Киноафиша Москвы

Фильм «Дуэлянт»

(2016, Россия)

7.1
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Дуэлянт — трейлер

Дуэлянт (о съемках «Визуальный мир»)

Дуэлянт (о съемках)

Смотреть трейлер

Петр Федоров стреляет в людей за деньги

Масштабное костюмированное кино Алексея Мизгирева, действие которого происходит в мрачном Петербурге эпохи наводнений 1860-х. По форме это что-то акунинское: отставной офицер Яковлев (Петр Федоров) участвует в дуэлях за других людей, зарабатывает на этом деньги и никогда не проигрывает. Мистика, да и только, но XIX век располагает к тому, чтобы огнестрельное оружие окружал таинственный флер. Примечательно, что пулю дуэлянт закрутит в IMAX, став третьим русским фильмом после «Сталинграда» и «Экипажа» в этом формате.

Актеры

Режиссер фильма «Дуэлянт»

Фильмов: 5 Cпектаклей: 1

Сибиряк Алексей Мизгирев числился среди заметных авторов новой русской волны поколения «Кинотавра-2009». На главном российском кинофестивале он представлял каждый свой новый фильм с узнаваемым сухим почерком: «Кремень», «Бубен, барабан», «Конвой». Однако о брутальных драмах Мизгирева все равно знал очень узкий круг зрителей. Из фестивального гетто режиссеру помог выбраться продюсер Александр Роднянский, который поддержал идею масштабного фильма «Дуэлянт» про Петербург XIX века. Всегда сам пишет сценарии к своим фильмам, которые запоминаются повторяющимися панчлайнами персонажей вроде: «Твердость не тупость», «Помогай мне простить тебя», «Во мне беспредела нет».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1168
оценок:
799
рейтинг:
18225
5

Блокбастер поневоле

В Петербурге времен Александра II объявляется бретер по фамилии Яковлев (Петр Федоров), которого не берут пули, во всяком случае, в этом убежден немецкий барон-прохиндей (Мартин Вуттке), работающий у него кем-то вроде импресарио и пристроивший его в несколько поединков подменить за деньги оскорбленную сторону.

Столичный свет между тем следит за выходками графа Беклемишева (Владимир Машков), который назанимал у всех денег и не отдает, а вдобавок на глазах своей покровительницы великой княгини (Франциска Петри) беззастенчиво клеится к юной княжне Тучковой (Юлия Хлынина); в воздухе явно пахнет дуэлью — и возможно, не одной.

Выходящий на тысяче экранов «Дуэлянт», потенциальный блокбастер в исполнении сибиряка Алексея Мизгирева, автора угрюмых маленьких трагедий о русских провинциалах («Кремень», «Бубен, барабан», «Конвой») — интересная, конечно, история. Как минимум экономически. В теории ясно, что чем крупнее кинопроект — а тут довольно серьезный по российским меркам бюджет, — тем больше компромиссов лежит в его основании: с какого-то нуля самовыражение заканчивается. И разумеется, мы не знаем, как там все происходило у Мизгирева и его продюсера Александра Роднянского (который занимается авторским кинематографом, но все же не благотворительностью). Однако со стороны законченный фильм выглядит так, словно Мизгирев с самого начала получил карт-бланш. Какой-то влажный сон фестивального режиссера: вот тебе деньги, вот тебе звезды, давай твори. И если «Дуэлянт» действительно станет хитом, в чем есть определенные сомнения, это будет означать, что-либо российского зрителя сильно недооценивали, либо, наоборот, он готов идти на все что угодно, где Машков, красиво и господа офицеры.

Мизгиревский почерк — до сих пор известный прискорбно малому числу людей — узнается мгновенно. Литературные, слегка корявые, но странно прилипчивые диалоги — ударные места, как в песне, повторяются по несколько раз, к примеру, машковское «мне нельзя говорить нет», — которые произносятся в бесстрастной, почти отстраненной манере: эффект, здесь усиленный тем, что герои периодически переходят на немецкий и мы слушаем переводчика, совсем уж невозмутимого. Несколько солдатская брутальность — которая на первый взгляд кажется почвеннической, хотя скорее указывает (как и многое другое) на хорошее знакомство автора с западной кинотрадицией. Неподдельная любовь к типажам при полном равнодушии к характерам. Противопоставление не самой приятной (хотя иногородний герой Александра Яценко тут принадлежит благостному мифу о светлоглазых российских офицерах; хоть завтра к Михалкову), но не безнадежной провинции совсем уж прогнившей столице. Антропологический интерес к людям в погонах, к формальной и неформальной мужской иерархии, к ритуалам, часто бесчеловечным, из которых веками складывается русская жизнь: дуэли в этом смысле — прекрасный материал.

Другими словами, как еще одна работа самобытного режиссера Мизгирева это по-своему любопытно и где-то даже здорово. Как приключенческий фильм, развлекательное зрелище для IMAX — более чем сомнительно. Сюжет, поначалу достаточно интригующий, вместо того чтобы нагнетать напряжение, движется в обратном направлении: первая сцена интереснее, чем финал. Интрига захлебывается в сенсационных подробностях: много мелкой моторики, много виньеток, но в конечном счете кто там дворянин, а кто пес, кто что делает и зачем — не всегда понятно, а главное, не важно. Не говоря уже о том, например, что история вырастает из абсурдного совпадения (удобно соединяющего героя X и героя Y), которое даже для бульварного жанра неприемлемо.

Визуальное решение — все в полутьме, все латунное, оператор Осадчий постоянно забывает камеру на полу — годится для трейлера, но на длинной дистанции начинает казаться утомительным позерством. Пропущенный через фильтры и компьютерные программы Петербург, наоборот, весело, хорошо, но мало. Финансовые ограничения вполне понятны, но в таком кино не должны бросаться в глаза; между тем вся натура снята примерно в четырех точках (Галерная–Миллионная–Казанский, чуть-чуть Невы) с одних ракурсов. Интерьеры — за исключением уморительного салона с эрмитажными атлантами — напоминают о видеоклипах, которые любили снимать в 90-е в переделанных под сквоты петербургских дворцах.

Петр Федоров — весь в черном, с тяжелым взглядом — красивый образ, с которым автор не справляется. По всем формальным признакам это отвергнутый обществом романтический герой, и нам своевременно сообщают, что случилось с ним то-то, стремится он к тому-то, такую-то любит (любовные сцены — катастрофа), а такого-то ненавидит. Но на практике герой «Дуэлянта» вовсе не вступает в эмоциональные отношения с окружающим миром, он спускает курок (и в любви, так сказать, и на войне) — и это тот случай, когда свойственная Мизгиреву самурайская сдержанность дает осечку: невозможно болеть за человека, который лишился человеческого еще до начала фильма, а вернет его в лучшем случае после конца. Скучноватый, в общем, и рутинно демонический Машков на этом фоне выглядит живее: он произносит какие-то лишние слова помимо афоризмов и даже катается в одной прелестной сцене на велосипеде — этот бессмысленный физический акт вносит легкое разнообразие в свирепый мизгиревский мир, где русские люди развлекают себя лишь соответствующей рулеткой.

26

Отзывы пользователей о фильме «Дуэлянт»

Фото majorcc
отзывы:
48
оценок:
50
рейтинг:
174
5

Ах, какой многообещающий был трейлер. Казалось, наши сняли наконец что-то такое в стиле "русского викторианства", стимпанковое, красивые мужчины в красивых костюмах... Ну вот красивые мужчины в красивых костюмах есть. На этом плюсы заканчиваются.
При большом потенциале замысла про профессионального дуэлянта, сюжет банально-мелодраматичный, завален штампами из мыльных опер (главному герою для пущей драматичности придумали сразу несколько трагических приквелов, а злодей - такой вот просто злодей, без особых объяснений), любовная сцена вызвала в зале откровенный ржач (а это явно не та рекация, которой хотели добиться авторы). Петя Федоров и Машков хорошие, но не настолько, чтобы это спасало фильм. Единственный цельный персонаж - это брат Яковлева, но у него реально буквально две коротких сцены. Девица бессмысленная - дело даже не в актрисе, а опять же - в героине, которой непонятно, чего надо (кроме как мужика, ну хоть какого).
Даже саундтрек убогий. Ну и концовка просто ужасающе банальная.
Обидно, потому что реально на эту тему и с этими исходными данными можно было бы сделать классно. Поскольку делалось по западным образцам, можно было пойти по пути Ричевского "Шерлока Холмса" (который просвечивает в визуалке очень сильно, особенно строящийся мост) и снять трэш, угар и все такое:) Можно было пойти по пути постмодернистской и условной последней западной экранизации "Анны Карениной". Или уж - если хотели серьезную русскую драму - то вспомнить классику и "Войну и мир" Бондарчука. Но - нет. Не получилось ничего.

42
Фото Владимир Лаврентьев
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
34
9

Фильм бомба, просто лучший за последнее время, идти обязательно

34
Фото Артём Томбасов
отзывы:
175
оценок:
183
рейтинг:
271
9

У афиши слишком низкий балл.. Непонятно.
Фильм потрясающий. Я готов только такое кино смотреть. В отличие от всякого говна "в Вегасе" и подобного дегро дерьма
Спасибо за фильм. Несколько раз за сеанс накатывало в горле волнительным комом. Не из-за направленных пистолетов. А от игры актеров и от сюжета

19
Фото Алексей Клюйков
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
19
1

Отличные актеры, но совершенно неинтересный сюжет.

19
Фото YAD
отзывы:
106
оценок:
125
рейтинг:
342
1

Исключительно тошнотворный «историческое фэнтэзи» трэш создали господа Роднянский (продолжал бы себе бороться за свободы ЛГБТ с братьями/сестрами Вачовски) и Мизгирев, с участием налогоплательщиков РФ в виде Фонда кино (=с одобрения г-на Мединского), вполне для поколения ЕГЭ ну и гастербайтеров, которым не до проверки достоверности фактов.
1. Начнем в перманентно утопающих в грязи улиц Петербурга, даже перед домами знати, включая великих князей, почти в каждом кадре. (В дополнение к этому периодически мелькают почему-то голые по пояс в любую погоду работяги, непонятно чем занимающиеся.) На самом деле: согласно указам Петра I, еще в начале 18-го века каждый обязан был мостить проезжую часть и содержать ее в чистоте перед своим домам, за мостовыми перед императорскими и великокняжескими дворцами и домам следил муниципалитет. http://www.welcomespb.com/kamenayulica.php; http://www.e-reading.club/chapter.php/1043008/108/Kravchenko_-_Sankt-Peterburg_v_voprosah_i_otvetah.html
2. За убийство офицера, обесчестившего его мать, дворянин (главный персонаж) лишается титула и подвергается избиению шпицрутенами, когда его волочат через строй на цепи (назначили 1000 ударов, но ограничились парой десятков, достаточно унизив достоинство и оставив шрамы, как у рабов в Северной Америке) и ссылке солдатом служить на Алеутские острова, где его спасают аборигены, а он потом спасает их от затесавшихся русскоговорящих «гопников». На самом деле: по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., за преднамеренное убийство полагалось лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы от 15 до 20 лет. http://isfic.info/ugkurs1/naumov06.htm Очевидно российские императоры 19-го века, несмотря на все их недостатки, были все же достаточно просвещенными, чтобы не создавать себе такими истязаниями смертных врагов из бывших дворян – а ну как сбегут за границу (что в итоге и вышло) и поступят на службу к «заклятым друзьям». Но нет, Роднянскому и Мизгиреву и кто там начиркал идиотский сценарий позарез нужно было показать не только грязь, но и дикость российских законов.
3. Главного женского персонажа зовут княжна Марфа (уже смешно, если вспомнить, какие в моде в дворянской среде были имена в то время, взять хотя бы княжну Мэри у Лермонтова), одевается она в платья то ли от учеников Юдашкина, то ли от подружки Собчак (которая с цветочками в «деревенском» стиле), в целом выглядит и двигается как бордельная девка и отдается дуэлянту-шэльме, которого она вроде как ненавидит, прямо в карете посреди бела дня в центре города («афтары» смотрели «Однажды в Америке» и это стало вдохновением? ;). При этом, «естественно» и «в духе времени» показав сиськи, причем два раза. Какой образ мыслей и действий был у девушек дворянского происхождения того времени и почему за женскую честь считали честью умереть мужья и даже просто неравнодушные – кому лень читать дневники княжен и графинь, вспоминаем Пушкина, Лермонтова, Толстова.
Так можно разбирать этот отстой покадрово бесконечно, начиная от сюртуков из блестящего материала а ля кожа с лазерной обработкой, предельно хамских манер дворян высшего сословия (матерящихся и т.п.) и заканчивая дворцом великой княжны едва ли не с "лофт» дизайном, местами дуэлей (никогда за городом, всегда в каких-то домах или амбарах) и, конечно, выдержками из якобы «дуэльного кодекса Российской империи» (как было на самом деле вполне адекватно здесь: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1769/).
С пониманием отношусь, когда безмозглые (или даже нет, вроде Спилберга) голливудские «создатели» ваяют русофобскую дрянь, базируясь на идиотских клише: если русский – то либо отъявленный головорез – убийца/авторитет (иногда даже в черной кожанке а ля 90-е), либо коррумпированный чиновник и т.д. и т.п. Если аудитория их многочисленных сериалов и B-movies (в том числе с участием актеров «списка А») достаточно тупа, чтобы принимать эти потуги за чистую монету, то она должна быть уверена, например, что самая страшная тюрьма в России называется ГУЛАГ или «кошмар», но и оттуда можно сбежать, дав пачку гринов надзирателю. Но когда условно наши делают такую гадость вроде как из лучших побуждений (типа показать нравственные ценности дворянства первой половины 19-го века), то не может не возникать вопрос: они зрителей пытаются держать за идиотов специально или все ж потому, что сами ну не могут по-другому?
P.S. Что, дамы/господа пожаловавшиеся, правда глаза колет? ;)

13

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией WDSSPR

1860-й год. После пяти лет жизни у диких алеутов отставной офицер Яковлев возвращается в Петербург. Прошлое его загадочно. Очень быстро он становится известен как хладнокровный дуэлянт, забирающий человеческие жизни. Он неуязвим, словно заключил сделку с дьяволом. Им движет страстное желание отомстить виновным в его несчастьях и вернуть утерянную честь.