КиноафишаМосквы

Фильм «Она»

Her (2013, США)
8.4
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Она

Она (без перевода)

Она (о фильме)

Смотреть трейлер

Фильм о том, как Хоакин Феникс полюбил голос Скарлетт Йоханссон

Неудавшийся писатель (Хоакин Феникс) зарабатывает на жизнь сочинением слезливых поздравительных писем на заказ и мается по бросившей его жене. Отчаявшись, герой решает установить новую высокоинтеллектуальную операционную систему и неожиданно обнаруживает в ней женщину своей мечты (Скарлетт Йоханссон). Четвертый фильм Спайка Джонза («Адаптация», «Там, где живут чудовища») — отчасти неглупая фантазия на тему отношений человека с технологиями, отчасти духоподъемная мелодрама из жизни изнеженных хипстеров (подробности — в материале Антона Долина для «Воздуха»). Музыку к фильму написали Arcade Fire и вокалистка Yeah Yeah Yeahs Карен О, что тоже говорит о многом.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1193
оценок:
824
рейтинг:
18443
9

Трагикомедия о любви в цифровую эпоху

Это, конечно, один из самых важных фильмов года; может быть, и самый. По актуальности, по замаху, по амбициозности — притом что в кадре основную часть времени полтора актера и два интерьера. Спайк Джонз, впервые сам придумавший для себя сценарий, не стал мельчить с темой: чем станет (становится? стала?) любовь — и человеческая коммуникация в целом — в постфейсбуковскую эпоху.

В кадре неопределенное, но очевидно ближайшее будущее, вертикально подросший Лос-Анджелес (в сегодняшнюю Калифорнию врисован сегодняшний Шанхай), напоминающий огромный ТЦ, почти избавившийся от автомобилей в пользу поездов, эскалаторов и пешеходных галерей. Теодор (Феникс), бывший журналист, занят более востребованной профессией: сочиняет в интернете за других людей длинные, проникновенные личные письма. То есть работает своего рода цифровым Сирано и, соответственно, сам несчастен — уже год переживает недооформленный развод с женщиной своей жизни (Мара).

Теодор обладает тонкой душевной организацией, усат, заправляет в брюки яркие рубашки без воротника. Джонз-футуролог не стал усугублять отчуждение латексными комбинезонами: в его будущем люди поголовно носят хлопковое ретро словно из секонд-хенда «все по 10 долларов», благодаря чему этот мир сразу выглядит неуловимо уютно и знакомо. Что касается гаджетов, они эволюционировали не в сторону мигающих в воздухе видеопотоков, а в направлении скромности и минимализма — зато идеально научились распознавать и воспроизводить человеческую речь. И не только: в продажу как раз поступает новая ОС, искусственный интеллект, способный развиваться. Теодор устанавливает себе новинку, та хриплым голосом Скарлетт Йоханссон представляется Самантой (привет от Саманты Мортон, которая полностью озвучила эту роль, прежде чем режиссер решил заменить ее на Скарлетт). Теодор быстро понимает, что наконец-то влюблен.

Джонз не первый, кто заставляет человека увлечься гаджетом: скажем, еще 30 лет назад Марко Феррери снял похожую по фабуле картину «Я люблю тебя», где Кристофер Ламберт влюбляется в брелок, умеющий говорить эту фразу. Но особенность Саманты в том, что ее никак не назвать неодушевленной. Она бестелесна — но в остальном мало чем отличается от обычной девушки, и это позволяет Джонзу задавать сложные и неочевидные вопросы.

Саманта радуется и огорчается, увлекается и ревнует, читает книжки (очень быстро) и сочиняет музыку. Понятно, что она эмулирует запрограммированные эмоции так же, как задыхающийся от волнения голос, — но принципиально ли это отличается от поведения человека, выучившего, что в одних ситуациях положено грустить, а в других наслаждаться? Есть ли хоть какая-то разница между общением с Самантой и разговором по электронной почте или в соцсети? А с ситуацией, когда возлюбленная на год уехала работать в Австралию? Не полна ли история человечества романами между людьми, которые физически не могут быть вместе?

Несмотря на ностальгические флешбеки, которые то и дело возникают в голове Теодора (объятия в постели, барбекю с друзьями, вот это все), он довольно скоро приходит к выводу, что цифровое лишь в чем-то уступает аналоговому, зато превосходит его во многом. Саманта не погрузится в депрессию, не станет назойливой или, наоборот, отстраненной, не заболеет, в конце концов. Она помещается в кармане.

Остается, разумеется, вопрос секса (и детей — но эту тему Джонз, к счастью, полностью выносит за скобки). Однако не остается ли он в том или ином виде почти всегда? Здесь есть что-то вроде эротической сцены с компьютером — которая полностью повторяет невероятное приключение Теодора в голосовом секс-чате с реальной женщиной (лучшая роль Кристен Уиг), только заканчивается удачнее. Соприкосновение с чужими телами, напротив, дважды приводит героя в смятение, поскольку влечет за собой неочевидные последствия.

Идея Джонза, кажется, больше и интереснее, чем пошлое соображение в духе «скоро мы все станем роботами». Технологии не меняют человеческую природу, а по-своему кристаллизуют то, что уже в ней заложено. «Ты не можешь справиться с настоящими чувствами», — упрекает его бывшая жена, узнав о Саманте. «Это настоящие чувства!», — возражает Теодор, и весь фильм демонстрирует, что это правда. Можно сколько угодно стонать, что интернет убил некое реальное общение, но разве не стали мы все в разы больше общаться? И разве эмоции, которые мы испытываем, ставя «лайк» или сочиняя возмущенный комментарий — какие-то специальные, пластмассовые, поддельные? Является ли человек, влюбленный в компьютер, непременно более одиноким, чем имеющий партнера из плоти и крови — и вообще, исходя из каких критериев общество определяет понятие одиночества?

Спайк Джонз едва ли знает ответы на все вопросы. Единственное место в фильме, которое кажется слабым, — это приоткрытый финал, в котором Теодор наконец вытаскивает рубаху из брюк. Он настроенческий, словно спущенный на тормозах. Но это, возможно, и честнее, чем какой-то драматургический кувырок. Технологии технологиями, человек все равно рано или поздно остается наедине с оглушительной пустотой. И как говорят в интернете, когда сказать-то и нечего, — это печально.

94

Отзывы пользователей о фильме «Она»

Фото NoMore FakeS
отзывы:
5
оценок:
19
рейтинг:
36
9

Современные технологии до неузнаваемости изменили взаимоотношения человека не только с себе подобными, но даже с окружающими его предметами, объектами и прочими явлениями. Новшества вторгаются в казалось бы в такие сферы, где человек чувствовал себя полным хозяином. Однако - нет. Кто бы мог подумать, что объектом вожделенного внимания и даже страсти будет выступать не прекрасная незнакомка, а бездушный клубок микросхем и чипов. В платы и процессоры "поселилась" ОНА – операционная система, обслуживает и работает с которой обыкновенный офисный клерк, в исполнении удивительного по своей мощи актера – Хоакина Феникса. Чувства, которые питает главный герой к НЕЙ чистые и искренние, живой человек посвящает настоящие стихи и пишет письма своей виртуальной "возлюбленной". Причем, при всей оригинальности взаимоотношений, чувствует он себя вполне комфортно, более того, он просто счастлив. Действительно, посмотрев этот оригинальный по своей задумке фильм, невольно задумываешься, насколько может быть безграничным и глубоким внутренний мир человеческого сопереживания, где яркими красками играет очень разные и сильные чувства, пускай они и несбыточны и эфемерны, но они есть и будоражат человеческий разум!

24
Фото Vladimir Doroshenko
отзывы:
22
оценок:
39
рейтинг:
102
9

Картина "Она" удивительное одновременное воплощение неточностей и оригинальности. Казалось бы, все просто, картина о ней, как видно из названия. Но кто она? Женщина? Нет, пусть и обладает женским голосом. Она воплощение идеала: умная, оригинальная, с притягательным голосом Скарлетт Йоханнсон, но в ней нет тела. Ее нельзя потрогать и ощутить тепло от ее прикосновений. Однако она такая любимая и нежная для главного героя картины, которую играет Хоакин Феникс, что именно ей он посвящает интимные письма и произведения.

Одинокий писатель влюбился в новую оперативную систему, которая дарит лишь мерцающий огонек на телефоне и блаженный звук в наушнике, но для него этого достаточно, для того чтобы чувствовать себя комфортно в своем одиночестве. Спайк Джонз смог собрать воедино все самое интересное: оригинальность виртуальной жизни, быт настоящих лузеров и, конечно, несбыточную мечту, которая существует без какой-либо надежды. «Она» позволяет доказать, что одинокий человек может быть счастливым, как и главный герой, ведь не смотря на то, что в постели он один, любимая никогда не покинет его, достаточно просто следить за тем, чтобы работала батарейка.

22
Фото Nonevita
отзывы:
26
оценок:
63
рейтинг:
44
1

Я даже восстанавлю аккаунт на афише, чтобы описать свои впечатления. Невыносимо слащавый, приторный и переоцененный фильм. Предсказуемые ровно на фразу вперед реплики героев, мятущийся страдалец-идеалист главный герой, пошлая до последнего вздоха интимная сцена ( истинно говорю Вам - мне было реально стыдно это слушать. Стыдно именно от пошлости)
..Эти вопросы с придыханием в духе Дороониной, "Теодор, как ты?" Все вместе оставило ощущения сладости до отвращения, скуки и неудобства, что я это видела. Второй, пожалуй, фильм, с которого просто ушла.
Вероятно, со мной что-то не так.

8
Фото Захар Б.
отзывы:
35
оценок:
36
рейтинг:
81
7

В конце девяностых между Спайком Джонзом и Софией Копполой завязался роман, который продлился почти четыре года. Результатом этих отношений стала картина "Трудности перевода" принесшая Софии всемирную славу и "Оскар" за лучший сценарий. Джонз сыграл свою роль в успехе бывшей возлюбленной, став прототипом суетливого мужа главной героини "Трудностей".

Спайку понадобилось десять лет, чтобы подобрать правильные слова для ответа и вложить их в уста Скарлетт Йохансон, звезды Lost in Translation.

Каким получился ответ? По сути, Джонз взял десяток приемов и штампов, которые почтенная публика уже точно видела, слышала или читала, и слепил их во что-то очень личное, трогательное и пронзительное.

Визуально "Она" - это айфон, который упал в чан со сладостями в тот момент, когда там плескался Уэс Андерсон. Приятные карамельные планы снятые на пленку из пастилы ласкают взор взыскательного зрителя.

Сценарий напоминает одновременно британское "Черное Зеркало" и сразу все фильмы Чарли Кауфмана, что неудивительно.

В остальном мы имеем приятную футуристическую драму с хорошей постановкой, классной музыкой и чудесным Хоакином Фениксом в главной роли. На этот фильм имеет смысл сходить с девушкой, да и что там, просто имеет смысл сходить.

8
Фото pompey ivanov
отзывы:
15
оценок:
14
рейтинг:
23
5

Воскресный вечер. Полный зал. 2 часа тягомотины.
После просмотра этого, надо сказать, не лишенного своей концептуальности кино, остается недоумение. Нет, фильм в тренде нынешних оскаровских номинантов - тема меньшинств/униженных и оскорбленных/не-таких-как-все раскрыта. В данном случае не обиженных 150 или 10 лет назад афро-гомо-толерастов. Здесь герой - олицетворение всего западного постиндустриального общества - потерянный, разочарованный планктон, ищущий где-то чего-то для не ясно зачем. Все это замешано на психологизме в стиле Джона Апдайка, где чувства и мысли разбираются до атомов, действия до молекул. Но у старины Джона получалось как-то естественно, а тут претензия.
Если убрать несколько смешных (нелепых) эпизодов, то все время потраченное на просмотр - просто пустое препровождение оного.
Расстраивает то, что снимать такое не просто модно, но и вошло уже в привычку многих режиссеров. Что-то типа того, что прокатило бы на Берлинале. Социально-психологическая жевачка.
Лет прилично назад был канадский "Моник". Чем-то напомнило.
Западный кинематограф, конечно, многообразен и многолик. Но Спайк Джонс после данного творения примкнул к когорте мечущихся в духовном вакууме ребят типа Стивена Фрирза. Быть в струе - не сеять разумного и вечного, а искать странное и разбирать на молекулы.

7

Оператор фильма «Она»

Фотография Хойте Ван Хойтема

47 лет

Фильмов: 10

Хойте Ван Хойтема
Швейцарский оператор с голландским паспортом. Известность и похвалу критиков получил после сотрудничества с режиссером Томасом Альфредсоном («Впусти меня», «Шпион, выйди вон!»), после чего Спайк Джонз позвал его снимать роман между писателем и высокоинтеллектуальной операционной системой в «Она», Кристофер Нолан — освоение космических пространств в «Интерстелларе», а Сэм Мендес бондиану в «007: Спектр». С Ноланом Ван Хойтема также работал над блокбастером о Второй мировой войне — «Дюнкерком».

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Наше кино»

Теодор — одинокий писатель, покупает новую техническую разработку — оперативную систему, призванную исполнять любое желание пользователя. К удивлению Теодора, вскоре между ним и виртуальной героиней возникает роман.