Киноафиша Москвы

Фильм «Русский бес»

2019, Россия

5.7
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Русский бес — трейлер

Смотреть трейлер

Новая абсурдистская трагикомедия великого и ужасного Григория Константинопольского — на этот раз про молодого ресторатора, который попадает в крупные неприятности

Святослав (Иван Макаревич) — молодой московский яппи — сватается к дочери банкира (Любовь Аксенова). Банкир (Виталий Кищенко), относящийся к жениху явно с презрением, этот брак, впрочем, благословляет и дает юноше денег на открытие ресторана. А вот невеста Святослава ему до свадьбы не дает, объясняя тем, что целомудренна. Дальше — больше. Девушка ведет его к священнику (Александр Стриженов), который начинает промывать молодому человеку мозги на предмет духовных скреп, загнивающего Запада и войны с неверными. Это, вкупе с сексуальным воздержанием, начинает плохо сказываться на юноше — и он слетает с катушек: изменяет невесте, душит налоговых инспекторов (Юлия Ауг) и грабит банки (не исключено, однако, что все это происходит исключительно в его голове). И раньше неспособный похвастаться наличием сдерживающих центров, в новом фильме Григорий Константинопольский («8 1/2 долларов», «Кошечка») вовсе срывается в какую-то дьявольскую пляску. «Русский бес» — всерьез трансгрессивное, больное на всю голову кино, падение в преисподнюю на максималках. Оно запутывает тебя, как бес, ведет какую-то свою игру, поэтому каждую секунду не знаешь, чего от него ждать. Это и «Американский психопат» (неслучайно фильм на английском называется «Russian Psycho»), и «Бойцовский клуб», и «Три толстяка», и «Дом, который построил Джек» — как и фон Триер, Константинопольский делает главным героем чуткого маньяка. Но в этой его нездоровости есть что-то завораживающее. После мучительной, возмутительной и несмешной «Пьяной фирмы», в которой режиссер с упоением мучил зрителей, теперь он с таким же упоением мучает самого себя, ведь его лирический герой — это и есть он сам. Но «Русский бес» это не только акт режиссерского душевного эксгибиционизма, но и радикальное авторское высказывание. Нагружая картину хардкорной достоевщиной, Константинопольский традиционно расписывается в нелюбви к миллениалам, утверждает, что 90-е никуда не исчезли и показывает, какой тайник с секретами может скрываться за стенами новенького московского ресторана. Ад ближе, чем кажется.

Актеры

Режиссер фильма «Русский бес»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Сухагузов
отзывы:
32
оценок:
357
рейтинг:
328
5

Свят, свят, свят

Художник Святослав (Иван Макаревич) идет под венец с дочкой главы крупного российского банка Асей (Любовь Аксенова). У него богатая фантазия, у нее — небедный папа. На деньги будущего тестя Святослав хочет открыть ресторан под названием «Русский бес», где стены неспроста будут разрисованы портретами Сталина и парящего над ними лица режиссера Константинопольского, который потом сам появится в кадре. Однако открытию ресторана начинают мешать комиссии, проверки и коррупционеры, после чего Святослав (или просто Свят) решает объявить кровавую и, по его мнению, праведную войну взяточникам и прочим негодяям, которых он убивает самыми разными способами, но даже он сам не разделяет — в реальности это происходит или только лишь у него в голове.

Фильм, который начинается с подзаголовка «Russian Psycho», полностью себя оправдывает. Это действительно «Американский психопат», помноженный на русское посконное чувство бесовского, дуализм момента и извращенное представление о духовных скрепах. Слова про истинный патриотизм и светлое развитие нашей родины тут вложены в уста самых сумасшедших и бесовских персонажей. Духовным учителем главного героя выступает священник, который призывает уничтожать врагов России и пресекать попытки Запада навязать свои ценности. Батюшку играет Александр Стриженов, который в фильмах Константинопольского обычно играет самых отталкивающих персонажей. По евангелию от Константинопольского, ангелами ада русского мира выступают работники БТИ, посетители бара Noor, бизнесмены, превращающие людей в кукол, и представители закона, которые собирают войско для своего кровавого режима. Чтобы обмануть Сатану в себе, Свят решается совершать мщение только у себя в фантазиях, но, как легко догадаться, витающий в воздухе русский бес оказывается хитрее и превращает эту подмену понятий в саморазрушающее действо.

Для Константинопольского это, безусловно, самый личный и самый трансгрессивный фильм. Но если раньше он направлял свою агрессию по большей части на окружающую действительность, то теперь гнев вылился и на самого себя, что нормально для мятущегося и эксцентричного художника. Поэтому это кино гораздо больше и честнее работает как художественное высказывание, чем, допустим, предыдущая работа «Пьяная фирма», где нездоровый четырехчасовой поток безумия издевался скорее над зрителем, чем над самим собой.


В то же время для не менее хитрого, чем сам Сатана, режиссера Константинопольского это еще и самый расчетливый фильм. Поставить себя в кадр, процитировать «Американского психопата» и «Бойцовский клуб», еще раз выступить проповедником 90-х, излить негодование на новое поколение и все прикрыть самобичеванием — стопроцентно работающий и самобичующий троллинг, достойный руки самого Ларса фон Триера, который в своем новом фильме тоже сделал главным героем и своим альтер эго серийного убийцу. Сравнивать Триера и Константинопольского кощунственно по отношению к реальности, но сам фильм на то подталкивает. Еще одно бесовское совпадение: оба автора отрастили себе бороды и теперь выглядят как дьяконы из одной дьявольской секты, где превращают вино в кровь, а кино в желчь. Подобные авторы обладают какой-то невероятной темной магией, которая распространяется на всех топовых актеров, которые готовы стать их свитой и исполнять самые безумные роли, на которые ни за что бы не согласились у других режиссеров. Тут вы увидите в самых приятных сценах Ксению Раппопорт, Викторию Исакову, Виталия Кищенко, Тимофея Трибунцева, Юлию Ауг, Марию Шалаеву, Елену Кореневу.

То, что фильм Константинопольского пока что стал главным впечатлением «Кинотавра», уже много говорит о его конкурсе. Забавно, что в один конкурсный день «Русский бес» шел встык с новым фильмом однокурсника Константинопольского — Александра Гордона, который тоже снял саморазоблачительный фильм «Дядя Саша», где притворился русским Вуди Алленом и тоже сыграл самого себя. Но если Гордон — это воплощенное «рацио» о самом себе, то Константинопольский — это чистая иррациональность. В этом есть энергия, которая так и всполошила размеренную фестивальную публику. Это кино режиссера, который сам себя не может ухватить за хвост и того же желает своему зрителю. В конце концов, это понятная многим история, рассказанная от лица человека, который просто очень хочет измениться, но не позволяет себе этого.

3
0
13 июня 2018

Лучшие отзывы о фильме «Русский бес»

Фото Любовь Ершова
отзывы:
48
оценок:
66
рейтинг:
124
7

Ну почему простой парень в нашей стране не может претендовать на руку богатой наследницы и при этом не переживать за свою дальнейшую жизнь?! Мы привыкли мыслить стереотипами и за деньгами не в состоянии рассмотреть душу человека… А социум еще берет и втаптывает нас в грязь, с хитрой ухмылкой поглядывая за тем, задохнемся мы или нет. На эти мысли меня подтолкнул просмотр «Русского Беса». Фильмец получился достойным, даже лучше, чем ожидалось. Много крови, трэша, секса и философии. Как по мне, то смесь конечно гремучая, но ознакомиться с ней стоит без лишних вопросов.

6
0
1 февраля 2019
Фото ксения стар
отзывы:
45
оценок:
53
рейтинг:
33
9

«Американский психопат» решил сыграть в «Жмурки», а затем его настигает «Брат» с обрезом… Вот таким образом можно охарактеризовать увиденное. Фильм действительно многогранный и можно сказать злободневный. В нем все, как и в реальной жизни – наезды, бабки, расслоение общества на касты и тому подобное. Режиссер конечно постарался насытить происходящее юмором и честно скажу – это правильное решение. Все-таки без улыбки тут никак не обойтись. Особенно в сценах с топором)

3
0
1 февраля 2019
Фото Belmondo
отзывы:
38
оценок:
41
рейтинг:
122
9

Можно долго терпеть, а потом ты берешь и взрываешься! Прям как герой Ивана Макаревича из фильма. И ничего не поделать, потому что иногда по-хорошему просто нельзя. Кто бы мог подумать. Что из этой истории получится настолько яркий фильм. Его смело можно растащить на цитаты и пересмотреть еще по крайней мере пару раз, что я и собираюсь сделать. Знаете, люблю зрелищное кино со смыслом. «Русский Бес» как раз к таковым и относится. Смотрим, думаем, рассуждаем.

3
0
1 февраля 2019
Фото Наталья
отзывы:
41
оценок:
50
рейтинг:
87
7

«Русский Бес». Честно сказать, по названию сначала подумали. Что наши выпустили очередной бредовый хоррор, но нет. Трейлер все расставил по своим местам. Сразу захотелось посмотреть. В целом не прогадали. Сюжет описывает наши реалии как ни крути. Правда с легким налетом «Американского психопата» и «Сияния». В паре сцен Святослав ну просто капец как похож на собрата героев Бэйла и Николсона! Такое же безумие в глазах и очаровательная улыбка.
Да, фильм непростой, слабонервным его лучше не смотреть, но мне он безумно понравился и крутить носом я не буду. Только высшая оценка, только хардкор на большом экране!

2
0
1 февраля 2019
Фото Елизавета Рутова
отзывы:
54
оценок:
69
рейтинг:
61
9

В кино идти можно хотя бы ради игры Ивана Макаревича. Он не так часто появляется на экране, но играть умеет неплохо. Мне сразу стал импонировать его герой Свят. В нем словно видишь самого себя. Также бьешься-бьешься против системы, а тебя то и дело долбят по голове и выставляют постоянные претензии. К плюсам ленты также можно отнести классный сценарий и отличный второстепенный состав актеров. Чего только стоят Ефремов и Раппопорт. Рекомендую фильм всем, у кого есть мозги.

2
0
1 февраля 2019

Галерея

Информация от прокатчика «Русский бес»

Информация предоставлена компанией «Ракета Релизинг»

Святослав Иванов влюблен в Асю и решает на ней жениться. По образованию он художник-дизайнер, а отец Аси — управляющий крупного российского банка. Святослав решает начать собственный бизнес — открыть ресторан, чтобы создать для Аси те условия жизни, к которым она привыкла. На пути молодого героя неожиданно встает ряд серьезных препятствий, угрожающих его жизни… Он обнаруживает, что у него есть тайный недоброжелатель, который хочет погубить и его бизнес, и его самого. Молодой человек прибегает к самым крайним мерам, постепенно распутывая цепочку тайного заговора… И под конец истории Святославу все-таки удается найти ответ, кто же был его врагом…