Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
9 июля 2021

«Майор Гром: Чумной Доктор» и еще пара попыток снять отечественный супергеройский кинокомикс

Евгений Ткачёв
На зарубежном «Нетфликсе» вышел «Майор Гром: Чумной Доктор», который выбился в лидеры самых популярных фильмов на стриминге. Рассказываем, каким получился фильм Олега Трофима, а также вспоминаем еще две попытки снять супергеройское кино в России.

В Петербурге снова неспокойно: людей (а точнее, власть имущих и предержащих) убивает не только климат, но и появившийся вигилант в птичьей маске, который просит называть себя Чумным Доктором. Отловить злодея берется круто сваренный, не соблюдающий протокол коп по имени Игорь Гром (Тихон Жизневский), благодаря своей харизме и кепочке похожий на Глеба Жеглова. Место встречи изменить нельзя: если Петербург, то бандитский, если улицы, то разбитых фонарей, если герой, то полицейский (символично и очень печально, что в это же самое время охранители пытались сорвать фестиваль «Артдокфест» в том же Петербурге). Собственно, «Майора Грома» тоже легко прочитать как охранительный манифест — все зло в фильме исходит от социальных сетей (правда, вместо «ВКонтакте» фигурирует выдуманная сеть «ВМесте»), злодеем оказывается местный Павел Дуров, возомнивший себя Бэтменом, а его последователи — бунтовщиками, которые раскачивают лодку. Однако чтобы прослыть чуть более прогрессивными ребятами, режиссер Олег Трофим («Лед»), продюсер Артем Габрелянов и студия Bubble в финале пытаются уравновесить это охранительство «судебной реформой», которая действительно давно назрела. Выглядит этот ход, если честно, довольно дешево и как-то натужно, а попытка усидеть на двух стульях одновременно оборачивается тем, что создатели фильма садятся в лужу. Впрочем, ладно, даже если оставить в покое идеологию фильма (в конце концов, нолановский «Темный рыцарь: Возрождение легенды» тоже был своего рода охранительным манифестом, вдохновленным «Повестью о двух городах» Чарлза Диккенса), то все равно останется несовершенное, избыточное и невероятное затянутое кино. Фильм идет два часа (!), что для «бэхи» (а «Майор Гром» — разумеется, «бэха») вещь сомнительная. Несмотря на то, что картина снята довольно сносно (все-таки в 2021 году даже в России научились снимать кино), ей просто не хватает дыхания на такой внушительный, почти марвеловский хронометраж. Несомненно, что многими вещами можно было бы пожертвовать на монтаже, учитывая то, что Трофим не Зак Снайдер и, к сожалению, не Найшуллер (на контрасте с «Майором Громом», кстати, особенно ярко видно, какое лаконичное и осмысленное кино «Никто»; возможно, потому, что снято оно в Голливуде, а не как в Голливуде). Безусловно, это лучше, чем «Защитники» Сарика Андреасяна, но быть лучше, чем «Защитники», — несложная задача и вообще не повод для какой-то особой гордости.

5.5
Черная молния
2009, Боевик

В конце нулевых у продюсера Тимура Бекмамбетова появилась завиральная идея снять «Человека-паука» на мощностях российского автопрома: вместо паучьих сверхспособностей у персонажа Григория Добрыгина, студента экономического факультета МГУ, появляется черная «Волга» — и вот «я не верил в чудеса, но летит машина в небеса, и теперь я твой супергерой». Надо сказать, что, несмотря на заимствованные из западной супергероики тропы (как шутили в пародийном скетче «Большой разницы»: «Ладно, сынок, пойду, умру за правое дело, чтоб у тебя была мотивация бороться со злом»), все эти «чем больше сила, тем больше ответственность», у Александра Войтинского и Дмитрия Киселева получилось, в общем-то, славное и обаятельное кино, сделанное с таким же азартом, что и «Дозоры».

Каждый раз, когда у Сарика Андреасяна выходит новый фильм, кинокритики ужасаются его качеству так, будто не видели предыдущие картины этого одиозного режиссера. «Защитники», очевидно, задумывались как ответ марвеловским «Мстителям», но получились ответом нетфликсовским «Защитникам», с которыми вышли в один год. Фильм Андреасяна есть смысл смотреть только в смешном пересказе Super_VHS или же в бодром клипе Елены Темниковой и ST. «Кто этот сумасшедший русский?» — вопрошает рэпер в клипе. Про русского ничего не знаем, а нашего «российского Эда Вуда» зовут Сарик Андреасян. Не забывайте это имя.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все