Самодовольный Тед Крамер (Дастин Хоффман) получает повышение по службе, однако дома его ждет неприятный сюрприз: его жена Джоанна (Мерил Стрип) говорит, что больше так не может, и уходит, оставив ему на воспитание маленького сына (Джастин Генри). Делать нечего: Крамеру предстоит научиться быть хорошим отцом. Это — шедевр, но не потому, что фильм в 1980 году получил премию «Оскар» за «Лучший фильм». А потому, что в этой мучительной истории развода, снятой по роману Эйвери Кормана, каждый из героев становится заложником своей личной трагедии. Жена — потому что задыхается в браке и не может творчески самореализоваться. Муж — потому что отныне вынужден разрываться между сыном и работой. А ребенок — потому что хочет к матери. Режиссер Роберт Бентон даст высказаться всем сторонам конфликта — разумеется, в зале суда. Там станет очевидно, что главная проблема кроется в отсутствие коммуникации: люди не умеют слышать и слушать друг друга. Но также, к счастью, люди способны учиться на своих ошибках. Каждый из героев поменяет приоритеты: так, например, для Теда Крамера ребенок станет важнее работы.
Молодая женщина уходит от мужа. Теперь ей надо самой зарабатывать на жизнь, и она устраивается на шахту, где хорошо платят. В городе, где она живет, к самостоятельным женщинам относятся с предубеждением. Она сталкивается с дискриминацией, оскорблениями и решает бороться за свои права в суде.
Надер (Пейман Маади) и Симин (Лейла Хатами) разводятся, но то, что начинается как «Крамер против Крамера» или (из более свежего) «Брачная история», быстро перерастает в приговор иранской системе. Фильм Асгара Фархади — не про развод, он — про его последствия. Чтобы присматривать за больным отцом, Надер — ходячее олицетворение токсичной маскулинности — нанимает беременную сиделку (Сарех Баят), та не справляется со своими обязанности, он выталкивает ее на лестничную клетку, у нее случается выкидыш, Надера обвиняют в убийстве. Главный вопрос: знал ли мужчина о беременности? Так что можно сказать, что фильм Фархади еще и детектив с хичкоковским саспенсом, но изрядно сдобренный, будто острыми специями, социальной проблематикой. Безусловно, это мастерски срежисированное кино, но все же еще и несколько манипулятивное: оно знает, на что жать и по чему бить, — но за другое «Оскары» и не дают.
Один из ведущих американских инди-режиссеров Ной Баумбах («Кальмар и кит», «Милая Фрэнсис»), сам несколько лет назад переживший изматывающий развод с актрисой Дженнифер Джейсон Ли, снял удивительно личное и в то же время понятное, по-своему близкое каждому кино. В центре сюжета развод идеальной американской пары: авангардного режиссера из Нью-Йорка Чарли (Адам Драйвер) и его музы и ведущей актрисы Николь (Скарлетт Йоханссон), когда-то бросившей голливудскую карьеру ради амбиций мужа. Спустя годы она соглашается на главную роль в сериале и забирает с собой в Лос-Анджелес их маленького сына. Города — два полюса американской мечты — служат здесь метафорой образа жизни двух очень разных людей, между которыми невозможен мир, а возможно лишь подавление или хрупкий, временный и труднодостижимый компромисс. В духе того же «Крамер против Крамера» у каждого из героев здесь своя правда, даже у непробиваемой адвокатши в исполнении Лоры Дерн (смешно, что в какой-то момент именно адвокаты главных героев начинают режиссировать их жизнь). Баумбах не ищет виноватых, а скорее с помощью сцен из супружеской жизни пытается показать — подробно и в динамике — как гадкая ситуация заставляет неплохих людей проявлять худшие качества, а затем (что особенно важно) научиться жить с этим и идти дальше.
История молодой амбициозной итальянки Патриции Реджани (Леди Гага), которая охомутала представителя одной модной династии (Адам Драйвер), но закончилось все очень плохо. Наверное, так выглядел бы фильм братьев Коэн, если бы они взялись рассказать про кулуарные интриги внутри богатой и влиятельной семьи. Большая часть героев ведут себя как идиоты (особенно старается неузнаваемый Джаред Лето), а глупые ситуации множатся с такой скоростью, что не успеваешь вскидывать бровь от удивления. Это крайне избыточное кино (хронометраж — два с половиной часа, камон!), подкупающее, однако, своим бесстыдством. Особенно впечатляюще выглядит героиня Сальмы Хайек в роли цыганки-гадалки (кстати, муж актрисы, бизнесмен Франсуа-Анри Пино, владеет Gucci).