Отец маленького Матису (Есиока) был хлопковым королем и покровителем искусств, и ребенок мог без помех заниматься единственным, что его занимало, — живописью. Когда отец обанкротился и покончил с собой, он продо лжал рисовать курочек и букашек уже под присмотром равнодушных деревенских родственников. Юношей Матису (Янаги) отправился в творческий вуз, где научился копировать любого художника, от Моне до Уорхола, но никак не мог найти собственное лицо. Старость Матису (Китано) встретил у мольберта — потерявший всякую связь с реальностью, но не теряющий надежду создать шедевр и прославиться.
Комедия |
14+ |
Такеши Китано |
20 сентября 2008 |
23 апреля 2009 |
1 час 59 минут |
office-kitano.co.jp |
Отец маленького Матису (Есиока) был хлопковым королем и покровителем искусств, и ребенок мог без помех заниматься единственным, что его занимало, — живописью. Когда отец обанкротился и покончил с собой, он продолжал рисовать курочек и букашек уже под присмотром равнодушных деревенских родственников. Юношей Матису (Янаги) отправился в творческий вуз, где научился копировать любого художника, от Моне до Уорхола, но никак не мог найти собственное лицо. Старость Матису (Китано) встретил у мольберта — потерявший всякую связь с реальностью, но не теряющий надежду создать шедевр и прославиться.
Одиссея художника-неудачника — отчасти ироническая, отчасти сочувственная рефлексия о творческом процессе как таковом — уже третий подряд фильм Китано на тему «жизнь в искусстве», но благодаря смене обстановки он смотрится куда энергичнее и ярче, чем более автобиографические «Такешиз» и «Банзай, режиссер!». Герой — не бездарность и даже не конъюнктурщик, но жертва обстоятельств. Матису, ориентируясь на туманные рекомендации знакомого шарлатана, в одиночку проходит — не столько в хронологическом, сколько в логическом порядке — все круги развития живописи и совриска: от стихийного примитивизма через импрессионизм, фовизм, кубизм, абстрактный экспрессионизм и т.д. к почти что акционизму и в финале — readymade. Часто это смешно, но едва ли не чаще Китано напоминает, что искусство — это и кровь: трупов тут не сильно меньше, чем в иных его гангстерских фильмах. «Ахиллеса» принято интерпретировать в том смысле, что главное, мол, — это процесс, и покуда художник находится в поиске, он счастлив, а прочее, включая талант, несущественно. Может, и так. Хотя сдается, Китано более язвителен и пессимистичен. Признание — лотерея. Ценность произведения искусства — сугубо относительна. Искусствоведы — жулики. Потребители — идиоты. Ну а пресловутый творческий поиск — фикция, придуманная в утешение художникам-неудачникам.
Такеши Китано возвращается. После последних своих работ, снятых в духе эксцентричных самопародий, он снова дарит нам полную юмора и светлой грусти историю в лучших традициях "Кикуджиро" и "Кукол".
Фильм начинается с математического паззла про черепаху, которую не может догнать Ахиллес, но какое отношение эта аллегория имеет к сюжету, станет понятно только в финале. Трогательная искромётная трагикомедия о пути художника становится настоящим бенефисом Китано. В этой картине он предстаёт перед нами во всём многообразии своих талантов, а сама тема живописи, начатая еще в “Фейерверке”, полностью раскрывает Китано как художника, поскольку все картины, которые вы увидите в фильме, нарисованы самим маэстро.
Рассказывать сюжет смысла нет, ибо в картинах Китано это не главное, куда более важно то озорство, та трогательность и многогранность, та поэзия и метафоричность, непревзойдённым мастером которой является Бит Такеши. Уверен, что этот фильм станет большим событием для тех, кто знает и любит творчество Китано.
Очень необычный фильм Такеши Китано. Чувствуется, что он созрел для серьезного кино. Конечно, у него есть и другие «сильные» фильмы, но именно этот фильм станет мировой классикой кинематографии.
Сразу после просмотра кинофильма, мне хотелось прийти домой и порвать все картины, вывешенные у меня дома. Насколько меня поразил этот фильм. Сильные ощущения опустошенности, пустоты. Перед глазами «черный квадрат» Малевича и «черный квадрат» нарисованный мною. Его фильм – это насмешка над всеми, кто хоть как-то связан с современным искусством. Такой удар нужно выдержать, чтобы не покончить с собой. Однозначно – герой фильма не неудачник. А критики, которые об этом говорят, скорее бездарные люди, не понимающие происходящее. Тот круговорот событий, представленный в мире современного искусства, до мельчайших подробностей передан им, в его фильме, и в его же картинах (за это ему особый поклон). Такое может передать, только тот человек, кто сам не равнодушен к современному искусству.
Вот тебе и Ахиллес и черепа. Упс.
И как же возникло искусство? В фильме есть такой момент, когда художник увидел в использованной банке Колы, что-то, что не увидели другие. Он пошел на рынок и поставил ее на продажу за 200 000 иен. А другой человек, проходивший мимо, увидел в этой банке Колы, то, что не видят остальные. В этот момент и появляется искусство…
Фильм для фриков-художников и для всех тех, кто не считает себя первобытным человеком.
Простая, неспешная и во многом вторичная работа. Трагикомичная история о художнике (условно говоря - Ахиллес), который растратил свою жизнь в погоне за модными тенденциями в так называемом искусстве (условно говоря - черепаха). В общем, этого художника очень жаль, потому что он совсем не бездарность и не конъюнктурщик, просто жизнь так сложилась.
Китано давно уже снимает кино про себя. Но "Ахиллес и черепаха", на мой взгляд, более удачная попытка чем эксцентричные "Такешиз" и "Банзай, режиссёр".
"Что не искусство - то не продается" - такую странноватую мысль тиражировали успешные киногерои в "Глянце".
Для многих других людей иначе - что продается, то не искусство.
А я хочу согласиться с Такеши Китано - не искусство то, что делается специально на продажу.
Вообще Китано какой-то просто мегаталантливый товарищ - и там, и сям, и на дуде игрец. Сценарии пишет, сам снимается и режиссирует... еще и художествами всякими занимается.
На днях посмотрела его фильм "Ахиллес и черепаха".
Фильм о том, как жил-был мальчик, сын богатого отца. Отец всячески поощрял живопись и помогал начинающим художникам, поэтому не запрещал своему сыну рисовать всё и везде, в любое время. А потом отец разорился и повесился. Мальчик попал в дом своего бедного дяди, жестокого и тупого. Он щедро выдавал мальчику оплеухи, заставлял работать и не позволял рисовать. Но мальчик всё равно рисовал, потому что не мог без этого жить.
Потом мальчик подрос, нашел себе работу, но работал плохо, потому что, увидев рассвет над рекой или отражение лодки и домов в воде, забывал обо всём и начинал рисовать.
Однажды он привез одну из картин человеку, который умел продавать живопись. Продавец Картин посмотрел на работу Молодого Художника и сказал, что всё это - дерьмо. "Это не интересно. Такое не купят". Продавец Картин посоветовал Молодому Художнику пойти учиться живописи и искать новый стиль. И Молодой Художник вдруг решил, что у него нет таланта. Он боялся "своего", изучение работ других авторов привело к тому, что он просто начал копировать их. Он нёс Продавцу Картин работу за работой, но тот всё забраковывал.
Молодой Художник стал старше и женился, у него появилась дочь. Живопись по-прежнему не кормила его самого и его семью, как ни старался Художник поразить Продавца Картин, тот продолжал критиковать и отбраковывать. Что только Художник не выдумывал, чтобы быть оригинальным, неповторимым и новым. Семья потеряла для него всякую ценность, жена стала орудием труда, превратилась в подобие кисти, дочь выросла, устав от бедной жизни и насмешек одноклассников, она ушла от родителей и стала заниматься проституцией... а художник всё рисовал, потому что не умел и не мог делать ничего другого... только он так ничего и не смог продать. Вернее, почти ничего - в одном из последних эпизодов Художник в кафе просит денег у своей дочери на краски. Дочь кидает перед ним на стол несколько купюр, он хватает деньги и уныло наблюдает как дочь уходит куда-то с клиентом. А над его головой, на стене висит та самая картина, с которой он первый раз пришел к Продавцу Картин. Которая не гениальна и не оригинальна, но просто красива и приятна глазу...
Я бы назвала этот фильм трагедией, но вся история рассказывается легко и с юмором.
Рекомендую)
Прекрасное стебание над современным искусством, точнее, над его крайними постмодернистскими поисками. Краткая ироническая история современного изобразительного искусства
Видеоряд на высоте и перевешивает все остальное.
Самоотверженность Художника, граничащая с безумием, апофеозом которой становится эпизод в морге, где он раскрашивает помадой пол лица мертвой дочери или попытки довести себя до творческого экстаза путем искусственного инсценировки экстремальных/парафатальных ситуаций.
Черный и все оттенки серого юмора представлены как-то очень мягко и со вкусом,хотя иногда и банальными методами с киношной точки зрения.
....пока у художника есть хоть один глаз - он еще может все, или многое...
Китано художник и говорит он со зрителем в этом фильме практически на галерейном языке экспозиции, каждый кадр теоретически мог бы быть одной из картин главного героя. Но 4**** за этот фильм, а не 5,именно по этой причине. Двухчасовая прогулка по вернисажу с даже очень приятными картинами немного утомляет ...Слезу из меня фильм не вышиб, хотя при такой трогательной истории мог бы. (К слову, в Эрмитаже не встретишь заплаканного человека. коих в кинозале бывает до половины)) Такое впечатление,что ритм картины (фильма)))) создавался за счет частых смертей:убийств,самоубийств и несчастных случаев....
Притянутая за уши апория Зенона.как бы создала неуместную раму для этой КАРТИНЫ, очертив и несколько сузив спектр мыслей,образов и чувств идущих параллельно повествованию и после просмотра. На мой взгляд задавать азимут восприятия здесь лишне. Если убрать из начала пролог и в конце эпилог, история про бесконечные поиски художника щипала бы душу куда как более ощутимо, не будучи зашоренной заданным направлением. А полученные варианты ответов,"что же хотел сказать Китано?" - "А-аа, наверное это: вечная погоня за вдохновением; разные скорости жизни; параллельность жизни и искусства и т.д."(См.рецензии выше(ниже) - упрощают и смазывают катарсис, превращая его в мыслительную катавасию. Невольно хочется "поверить гармонию алгеброй".
Художник Китано играет художника - все по-честному. Но! Также как главный герой пробует все мыслимые средства и формы в поисках шедевра (тут не очень важно - для кого: себя или других ), режиссер просто следует за ним с камерой , пытаясь всеми возможными и не возможными средствами выразить суть,идею фильма, которую он, возможно, ощущает лишь интуитивно. Самоирония? Конечно, но и пассивность, вторичность киноязыка по отношению к языку живописному.
Т.е.опыты с красками в кадре и камера снимающая эти опыты - одно и то же. Гармонично это смотрелось бы в рамках какого-нибудь экспериментального кино, но здесь....
Фокус в том,что художник, приносящий картины своему импрессарио, сам "не верит" ни в одну из них. Для него это некий поток творчества, результат которого порой не значит ничего. Галерейщику не важно,что ты испытывал в процессе - ему нужен результат. Зрителю в кинотеатре тоже...