внимание на предупреждение. Фильм «Форма воды» это история об Элизе - мечтательнице, которая полюбила монстра. Не такая как все, одинокая, немолодая, но ждущая и жаждущая любви. Но любовь в этом мире обречена, она не терпит реальности. Полыхнув она оставляет пепел и обломки, возродиться из которых можно лишь в сказке. Только здесь она может существовать вечно, растворившись в воде, становящейся жизненным пространством, только вода способна сгладить все острые углы реальности, которые так больно ранят сердце, извергая из живых существ опустошительные кровавые потоки.
Элиза (Салли Хокинс) способна чувствовать больше, чем другие, но не может говорить. Поэтому она немного другая - изгой, со шрамами на шее. Ее нашли в воде и прошлое ее окутано тайной. Она работает уборщицей на военном объекте, любит кино, заботится о соседе, престарелом художнике. И фантазирует, мир фильма – это ее мир. Яркий, наполненный закатами, музыкой и водой – чистой и спокойной. В интервью режиссер так говорит о ней: «То, что гнется, никогда не сломается, в отличие как раз от того, что не гнется. Вода — самый сильный элемент на земле именно из-за ее консистенции. Ничто ее не остановит, и она проходит сквозь камень, сталь, и при этом у нее нет формы. Она занимает форму того сосуда, который наполняет. И я подумал, что вода — это любовь. Это как раз то, какой должна быть настоящая любовь — невероятно пластичной и при этом всесильной».
Однажды размеренная жизнь Элизы резко меняется – в лабораторию привозят необычное морское существо, гибрид человека и земноводного. Начинают избивать – а как еще надо обходить с чужаками, для военных он враг, которого надо уничтожить. Авторитарная власть всегда стремится истребить инаковость, эту тему Гильермо дель Торо, как противник тоталитаризма, часто поднимает в своих фильма. Морское существо страдает безвинно, просто потому что он другой - он обречен. Сначала Элиза видит его кровь – форма воды меняется, теперь она предвещает нечто ужасное. Видя мучения чудовища и ненависть, обращенную к нему, она понимает его страдания, хочет ему помочь и с этого начинается ее любовь.
Гильермо дель Торо родом из Мексики, в испанском языке и во всей латиноамериканской культуре секс и любовь неразделимы, они и обозначаются одним словом – amor. Хоть в фильме героиня и американка, режиссер делает на нее проекцию своей культуры – у нее духовное и физическое связаны воедино. Поэтому, полюбив чудовище, она желает и физического контакта с ним. Душевное и физическое чувственное наслаждение неотделимы друг от друга в этой истории. Она соблазняет монстра и вступает с ним в контакт, без страха его инаковости, полностью отдаваясь своим чувствами. Ее желание не знает препятствий, чтобы соединиться со своим возлюбленным она готова на все, даже на преступление. Желание вызвать желание другого и слиться с ним сильнее страха смерти.
Жизнь предоставляет ей возможность сделать более правильный и рациональный выбор. Начальник охраны полковник Стрикленд (Майкл Шеннон), жесткий и деспотичный, образец альфа-самца, недвусмысленно намекает ей на возможность связи с ним. А это значит защита, безопасность и другие блага, которые влиятельный мужчина готов отдать за удовлетворение своей страсти. Но героиня делает выбор вопреки логики, что-то внутри нее, о чем мы никогда не узнаем, заставляет выбрать изначально обреченную связь с монстром. «Ты не поймешь, даже будешь пытаться всю жизнь», говорит подруга Элизы (Октавия Спенсер) своему мужу об этой истории. И многие в зале этого не поймут, поэтому фильм имеет такие неоднозначные отзывы. Некоторые видят в нем историю с примитивным сюжетом и не могут или не хотят уловить ее иррациональности и многосмысленность.
В фильме много персонажей, которые по-сказочному яркие, но однокрасочны, здесь нет перевертышей. Злодей так злодей, герой так герой. В сюжет вплетена интрига с советскими шпионами, один из них тайно передает данные о том, что происходит на военном объекте. Их встречи происходят в карикатурных русских ресторанах под звуки балалаечников и на заброшенном заводе. Сказка в эти моменты начинает походить на шпионский фильм. Дух того времени, а действие происходит в Америке 60-х, немыслим без тени советской угрозы. Но режиссер непатриотично делает шпиона Дмитрия (Майкл Стулбарг) положительным героем. Он тоже хочет спасти обреченного монстра. Он тоже хочет, но косвенно, по своим гуманистическим мотивам, помочь соединению героев, за что и получает свое наказание.
Сказочная фантазия Гильермо дель Торо заслуженно получила множество престижных призов. Его изысканные метафоры и красота повествования, умение создать особенный мир, обволакивающая музыка – самый кинематографичный из современных режиссеров несомненно достоин всех восторгов и наград. Как и жесткой критики - за излишнюю прямоту и простоту. Но тем, кто хочет получить наполняющее зрелище, хоть и с привкусом горечи, фильм несомненно понравится.
Дель Торо снл невероятно романтическое кино в своей фирменной транной манере. И это не может не радовать поклонников режиссера, коорый понимает и знает, что такое творческая самостятельность.
Сказка, смесь Ихтиандра со шпионским кино, стилизованная под 60-ые, с отсылками к чёрно-белым мюзиклам. В какой-то момент героиня даже воображает себя поющей и танцующей в одном из них.
Все положительные герои - в той или иной мере изгои, отверженные - немая латиноамериканка, толстая негритянка, пожилой никому не нужный художник-гей, советский шпион - и чудо-юдо-водяной.
Любопытно, что дель Торо вдохновлялся старым американским ужастиком про "тварь из Чёрной лагуны", где водяной был именно что чудовищем, он убивал людей, вредил им. Дель Торо добавил человеколюбия и по интонации странным образом получилось похоже на отечественного "Человека-амфибию", где с самого начала и был этот гуманистический пафос.
Но только в советском варианте он, скорее, проистекал из идеи прогресса - что развитие это хорошо и правильно, не надо его бояться. А у дель Торро дело совсем не в прогрессе (его существо, видимо, очень древнее), а в терпимости, понимании, открытости друг другу - душевное тепло может обогатить нас, позволит подняться над собой, стать совершеннее.
Специфичный фильм
Достаточно откровенный
Интересная картина , подобных не видел ...
мне понравилось
Твердая 4 !))))
Очень атмосферный фильм от мастера жанра!
Есть очень жалостливые моменты и сцены 18+, так что будьте аккуратнее с детьми)
В целом можно смело смотреть.