КиноафишаМосквы

Фильм «Ученик»

(2016, Россия)
6.9
оценить
Смотрите фильм "Ученик" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Ученик — трейлер

Смотреть трейлер
  • 18+ 1 час 58 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Кирилл Серебренников про школьника, свихнувшегося на Библии

Школьник Веня (Петр Скворцов) уверовал в христианство настолько сильно, что доводит до белого каления всю школу своими проповедями и чересчур прикладными трактовками Священного Писания: начиная с того, что на физкультуру девочкам запрещается приходить в откровенной форме, и заканчивая оправданием геноцида евреев. Возразить юному фанатику решается лишь биологичка в исполнении Виктории Исаковой. В этом году «Ученик» отдувался за остросоциальное русское кино в Каннском конкурсе на правах очередного «Левиафана», получил соответствующий приз и уже вызвал полярные мнения.

Актеры

Режиссер фильма «Ученик»

49 лет Фильмов: 25 Cпектаклей: 49 Кинопремии: 7 Театральные премии: 2

Выпускник физического факультета Ростовского государственного университета театром увлекался еще в школе. В 1990-е ставил спектакли в театрах Ростова-на-Дону, снимал клипы и документальное кино, работал на телевидении. В 2001 году наделал шороху московский дебют Серебренникова — спектакль «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева в Центре драматургии и режиссуры, веха в истории отечественной «новой драмы». Далее современные пьесы в постановке Серебренникова стали появляться в МХТ им. Чехова («Терроризм», «Изображая жертву»), Театре им. Пушкина («Откровенные полароидные снимки»), «Современнике» («Голая пионерка»); каждый из спектаклей брутален, дерзок и говорит с публикой на щекотливо современном языке. Попутно в прокат выходят фильмы «Изображая жертву», «Юрьев день», «Измена», «Ученик», производя резонанс на международных фестивалях. В 2010-е Серебренников много работает с русской классикой; «Господа Головлевы» в МХТ им. Чехова с Евгением Мироновым — безоговорочный шедевр российского театра начала XXI века. В 2002 году в Школе-студии МХАТ был набран курс под руководством Серебренникова — «Седьмая студия»; студенты вскоре составят основу труппы авторского театра своего учителя. В 2012 режиссер в темных очках и бейсболке возглавил Театр им. Гоголя, преобразовав его полностью и назвав «Гоголь-центром»; из захолустного театр скоро стал самым популярным в городе. Здесь Серебренников ставит большие спектакли с просветительским и гражданско-политическим уклоном («Мертвые души», «Кому на Руси жить хорошо», «Машина Мюллер») и приглашает к сотрудничеству едва ли не всех видных представителей нового театрального поколения.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Антон Долин
отзывы:
79
оценок:
79
рейтинг:
1529
7

Евангелие от Канна

«Ученик» со всей отчетливостью отвечает на вопросы, которые себе так или иначе задают все российские кинематографисты. Почему наших так редко берут в Канны (и — шире — на мировые фестивали)? И почему в этом году выбрали именно Кирилла Серебренникова? Понятно, что есть простейший ответ: Серебренников талантлив, продуктивен, не ленив. Например, на самый престижный театральный фестиваль в мире, Авиньонский, в этом году, как и в прошлом, от России едет тоже только его спектакль. Но эта версия вряд ли многих устроит. Наверняка же есть еще что-то! Заговор тусовки? Коррупция? Вкусовщина?

Так вот, не в этом дело. Канны, как все ведущие фестивали мира, огромное значение придают политике. Не в нашем пошлом понимании слова — обслуживание чьих-то узких интересов, открытые предпочтения отдельным темам, нежелание приглашать русских только за то, что они русские, и т. д., — а в смысле способности быть современным и говорить со зрителем о реальном окружающем мире. Отсюда здешний успех Сергея Лозницы или «Левиафана» Андрея Звягинцева. Отсюда отсутствие малейшего интереса ко многим нашим картинам, вызывающим фурор на родине, но не за ее пределами. Придется учесть обидный факт: есть страны, которым позволено беседовать с мировой публикой на языке чистого искусства, но Россия к их числу не относится. Наши политики — во всех новостях; Путина (как показал каннский конкурсный фильм) обсуждают даже на румынских кухнях. Поэтому от нас ждут той актуальности, на которую здесь мало кто способен.

За ней, к слову, публика и ломится в возглавляемый Серебренниковым «Гоголь-центр». Именно там впервые в России была поставлена совсем свежая пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «(М)ученик», изрядно переработанная специально для нас и перенесенная на российскую почву. Показанный в рамках каннского «Особого взгляда» «Ученик» — ее киноверсия. Снимался фильм в Калининграде, где — поближе к родной для этой пьесы Германии — и разворачивается действие. В главных ролях по преимуществу те же актеры, что и в спектакле. Правда, исполнителя главной роли Никиту Кукушкина в фильме сменил Петр Скворцов, действительно больше похожий на старшеклассника. Но Виктория Исакова, Юлия Ауг, Александра Ревенко, Светлана Брагарник и Александр Горчилин остались на своих местах.

«Ученик» больше условный манифест, чем реалистичная психологическая драма. Изначально заданные координаты вполне театральны. Школьник, выросший с матерью-одиночкой и толком не знавший отца, увлекается религией и становится фундаменталистом-самоучкой. Приняв на себя миссию по изменению мира к лучшему, он не расстается с Библией — не только руководствуется тем, что там написано, но и принуждает к этому окружающих. Он отказывается переодеваться в бассейне и стыдит остальных, но не стесняется раздеться догола на уроке сексуального воспитания, чтобы не дать учительнице биологии рассказать классу о методах контрацепции: бог не велит. Впрочем, жертвами этих атак оказываются не только мать и одноклассники, физрук и биологичка (однажды он придет на урок об эволюции в костюме обезьяны), но и священник, ведущий в школе уроки религиозной культуры. Для Вениамина он такой же, как остальные, грешник и лицемер, забывший о евангельских заветах.

Фильм прямолинеен и даже дидактичен, это своего рода наглядная (даже чересчур) демонстрация всех опасностей религии, частной или организованной. Однако художественные достоинства заметно сильнее редких недостатков. Актеры работают самоотверженно, а для Виктории Исаковой — она и есть психолог-биолог, которая в одиночку противостоит самоуверенному безумцу, — эта роль надолго может стать важнейшей за всю карьеру. Камера Владислава Опельянца буквально творит чудеса: продемонстрированную еще в «Измене» страсть к длинным сложным планам здесь Серебренников доводит до предела. Но самое главное — беспримерная отвага режиссера, который затрагивает здесь разом буквально все больные вопросы. «Ученик» — фильм прежде всего о фанатизме и «оскорблении чувств верующих», но еще — о современной системе образования, об антисемитизме, о гомосексуализме, о лицемерии, обо всех формах тоталитаризма. В этом смысле «Ученик» — стопроцентно политическая картина, и второй такой в России за все новейшее время снято не было. Уже поэтому ей самое место в Каннах.

Возможно, европейский зритель будет чуть разочарован, не отыскав в фильме прямых наездов на режим или лично Путина — хотя его портрет ласково улыбается со стены кабинета директора, где происходит несколько ключевых сцен. Но причина вовсе не в осмотрительности Серебренникова, а в том, о чем он пытается даже не сказать, а прокричать своим фильмом. Во всем страшном, что творится вокруг, виноваты мы сами — и ответственны тоже. Бог, о котором тут так часто говорят, оставил мир нам, дав пресловутую свободу воли. В том числе свободу трактовки двусмысленных библейских строк (диалоги на добрую треть состоят из цитат Писания, источник которых педантично отображается на экране). Дальше — сами. А бог — что бог? Как поет на финальных титрах (практически запрещенная в России) группа Laibach, «God is god».

21

Отзывы пользователей о фильме «Ученик»

Фото Sergey Gureev
отзывы:
95
оценок:
612
рейтинг:
350
9

Школьник, воспитываемый матерью-одиночкой, ударяется в религию и, сыпя цитатами из Библии, начинает крестовый поход против бикини одноклассниц, теории эволюции, полового воспитания, организованной религии, гомосексуальности и, конечно, евреев.

Замечательная, интересная, умная и актуальная работа о возникновении агрессивного религиозного фундаментализма и его столкновении со светским научным подходом, а их обоих – с обывательской "нормальностью", с поддающимся манипуляциям большинством. Тут и про воспитание, и про оскорбление чувств "верующих", и про относительность нормы и слова, и про терпимость, и про систему образования, и про инакомыслие и борьбу с ним. Ну и, конечно, "Ученик" – жирная метафора современной России.

Содержательно фильм решен, с одной стороны, прямолинейно, без вуалей и в лоб, посылы и намеки должны считываться на раз. Но, с другой, сделано все это довольно аккуратно и легко – потому не так скандально и резко проблемно, как могло бы, с учетом поднимаемых тем и нынешних реалий. Тем же "православным" активистам, повадившимся срывать концерты, выставки и спектакли, здесь будет трудно прикопаться (хотя вся история чуть ли не целиком именно про таких "праведных" мракобесных фанатиков – энтео могут как в зеркало смотреться).

У Серебренникова вышла своего рода пинкфлойдовско-паркеровская "Стена" (история маленького тирана через призму семьи-школы-отношений, которая рассказывает больше об обществе, чем об отдельном "сумасшествии"), но с фокусом на теме религии. "Ученика" можно сравнивать и с "Рассекая волны" Триера, и с "Охотой" Виттенберга, и с "Агорой" Аменабара (где наука и толерантность так же противостояли мрачному потоку фундаментализма и нетерпимости). Но у Серебренникова больше сатиры и меньше трагедии подавления индивидуального догмой и системой.

Нельзя, конечно, удержаться от сравнений с оригиналом – полюбившимся спектаклем Гоголь-центра "(М)ученик".

Киноформа местами разукрашивает произведение, разнообразит действие и картинку (например, сцены на морском берегу вместо квартир) и, конечно, заставляет немало сократить текст пьесы. Это увеличивает динамизм, фильм почти не провисает, но здесь и главная очевидная потеря – поверхностность и меньшая детальность, чем в спектакле. Кино выглядит менее острым и злым (кому-то это может показаться и плюсом). Так, например, сильная и страшная метафора постепенного превращения школы (читай – нашего общества) под воздействием агрессивного фундаментализма в мракобесное средневековье, конечно, присутствует, но проще и менее выражено.

Скворцов в "реалистичном" формате фильма смотрится органичнее театрального Кукушкина. Горчилин все так же схематичен и театрален. Юлия Ауг (мать) и старший актерский состав (школа) шикарны и там, и здесь. В спектакле блистает Виктория Исакова, то ли играя, то ли проживая-переживая за того самого единственного здравого критического донкихотовского гуманиста, вынужденного бороться со всеобщим сумасшествием. В фильме ее персонаж смотрится менее адекватно и уверенно, борьба - слабее, а переход к взвинченному состоянию выглядит более резким и ненатуральным.

Но главное, как и в спектакле, – прекрасное, эмоциональное и заряжающее завершение, отвечающее на все эти постоянные гаденькие "не нравится – валите":
– Я никуда не уйду. Я остаюсь. Я на своем месте.


P.S. настоятельный совет москвичам использовать возможность сравнить – посмотреть спектакль (а если хотите выбрать только одно из искусств – все-таки рекомендую отдать предпочтение театру).

10
Фото Евпатий Букоян
отзывы:
250
оценок:
263
рейтинг:
1193
3

Фильм не тянет на психологическую драму/триллер, о чем так много пишут, это, скорее, сатирический гротеск. Здесь всё утрированно, метафорично, условно и однобоко. Такой подход вполне хорош для авторского спектакля, но не годится для большого кино, претендующего хоть на какую-то объективность.
Дети на биологии изучают то половое воспитание, то происхождение человека, всё это проводит учитель биологии и она же школьный психолог, администрация школы терпит кучу выходок героя, за каждую из которых у них бы гостила прокуратура, а героя потребовали бы перевести на домашнее обучение, либо в интернат.
Кроме этого абсолютно все главные герои, кроме либеральной передовой биологички-психолога - это сплошь жулики и мракобесы. Вся окружающая обстановка современного Калининграда - сплошь тёмное средневековье, как, например, в "Трудно быть Богом" у Германа. Критикуя эти порядки, Серебренников не ограничивается религией и переходит на защиту гомосексуалистов и евреев и критику Сталина и Путина, где сам, подобно своим персонажам, скатывается в откровенное кликушество, а-ля Новодворская.
Но даже если описанные тут темы где-то действительно актуальны, и передергивают обе стороны, у фильма не становиться меньше проблем. Главный герой выглядит именно неадекватным подростком, а не молодым фанатиком и бунтарем, что сразу снижает градус конфликта - ему просто не веришь. Окружение героев сыграно талантливо, но, опять же выглядит карикатурно и поверхностно - это типажи, сгустки проблем общества, что угодно, но не живые люди. А значит - это сатирический очерк про уродов и ещё раз про уродов, но не живой фильм про людей.

7
Фото Дмитрий Бортников
отзывы:
468
оценок:
485
рейтинг:
1993
7

Время, когда правил и законов не существует

Я не живу ради веры, я ради нее умру (с)

Даже не вдаваясь серьезно в историю, понятно, что отношение человечества к религии всегда было сложным. От полного неприятия бога до фанатично исступленного верования. Как говорится, атеизм бывает до первой тряски в полете. А фильм «Ученик» напоминает зрителям о том, что, сколько бы столетий не прошло, тема принятия себя и отношения к богу, все равно остается актуальной и насущной.

Школьник Вениамин был обычным трудным подростком, а потом решил измениться, изучил слово божье и стал им всех «карать». Взрослые не знали, что с этим делать и всячески ему потакали. Школьный психолог Елена Львовна, единственная, кто решила ему ответить, пытаясь вывести на чистую воду, понимая, что религия для него всего лишь уловка.

Ни одна из его предыдущих работ Серебренникова не смогла «достучаться» до меня. Но с «Учеником» ситуация вышла иная, создатели, сильно не отвлекаясь на то, комфортно ли мне, подхватили меня и так и протащили до самого финала. Это сильное кино, наконец-таки перестающее страдать гипертрофированной театральностью и полноправно заявляющее о реальности происходящего. Кирилл Семенович нашел финансирование именно под «Ученика» и не прогадал, сняв одну из самых важных и необычных российских картин года.

Пьеса Мариуса фон Майенбурга удивляет своей актуальностью и тем, что эту историю можно переложить для любой страны. Несмотря на то, что написана она была еще в далеком две тысячи двенадцатом году, Серебренников разбавил сюжет русской действительностью и злым, колким юмором.

Петр Скворцов полностью перевоплотился в своего героя и даже после съемок отвечает на вопросы, о своем персонаже мучаясь и обдумывая каждое слово. Александр Горчилин вообще лучший молодой герой «Ученика», его персонажу, веришь и сопереживаешь больше остальных. А Виктория Исакова, которой очень идут такие театральные истории, в которых она может развернуться и с большим удовольствием изображает свою героиню.

Параллели здесь читаются и с коллегой Серебренникова, Иваном Вырыпаевым, который самолично перепделывал писание под себя и показал его зрителям сначала на театральных подмостках, а потом и в виде фильма «Кислород», и с Иваном И.Твердовским, рассказавшим непростую историю про школьников по повести Екатерины Мурашовой с теми же актерами «Гоголь-Центра», правда, в несколько ином ключе.

Оператор фильма «12» и «Без границ» Владимир Опельянц для простоватенького с точки зрения съемки «Ученика» использовал много всяких интересных приемов, различные углы съемки, видение от первого лица и много чего еще, а композитор Илья Демуцкий написал музыку, которая помогает зрителям проникнуться к героям и принять эту сложную историю.

«Ученик» - своеобразная притча, где вера выступает инструментом управления, с помощью которого показано, как легко наше общество можно сплотить или, наоборот, развести по углам. Серебренников в очередной раз пытается начать со своими зрителями долгий разговор о современных полюсах адекватности, положительности и отрицательности, и как с ними жить. Благодаря стараниям Кирилла Семеновича, продюсеров и ребят, отлично вжившихся в образы, пьеса Майенбурга получила лучшую реализацию из возможных на сегодня.

6
Фото Yuri Jakor
отзывы:
126
оценок:
1049
рейтинг:
79
7

Уже несколько дней пытаюсь собрать мысли в кучу и сформулировать свое мнение о новом фильме Кирилла Серебряникова «Ученик».
Необходимо понимать, что я бывал в возглавляемом Серебрянниковым «Гоголь-центре» и потому понимаю, что он способен перенести в современную Россию все, что угодно даже несмотря на определенное сопротивление материала. А он сопротивляется из-за всех сил.
Пьеса то была написана немцем на немецком материале и потому никого не удивляет одновременный урок закона Божьего и практика по одеванию презервативов на морковки и нудистский пляж, где учитель встречает учеников никого не удивляет. И даже бассейн в школе и учитель на мотоцикле.
14-летний подросток Вениамин решил самовыразиться весьма оригинальным образом, он стал везде носить с собой библию и пытался везде нести слово Божье. Начиная с рассказа матери как накажет ее Бог за разврат, продолжая срывом урока о теории эволюции Дарвина от местной биологички Елены Львовны (отчество, разумеется, будет еще разыграно). Еще у Вениамина есть первый апостол-калека, которого он весь фильм пытается исцелить наложением рук. Но выясняется, что главный герой совсем не Иисус и даже не святой, чтобы он сам не пытался утверждать.
Елена Львовна и Вениамин единственные неравнодушные герои фильма, которые отказываются плыть по течению и пытаются убедить окружающих в своей правоте. Все остальные пытаются найти компромисс и образумить обоих главных героев. Оба героя одинаково сошли с ума, стали фанатиками (только модули разные) и потому им невозможно хоть как-то сочувствовать. Тот самый случай, когда никого не жалко. Не все ли равно прибиваешь ли ты свои ботинки к полу или себя самого.
Серебренников уже ставил этот спектакль у себя в театре (но я не видел) и потому кажется просто перенес его на пленку, оставишь тот же самый дефицит локаций и сценическую условность, взяв практически тех же самых актеров. Скорее получилось, Виктория Исакова хороша в своем безумии. Ауг я помню еще по роли сексуально озабоченной депутатши из «Интимных мест».
Смотреть фильм интересно. Притча о вреде фанатизма вполне получилось. Теперь главное, чтобы какие-нибудь фарисеи не попытались бы научить нас как жить и какое кино смотреть

5
Фото Артур Ваксян
отзывы:
51
оценок:
53
рейтинг:
216
3

Торнадо в стакане воды.
Ирреальная история с фантомными персонажами в несуществующей школе вымышленной страны. Это надо умудриться, чтобы в России, родине 1001 вида ханжества, при таком изобилии фактологического материала и типажей, снять столь недостоверное кино. Впрочем, автор умудряется делать это с завидной регулярностью битое десятилетие, превозмогая собственные рекорды абсурдизма. Кино не театр, театр не кино. Почему-то эта простая констатация никак ему не дается. При этом картинка исключительно качественная.

4

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Вольга»

Мир устроен неправильно. Мир погряз во зле. Много лжи, вранья, лицемерия. Добродетель поругана. Вера утрачена. Главный герой, мальчик Вениамин, считает, что знает все о моральных нормах. Как их надо соблюдать, от кого их надо защищать, что такое хорошо и что такое плохо. Его поведение для окружающих становится серьезным испытанием. Где граница между моралью и нетерпимостью, свободой и вседозволенностью, проповедью и терроризмом, религией и манипуляцией?