Москва

Все отзывы о фильме Текст

2019, Россия, IMDb: 6.7

6.4
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Сухагузов
Фото Максим Сухагузов
отзывы: 43
оценки: 367
рейтинг: 458
8

Не брат ты мне

С боем вырвавшись из‑под контроля мамы-учительницы, студент филфака Илья Горюнов (Александр Петров) мчит на электричке из Лобни в московский клуб «Рай», но попадает прямиком в системный ад. Генеральский сын из госнаркоконтроля Петр Хазин (Иван Янковский) устраивает рейд на вечеринке, где Горюнов заступается за свою девушку, из‑за чего нашему горе-герою подбрасывают наркотики, чтобы тот «научился уму-разуму». Студент отправляется на семь лет в колонию. Почему сотрудник ФСКН поступил именно так? «Потому что может», — сформулирует кредо Хазина вышедший из тюрьмы Горюнов, еще не зная, что им придется поменяться местами. Но для этого герою Петрова придется совершить реальное преступление, а еще фактически спуститься в подземное царство и метафорически закрыть за собой крышку гроба, чтобы стать бесплотным призраком, сжимающим в руках чужую жизнь, — читай, смартфон.

Поскольку традиция русской драмы о герое-убийце устроена так, что в литературе потяни за любой волосок — покажется борода Достоевского, а в русском кино — потяни за любую нитку и вытянешь свитер Данилы Багрова, то давайте сразу расквитаемся с этими двумя главными аллюзиями. Горюнов — действительно в какой‑то степени современный Раскольников, несчастный студент, который заглянул по ту сторону закона и увяз в простыне мыслей (сообщений). Так же тематически с поправками на современность фильм заигрывает с «Двойником» и «Бесами», чей герой-демон выдает себя за оборотня в погонах, а в конце вполне может обернуться ангелом-хранителем. Факультативно можно еще подумать, с кем из «Братьев Карамазовых» соотносятся герои Петрова и Янковского, но очевидно, что для актеров чуть важнее другие «Братья» — балабановские. Видя отстреливающегося Петрова в вязаном свитере, безусловно, сложно не подумать о преемственности с персонажем Бодрова.

Но чем мерить, чья рубашка (или свитер) ближе к телу, забавнее отметить, как в прокате «Текст» внезапно устроил перекличку с фильмом о другом мамкином бунтаре — с «Джокером». Его герой тоже изгой с исчирканными листами бумаги и пистолетом, добирается до столицы на электричке, импульсивно совершает убийство, так же символично спускаясь вниз — в подземку, и получает шанс на перерождение, только став другой личностью. Можно еще заметить, что герой Янковского первым делом называет Горюнова клоуном («Что ты мне сделаешь? Потому что ты клоун»). Только если у Джокера главная сцена находится по ту сторону телеэкрана, то Горюнов вещает с экрана айфона.

Но все это уже было не раз подмечено в других рецензиях, а сам режиссер Клим Шипенко кокетливо объяснил, что, видимо, они с Тоддом Филлипсом уловили одни и те же идеи, витающие в воздухе (обоих принято считать режиссерами-ремесленниками). Но вот в чем русский Илья точно не совпадает с Джокером, так это в зрительском отклике: как никто никогда не спасет героя Петрова и не сделает его символом бунта, так и сам фильм «Текст» вдруг оказался не таким уж необходимым для посетителей кинотеатров, несмотря на присутствие самого кассового актера Петрова, лобби прокатчика и явных претензий на народное высказывание. Фильм собирает крайне неуверенно на первой неделе. Интересно разобраться почему.

Традиционное недоверие к российскому кино, в частности, к серьезному и не развлекательному. Хотя это одна из редких убедительных работ на стыке актуальности, реализма, радикальности и глянцевости. В общем, всего того, что в прошлом году не удалось сделать в «Селфи» Николая Хомерики.

Убежденность в том, что экранизации — это плохо, неинтересно и чаще всего хуже книги. Даже если (особенно если) в них участвуют сами авторы, как в «Тексте» Дмитрий Глуховский лично выступил автором сценария по мотивам своего романа.

Общая усталость от Александра Петрова, хотя объективно это одно из его лучших исполнений, правильно дирижирующее все регистры актера. Но трудно чем‑то удивить или зацепить, когда преследуешь зрителя со всех экранов, — к тому же на фоне недавнего провала «Героя» и какой‑то общей разочарованности от экранных образов (уход из «Гоголя» и «Полицейского с Рублевки»).

Слишком легко все свалить на несопоставимость рекламных бюджетов и масштабов российского фильма и гиганта DC, но, допустим, тот же «Брат» стал хитом вообще в период вымершего проката, так что причина лежит явно в другой плоскости. Возможно, на пресловутом пересечении России, айфона и шансона. Айфон в кадре точно есть, наличие формулы русского шансона также несомненно: как в песнях блатняка, в «Тексте» есть отсидевший лирический герой, ментовской беспредел, а все женщины делятся на три категории: та, что не дождалась (Софья Озерова), та, что ждет и рассказывает сказки Шахерезады о мире за пределами темницы (Кристина Асмус и Соня Карпунина), а также святой образ матери. Эту же традицию пацанского шансонье невыносимо подчеркивает трек Басты в финальных титрах. При этом внутри фильма великолепный саунд-дизайн, напоминающий Трента Резнора в финчеровских фильмах.

Эта же двойственность чувствуется и в режиссуре фильма. То «Текст» с его символизмом и пакетами с надписью «Русь» выглядит как приключения Петрова в фильмах Звягинцева, то Шипенко вспоминает свою любовь к Финчеру и делает все гораздо проще и красивее. С одной стороны, это интересно сделано: документальная попытка сыграть в здесь и сейчас, шатающаяся камера в одноплановых сценах в самые стрессовые моменты для героя. Но с другой — зритель может начать испытывать тошноту на таких стилистических качелях, не понимая, на каком кино он оказался. Не то чтобы это плохо с кинематографической точки зрения, но требует времени на привыкание, вызывает вопросы, что и сказывается на сиюминутных показателях фильма. Грубо говоря, чтобы не использовать засоренные слова про «авторское и зрительское кино», переформулируем возможное недоумение россиян так: это четкий или нечеткий фильм?

Фильм выходит в период протестных настроений, сразу после истории с Иваном Голуновым, чье дело по иронии судьбы рифмуется с зачином «Текста». Прямо во время проката идут суды, где людей сажают по другим сомнительным обвинениям. Недовольства дошли до актерского цеха, в акции солидарности против произвола участвовали сами артисты из «Текста». Клим Шипенко по совпадению вообще учился в одном классе с Голуновым, а теперь снял кино про Горюнова. Поэтому финальные выстрелы и выкрики героя Петрова в адрес полицейского оцепления должны были вкупе со всеми обстоятельствами произвести эффект разорвавшейся бомбы. Но они приводят скорее к оглушительной тишине. Как будто одни не хотят слышать, а другие не готовы реагировать. Возможно, фильм показывает, что из‑за общего ощущения разрушающейся реальности стране уже не нужен такой герой нашего времени, как в «Брате». Хотя, казалось бы, сюжетно мало что изменилось, просто девушки не ездят на трамваях, а больше по Мальдивам, а банда кавказцев переехала с рынка в отель с видом на Лубянку. Но в отличие от вселенной Балабанова, в мире «Текста» герой остается ненужным, потому что некого спасать, да и самому уже не спастись. Единственный выход — успокоиться в раю (в кавычках или без кавычек) или уехать в мифическую Колумбию из сериала «Нарко», который герой даже не смотрел.

Именно эта мысль о ненужности героя в обществе, в котором все уже привыкли, что не на кого положиться, в «Тексте» кажется ценнее и актуальнее, чем далеко не передовая идея о телефоне как медиуме худших вещей в человеке (включите «Черное зеркало» или «Раны» на Netflix). Гораздо интереснее, как в фильме при помощи того же смартфона нам дают заглянуть во внутренний мир представителя полицейского государства, чья душа обычно всегда спрятана за кордонами и колючей проволокой. Тем обиднее, что живая речь героев в прокате под грифом «18+» все равно кастрируется из‑за мата. Вместе с героем Петрова мы видим языковые подробности общения Хазина с мамой, папой, девушкой, боссом (видеопривет Виталия Хаева из другого знакового матерного фильма — «Изображая жертву»). Даже узнаем, что в какой‑то момент Хазин жалел, что посадил Горюнова. Но система быстро съела его совесть, так же как и Горюнов в конечном счете не может вырваться из этой круговой поруки. Ввязавшись в сделку и полагаясь на взятку для поддельного паспорта, где ему меняют фамилию на Горенов (от слова «горе»), он уже внутри системы, превращающей человека в текст.

Ведь приговоры в суде — по сути, тоже лишь буквы на бумаге, которые лишают тебя семи лет жизни. Неслучайно в фильме открывающий титр «Текст» заменяет годы в тюрьме, а также предваряет еще один повторяющийся монтажный прием: речь идет вперед изображения, как бы перекрывая его внахлест. Прием достигает апогея в финале, когда вся развязка происходит под повторяющийся диалог с матерью из начала фильма, тем самым закольцовывая идею жизни как нагромождения текстов. Вот и вы прочитали еще один, который наверняка тоже мало что изменит.

57
8
...
30 октября 2019
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Дмитрий Дан
Фото Дмитрий Дан
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 21
1

Депрессивный, полный безысходности. После просмотра упадок настроения и негатив обеспечен. По сюжету - сомнительно, что можно вот так гулять с телефоном убитого сынка генерала... нашумевшая сексуальная сцена абсолютно там не нужна. Да и не сексуально как то)
В целом интересно. Затягивает. Петров хорош.
Посмотрел начитавшись позитивных отзывов, которые в основном после выхода написаны. Как будто хорошая pr компания проделана.
Лично мне фильм испортил настроение, мысли никакой не принес - поэтому диз.
Но это явно лучше чем Джокер)

2
1
...
10 декабря 2019
Фото Сергей Попов
Фото Сергей Попов
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 21
9

Фильм потрясающий: сильный, глубокий, откровенный и одновременно пугающий. Впервые замечу, что картина получилась равной по силе с книгой. Игра Петрова прекрасна. С удовольствием посмотрю "Текст" и во второй, и в третий раз.

21
0
...
6 ноября 2019
Фото Пользователь Афиши №4059388
Фото Пользователь Афиши №4059388
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 20
9

Ещё год назад прочла книгу, очень ждала фильм. Когда узнала, кто будет играть, смотреть не захотела, потому как и Петров и Асмус порядком надоели. Но, пошла, как я рада, что Петрову дали эту роль, она ему больше подошла, чем многие его другие. БУХОГО Илью отлично показал. Фильм, как и книга не самые лёгкие для восприятия. Асмус и "порно" очень позабавили. Но, нужно открывать и других актёров, а то какой то бесконечный сериал с одними и теми же лицами, можно и запутаться. Рекомендую читать книгу.

20
0
...
10 ноября 2019
Фото Svetlana Shames
Фото Svetlana Shames
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 20
9

Потрясающая, пронзительная социальная драма... много пластов, рвущих сердце. По отличной книге и после выхода замечательного спектакля!!!! До слёз.... Думающим- смотреть)))

20
0
...
10 ноября 2019
Фото Desya
Фото Desya
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 19
9

Актёрская работа 10/10
Операторская работа 10/10
Режиссёрская 5/10
Ну слишком много затянутых и ненужных сцен
Совсем портит впечатление
Но не смотря на это всё равно хороший фильмец

19
5
...
24 октября 2019
Фото Mikhail Fedorov
Фото Mikhail Fedorov
отзывы: 7
оценки: 7
рейтинг: 17
9

Отличный фильм. Сюжет закручен лихо. Иногда бывает нудновато, но в целом весьма неплохо.

6
0
...
17 ноября 2019
Фото Инна Тукас
Фото Инна Тукас
отзывы: 10
оценки: 10
рейтинг: 16
1

Какая жуть.. И даже не сам фильм (хотя и он тоже), а тот факт, что он пользуется бешеной популярностью, имеет запредельные для российских шедевров киноиндустрии рейтинги. Комментаторы сего творения утверждают, что вся грязь и мерзость, которые тоннами изливаются с экрана больше двух часов, - это срез современно общества. Как страшно жить, когда куда ни посмотри, вот такая компашка: Мальчик-инфантил, швыряющий мать об пол, чтобы пойти потусить, а потом выбирающий более перспективные способы потратить деньги, чем похоронить ее. Генеральский сынок, забавы ради ломающий жизни. Его друг-мажор, ходячая машина для получения удовольствия. Девочка-одуванчик, к которой полфильма нет претензий, до порно-сцены во всей неприглядной красе. Не побоюсь сказать, что как раз популярность таких книг и фильмов и ведёт ко всеобщей деградации молодёжи, у которых интересы сводятся к примитивному набору из денег, секса и сомнительных удовольствий. Тот случай, когда не проникаешься ни сочувствием, ни даже жалостью ни к одному герою. Хочется перешагнуть порог кинотеатра и забыть увиденное. Режиссерская работа также оставляет делать лучшего. Бесконечные повторы одних и тех же диалогов, явно заполняющие экранное время, которое больше заполнить нечем. Ну и венец творения - порно-сцена, вызывающая отвращение и желание встать и уйти. Советую кстати даже не ходить

9
6
...
16 ноября 2019
Фото Пользователь Афиши №4030013
Фото Пользователь Афиши №4030013
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 16
9

Фильм отличный, сюжет и игра актеров на хорошем уровне! Нн понятно только, зачем такая откровенная постельная сцена! Считаю, что это перебор

20
4
...
29 октября 2019
Фото Julia Skova
Фото Julia Skova
отзывы: 18
оценки: 34
рейтинг: 12
1

Откуда 8 баллов? Вопрос риторический. Слабое здесь откровенно все. Сюжет максимально приближен к нашим реалиям, но так безалаберно намотан на пленку, местами смешно и нелепо. Петров вроде и неплох, но за весь фильм так и не определился, съехал он с катушек или нет. Решили снять чернуху, но для чернухи таланта не хватило. Ощущение, что слепили что-то наспех в угоду тренда. Настоящая оценка 4.

1
1
...
9 декабря 2019
Фото Руслан Кильдияров
Фото Руслан Кильдияров
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 12
9

До сих пор под впечатлением, и совсем не от эротической сцены. Фильм заставляет задуматься над своей жизнью. Кто бы что не писал про актёров, я считаю, что главные герои передали посыл автора, а режиссер и его коллеги смогли акцентировать внимание зрителя на этих эмоциях, ситуациях и действиях...

12
0
...
13 ноября 2019
Фото Yury В
Фото Yury В
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 11
Тяжеловато
До слёз
Стоит увидеть
10
Тяжело смотреть, но оно того стоит!

Посмотрел только что... Тяжело. Получается ГГ не прожил своей жизни - сидел ни за что, а потом доживал чужую жизнь вместо своей. Очень больно смотреть, но... это то редкое кино, когда как будто книгу прочитал. (Хотя я и не читал). И сам факт, что человека нет, а его телефон и совсем другой человек доживают его жизнь...
Визуально, иногда, как будто Брата смотришь. И во втором Брате тоже был эпизод с телефоном - "Он умер"... я не к тому, что это одно и тоже, но... У кого кто либо, не дай Бог, умирал - вы помните как еще долго люди звонили на телефон того кто больше не с нами... Это как звонок с того света...

Тут ГГ конечно разыграл это в свою пользу... правда без хэппи энда. И сопереживаешь ему, и головой понимаешь что и не прав он, и снова переживаешь за него. Качели, эмоциональные.
И разговор ГГ с мамой - когда дверь хлопнула и он говорит с пустой запертой комнатой - до слез.

Я не думал, что так сейчас могут снимать, что могут так играть. Петров - молодец. Вся боль и ужас и безысходность просто глазами сыграна... И как глаза светлеют, каждый раз когда он исправляет ошибки своей жертвы и обидчика. И даже в какой-то момент, как мне показалось, прощает его.

Спасибо тем, кто это снял и сыграл.

11
0
...
12 ноября 2019
Фото Alexander Renyov
Фото Alexander Renyov
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 10
1

Не понравилось. Тягомотина. Затянуто во всех смыслах. Никакой это не триллер, а чернушная история про нашу действительность. Депрессивный и не интересный.

2
0
...
4 декабря 2019
Фото Артур Казарян
Фото Артур Казарян
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 10
1

Безвкусное ,редкостное говно для быдла ,абсолютно ничего не понимающее в фильмах ,у которых вкус это доширак и дешевый кофе ,с паршивым вином .

9
4
...
18 ноября 2019
Фото Роман Овчаренко
Фото Роман Овчаренко
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 9
1

Фильм переоценен. Высокие оценки- результат хорошей работы по продвижению. Серый, грязный, мрачный, беспросветный. Тяжелый осадок после просмотра. Кристина Асмус с ее сексуальной сценой- разочарование года.

1
1
...
8 декабря 2019
Фото Федор Смирнов
Фото Федор Смирнов
отзывы: 1
оценки: 9
рейтинг: 9
10
Шедевр отечественного кинематографа

Ограниченные люди, не в силах признать свою ограниченность, до сих пор верещат про купленые отзывы и пытаются уцепиться за якобы порно-сцену. Взрослеть надо, товарищи и дорастать до хорошего кино, во время которого думать надо, а не развлекуху и приколы искать. Больше читайте - меньше гуляйте. Фильм - отечественный шедевр по всем статьям, без преувеличений.

9
0
...
14 ноября 2019
Фото Пользователь Афиши №4067033
Фото Пользователь Афиши №4067033
отзывы: 3
оценки: 7
рейтинг: 8
Стоит увидеть
9
Посмотреть определенно стоит!

Фильм очень сильный! Тяжелый. Режиссёрская работа супер! Он невероятно точно и скрупулёзно передает сложность и порой ничтожность бытия. После просмотра, в зале гробовая тишина, видимо всех прибивают мысли и размышления.

8
0
...
15 ноября 2019
Фото Борис Клюев
Фото Борис Клюев
отзывы: 1
оценки: 4
рейтинг: 8
10
Серьезный фильм для серьезных людей ;)

Супер! Наконец-то рассказали мрачную историю интересно и сопереживательно. Фильм и размышления по нему остаются с тобой после просмотра.

8
0
...
14 ноября 2019
Фото Дмитрий Муратов
Фото Дмитрий Муратов
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 8
9

Петров как всегда отлично играет! Рекомендую! И Асмус поразила конечно) но Харламов ей Судья))

7
0
...
13 ноября 2019
Фото Пользователь Афиши №3963017
Фото Пользователь Афиши №3963017
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 8
9

Бессмысленно прожитая короткая жизнь, всеми брошенный и ни кем не понятый, принципиальный и мужественный. Петров сыграл поистине великолепно. Выходя из зала с тяжким бременем раздумий отправляешься домой. Советую посмотреть и вникнуть в суть.

8
0
...
13 ноября 2019
Фото Виктория Кеслер
Фото Виктория Кеслер
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 7
9

Фильм просто вышка! Есть над чем, о чем задуматься. Смотрели на одном дыхании! Очень понравился фильм!!!

7
0
...
13 ноября 2019
Фото Александр Артеменко
Фото Александр Артеменко
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 6
9

Страшно не тогда , когда человек одинок, а когда остаётся один на этой планете в окружении людей. Людей безразличны, обычных, посторонних. Такое бывает. Кино пронизано нервом жизни, горькостью и приторностью реальности. И в кино к этому Кино не нужны ни поп-корн, ни чипсы со сладкой ватой. Серьёзная работа. Как говорится, кино должен видеть каждый подросток. Мозг вправляет

6
0
...
16 ноября 2019
Фото Катерина Винокурова
Фото Катерина Винокурова
отзывы: 4
оценки: 5
рейтинг: 6
1

Нудный, сцена с Асмус вообще ни к чему, роли никакой не грает!! Второй раз ни за что не посмотрела бы и не порекомендовала !!

2
24
...
9 ноября 2019
Фото Катерина Сергеевна
Фото Катерина Сергеевна
отзывы: 27
оценки: 28
рейтинг: 6
1

Я просто в ужасе от деградации населения! Такой рейтинг у такого кошмарного фильма!!! Во-первых, ужасно затянуто! Просто пустые диалоги размазали на километр, аж тошнит.
Во 2х, сюжет высосан из пальца, связь с реальностью 30%, остальное ну так нафантазировали, что тем, кто хоть как-то знаком с работой структур просто ржал!
В 3х, откровенная сцена с Астмус - это не эротика, не сексульная сцена, ни красивый секс, а ВНИМАНИЕ порно!!! Вы можете себе представить в кинотеатре ПОРНО! Я своим глазам не поверила!!! При чем ну никакой сюжетной необходимости в этом вообще не было! Тем более что главная порно-актриса Астмус по сюжету герой положительный))) Харламов в защиту своей жены сказал, а почему Анджолине Джоли можно а моей нет. НО нет ребята! Это не красивый страстный секс Джоли, это гадкое порно снятое на моб тел🤮
4, почему чеченов с автоматами сняли не в Президент-отеле, где это реально происходит? В том на Лубянке такого нихрена нет!
Вывод: я больше вообще не хочу ходить в кино! Ненавижу когда под личиной высокой идеи и морали показывают откровенный шлак и голые жопы

9
41
...
4 ноября 2019
Фото Яночка Карлова
Фото Яночка Карлова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 5
1

Друзья, начитавшись отзывов пошли и посмотрели данную картину. И сложилось одно единственное мнение - рейтинг куплен 😉 Потому что никакого смысла кино не несет, кроме давно всем известным истинам - все покупается и за все придется платить. Время фильма огромное, а смотреть не на что. Взять даже последний сюжет, когда он дома и уже ждет за собой полицейских расстянут и бессмысленен. Такое ощущение, что режиссер решил не напрягаться со сценарием и сьемкой и в любой непонятной ситуации снимал лицо Петрова в смятении и тревогах. Много глупостей и явных не продумок из разряда почему сразу не взять все документы, почему сразу труп не нашли, ведь службы проверяют люки явно чаще чем раз в неделю 😉 Вообщем зря потраченное время, такую идею можно были сделать лучше и выше, и тем более почище 😉 Короче Г-О-В-Н-О!

9
5
...
19 ноября 2019
Загрузить еще