Киноафиша Москвы

Фильм «Жить»

2012, Россия

7.1
оценить
Смотрите фильм "Жить" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Жить

Жить (тизер)

Смотреть трейлер
  • 16+ 1 час 59 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Второй полнометражный фильм театрального драматурга Сигарева, парадоксальным образом — про смерть

Человек умеет чувствовать, страдать, любить. Он умеет принять свою судьбу, даже когда та отнимает самое ценное — близких. Отнимает вместе со смыслом жизни и с желанием жить. Отнимает вместе со всем миром. Но герои фильма не готовы мириться со своими потерями. Они бросают судьбе вызов, объявляют ей войну и доходят в ней до человеческого предела. И идут дальше, по-своему побеждая...

Режиссер фильма «Жить»

42 года Фильмов: 4 Cпектаклей: 2

Драматург, режиссер, лауреат премии «Антибукер», ученик Николая Коляды. Обсценная лексика, сцены порнографического характера, гипертрофированная жестокость и никаких попыток дидактического обобщения — такова поставленная Кириллом Серебренниковым пьеса «Пластилин», в которой описывается жизнь провинциального подростка. И хотя работы Сигарева нередко называют «чернухой», международную драматургическую премию ему вручал сам Том Стоппард.

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Анна Сотникова
отзывы:
109
оценок:
108
рейтинг:
1334
7

Провинциальная трагедия

Одна ВИЧ-инфицированная пара — у нее (Троянова) пирсинг и пергидрольные дреды, у него (Филимонов) мобильный с камерой — едет венчаться, но на обратном пути в ночной электричке к ним подсядет гопник. Сначала вежливо попросит сигаретку, потом — 10 рублей, а потом уведет юношу к своим друзьям в соседний вагон, где те забьют его до смерти.

Одна женщина (Лапшина), которая после смерти мужа ушла в такой запой, что у нее отобрали детей, не дождется их возвращения: дочери погибнут в аварии на полпути, но после похорон она откопает их тела и принесет домой. А когда один увязший в долгах любитель игровых автоматов (Сытый) сядет на велосипед, уедет к реке, снимет ботинки и уйдет в пустоту, его сын начнет просыпаться по ночам с криком: «Папа умер!»

Если предыдущий фильм Сигарева, «Волчок», принято определять как сказку, то «Жить» можно по праву считать трагедией в традиции магического реализма. От бытовых ужасов Сигарев переходит к метафизическим, исследуя природу смерти, но не той, которой заканчивается одна жизнь, а той, с которой начинается совсем другая, — жизнь близких, вынужденных смириться с потерей. Три изящно зарифмованные между собой сюжетные линии, экранное воплощение трех главных жизненных страхов — смерть родителей, смерть детей и смерть возлюбленных, — складываются в драматургически выверенный, варварски просчитанный удар по всем болевым точкам сразу. Сигарева можно упрекнуть в том, что он не столько рассказывает, сколько пугает, — ну что ж, действительно, и больно, и страшно. Смерть сама по себе — странное явление, в которое невозможно поверить, пока не встретишься с ней сам, и объяснять это лучше даже не пытаться. Поражает в ней прежде всего то, как в обыденность медленно подмешивается проблеск иррационального, на глазах уничтожая привычную реальность. «Жить» устроен по тому же принципу — это трагедия, сконструированная из тщательно выверенных мизансцен, невесомой камеры Хамидходжаева, блестяще прописанных диалогов. Понятно, что Сигарев в первую очередь драматург, но излишняя театральность тут не выглядит фальшью: на свете нет ничего более неестественного, чем речи на похоронах. И авторскую одержимость символами — вроде белой лошади, выскакивающей на дорогу перед похоронной процессией, и гаснущей на венчании свечки — действительно хочется считать частью внутренней мифологии этих трех предельно бытовых историй. С другой стороны, любая попытка сказать что-то про «Жить» упирается в вопрос о невозможности оце­нивать его объективно — хороший это фильм или плохой, можно ли вообще ­говорить о нем в таких категориях. Это в общем даже не вполне фильм, а двухчасовой кошмар, обрушивающийся на зрителя в явном стремлении его уничтожить. И, наверное, это все-таки запрещенный прием. Наверное, не стоит так методично колотить людей по голове всем, что подвернется под руку. И, наверное, единственная разумная реакция на этот фильм — с громким воплем бежать от него сломя голову. Но это исход, который можно пожелать каждому, а что до всех остальных, то тут — как в песне Гребенщикова: есть выжившие, но спасенных нет.

1
0
20 августа 2012

Лучшие отзывы о фильме «Жить»

Фото Misha Vertunov
отзывы:
8
оценок:
31
рейтинг:
36
9

Превосходный образец кинематографа, который плевать хотел на споры вокруг русского кино, на Михалкова и Бакурадзе вместе взятых. Скорее на ум приходят "Три цвета: синий", "Танцующая в темноте", "Скафандр и бабочка". Конечно, в российской глубинке все пожестче, погрязнее, попроще - но по сути, в главном они похожи. Фильм о людях-человеках и их чувствах. Впрочем, я сгоряча сказал о "попроще": камера Хамидходжаева и музыка гитариста "Дельфина" делают свое дело, смотрится всё это вполне по-европейски, хотя и грубовато местами. Все ценителям фильмов с внятной и сложной темой, от которого иногда хочется отвернуться, но которое вспоминаешь потом еще несколько дней - рекомендую.

16
0
20 августа 2012
Фото кино умерло
отзывы:
40
оценок:
57
рейтинг:
104
9

"Вы живых тут хороните!"

Творчество свердловского драматурга и кинорежиссёра Василия Сигарева посвящено, в первую очередь, «страшным вещам». Таким как смерть, ненависть, злоба, всевозможные трагедии и несчастья. Сигарев человек русский, работы свои создаёт из русского материала, отчего просто «страшные вещи» у него обретают и вовсе брутальный характер. Дебютная картина, «Волчок» (2009), была посвящена теме «дочки-матери». Дочь преданно любила мать, мать беззаботно не любила дочь. Печальная история этих взаимоотношений несколько отступала на второй план под напором отборного мата, «весёлых картинок» из жизни провинциальной России и бескомпромиссного образа убитого ёжика. В итоге, при всех стараниях, дальше очередной «чернухи», бессмысленной и беспощадной, режиссёр в тот раз не двинулся. Однако этот первый блин стоило делать, чтобы наработанный опыт вложить в мощную и пронзительную новую картину, с простым, но ёмким названием «Жить».

По словам самого режиссёра, фильм возник из мысли о том, что «самое страшное, когда умирают близкие». В картине переплетены три истории, в каждой из которых происходит это «самое страшное». Счастливая молодая пара отправляется венчаться. Одинокая мать, завязав с выпивкой, ждёт, что заботливая социальная служба вернёт ей девочек-близняшек. Мальчик живёт с буйно-помешанной мамашей и надеется, что его заберёт отец. Беда, как водится, приходит тогда, когда её, не смотря на дурные предзнаменования, никто не ждёт. Под щемящие душу обречённые звуки пост-рока, рушится счастье молодых и гибнут надежды матери и мальчика на лучшую жизнь. Остаётся неисчерпаемое горе и знаменитый гамлетовский вопрос. Для ответа на него, Сигарев вплетает в удручающую российскую действительность элементы магического реализма. Попутно, режиссёр как бы невзначай намекает, что необходимым навыком для выживания в нашей стране, является умение воскресать.

Сигарев в этой картине делает очень важный для отечественного кино рывок. Он наконец-то преодолевает тягу наших кинематографистов к демонстрации дикости русского быта, как некой экзотики. В «Жить» Россия выглядит мрачной, скорбной, укрытой туманом и холодом, но в кой-то веки изображение отечественных диковинок дозировано, не является самоцелью и действительно оправдано высокими художественными задачами. Сигаревская история «частного апокалипсиса» нескольких жителей русской глубинки охватывает всё человечество и находится вне временных рамок и географических границ. Это вечная история, с проклятыми вопросами и неоднозначными ответами. И это выдаёт в авторе большого художника. Кроме того, если обычно в отечественном, так называемом, арт-хаусе зрителя отпугивала тотальная беспросветность, полная безнадёга, то Сигарев, едва ли не впервые, прерывает эту тупиковую традицию. Показав подлинный кошмар, автор предлагает выход из него. Рецепт до гениального прост, хотя и до невозможного сложен – в краткой форме он выведен в названии.

В одной из сцен героиня Яны Трояновой, воистину, не играющей свою роль, а проживающей её, нежно и устало объясняется со своим погибшим возлюбленным, повторяя: «Нельзя умирать, понял, козлина? Нельзя умирать!» Действительно, нельзя. Дети не должны покидать своих родителей, родители не должны оставлять своих детей, и любящие не должны расставаться друг с другом. Сигарев, и за это ему большое спасибо, напомнил нам о том, о чём в бесконечной спешке и бестолковой рутине каждодневных дел мы привыкли забывать. О том, что нет ничего важнее наших близких, их счастья и их жизни. И даже собственная жизнь не так важна, как жизнь дорогого человека. Картина оставляет очень тяжелое впечатление, но это тяжесть того рода, что не угнетает, а наоборот, даёт опыт и делает сильней, пробуждает и подталкивает смело жить дальше, только как-то по-иному жить.

13
0
31 августа 2012
Фото Tatiana
отзывы:
20
оценок:
169
рейтинг:
25
9

Советовать посмотреть всем этот будет немного странно - ты заведомо толкаешь на переживания и боль. Этот фильм не для попкорновой публики, желающей получить свою порцию развлечения в кинотеатре. Это мощный удар по психике.
Такие фильмы стоит показывать и смотреть, это самое сильное впечатление, полученное мной от просмотра фильмов за последний год. Потрясающая гармония визуального ряда, музыки и игры актеров. В фильме много метафор, зацепок и открытых мест, где зритель может решить для себя и домыслить. Фильм, который заставляет думать и переживать, при этом он не слюнявый и не сентиментальный.

11
0
24 августа 2012
Фото Lennox_Fox
отзывы:
6
оценок:
23
рейтинг:
25
9

После этого долго молчишь
Честно говоря, много не ждала от фильма. От русской провинции на экране уже сводит зубы, а особенно от подачи её как царства зла и кошмара, населенного ментами и алкоголиками. Можно подумать, нас готовят к войне с деревней. Но не сходить на фильм Сигарева не могла - он уже смог 1 раз доказать, что не чернушник, а скорее такой сказочник, хотя и страшный. С другой стороны, сюжет обещал и вовсе "правду жизни" - какой-то городок, какие-то тетки-девки и маленький мальчик (в "Волчке", значит, девочка была, а тут мальчик?). В общем, каша из ожиданий.

Просмотренный фильм все эти ожидания просто унес, как наводнение, сжёг на хрен. Это НЕЧТО совсем другое. Это сейчас я вспоминаю, что вроде бы какой-то индустриальный городок там, что подъезд как у моей тетки в Ельце, что электричка и тд. А тогда, когда смотрела - просто вжималась куда-то назад от ощущения, что автор залез ко мне в голову и достал оттуда самый жуткий страх и показал мне его безжалостно во всех деталях. А потом раз - дал затрещину, другую, не давая отвернуться - и напряжение медленно спало, успокоилось, я прошла опять через всё ЭТО... и когда загорелось гигантское слово ЖИТЬ на экране, просто замолчала. Надолго.

Не буду углубляться в сюжет, потому что это как раз здесь совсем не главное (хотя следить за ним приходится тщательно, чтоб не упустить переходов от одной реальности к другой), но скажу просто что эти две актрисы, Троянова и Лапшина, сделали что-то нереальное, такое от актёров просто не просят. Я бы не смогла попросить такое у актёра, если бы была режиссёром.

Вышла с фильма просто никакая, поехала к любимому, выпила и уснула. И теперь до сих пор вспоминаю какие-то моменты - нет, пересматривать не буду никогда в жизни, может быть, через год... Но всем стОящим людям вокруг скажу... Не знаю, что скажу. Что фильм хороший. Что люблю их.

9
0
27 августа 2012
Фото tushan_slonickoff
отзывы:
9
оценок:
21
рейтинг:
43
9

Красавица Жизнь – как роза, цветет,
Смерть бродит за нею – весь день напролет.
Жизнь – госпожа, что в спальне сидит,
Смерть – к этой спальне идущий бандит…

Мы редко задумываемся о смерти по-настоящему. И действительно, что о ней думать, ведь когда нас не будет — некому будет и бояться смерти, а пока живы — не помрем. Но есть ещё одна, другая смерть, смерть близких людей. И она самый страшный бандит, который в любую секунду готов украсть у нас самую главную драгоценность: без возврата, и в полицию обращаться бесполезно.

Василий Сигарев, по-видимому, о смерти думает частенько. И в его пьесах, и в первом фильме (которым он сразу завоевал кучу призов) все только и делают, что движутся к смерти, умирают и даже хотят умереть. Но в фильме с неожиданным повелительным названием "Жить" (и ведь не переведёшь на английский!) он превозшел самого себя. Здесь самая страшная Смерть — смерть любимого, кровиночки, главного и незаменимого — приходит сразу ко всем трём персонажам едва ли не в самом начале. Что же будет дальше? Чем ещё пронять и напугать зрителя?

И тут оказывается, что Сигарев вовсе не хочет пугать (хотя сидя в зале, не на шутку страшно). Он входит в пространство фильма на равных со зрителем, мучает сам себя, своих актёров и аудиторию в равной степени. Цель — понять, зачем все это вообще нужно, зачем "Жить". Вопрос не праздный.

И выясняется парадокс: если для любящего человека жизнь — это его любимый, то получается, что смерть и жизнь — это одно и то же. Два этих полюса для героев сближаются, сближаются и почти сливаются в одну точку. Они изо всех сил рвутся к любимым, и им плевать, по какую сторону водораздела те находятся. Одни остаются по "ту" сторону, переходят в Смерть. Другие прощаются как следует и медленно, по миллиметру возвращаются на территорию Жизни. У третьих всё ещё впереди, они будут балансировать на грани долго; но рядом с ними есть, оказывается, другие любящие и близкие люди.

В этом движении от жизни к смерти, от смерти к жизни все остальное бледнеет, теряет смысл. Хулиганы, менты, врачи, знакомые, вообще все окружающее уже не так важно (и слава богу, российской провинции мы уже насмотрелись). Важен только храбрый акробатический номер, удивительный фокус: живой остается стоять, когда его единственная опора и почва - это мертвый.

На этом фоне уходят на второй план и традиционные методы оценки фильма - хотя здесь все более-менее на уровне. Оператор снимает грубо, но рельефно (многие картинки застревают в памяти, а это немало), актёры доходят до состояний, о которых потом рассказывают в учебниках. Но призы свои Сигарев заслуженно получил именно вот за этот храбрый номер. И посмотреть "Жить" — это как посмотреть в лицо смерти, а потом, невероятно изогнувшись, всё-таки остаться в мире живых, сделать первый из череды маленьких выборов, как делает его героиня Яны Трояновой.

9
0
25 августа 2012

Галерея

Информация от прокатчика «Жить»

Информация предоставлена компанией «Коктебель»

Человек умеет чувствовать, страдать, любить. Он умеет принять свою судьбу, даже когда та отнимает самое ценное — близких. Отнимает вместе со смыслом жизни и с желанием жить. Отнимает вместе со всем миром. Но герои фильма не готовы мириться со своими потерями. Они бросают судьбе вызов, объявляют ей войну и доходят в ней до человеческого предела. И идут дальше, по-своему побеждая...