Сериал

Сериал Ход королевы

The Queen's Gambit (2020 – 2020), IMDb: 8.6

Выбор «Афиши»
7
8.6
1/7

Аня Тейлор-Джой в роли талантливой шахматистки с наркозависимостью

США второй половины XX века. Сирота Бет Хармон в детском приюте узнает о своем таланте к шахматам. Очарованная игрой, она становится чемпионкой, которой по плечам сразиться даже с представителями сильнейшей советской шахматной школы. Если, конечно, Бет сможет справиться со своей нездоровой привязанностью к алкоголю и транквилизаторам.

Мини-сериал Netflix по отличному роману Уолтера Тевиса. Сценарист и режиссер сериала Скотт Фрэнк (это он несколько лет назад поставил и написал отличный вестерн-сериал для Netflix «Забытые Богом») тихой сапой сделал один из главных хитов этого года — увлекательную спортивную драму с яркой главной героиней. За последнее отдельное спасибо актрисе Ане Тейлор-Джой, которая на наших глазах превращается в большую звезду.

СоздателиScott Frank, Allan Scott
Тип сериалаМини-сериал
Длительность серии~ 60 минут
Статус сериалаЗакончен
ЖанрыДрама
РежиссерСкотт Фрэнк
Дата выхода23 октября 2020
Сайтnetflix.com
Возрастное ограничение18+
Мини-сериал

Мини-сериал (последний сезон)

2020, 7 эпизодов
  • Эпизоды
     7
  • 1. Дебюты
    Openings
    23 октября 2020
  • 2. Размен фигур
    Exchanges
    23 октября 2020
  • 3. Сдвоенные пешки
    Doubled Pawns
    23 октября 2020
Все сезоны (1)

Рецензия «Афиши» на фильм «Ход королевы»

7

Нетфликсовский хит про гениальную шахматистку в 60-е

Шахматы, как известно, не самый кинематографичный вид спорта: два человека, молча сидящие за столом. Зато великого шахматиста, в отличие, допустим, от прыгуна в высоту, может убедительно сыграть любой актер, умеющий напряженно смотреть перед собой. В мини-сериале «Ход королевы» много пространства отдано под шахматные поединки, за которыми неинтересно будет следить даже специалисту, поскольку целиком и в развитии позицию показывают редко. Но монтаж огромных карих глаз Ани Тейлор-Джой и шахматных фигур, снятых в сложных ракурсах, открывает, как видно, почти безграничные возможности: вот оно наконец шахматное кино для миллионов.

Еще один любимый ход Скотта Фрэнка («Прогулка среди могил»), режиссера и сценариста всех семи серий, — перевернутые воображаемые шахматы на потолке, которые мерещатся героине в ответственные моменты, с тех пор как доска впервые соткалась из теней в ее детской спальне. Это не только красиво, но и удобно: всякий раз, как пешки и слоны начинают бегать головами вниз, мы знаем, что героиня одержит победу. С другой стороны, она проигрывает так редко (после того, как она толком понимает правила, первого поражения приходится ждать почти три серии), что этой приметой можно и пренебречь.

Девушку зовут Элизабет Хармон, ее придумал в 1983 году, незадолго до смерти, писатель Уолтер Тевис, которому редкостно везло с экранизациями («Человек, который упал на Землю», дилогия «Король бильярда» и «Цвет денег»). Роман, как и сериал в оригинале, называется «Ферзевый гамбит», но переводчики на русский решили не жертвовать гендерной принадлежностью фигуры — даром что вульгарное «королева» сразу уводит разговор с шахматного турнира куда‑то на лавочку (что в самом фильме, впрочем, случается даже и буквально).

Действие, за исключением первой серии, где Бет совсем ребенок, происходит в 1960-е. Героиня рано остается сиротой и оказывается в приюте, где воспитатели из лучших побуждений подсаживают ее на транквилизаторы, а немногословный, но нежный внутри уборщик с усами (Билл Кэмп) учит ее дебютам и миттельшпилям. Уже подростком — и уже в исполнении Тейлор-Джой — Бет попадает в не слишком счастливую приемную семью и делает стремительную шахматную карьеру.

«Ход» — нечто среднее между «Умницей Уиллом Хантингом» и «Рокки-4». Отчасти это роман воспитания и эмансипации (хотя на Бет уже и в детстве где сядешь, там и слезешь). Героиня учится на примерах — дурных, главным образом — своих матерей, биологической, которую мы видим в мимолетных, но важных флешбэках, и приемной. Последнюю, несколько карикатурную провинциальную домохозяйку из 1950-х с вечно отсутствующим мужем и запасом волшебных таблеток, здорово играет Мариель Хеллер, больше известная как режиссер. Еще у Бет сложная эпизодическая личная жизнь с участием в основном шахматистов; отметим Гарри Меллинга, бывшего Дадли Дурсля, которого вдруг стало очень много.

Отчасти же это, конечно, спортивная драма. Вместо Ивана Драго у Бет советский чемпион со странной (менее странной, чем Драго) фамилией Боргов, человек-машина в скучном костюме. Его играет некий поляк с хорошим русским; в целом клюквенность советской линии, весьма значительной, умеренная. Есть даже крошечное, но очень милое камео известного прибалтийского артиста. Вместо Аполло Крида, если продолжать аналогию с «Рокки», — молодой гроссмейстер, который везде ходит в кожаном плаще и ковбойской шляпе. Его играет Томас Броди-Сангстер; поскольку ему и Ане Тейлор-Джой составляет компанию Джейкоб Форчун-Ллойд в роли еще одного трепетного шахматиста, в кастинге прослеживается логика двойных фамилий.

«Нетфликс» редко делится цифрами, но, судя по всем внешним признакам, это большой хит. Почему — понятно. Удачно придуманная героиня в исполнении харизматичной актрисы, опытный рассказчик (Фрэнк — сценарист-ветеран, работавший с авторами от Содерберга до Спилберга), во всех отношениях приятная картинка. Но главное, «Ход королевы» — feel-good, что называется, воодушевляющее кино про вроде бы серьезные, сложные и даже печальные вещи: любимый рецепт оскаровских призеров, к которым «Ход», будь он кинофильмом (отчего бы только выиграл), наверняка бы присоединился. Боль, которую испытывает героиня, ее комплекс сироты, ее аддикции достаточно тонко выписаны и при этом никогда не становятся реальной угрозой ее победоносному гению. Даже когда Бет достигает дна и ее слегка тошнит в шахматный кубок под песню группы Shocking Blue, мы точно знаем, что она выкарабкается — иначе бы нас здесь не было.

Зритель с обостренным чувством прекрасного, скорее всего, скривит нос на эти нескончаемые фортепианные проигрыши, сентиментальные портреты из двух мазков на втором плане и острый хребет голливудской формулы, утопленный в комфортное ретрокресло. И потеряет, пожалуй, немного. Но любопытно, как история безжалостной молодой женщины (написанная двумя пожилыми мужчинами) в итоге не становится эпизодом войны полов, к чему вроде бы подталкивает зрелище мужских эго, хрустящих под ногами героини, а, наоборот, предлагает какое‑то уважительное и дружелюбное примирение, возможно, ничью. И если в этом вопросе когда‑нибудь наступит эра милосердия, Тейлор-Джой, хищно замершая над шахматной доской, вполне может стать ее иконой.

29 октября 2020
10

Чуть ли не каждый шахматист ждал выход произведения, способного увлекательно показать шахматную игру и вместе с этим вызвать интерес к данной игре у обывателя. И если фильмы еще выходили, то примеры сериалов до этого времени мне вспомнить трудно. "Королевский гамбит" вышел крайне приятной историей, с божественной красавицей - главной героиней - в лице Ани Тейлор-джой. Ты легко проникаешься персонажами и атмосферой, в результате чего сериал пролетает чуть ли не за один вечер. Но справился ли он с какой-то иной функцией, кроме как завлечь и показать неплохую историю? Для начала практические все шахматные партии показаны крайне поверхностно. Да, разумеется они все настоящие, их можно поискать, в интернете, разобрать. Вполне вероятно для людей, у которых шахматы - это что-то далекое, все это покажется крайне увлекательным и завораживающим. Но уже даже для средних игроков кроме понимания парочки диалогов сериал ничего предложить не может. Лишь 1-2 партии показаны полностью, не говоря уже о наличии какого-нибудь их анализа(смешно). Значит если режиссер больше концентрируется на больше на эмоциях, чем на играх, то стоит ждать отличного раскрытия проблем персонажа. И тут такое дело... Главная героиня имба. Не думаю, что ее стоит назвать Мери Сью, но практически все партии, которые она играет, предсказуемы. А из-за взгляда на них со стороны (т.е. сами партии нам не показывают), то и становится это совершенно неинтересно. Авторы пытаются повысить градус заинтересованности в персонаже с помощью выявления у нее нарко-/алкогольной зависимости (причем это одна из главных фишек сюжета). Но прямо скажем, показано это так себе. Создается впечатление, будто у нее и не было никакой зависимости. Или точнее она ей никак не мешала побеждать и все пошло наперекосяк лишь из-за единственного срыва. Да и решается проблема на раз два9хоть и перед этим нам показывали, как же низко персонаж пал под силой своих низменных желаний). По итогу, как уже было сказано, сериал завораживает. В нем огромное количество бытовых моментов, мы много времени проводим с героиней, в результате чего и проникаемся ею. + для обывателя шахматные игры покажутся очень интересными. Но ничего уникального зрителю не предлагается. Ни сверхдинамичной шахматной игры(где ты сидишь, боясь пошевелиться, и не отрываешь глаза от экрана), ни нормального раскрытия зависимости у главной героини. Посмотреть можно, плохих эмоций "Королевский гамбит" точно не вызовет. Впрочем, как и крайне положительных.

8 декабря 2020
Эпично
10

Все время любовалась Аней Тейлор!! Такой красоты девушка.. очень захватывающий сериал, посмотрела на одном дыхании.

12 ноября 2020
Все отзывы
Материалы о «Ход королевы»
100 лучших сериалов XXI века. Список Би-би-си
100
лучших сериалов XXI века. Список Би-би-си
22 октября 2021
«Ход королевы», «Тед Лассо», «Корона»: главные победители «Эмми-2021»
«Ход королевы», «Тед Лассо», «Корона»: главные победители «Эмми-2021»
20 сентября 2021
Лучшие мини-сериалы. Итоги 2020
Лучшие мини-сериалы. Итоги 2020
22 декабря 2020
Домашний киномарафон: «Суд над чикагской семеркой», «Шерлок в России», «Ребекка», «Ход королевы» и «Руководство для нянь: Как поймать монстра»
Домашний киномарафон: «Суд над чикагской семеркой», «Шерлок в России», «Ребекка», «Ход королевы» и «Руководство для нянь: Как поймать монстра»
23 октября 2020