Ужасы |
12+ |
Лучо Фульчи |
4 апреля 1981 |
1 час 32 минуты |
Профессор Майнд умеет общаться с мертвыми и управлять мыслями своего кота. Само собой разумеется, эти навыки он использует не на благо человечества, а с куда более интересными и полезными целями. И собеседников у профессора становится все больше и больше. А на кладбище все неспокойненько. "Черный кот" не имеет прямого отношения ни к классической новелле Эдгара По, ни к одноименному фильму Эдгара Ульмера, ни даже к каноническим экранизациям Роджера Кормана, которым он, казалось бы, должен отдавать дань уважения. Он вообще ни к чему не имеет прямого отношения. Снятый будто из-под могильной плиты, местами невыносимо тягучий, изредка кровавый, фильм оставляет ни с чем не сравнимое ощущение - не из приятных, но такое, что долго потом не забудешь. Вязко, сыро, липко. Будто комья земли залепляют спросонья глаза и рот. Будто в темноте вместо фонаря нащупал осклизлый кошачий труп. Будто не живешь давным-давно, но и умереть толком не получается. Может, это объективно и не самый лучший фильм Лючио Фульчи (у нас выходили и другие, в том числе безупречный "Город живых мертвецов"), но один из самых дорогих для подлинных ценителей. Это не трэш, по разряду которого честят с недавнего времени все фильмы ужасов. Над ним невозможно гоготать в случайной компании. Но зато он дает понять, что тот свет существует. Там еще живы вурдалаки. Там покойный Фульчи еще гуляет со стетоскопом среди могил, пытаясь услышать в мерном подземном стуке сюжет для новой картины. А кот? Как говорил профессор Майнд: "Мой кот мертв, инспектор".
Небольшой по обьему мистический рассказ Эдгара Аллана По под названием «Черный кот» неоднократно становился обьектом экранизаций для многих мастеров в жанре ужасов. Не остался в стороне от столь благодатного произведения и итальянский режиссер Лучио Фульчи, отличительной чертой стиля которого является насилие во всевозможных его формах.
Однако фильм «Черный кот», вышедший в 1981 году, в некотором роде стоит особняком среди всех работ Фульчи в 80-х годах, являя собой пример предельно адекватной, хотя и слегка видоизмененной экранизации прозы Эдгара Аллана По. С художественной точки зрения «Черного кота» Фульчи можно смело назвать удачной картиной, жанрово решенной как своеобразный неканонический по форме джиалло, в которой нашлось место и мистике, и кровавым сценам насилия, и даже иногда проскальзывающему черному юмору, придающем фильму неповторимый стиль. К тому же картину нельзя назвать чересчур затянутой и скучной, баланс между откровенным ужасом и саспенсом Фульчи соблюдает строго, не забывая при этом применять в картине оригинальные операторские ракурсы, придающих картине привкус классического готического стиля. Оператор Серджо Сальвати великолепно владеет канонами жанра, создавая в картине яркое и стильное визуальное наполнение.
Занятые в ленте известные актеры Мимзи Фармер, Патрик Мэги, Эл Клайвер и Дэвид Уорбек превосходно справились со своими ролями, создав цельных и харизматичных персонажей. Ярким пятном в картине стал также саундтрек авторства Пино Донаджо, пробирающий буквально до костей.
Я рекомендую этот фильм всем поклонникам хорроров и трэша, особенно итальянских и особенно принадлежащих авторству Лучио Фульчи.
Довольно слабенький «джалло», снятый автором гораздо более интересных и сильных детективных триллеров, повествующий о прибывшем в небольшой английский городок полицейского из Скотланд-Ярда, чтобы заняться поиском двух пропавших подростков, которые на самом деле решили уединиться в заброшенном домике, но вместо плотских утех нашли ужасную смерть. Вскоре количество загадочных убийств увеличивается и некоторые следы приводят расследование к персоне довольно странного, если не сказать больше, профессора психологии, который то ли зарабатывает на жизнь, то ли просто не может жить без общения с умершими, которые, по его словам, рассказывают ему тайны потустороннего мира и могут иногда помочь с тайнами, что по эту сторону. Периодически в кадр вбегает довольно очаровательный черный кот, который так или иначе заставляет случаться ужасные вещи. В основе фильма лежит, вроде бы, история Эдгара Алана По, но на деле связь с ним скорее призрачна.
За несколько лет до этого Лучио Фульчи снял несколько потрясающих по сюжету и атмосфере джалло – «Семь нот в темноте», «Ящерица под женской кожей», «Одна на другой» - и если у вас есть возможность и вы их не видели, то посмотрите лучше их, вместо того, чтобы связываться с данным фильмом, который может и не так плох сам по себе, отвечает довольно простым требованиям незамысловатого триллера с мистическим оттенком, но резко проигрывает при сравнении с более интересными и качественными фильмами, снятых в Италии в те годы и чуть ранее, в том числе и Лучио Фульчи. Впрочем, то, что фильм снят Фульчи, видно довольно хорошо – тут есть и любование сценами насилия, и откровенные куски с кровью и мясом, и даже некая интрига в истории, так что, поклонники режиссера, уже уставшие от просмотра и обсуждения более классических работ, фильм посмотреть обязаны.