Фильм

Фильм Молочные зубы

Babyteeth (2019, Австралия), IMDb: 7.2

1/16

Кино про любовь, которая врачует болезни

Фильм из конкурсной программы последнего Венецианского кинофестиваля про нездоровую девочку из хорошей семьи (Элиза Сканлен), которая влюбляется в мелкого наркоторговца (Тоби Уоллес). «Молочные зубы» Шеннон Мерфи (сериал «Убивая Еву») отличается от других фильмов про неизлечимо больных подростков тем, что здесь хаос и беспорядок становятся лучшим средством изменить невыносимую «нормальную» жизнь. Это кино не утопит зрителя в мелодраматизме, как другие фильмы со схожей канвой, а скорее поможет найти твердую почву.

СтранаАвстралия
РежиссерШеннон Мерфи
Продолжительность1 час 58 минут
Дата выхода4 сентября 2019
Дата выхода в России13 августа 2020
Возрастное ограничение18+

Рецензия «Афиши» на фильм «Молочные зубы»

Суматошный австралийский дебют о болезнях и зависимостях

Милла играет на скрипке и учится в частной школе для девочек, ей около 15-ти. Однажды она повстречает Мозеса, разодранного беспечного повесу, наркомана и мелкого вора, ему 23. У девушки случится первая большая любовь: она приведет парня на ужин в обильно обставленный флорой дом с родителями, явно пребывающих в состоянии легкого помешательства. Отец Генри, работающий психотерапевтом, выписывает жене Анне «Золофт» и «Ативан», сам же втихаря покалывает себе морфин. Кроме музицирования и первой любви, у Миллы есть другие заботы — и хотя кино это отчаянно замалчивает, секрет Полишинеля раскрывается довольно быстро: подросток с каждым днем чувствует себя все хуже, а бритую голову приходится прятать за париком.

Несмотря на то, что «Молочные зубы» — это тинейджерский роман взросления, центральные роли в этой ленте довольно размыты между молодыми и старыми. Привычно неотразимый Бен Мендельсон на правах главной звезды, наверное, даже появляется чаще остальных. Тут он играет, по сути, медвежонка, старательно уплетающего хлопья по утрам, и демонстрирует свой главный талант: умение быть органичным и способным раствориться в любой роли. Его Генри шевелит усами, играет морщинами, на опыте держит драматургические паузы и всеми силами старается совладать с неровным, набитым склейками нарративом. В очевидные моменты импровизации по лицу Мендельсона гуляет скорее недоумение — возможно, это такой авторский метод полнометражной дебютантки Шеннон Мерфи, взявшей за основу пьесу Риты Калнеяс (она же сценаристка).

Для Мерфи, всю жизнь снимающей сериалы («Убивая Еву», «Рейк», «Такова жизнь») и как‑то раз даже короткометражный хоррор, «Молочные зубы» стали в большей мере высказыванием — за что та и была награждена в Венеции премией Кристофера Д.Смитерса (награда выдается за внимание к социальным проблемам). В этом Шеннон, несомненно, преуспела: во вполне оформившемся жанре «смертельно больной подросток» ее картина намеренно отказывается соответствовать ожиданиям и предписанным канонам. В попытке всячески дистанцироваться от сравнений Мерфи вырезала из ленты, например, обязательные эпизоды с химиотерапией: кажется, за все два часа фильма болезнь вообще никак не обозначена, словно это слон в комнате.

При всем при этом «Молочные зубы» напоминают несдержанные дебюты, где слишком много всего — кино Мерфи с большой охотой хватается за все сразу. Плодя сцену за сценой, мешая их как придется, Мерфи откровенно не может остановиться: то Генри неловко кокетничает с соседкой, то Анна наведывается к, скорее всего, бывшему, который теперь обучает ее дочь музыке. Плюс сериальный монтаж фильма и в целом его телевизионная структура нет-нет да заставляют обращать внимание на такие вещи. Жизнь персонажей зачем‑то еще оформляется заголовками, будто взятых из незримого дневника. Понятно, что так можно придать фактуры солидным артистам второго плана, показать семью на пороге краха, лишний раз обвести хрупкость мира Миллы. Но все эти линии и формальные решения, кроме как занимательного наброска, ничего из себя не представляют и никак картину не дополняют.

Параллельно Мерфи интересно работает с цветом — в доме Анны, Генри и Миллы много зеленого: полно растений, каких‑то живых деревьев, за фасадом располагается аккуратная лужайка с живой изгородью. Фэнтезийную сказочность происходящего и быстро меняющееся настроение Миллы подчеркивают и фрик-фолком Меррилл Гарбус, и буйством розовых и фиолетовых фильтров: когда героиня начнет носить бирюзовый парик, палитра сменится на аналогичную.

С другой стороны, завышенное чувство ритма и меры передает нерв необычной австралийской семьи совсем не так, как принято: вместо присущей жанру болезненности Мерфи обрисовывает проблему с заразительной легкостью и живостью. В «Молочных зубах» никто лишний раз не горюет, не пускается в причитания и не сокрушается из‑за несправедливости — близкие хотят проводить Миллу хоть и с натянутой, но все же улыбкой на лице.

17 августа 2020
9

Смотри, время истекает внутри...

Когда Милла встречает Мозеса, кажется, что у них ничего общего: она – робкий подросток с несерьезными родителями и серьезным диагнозом, он – вороватый бездельник, который соглашается потусоваться с Миллой ради дозы морфина. Первая любовь, неловкая и насмешливая, и задумчивая история о прощании с детством и с родителями сплетаются в нескольких солнечных днях накануне теплого австралийского Рождества.
Милла встретила Мозеса на 4-ой платформе австралийского наземного метро. Она стояла рядом с одноклассниками, а он бродил и "искал" себя в этом мире. Мозес - "бродяга" и наркоман в лёгкой "гавайской" рубашке посреди жаркой, австралийской зимы, которого из дома выгнала собственная мать. У Миллы серьёзная онкология без надежд. Но она играет на скрипке, посещает личного преподавателя в музыкальной школе, и вместо с ним и с матерью - иногда "музицирует". Ей сделали химиотерапию - и она стала лысой.
Её мать живёт с психотерапевтом Генри (к которому некогда ходила), а тот дружит с местной соседкой у которой собака по имени Генри. Встреча Миллы с Мозесом - как "глоток свежего воздуха" "перед бурей" или "вовремя бури". Радость любви, отношений и бытия - счастливые "моменты жизни" которые в фильме имеют свои эпизоды и названия.
История жизни отдельной семьи в момент трагедии - мы будто живём вместе с ними в их доме, и наблюдаем за их "жизненным и моральным состоянием". Здесь даже мимолетно проскальзывает музыкакальная тема из фильма "Древо Жизни" Терренса Малика, возможно на что-то намекая. Режиссёр Шеннон Мерфи создаёт прекрасную и глубокую режиссёрскую работу "инди-фильма" похожего на театральную постановку, где глубокие и многоплановые роли ведущих актёров - завораживают. Один из главных современных австралийских актёров - Бен Мендельсон создаёт глубокую роль, наравне с Элайзей Сканлен, Тоби Уоллесом и Эсси Дэвис.

1 сентября 2020
Все отзывы
Читайте также
Кинопремьеры недели: «Начало», «Киллер по вызову», «Мой создатель» и «Форпост»
Кинопремьеры недели: «Начало», «Киллер по вызову», «Мой создатель» и «Форпост»
Кинопремьеры недели: «Начало», «Киллер по вызову», «Мой создатель» и «Форпост»
35 фильмов про путешествия во времени
35
фильмов про путешествия во времени
35 фильмов про путешествия во времени
13 запоминающихся фильмов с Антонио Бандерасом
13
запоминающихся фильмов с Антонио Бандерасом
13 запоминающихся фильмов с Антонио Бандерасом
Лучшие русские сериалы десятилетия по версии кинокритиков
Лучшие русские сериалы десятилетия по версии кинокритиков
Лучшие русские сериалы десятилетия по версии кинокритиков
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость