Масштабное костюмированное кино Алексея Мизгирева, действие которого происходит в мрачном Петербурге эпохи наводнений 1860-х. По форме это что-то акунинское: отставной офицер Яковлев (Петр Федоров) участвует в дуэлях за других людей, зарабатывает на этом деньги и никогда не проигрывает. Мистика, да и только, но XIX век располагает к тому, чтобы огнестрельное оружие окружал таинственный флер. Примечательно, что пулю дуэлянт закрутит в IMAX, став третьим русским фильмом после «Сталинграда» и «Экипажа» в этом формате.
Приключение, Драма |
16+ |
Алексей Мизгирев |
29 сентября 2016 |
29 сентября 2016 |
1 час 50 минут |
sonypictures.ru |
В Петербурге времен Александра II объявляется бретер по фамилии Яковлев (Петр Федоров), которого не берут пули, во всяком случае, в этом убежден немецкий барон-прохиндей (Мартин Вуттке), работающий у него кем-то вроде импресарио и пристроивший его в несколько поединков подменить за деньги оскорбленную сторону.
Столичный свет между тем следит за выходками графа Беклемишева (Владимир Машков), который назанимал у всех денег и не отдает, а вдобавок на глазах своей покровительницы великой княгини (Франциска Петри) беззастенчиво клеится к юной княжне Тучковой (Юлия Хлынина); в воздухе явно пахнет дуэлью — и возможно, не одной.
Выходящий на тысяче экранов «Дуэлянт», потенциальный блокбастер в исполнении сибиряка Алексея Мизгирева, автора угрюмых маленьких трагедий о русских провинциалах («Кремень», «Бубен, барабан», «Конвой») — интересная, конечно, история. Как минимум экономически. В теории ясно, что чем крупнее кинопроект — а тут довольно серьезный по российским меркам бюджет, — тем больше компромиссов лежит в его основании: с какого-то нуля самовыражение заканчивается. И разумеется, мы не знаем, как там все происходило у Мизгирева и его продюсера Александра Роднянского (который занимается авторским кинематографом, но все же не благотворительностью). Однако со стороны законченный фильм выглядит так, словно Мизгирев с самого начала получил карт-бланш. Какой-то влажный сон фестивального режиссера: вот тебе деньги, вот тебе звезды, давай твори. И если «Дуэлянт» действительно станет хитом, в чем есть определенные сомнения, это будет означать, что-либо российского зрителя сильно недооценивали, либо, наоборот, он готов идти на все что угодно, где Машков, красиво и господа офицеры.
Мизгиревский почерк — до сих пор известный прискорбно малому числу людей — узнается мгновенно. Литературные, слегка корявые, но странно прилипчивые диалоги — ударные места, как в песне, повторяются по несколько раз, к примеру, машковское «мне нельзя говорить нет», — которые произносятся в бесстрастной, почти отстраненной манере: эффект, здесь усиленный тем, что герои периодически переходят на немецкий и мы слушаем переводчика, совсем уж невозмутимого. Несколько солдатская брутальность — которая на первый взгляд кажется почвеннической, хотя скорее указывает (как и многое другое) на хорошее знакомство автора с западной кинотрадицией. Неподдельная любовь к типажам при полном равнодушии к характерам. Противопоставление не самой приятной (хотя иногородний герой Александра Яценко тут принадлежит благостному мифу о светлоглазых российских офицерах; хоть завтра к Михалкову), но не безнадежной провинции совсем уж прогнившей столице. Антропологический интерес к людям в погонах, к формальной и неформальной мужской иерархии, к ритуалам, часто бесчеловечным, из которых веками складывается русская жизнь: дуэли в этом смысле — прекрасный материал.
Другими словами, как еще одна работа самобытного режиссера Мизгирева это по-своему любопытно и где-то даже здорово. Как приключенческий фильм, развлекательное зрелище для IMAX — более чем сомнительно. Сюжет, поначалу достаточно интригующий, вместо того чтобы нагнетать напряжение, движется в обратном направлении: первая сцена интереснее, чем финал. Интрига захлебывается в сенсационных подробностях: много мелкой моторики, много виньеток, но в конечном счете кто там дворянин, а кто пес, кто что делает и зачем — не всегда понятно, а главное, не важно. Не говоря уже о том, например, что история вырастает из абсурдного совпадения (удобно соединяющего героя X и героя Y), которое даже для бульварного жанра неприемлемо.
Визуальное решение — все в полутьме, все латунное, оператор Осадчий постоянно забывает камеру на полу — годится для трейлера, но на длинной дистанции начинает казаться утомительным позерством. Пропущенный через фильтры и компьютерные программы Петербург, наоборот, весело, хорошо, но мало. Финансовые ограничения вполне понятны, но в таком кино не должны бросаться в глаза; между тем вся натура снята примерно в четырех точках (Галерная–Миллионная–Казанский, чуть-чуть Невы) с одних ракурсов. Интерьеры — за исключением уморительного салона с эрмитажными атлантами — напоминают о видеоклипах, которые любили снимать в 90-е в переделанных под сквоты петербургских дворцах.
Петр Федоров — весь в черном, с тяжелым взглядом — красивый образ, с которым автор не справляется. По всем формальным признакам это отвергнутый обществом романтический герой, и нам своевременно сообщают, что случилось с ним то-то, стремится он к тому-то, такую-то любит (любовные сцены — катастрофа), а такого-то ненавидит. Но на практике герой «Дуэлянта» вовсе не вступает в эмоциональные отношения с окружающим миром, он спускает курок (и в любви, так сказать, и на войне) — и это тот случай, когда свойственная Мизгиреву самурайская сдержанность дает осечку: невозможно болеть за человека, который лишился человеческого еще до начала фильма, а вернет его в лучшем случае после конца. Скучноватый, в общем, и рутинно демонический Машков на этом фоне выглядит живее: он произносит какие-то лишние слова помимо афоризмов и даже катается в одной прелестной сцене на велосипеде — этот бессмысленный физический акт вносит легкое разнообразие в свирепый мизгиревский мир, где русские люди развлекают себя лишь соответствующей рулеткой.
Ах, какой многообещающий был трейлер. Казалось, наши сняли наконец что-то такое в стиле "русского викторианства", стимпанковое, красивые мужчины в красивых костюмах... Ну вот красивые мужчины в красивых костюмах есть. На этом плюсы заканчиваются.
При большом потенциале замысла про профессионального дуэлянта, сюжет банально-мелодраматичный, завален штампами из мыльных опер (главному герою для пущей драматичности придумали сразу несколько трагических приквелов, а злодей - такой вот просто злодей, без особых объяснений), любовная сцена вызвала в зале откровенный ржач (а это явно не та рекация, которой хотели добиться авторы). Петя Федоров и Машков хорошие, но не настолько, чтобы это спасало фильм. Единственный цельный персонаж - это брат Яковлева, но у него реально буквально две коротких сцены. Девица бессмысленная - дело даже не в актрисе, а опять же - в героине, которой непонятно, чего надо (кроме как мужика, ну хоть какого).
Даже саундтрек убогий. Ну и концовка просто ужасающе банальная.
Обидно, потому что реально на эту тему и с этими исходными данными можно было бы сделать классно. Поскольку делалось по западным образцам, можно было пойти по пути Ричевского "Шерлока Холмса" (который просвечивает в визуалке очень сильно, особенно строящийся мост) и снять трэш, угар и все такое:) Можно было пойти по пути постмодернистской и условной последней западной экранизации "Анны Карениной". Или уж - если хотели серьезную русскую драму - то вспомнить классику и "Войну и мир" Бондарчука. Но - нет. Не получилось ничего.
У афиши слишком низкий балл.. Непонятно.
Фильм потрясающий. Я готов только такое кино смотреть. В отличие от всякого говна "в Вегасе" и подобного дегро дерьма
Спасибо за фильм. Несколько раз за сеанс накатывало в горле волнительным комом. Не из-за направленных пистолетов. А от игры актеров и от сюжета
Исключительно тошнотворный «историческое фэнтэзи» трэш создали господа Роднянский (продолжал бы себе бороться за свободы ЛГБТ с братьями/сестрами Вачовски) и Мизгирев, с участием налогоплательщиков РФ в виде Фонда кино (=с одобрения г-на Мединского), вполне для поколения ЕГЭ ну и гастербайтеров, которым не до проверки достоверности фактов.
1. Начнем в перманентно утопающих в грязи улиц Петербурга, даже перед домами знати, включая великих князей, почти в каждом кадре. (В дополнение к этому периодически мелькают почему-то голые по пояс в любую погоду работяги, непонятно чем занимающиеся.) На самом деле: согласно указам Петра I, еще в начале 18-го века каждый обязан был мостить проезжую часть и содержать ее в чистоте перед своим домам, за мостовыми перед императорскими и великокняжескими дворцами и домам следил муниципалитет. http://www.welcomespb.com/kamenayulica.php; http://www.e-reading.club/chapter.php/1043008/108/Kravchenko_-_Sankt-Peterburg_v_voprosah_i_otvetah.html
2. За убийство офицера, обесчестившего его мать, дворянин (главный персонаж) лишается титула и подвергается избиению шпицрутенами, когда его волочат через строй на цепи (назначили 1000 ударов, но ограничились парой десятков, достаточно унизив достоинство и оставив шрамы, как у рабов в Северной Америке) и ссылке солдатом служить на Алеутские острова, где его спасают аборигены, а он потом спасает их от затесавшихся русскоговорящих «гопников». На самом деле: по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., за преднамеренное убийство полагалось лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы от 15 до 20 лет. http://isfic.info/ugkurs1/naumov06.htm Очевидно российские императоры 19-го века, несмотря на все их недостатки, были все же достаточно просвещенными, чтобы не создавать себе такими истязаниями смертных врагов из бывших дворян – а ну как сбегут за границу (что в итоге и вышло) и поступят на службу к «заклятым друзьям». Но нет, Роднянскому и Мизгиреву и кто там начиркал идиотский сценарий позарез нужно было показать не только грязь, но и дикость российских законов.
3. Главного женского персонажа зовут княжна Марфа (уже смешно, если вспомнить, какие в моде в дворянской среде были имена в то время, взять хотя бы княжну Мэри у Лермонтова), одевается она в платья то ли от учеников Юдашкина, то ли от подружки Собчак (которая с цветочками в «деревенском» стиле), в целом выглядит и двигается как бордельная девка и отдается дуэлянту-шэльме, которого она вроде как ненавидит, прямо в карете посреди бела дня в центре города («афтары» смотрели «Однажды в Америке» и это стало вдохновением? ;). При этом, «естественно» и «в духе времени» показав сиськи, причем два раза. Какой образ мыслей и действий был у девушек дворянского происхождения того времени и почему за женскую честь считали честью умереть мужья и даже просто неравнодушные – кому лень читать дневники княжен и графинь, вспоминаем Пушкина, Лермонтова, Толстова.
Так можно разбирать этот отстой покадрово бесконечно, начиная от сюртуков из блестящего материала а ля кожа с лазерной обработкой, предельно хамских манер дворян высшего сословия (матерящихся и т.п.) и заканчивая дворцом великой княжны едва ли не с "лофт» дизайном, местами дуэлей (никогда за городом, всегда в каких-то домах или амбарах) и, конечно, выдержками из якобы «дуэльного кодекса Российской империи» (как было на самом деле вполне адекватно здесь: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1769/).
С пониманием отношусь, когда безмозглые (или даже нет, вроде Спилберга) голливудские «создатели» ваяют русофобскую дрянь, базируясь на идиотских клише: если русский – то либо отъявленный головорез – убийца/авторитет (иногда даже в черной кожанке а ля 90-е), либо коррумпированный чиновник и т.д. и т.п. Если аудитория их многочисленных сериалов и B-movies (в том числе с участием актеров «списка А») достаточно тупа, чтобы принимать эти потуги за чистую монету, то она должна быть уверена, например, что самая страшная тюрьма в России называется ГУЛАГ или «кошмар», но и оттуда можно сбежать, дав пачку гринов надзирателю. Но когда условно наши делают такую гадость вроде как из лучших побуждений (типа показать нравственные ценности дворянства первой половины 19-го века), то не может не возникать вопрос: они зрителей пытаются держать за идиотов специально или все ж потому, что сами ну не могут по-другому?
P.S. Что, дамы/господа пожаловавшиеся, правда глаза колет? ;)