Фильм

Фильм Манк

Mank (2020, США), IMDb: 6.9

6.8
6.9
1/7

Байопик Дэвида Финчера о сценаристе одного из лучших фильмов в истории

Приходит время, когда каждый большой режиссер понимает: настало время снимать метакино, то есть кино про кино. Обычно это происходит в возрасте, когда, поварившись всю жизнь в искусстве, режиссер решает высказаться про то, чему он или она отдали большую часть своей жизни. У Феллини это был «8 1/2», у Вайды — «Все на продажу», у Линча — «Внутренняя империя», у Тарантино — «Однажды... в Голливуде», а у Дэвида Финчера — «Манк». Впрочем, не стоит думать, что перед нами байопик об известном голливудском сценаристе Хермане Манкевиче, авторе «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. Вовсе нет. Это не совсем «Трамбо», а гораздо более объемное, многосложное, по-настоящему полифоническое произведение, в котором нашлось место разговору и про грязные политические выборы, и про вездесущие фейк-ньюс, и про ответственность творца за свое произведение, и про лицемерие голливудской индустрии, и в конце концов про право автора быть включенным в титры. При этом для рассказа истории Манка (Гэри Олдман) Финчеры (автор сценария — журналист Джек Финчер, отец Дэвида, умерший задолго до премьеры, в 2003 году) используют зеркалящую оригинал флешбэк-структуру и донкихотовский троп. У них в роли Дон Кихота выступает сам Манк, идеалист, сражающийся с ветряными мельницами, Санчо Пансы — стенографистка Рита Александер (Лили Коллинз), Дульсинеи Тобосской — актриса Мэрион Дэвис (Аманда Сейфрид), а злого волшебника Фестона — медиамагнат Уилльям Рэндольф Херст (Чарлз Дэнс), с которого был списан Чарлз Фостер Кейн. В то же время режиссеру Орсону Уэллсу (Том Берк), кажется, досталась роль Мигеля Сервантеса — человека, который поведает эту историю всему миру. Неслучайно, кстати, мы знакомимся с Манком после автомобильной аварии, когда он, подобно Кихоту Ламанчскому после очередного похода, отлеживается в загородном доме и пытается закончить сценарий «Кейна» (тогда он еще назывался «Американец»). От этой затеи его будут отговаривать близкие люди — жена, «бедная Сара» (Таппенс Миддлтон), брат и режиссер Джо Манкевич (Том Пелфри), Мэрион Дэвис, ее племянник Чарли. Точно так же Кихота от его взбалмошных подвигов отговаривали родные, но, как и испанский дон, Манк будет непреклонен. И, как испанский дон, он произнесет разоблачительную речь за праздничным столом, а Финчер в этом эпизоде продемонстрирует такое владение режиссерской техникой, что станет очевидно: «Манк» — не только один из главных фильмов года, но и, пожалуй, всего десятилетия.

СтранаСША
РежиссерДэвид Финчер
Продолжительность2 часа 12 минут
Дата выхода4 декабря 2020
Сайтnetflix.com
Американский режиссер, автор фильмов «Семь», «Бойцовский клуб», «Социальная сеть» и других, лауреат премий BAFTA и «Золотой глобус», номинант премии «Оскар». Начинал карьеру в компании по созданию спецэффектов, которая принадлежала Джорджу Лукасу, участвовал в съемках фильмов «Возвращение Джедая» и «Индиана Джонс и Храм судьбы». Снимал рекламные ролики для известных брендов, музыкальные видеоклипы для Aerosmith, The Rolling Stones, Джорджа Майкла и Мадонны. В 1999 году за фильм «Бойцовский клуб» по одноименной книге Чака Паланика получил первую номинацию на «Оскар». В 2008 по рассказу Фицджеральда снял «Загадочную историю Бенджамина Баттона». Фильм получил 13 номинаций на премию «Оскар». Другим успешным проектом для Финчера стал фильм «Девушка с татуировкой дракона», вышедший в 2011 году. Снял также два эпизода американского сериала «Карточный домик». За эту работу получил американскую телевизионную премию «Эмми».

Рецензия «Афиши» на фильм «Манк»

9

Дэвид Финчер за и против классического Голливуда

В 1940 году видный голливудский сценарист, алкоголик Херман Дж.Манкевич (Гэри Олдман) оказывается в заточении на отдаленном калифорнийском ранчо со сломанной в нескольких местах ногой, британской стенографисткой (Лили Коллинз), немецкой медсестрой, сухим законом и обязательством за три, нет, за два месяца сочинить сценарий фильма, которым сможет покорить Лос-Анджелес 24-летний нью-йоркский гений Орсон Уэллс (Том Берк), получивший карт-бланш от студии RKO — фильма, который выйдет под названием «Гражданин Кейн».

В пятницу можно было, поднатужившись, услышать, как по всему миру в домах завсегдатаев синематек, реальных и виртуальных, открывается шампанское — нетфликсовская премьера «Манка» (после чисто условного проката в паре стран) стала для них тем, чем для более широкой публики должен был стать релиз «Довода» — моментом единения, напоминанием о том, что кинопроцесс, несмотря ни на что, не остановился. «Манк» Дэвида Финчера подошел на эту символическую роль идеально: тур к самой почитаемой картине в истории кино в сопровождении одного из самых культурных, несмотря на поп-репутацию, режиссеров современности. Ирония, разумеется, в том, что трудно вспомнить за последние годы фильм, которому был бы нужнее большой экран, техническое оснащение кинозала и его ощущение.

Финчер рассматривает гигантскую тушу «Кейна», вооружившись не только лорнетом, но и скальпелем: так, а здесь у нас что? В кадре до съемок дело не доходит, а сам Уэллс появляется всего на несколько минут (Берк не очень похож, зато пугающе точно имитирует уэллсовскую речь), но «Кейн» вплетен в саму текстуру «Манка», сделанного отчасти под обычное студийное кино 30-х, а отчасти под этот новаторский фильм. Нарочито ухудшенная монохромная картинка, какой‑то специальный монозвук, Резнор и Росс дают торжественное оркестровое ретро, оператор Эрик Мессершмидт (это чудесное имя мы, без сомнения, услышим в оскаровскую ночь) играет в великого кейновского оператора Грегга Толанда: большая глубина резкости, нижние ракурсы, очень акцентированный свет и так далее. Даже актеры произносят свои реплики чуть отстраненно, театрально, как это было тогда принято. Важно, что это именно игра, а не стилизация с большой буквы: заметно, как формалисту Финчеру все это нравится, но никогда нет ощущения, что это и есть главная задача собравшихся, что это больше, чем инструменты.

Скальпель стремится к скелету фильма, его сценарию. В двух словах история, из которой родился «Манк», такова: Уэллс и Манкевич поссорились из‑за авторства «Кейна». Манкевич сперва отказался от упоминания в титрах (это было обычное дело), потом передумал (и в конце фильма стоят две фамилии), а потом заявил, что он все написал в одиночку. Уэллс же утверждал, что он был полноправным соавтором. В 1971 году этот сюжет всплыл вновь, когда критик Полин Кейл написала гигантское эссе в защиту версии Манкевича (уже покойного). Однако потом текст Кейл многократно раскритиковали, и сейчас консенсус такой, что участие Уэллса было очень значительным.

«Манк» же — написанный журналистом Джеком Финчером, отцом Дэвида, в начале 90-х (Дэвид пытался поставить этот фильм с начала карьеры, Джек умер в 2003-м) — берет сторону Манкевича и Кейл. Противоречит ли это исторической правде? Очевидно, да. Принципиально ли это для нас? Конечно, нет; кому какое дело. В «Манке» Финчеры используют структуру, опять же, в духе «Кейна», который почти полностью состоит из флешбэков. В настоящем мы видим, как Манкевич пишет сценарий, а экскурсы в прошлое постепенно разматывают его предысторию, и объясняют, чем же сценариста так разозлил газетный магнат Херст, прототип главного героя. И если итог «Кейна» — в том, что другого человека не понять, в «Манке» все очень четко встает на свои места.

«Кейн» по Финчерам — персональный реванш Манкевича, чья поначалу блестящая карьера довольно быстро пошла под откос (и в истории он остался, в общем, в тени своего младшего брата, автора «Все о Еве» и «Клеопатры»). Алкоголизм, который был тому виной на поверхности, романтически увязан здесь с внутренними конфликтами сценариста, занятого в Голливуде недостойной его поденщиной, идущего на творческие и личные компромиссы, и регулярно напоминающего об этом окружающим — ко всеобщему раздражению, разумеется. Олдман играет Манка в слегка разболтанной, насмешливо пафосной манере, словно тот — персонаж собственной светской трагикомедии, с пулеметной скоростью стреляющий злыми остротами. Актер гораздо старше героя (в начале почти вдвое), но это не важно — пьющие люди живут по своему времени. Таппенс Мидлтон играет его жену с красноречивым прозвищем «Бедная Сара».

Голливуд Золотого века — Манк подвизается сперва на «Парамаунте», потом на «MGM» — оказывается здесь (не то чтобы впервые, конечно) воплощением карикатурного капитализма, ярмаркой цинизма, алчности и голых амбиций. Отдельные легендарные персонажи — Луис Б.Майер, Ирвинг Тальберг — удостоены более-менее подробных, крайне язвительных портретов, многие другие мелькают в порядке неймдроппинга. Центральным событием выписаны губернаторские выборы, на которых правый в те времена Голливуд активно топит демократического кандидата, крупного писателя-левака Эптона Синклера: эпизод, посвященный тому, что раньше называли «черным пиаром», а теперь «фейк ньюс». Любопытно, что здесь у Финчера есть выраженно мелодраматическая, до смешного, линия про студийного работника, пошедшего на компромисс с совестью — еще один, видимо, иронический оммаж кинематографу тех лет.

И есть, наконец, Уильям Рэндольф Херст (изумительно зловещий Чарльз Дэнс), случайный, в общем, в Голливуде человек, который в силу обстоятельств становится для Манкевича символом всего этого безобразия и его личного унижения. Как и многие тут, он остается по большей части в тени (в «Манке» это надо понимать не фигурально, а буквально) вплоть до кульминации фильма в его знаменитом замке, прообразе кейновского Ксанаду. И ледяное дыхание Херста мы чувствуем через другого персонажа — его многолетнюю любовницу актрису Мэрион Дэвис (Аманда Сейфрид). Она несправедливо, как считается, выведена в «Кейне» бездарной певицей, которой герой из упрямства делает карьеру. Зато в «Манке» она — ключевая деталь пазла: Манкевич видит в Дэвис своего двойника, чему дополнительно способствует ее любовь к выпивке.

Самое, наверное, недооцененное достоинство Финчера — его чувство юмора (даже макабрический «Охотник за разумом» — по сути почти комедия). «Манк» интересен как техническое достижение, достоин уважения как политическое высказывание, хорош как портрет поднимающегося над собственными несовершенствами творческого человека и трогателен как диалог режиссера со своим покойным отцом. Но в первую очередь это язвительный, смешной фильм, в котором будущий голливудский классик, например, может быть представлен ногами со спущенными брюками в туалетной кабинке.

И если есть идеальная пара для «Манка» — это, конечно же, коэновский «Бартон Финк» (в сцене на «Парамаунте» даже мелькает сценарист Джордж С.Кауфман, с которого срисован персонаж Туртурро). Манк и Финк, братья по несчастью, заблудшие души в голливудском чистилище — пока мы здесь, у экранов, ваши страдания не напрасны.

23 февраля 2021
9

Муки творчества

1940 год. Герман Манкевич, нью-йоркский острослов, когда-то приехавший покорять Голливуд и в целом преуспевший, с переломами после автоаварии уединяется в домике посреди пустыни Мохаве. Он помещен в заточение продюсером Джоном Хаусменом и молодым режиссером Орсоном Уэллсом: Манк — так называют его друзья — должен всего за три месяца написать для Уэллса сценарий. А лучше бы за два. Манк вспоминает последние годы, проведённые в Голливуде, и переносит опыт личного общения с воротилами бизнеса в сценарий.
«Граждани́н Кейн» (англ. Citizen Kane) —американский драматический фильм 1941 года, первый полнометражный фильм 25-летнего Орсона Уэллса, который сыграл в нём главную роль. На протяжении нескольких десятилетий регулярно побеждал в масштабных опросах кинопрофессионалов как «лучший фильм всех времён и народов». Это история о жизни и смерти Чарльза Фостера Кейна, а также детективная головоломка, связанная с содержанием его предсмертных слов — лента Уэллса считается одним из центральных фильмов в истории Голливуда. Чтобы понимать весь "глубинный подтекст" фильма - возможно стоит быть знакомым с самим фильмом Уэллса, и с биографией самого Манкевича. Он был выходцем из немецкой семьи, иммигрировавшей в США в конце 19 века (данный факт в фильме важен - он написал сценарий про немцев, и перевёз в США целую немецкую деревню когда к власти пришли нацисты), был критиком, и как сценарист участвовал в создании более чем 60 фильмов. Манкевич заселяется в одинокий дом после аварии со сломанной ногой вместе с помощницами - немецкой кухаркой и машинисткой. Всплывающие флэшбеки - его недавнее прошлое во время работы в Голливуде: встречи с Селзником, Майером, споры о политике и рассуждения о нравах элит. У него тёплые отношения с младшим братом Джозефом, которого он спокойно устраивает на MGM. А еще он любит выпить и бесконечно пестрит остроумием и цитатами. Отдельное внимание уделено линии медиамагната Уильяма Рэндольфа Хёрста и его любовницы, актрисы Мэрион Дэвис (которые, якобы, являются "прототипами" из "Гражданина Кейна"). Именно Дэвис, еще в 1930 году, познакомила Манкевича с Хёрстом, и именно на вечеринке в Херст-касл сценарист познакомился в 1933 году с руководителем и одним из основателей киностудии Metro-Goldwyn-Mayer Луисом Бартом Майером, после чего маститый кинопродюсер предложил Герману сотрудничество. В дальнейшем Хёрст, узнав о съемках «Гражданина Кейна», был крайне недоволен и устроил против фильма мощную антирекламную кампанию через принадлежавшие ему СМИ. Чёрно-белая драма Финчера сосредотачивается на "нелёгких" взаимоотношениях между Уэллсом и Манкевичем, а также закулисных спорах и интригах вокруг «Гражданина Кейна». Прежде чем выйти на экраны в 1941 году, картине предстояло пройти тернистый путь. У режиссёра-вундеркинда и талантливого сценариста неоднократно возникали творческие разногласия, которые вылились в спор об авторском праве на сценарий.
«Манк» (англ. Mank) — биографическая драматическая картина режиссёра Дэвида Финчера (Семь; Комната страха; Девушка с татуировкой дракона) по сценарию его отца Джека Финчера. Финчер как "специалист" по "гнетущим" триллерам о маньяках - неожиданно для себя ставит глубокую биографию со сложными персонажами "в духе" Мартина Скорсезе или Пола Томаса Андерсона. И делает это основательно и со всеми "оттенками" - "масштаба" ему не занимать.
История отдельного периода жизни неординарного и одновременно "простого" человека "из низов", который хочет понять ближайшее окружение в своих поступках. Лауреат "Оскара" Гэри Олдман (Тёмные времена; Шпион, выйди вон!) - создаёт интересного и живого человека, и достаёт из своего персонажа ту самую "человечность", о которой он вроде и хочет рассказать в сценарии. Лили Коллинз (Красивый, плохой, злой) и особенно Аманда Сайфрэд (Отверженные) создают интересные образы. Второстепенные роли также заслуживают отдельной положительной оценки.
Масштаб истории и постановки - здесь впечатляет, и всё благодаря феноменальной работе художников-постановщиков. Особая "стилизация" под голливудские фильмы 1940-х, чёрно-белый фон и классическая съёмка в студиях - здесь достигается благодаря впечатляющей операторской работе Эрика Мессершмитта. Магия кинематографа создаётся из "опыта" и отдельного знания об окружающей жизни. Обыкновенная критика очередного "богатого господина" - неожиданно может стать "мировой классикой".


2 января 2021
7пьющая обезьянка-сценарист режиссёра-шарманщика

Помимо собственной художественной ценности это кино про кино, в отличие, например, от известного фильма Квентина Тарантино, возбуждает интерес зрителя посмотреть (или пересмотреть) не менее ценный фильм - "Гражданин Кейн". За это - двойное спасибо его создателям! Фильм - классика, то есть актуален как никогда и сегодня, во времена господства "жёлтой прессы", пост-правды, популизма, фейковых новостей и всевозможных вбросов. Разве что алкоголь растерял свой лоск с очарованием. Да и замки, коллекционеры и яхты всё реже удивляют обывателя.

7 декабря 2021
9Если так дальше пойдёт, то номинантов на лучший фильм можно будет смотреть всех!

«Оскару» вдруг привиделись лавры Канн. И это здорово, что наконец-то можно смотреть фильмы из их списка. Великолепный фильм. Игра слов, логик, фактов, виртуозные диалоги. Гари Олдман, Арлисс Ховард и Чарльз Дэнс - просто делают этот фильм!
Но, конечно, сделал эти диалоги и, соответственно, фильм Джек Финчер - отец Дэвида.
Впрочем, Дэвид тоже великолепен в своей работе. Вроде, в скучное кино подался - ан нет, и философский фильм у него получился.

Да, только к середине начинаешь понимать, кто есть кто в этой массе фамилий, но это история США, мы её не знаем, что уж тут. Зато когда понял — остаётся наслаждаться фильмом.

Собственно, и в прошлом году список «Оскара» был наполнен великолепными фильмами, ну, не считая этой корейской банальщины, конечно)

10 октября 2021
Все отзывы
Материалы о «Манк»
Какие фильмы поборются за «Оскар-2021»? Рассказываем про главных номинантов
Какие фильмы поборются за «Оскар-2021»? Рассказываем про главных номинантов
Какие фильмы поборются за «Оскар-2021»? Рассказываем про главных номинантов
43 отличных фильма, которые миновали российский прокат в 2020 году
43
отличных фильма, которые миновали российский прокат в 2020 году
43 отличных фильма, которые миновали российский прокат в 2020 году
Домашний киномарафон: «Манк» Дэвида Финчера, спецэпизод «Эйфории» и другие новинки в сети
Домашний киномарафон: «Манк» Дэвида Финчера, спецэпизод «Эйфории» и другие новинки в сети
Домашний киномарафон: «Манк» Дэвида Финчера, спецэпизод «Эйфории» и другие новинки в сети
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110
самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»