Мистика, Триллер, Фантастика, Ужасы |
14+ |
Олатунде Осунсанми |
6 ноября 2009 |
11 марта 2010 |
1 час 38 минут |
В городке Ном на Аляске люди пропадают и кончают с собой. Многие из них перед этим приходят на прием к психиатру Тайлер (Йовович) и жалуются на бессонницу — в полчетвертого ночи все они просыпаются и видят, как через окно на них пялится белая сова. Доктор Тайлер — у которой и у самой в семье катастрофические нелады — погружает пациентов в гипнотический транс и выясняет ужасные подробности: сова при этом улыбалась и говорила по-шумерски, да и не сова это была вовсе.
Фильм начинается с того, что из расфокуса на камеру надвигается Милла Йовович в шелковой блузке и говорит: «Я Милла Йовович, сейчас я сыграю психиатра Тайлер, хотите верьте — хотите проверьте». После чего нам показывают настоящую Тайлер, у которой берет интервью режиссер, — и дальше действие то и дело разбавляется документальными съемками, а актеры в точности их разыгрывают. Все это имело бы какой-то смысл и постмодернистскую ценность, если бы съемки и правда были документальными. Но они ими не являются: никакой Тайлер нет, совы — то, чем они кажутся (симпатичными птичками, то есть), а причина частых исчезновений людей на Аляске — запойный алкоголизм в сочетании с дикой местностью. «Вид» можно было бы отнести к жанру мокьюментари, но слово «разводка» липнет к нему как-то лучше («Юниверсал» несколько перестаралась, фальсифицируя данные в интернете, и сейчас разбирается с судебными исками). Впрочем, и это было бы простительно, будь фильм хоть чуточку похож на кино, а не на кабельную передачу про НЛО. Но все силы авторов уходят на то, чтобы правдоподобнее соврать, — как ни странно говорить о правдоподобии в связи с похищением людей инопланетянами, маскирующимися под сов. Хотя Йовович и Котеас (играющий психиатра психиатра), с огоньком, по Станиславскому, погружающиеся в этот обрывистый любительский бред, производят настолько дикое впечатление, что проще поверить в гипноз и похищение тел, чем в то, что они реально находились на съемочной площадке.
Я очень боюсь фильмы ужасов. Вот честно, любые – ужасно боюсь. Будь то разбрызгивающаяся кровища или выскакивающие монстры, или темно и лучик фонарика по шершавым стенам, или скрипы и крики – всего боюсь. Даже бездарное «Паранормальное явление» я смотрела, накрывшись с головой одеялом и повизгивая оттуда «Ну что?». А терпеливый мужчина рассказывал мне: «Время идет, они спят, он встает, смотрит на нее, смотрит, дверь скрипнула. Все, у них утро, вылезай». Недавно я точно так же смотрела «Спуск 2», вернее, слушала «Спуск 2» и вздрагивала при каждом резком звуке. Наверно, у меня расшатанная нервная система, и фильмы ужасов с триллерами мне противопоказаны. И вот я, вся такая впечатлительная девочка, взялась писать рецензию на псевдодокументальный триллер «Четвертый вид». И знаете, я всего один раз вздрогнула, а значит, фуфло это, а не триллер.
http://www.obzorkino.tv/archives/1649
С порога Милла Йовович заявляет нам, что фильм снят полностью по реальным событиям, произошедшим на Аляске. И, мол, можете верить, а можете нет, но я, Милла Йовович, мамой клянусь, все правда, и инопланетяне крадут людей. Милла играет психолога Эбби Тайлер, мужа которой убили среди ночи прямо в постели у нее на глазах. Но воспоминания Эбби о событиях этой ночи покрыты туманом. В то же время пациенты миссис Тайлер один за одним рассказывают, что просыпаются среди ночи от того, что видят белую сову, которая на них смотрит. Эбби гипнотизирует одного из пациентов, того крючит в судорогах, а вечером вообще он начинает вести себя неадекватно. Постепенно выясняется, что во всех галлюцинациях и странных событиях виноваты инопланетяне. И к Эбби они тоже наведаются.
В подобных триллерах важна атмосфера реальности происходящего. И вроде бы все к тому идет: параллельно с кадрами самого фильма нам показывают якобы документальные съемки настоящей Эбби Тайлер. Она и сама будет периодически возникать в кадре и рассказывать о событиях тех дней. Самые интересные моменты на документальных пленках, конечно, будут скрыты за помехами, но кое-что видно достаточно хорошо. Но вот не верится мне. Как-то слишком просто входят в транс пациенты, просто «раз, два, три», и вот они уже в дебрях подсознания. Слишком уж накрутили с языком каких-то древних, которые поклонялись белой сове – слова на этом языке звучали при ночных визитах инопланетян. Как-то все слишком уж надумано, как будто Дэна Брауна читаешь, честное слово.
Возможно, мой скепсис связан с тем, что в злобных инопланетян, которые похищают людей, я верю, пожалуй, даже меньше, чем в барабашек и скользких подземных монстров-людоедов. То есть не верю вообще. Моя реакция на «Паранормальное явление», допустим, связана с детским страхом, что кто-то среди ночи прокрадется в дом. Поэтому скрипы половиц и медленно открывающаяся дверь – это страшно. А зависшая над домом летающая тарелка – не страшно. Тот самый момент, когда я в этом фильме вздрогнула – резко подскочивший пациент под гипнозом, и это связано скорее с реакцией на внезапное движение, а не со страхом перед неведомым.
Что сказать про Миллу Йовович, я даже не знаю. Наверно, она неплохо сыграла упертую не вполне адекватную женщину. Проблема только в том, что якобы реальная Эбби была совсем другой. Наверно, просто такую бестолковую роль эдакой одинокой Даны Скалли сложно сыграть хорошо. Теперь еще я и буду сомневаться в ее искренности, так ведь убедительно говорила в начале, что все правда. Не верю я тебе, Милла. И вам ей верить не советую.
Вердикт: если вы верите, что инопланетяне воруют людей, видели летающую тарелку, если вас самих воровали или вы – инопланетянин, то смотрите. В остальных случаях – да ну его.
(c) Обзоркино
На самом деле доктора Абигейл сыграла Шарлотта Милчард!!!
и не стыдно им народ обманывать..
Вот ее перевоплощение:
http://www.youtube.com/watch?v=3dc-GQgb6nk
Меня зовут Дмитрий Витер. Всё написанное ниже – мои впечатления от увиденного в фильме «Четвертый вид». Доверять моему мнению или нет – решать вам. В тексте встречаются слова «мокьюментари», «хронометраж», «прогуглить» - это чтение не для слабонервных! :)
В своем исследовании жанра ужасов «Пляска смерти» (1980) Стивен Кинг сетовал на то, что ушли золотые годы «хоррор»-радиопостановок (жанр в СССР, понятное дело, не существовавший), когда можно было передать в эфир скрежет открывающейся двери, а затем леденящий душу крик, и слушатель сам домысливал все жуткие подробности. Кино убило этот волшебный эффект – раз уж зрителю показывают открывающуюся дверь, извольте показать, кто там за дверью прячется. Разочарование – самое очевидное из испытываемых при этом зрителями чувств (ей-богу, пока Шьямалан не показал инопланетян в «Знаках», всё шло просто отлично!) А если показывать за дверью и вовсе нечего? Добро пожаловать в «Четвертый вид»!
Первый вид триллеров – выдуманная история. Второй вид триллеров – истории, основанные на якобы реальных событиях. Третий вид триллеров – истории-«мокьюментари», имитирующие съемку реальных событий («Ведьма из Блэр»). Четвертый вид … это «Четвертый вид». Шутка.
Современных зрителей уже не удивишь «многооконным» экраном, когда нам параллельно показывают несколько одновременно развивающихся сюжетов (как в сериале «24»). «Четвертый вид» идет дальше – нам показывают якобы реальные документальные съемки, и параллельно их экранную адаптацию, причем синхронно, вплоть до хронометража произнесенных реплик. Милла Йовович при этом спешит в самом начале ленты сообщить, что она именно актриса Милла Йовович, играющая женщину-психиатра на Аляске, столкнувшуюся с происками злобных инопланетян, а режиссер ленты Олатунде Осунсанми (удивительно, но имя реальное) то и дело прерывает действие своими якобы реальными интервью. Местами это занятно, но к середине фильма начинает утомлять. Тем более что снятому за три копейки «Паранормальному явлению» удалось выдать события за реальные с гораздо большим успехом, а пятиминутному пиксаровскому мультику «Похищение» надежнее удалось развлечь зрителя темой похищения инопланетянами. Да, «Четвертому виду» удается пару раз громко сказать «Бу!» над ухом у зрителя, и даже заставить этого самого зрителя безрезультатно прогуглить персонажей ленты на предмет выяснения их реальности, но в остальном лента остается на уровне одного из не самых интересных эпизодов «Секретных материалов».
Ну ведь хрень же несусветная. Прости господи. Ну это чистый кинематографический шлак. Каки, нафик, пришельцы? Какой нафик Четвертый вид контакта? Это что, анальный зонд Картмана? Это Саус Парк? А при чем тогда тут Мила Йовович? Короче, смотреть это утомительно и уныло. Но только если вы не потомственный или сочувствующий уфолог. И если конечно вы верите во всех этих зеленых человечков, то смотреть вам наверное это будет как инструкцию по выживанию читать. Но на самом деле, страшнее человека на этой планете зверя нет. А с таким утверждением вам любая Йвовович покажется унылой и никчемной. Как фильм "Четвертый вид", да.