Москва

Все отзывы о фильме «Брачная история»

Marriage Story, США, Великобритания, 2019

Рецензия Афиши

9
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20402
2 сентября 2019

Адам Драйвер разводится со Скарлетт Йоханссон

Чарли (Адам Драйвер) — авангардный театральный режиссер. Приехав из глубинки, он стал большим нью-йоркцем, чем сами нью-йоркцы, сколотил преданную труппу и надеется дебютировать на Бродвее; ему скоро вручат макартуровскую стипендию, «грант гениев». Николь (Скарлетт Йоханссон) — потомственная актриса из Лос-Анджелеса. Не успев толком начать кинокарьеру (но успев показать грудь в молодежной комедии), она влюбилась в Чарли, переехала на другое побережье, стала его женой и маленькой звездой его спектаклей. Через пару лет у них родился сын (Ази Робертсон). Через десять они решают развестись.

Фильм начинается только в этот момент: вопреки названию, саму историю брака в драматической комедии (или комической драме) Ноя Баумбаха мы слышим лишь в пересказах героев. Видим же историю развода. По версии Николь, Чарли был зациклен на своей работе и не давал ей развиваться как самостоятельной творческой личности (вдобавок переспал с ассистенткой). По версии Чарли, он хотел как лучше для обоих, развиваться было особенно нечему (а переспал он разок и уже от отчаяния). Так или иначе, трещина в отношениях получила красивую географическую форму: она хочет жить в Лос-Анджелесе, где ее уже взяли в какой‑то сериал, он не мыслит жизни вне Нью-Йорка. Им бы и разъехаться, но непонятно, как, находясь на разных концах страны, делить сына.

Если «Нетфликс», второй раз подряд продюсирующий Баумбаха, постарается, «Брачная история» может стать кинематографическим аналогом рассказа «Кошатник»: зрители начнут занимать стороны в зависимости от собственного гендера. Оба героя довольно убедительно представляют свои позиции. «История» начинается с двух нарезок, сопровождающихся закадровыми комментариями Чарли и Николь о том, что им нравилось в партнере (написанных, как тут же выяснится, по просьбе терапевта для пар), и эти короткие портреты изображают людей, в которых трудно не влюбиться. Тем более что они — как в одной сцене восклицает их бебиситтерша — страшно привлекательны чисто внешне.

Но чем больше накаляются страсти, тем уродливее становится поведение обоих — и тем сложнее сохранять нейтралитет. Автор фильма склонен идентифицироваться с Чарли, что более чем объяснимо: Баумбах, несомненно, вольно пересказывает финал собственного брака с Дженнифер Джейсон Ли. Но, к его чести, он великодушен, и у Йоханссон давным-давно не было такого живого и обаятельного персонажа, как Николь. Может быть, ее адвоката — которую играет, а точнее, переигрывает Лора Дерн — автор, как и лирический герой, ненавидит чуть больше, чем адвоката Чарли в смачном исполнении Рея Лиотты, но тут его можно простить.

Довольно формальное, на самом деле, сходство с Вуди Алленом, которым Баумбаха шпыняют всю карьеру, здесь уже превращено почти в меташутку: в труппе Чарли выделяется алленовский приятель Уоллес Шон с похабными автобиографическими анекдотами, а поиски в Лос-Анджелесе юриста подешевле приводят героя к Алану Алде, во время их первой встречи разогревающему себе ужин. Впрочем, сама история про интеллигентного человека в проклятой Калифорнии неизбежно отсылает куда‑то к «Энни Холл», а ведь герои еще и разводятся.

Но персонажи Баумбаха живут не в том мире, что Айзек Дэвис, Алви Зингер и прочие альтер эго Вуди. Это посталленовский мир, в котором другой вес иронии, другое отношение к искренности, другая судьба у невротических интеллектуалов и творческих девушек, другое все. Хипстерский «Крамер против Крамера»? Пожалуй, и в этом нет решительно ничего дурного, только хорошее. Баумбах не против повеселить нас, но он готов, пробежавшись по болевым точкам, разбить нам сердце. Будет легко вспомнить, за что мы их полюбили — Йоханссон, наряженную на Хеллоуин Дэвидом Боуи, чистоплотного и неожиданно хорошо поющего Драйвера, — но цену этой любви можно будет понять лишь тогда, когда дела примут дурной оборот.

6
0
9
Типичный критик
456 отзывов, 457 оценок, рейтинг 624
3 января 2020

Брачная история

Супруги - нью-йоркский театральный режиссёр Чарли и актриса его театра Николь - находятся в процессе развода. Чарли всё устраивало в их браке, но Николь считает, что потеряла себя и, забрав сына, переезжает к маме в Лос-Анджелес. Там ей ужепредложили роль в сериале и посоветовали высококлассную адвокатшу по разводам. Теперь Чарли тоже придётся искать адвоката, а также разрываться между Западным и Восточным побережьями, чтобы продолжать работать и проводить время с сыном.
"Она добропорядочна, она нас стрижет, она играет с сыном, она азартна, она смелая, она добрая, она променяла кино в Лос-Анджелесе на театр в Нью-Йорке..." - написал в своём личном письме о своей супруге Чарли перед разводом.
"Чарли - бесстрашный, он опрятный, он самодостаточен, он не сдаётся, у него есть свой вкус, он организованный..." - перечисляет личные качества супруга в своём личном письме Николь перед разводом. Чарли и Николь - молодая, семейная пара, которые нашли друг-друга в жарком Лос-Анджелесе, но переехали жить в пасмурный Нью-Йорк. У них есть сын, любимая работа, и кажется, что больше и нечего желать. Но всё-таки чего-то не хватает, и какого цвета между ними пробежала кошка - они категорически не знают. Даже жалко смотреть на таких красивых и молодых родителей, которые сами, возможно, не понимают что делают. После объявления о разводе, Николь начинает сниматься в сериале в Голливуде (тайные мечты о кинематографе - постепенно реализуются), а её мать говорит что изредка встречается с "бывшим любовником" - мужа - отца Николь. Чарли следит за театром и труппой, в которой есть не только "колоритные" актёры, но и ассистент с которой он несколько раз спал. Оба обращаются к "дорогим" адвокатам, которые им, кажется, и не нужны. В кабинете адвоката Чарли - колоритного мужчины, лежит подушка с надписью: "Ешь, пей и заново женись!". Находясь в разводе (когда сын Генри начинает жить то у отца, то у матери) семья мило участвует в Хэллоуине - Чарли примеряет образ "Человека-невидимки", а Николь - один из образов музыканта Дэвида Боуи. На протяжении всего фильма мы наблюдаем "тёплые отношения" отца и сына, которые милы и трогательны. Встречи с Николь - печальные и очаровательные, в которых, кажется, ничего уже не исправить.
Режиссёр и сценарист фильма - Ноа Баумбах создаёт сильную, и возможно, эталонную семейную трагикомедию с вневременным сюжетом о молодых родителях и разводе, с очень тонким психологизмом (особенно в монтаже фильма) в духе прозы Ричарда Йейтса. Если-бы Баумбах написал книгу на основе собственного сценария - вышло-бы не менее эффектно. Скарлетт Йоханссон играет по сути "саму себя" - актрису разрывающуюся между театром и кино - и это нетипичный и глубокий образ для самой Йоханссон. Адам Драйвер выдаёт, возможно, свою самую сильную работу за последние годы, ну, а великолепная Лора Дерн на "вторых ролях" также не отстаёт. Нью-Йорк, хипстеры, театр, Бродвей, ЛА, мягкая и ламповая цветокоррекция кадра, драматургия и "выпуклые" образы человеческого одиночества. В этот фильм невозможно не влюбиться, даже если он о разводе.

0
0
9
Пользователь Афиши №4178011
1 отзыв, 11 оценок, рейтинг 0
8 января 2020

Несмотря на то, что фильм построен на диалогах, смотрится на одном дыхании. Как же я люблю такое! Очень честное кино про многих из нас, про жизнь, похожую на качели. Глубокая игра Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера заставляет погрузиться в чувства и эмоции главных героев, сопереживать им. Печальная лента, но посмотреть однозначно стоит! Хотя бы для того, чтобы вспомнить, как важно прислушиваться к чувствам и желаниям друг друга. Иначе можно не заметить, как будет поздно.

0
0