Киноафиша Москвы

Фильм «Кошечка»

(2009, Россия)
6.9
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Кошечка

Смотреть трейлер

Пять моноспектаклей о современной жизни

Пять моноспектаклей о современной жизни. Ефремов играет спившуюся балерину, Сухоруков — младенца-убийцу.

Актеры

Отзывы пользователей о фильме «Кошечка»

Фото chukotkasun
отзывы:
25
оценок:
297
рейтинг:
53
1

Фильм «Кошечка» вполне бы мог быть спектаклем (на что намекает и возникающий перед вступительными и заключительными титрами занавес, и кланяющиеся на его фоне актеры) и, возможно, это ему пошло бы на пользу. В картине рассказывается не одна длинная история, а четыре, как это в конце выясняется, минимальным образом между собой связанные, короткие (что, впрочем, не мешает каждой из них казаться слишком затянутой); по сути, четыре моноспектакля с Михаилом Ефремовым, Александром Стриженовым, Виктором Сухоруковым и Евгением Стычкиным в качестве исполнителей главной и единственной роли. Декорации есть, но на сцене можно было бы обойтись и совершенно без них, оператор в каждой части свой, но его работа не слишком заметна – ничего кроме длинных крупных или средних планов с перебивками в виде затемнения.
Сложно понять, на какой формат просмотра картина рассчитана: и на большом экране, и дома на DVD «Кошечка» будет выглядеть, скорее всего, странно. Другая, даже, пожалуй, большая странность состоит в том, что в релизе фильм заявлен как психоделическая комедия. Во-первых, смеяться здесь почти не над чем. Во-вторых, согласно своей этимологии и первоначальному смыслу термин «психоделический» призван описывать явления, связанные с расширением сознания и выходом его за определенные границы, тогда как в случае с «Кошечкой» скорее приходится говорить об узости мышления и приземленности фантазии сценариста, в роли которого, кстати, выступил сам режиссер Григорий Константинопольский. К тому же, четыре истории предельно реалистичны, за исключением отдельных моментов явного бытового неправдоподобия (ну не может, например, годовалый ребенок никаким образом дотянуться даже до самых нижних кнопок в лифте), и концовки последней новеллы, которую простой зритель мог бы описать нелитературным, но зато емким словом «маразм». И был бы, надо сказать, прав.
Но если еще по форме, как нетрудно предположить, «Кошечка» для отечественного кинематографа опыт достаточно уникальный, то содержательная составляющая включает в себя приличную дозу стереотипов, сформировавшихся в постсоветском сознании еще в начале 90-х годов и продолжающих едва ли не главенствовать в кино, сериалах и массовой литературе и по сей день. Здесь и преуспевающие бизнесмены, и эпизоды из жизни баснословно богатых людей, и любовные отношения, замешенные на стремлении еще больше озолотиться, и по-своему благородные мафиози, и многие другие, более мелкие, но не менее характерные черты.
Единственный чего-то стоящий эпизод – это третий, с действительно гениальным Виктором Сухоруковым, изображающим годовалого ребенка. Оценить насколько он блестяще справляется со своей специфической ролью не мешает даже грубая, заметная невооруженным глазом компьютерная обработка, придающая его лицу подобие младенческой гладкости. Но, опять же, с точки зрения сюжета историей не по годам все понимающего ребенка, хотя бы со времен «Жестяного барабана» уже никого не удивишь.
Особенно примечательно, что фильм, как выясняется, был снят всего за пять дней, а свои монологи актеры попросту считывали с телетекста. Что не помешало, впрочем, ему быть обласканным критиками на выборгском фестивале «Окно в Европу». Однако вряд ли можно чем-то помочь продолжающему пребывать в самом прискорбном состоянии, несмотря на значительный коммерческий успех многих проектов, отечественному кинематографу, снимая фильмы специально для фестивалей, б) снимая ТАКИЕ фильмы. С другой стороны, непомерную популярность текстов и постановок Гришковца еще никто не отменял, так что, возможно, и «Кошечка» найдет своих восторженных зрителей.

11
Фото Victor Matizen
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
5
9

Поскольку в отзывах на "Кошечку" был упомянут приз Гильдии киноведов и кинокритиков, который был присужден ей в Выборге, будет уместно сообщить уважаемым читателям "Афиши", что именно понравилось в этой работе одному из тех, кто голосовал за нее (а решение было принято значительным большинством голосов присутствовавших на фестивале критиков).

Мы с двумя коллегами впервые увидели "Кошечку" на закрытии "Кинотавра" и без колебаний досмотрели до конца, зная, что картина никуда от нас не уйдет, а параллельный его показу финальный банкет запросто может дойти до полного опустошения столов. Согласитесь, что если в ситуации выбора между хлебом (с икрой) и зрелищем предпочтение профессионально насмотренных людей отдается зрелищу, это кое-что о нем говорит.

Меня картина подкупила прежде всего дерзким и небывалым минимализмом - четыре монолога перед камерой, почти никаких декораций, сплошь средние и крупные планы, а от экрана не оторвешься. Г-н Chukotkasun (я-то, признаться, первым делом подумал, что за ником "Солнце Чукотки" укрылся Роман Абрамович) назвал "гениальной" игру Сухорукова, что несомненно, но разве не режиссер выбрал на эту роль именно его? А разве не блестяще играет старую балерину Михаил Ефремов и не изумителен Александр Стриженов, представший перед нами в совершенно неожиданном обличье саморазоблачающегося нувориша? Давно я не получал такого удовольствия от актерской игры и литературного текста, какое получил в этом фильме, и какая мне после этого разница, театр это, кино или телеспектакль? Это искусство, а уж как его назвать - даже для кинокритика дело второй очереди.

Искусство, между прочим, настолько удивительное, что г-н Сhukotkasun на голубом глазу написал: "четыре истории предельно реалистичны". Вот это признание - из другого под пыткой такое не выбьешь. Ай да Константинопольский, ай да сукин сын - выдумал черт знает что и заставил продвинутого человека поверить в свои выдумки! И мало того, что заставил поверить - заставил еще и отрицать, что "Кошечка" - психоделическая комедия. Да ведь это же чистая психоделика - так сдвинуть сознание зрителя, чтобы он принял твои фантазии за реальность!

Замечу еще вот что - третья новелла действительно лучшая. И это правильно - в четырехактной пьесе кульминация должна быть в третьем акте, а в четырехтактном ритме - на третьем такте. Но лучшая не только потому, что Сухоруков гениальный актер, а потому, что она с двойным дном. Рассказ-то лишь с виду о младенце, а на самом деле - о его отце и об отцовском скрипте, который на наших глазах вырезается на чистой доске младенческого сознания. А разве не пересекается с этим "Возвращение" Звягинцева, "Волчок" Сигарева и "Похороните меня за плинтусом" Снежкина (но не повесть Санаева, по которой снят этот фильм) ? Механизм наследования поведенческих стереотипов и воспроизводства социальных типов - вот что за этим стоит.

Не знаю, что ждет "Кошечку" в кинотеатральном прокате, но рекордсменом российского бокс-офиса ей, понятно, не стать. А вот в пересчете на копию и особенно по соотношению сборы/бюджет - может добиться неплохих результатов. Для DVD - стопроцентно "полочное" кино: ставь на полку и смотри в любой момент с любого момента до любого. Поэтому же годится для показа по ТВ. Универсальный, в сущности, формат...

5
Фото ks-you.livejournal.com
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
5
9

«Кошечка» это арт-хаус по-русски. «Кошечка» это 4 монолога, 4 моноспектакля, в которых мы имеем возможность убедиться в гениальности актеров, сценариста и съемочной группы, ибо фильм снят всего за 3.5 месяца с минимальным бюджетом, НО! это сделано потрясающе!
Монологи Ефремова «Бешеная балерина» и Стриженова «Брак по расчету» можно обозначить одним словом «ЖИЗНЬ». О прошлом и настоящем, нелегком, суровом и бесполезном рассказывает балерина, прозябающая в нищете. А герой А. Стриженова, маниакально ревнивый бизнесмен, грамотно раскинувший сети, попадает в чужую ловушку.
Монолог Сухорукова «Странный сон», он какой-то особенный, и по игре и по сценарию. Он спокойный, быть может несколько затянутый, но страшный. Дрожь охватывает, от того, что у годовалого малыша творится в голове.
Завершающий монолог «Кошечка или от автора» писателя коммерческих романов и жуткого растяпы Е.Стычкина дает возможность поверить в случай или может быть в чудо, а может быть просто в себя и свои силы.
Очень эмоциональный, запоминающийся и нестандартный фильм. Не думаю, что его смогут оценить любители «голливудских» комедий. Но, то, что он никого не оставит равнодушный это точно. Всеми руками ЗА!

4
Фото Маша Петрова
отзывы:
11
оценок:
211
рейтинг:
22
7

Кино для своих, и не только.
В последнее время у российской киноэлиты появилось новое развлечение - снимать кино на досуге. Такое кино снимают без огромной команды, в короткие сроки и на весьма вольную тему. Полная независимость от продюсеров дает поразительный эффект. Фильмы снятые урывками, в редкие минуты отдыха от заработка, становятся интересны критикам, фестивальным отборщикам и зрителю. Так засветился на фестивалях и даже вышел в прокат провокационный фильм Павла Бардина «Россия 88». Фильму «Кошечка» выпала похожая дорожка. В отличие от остросоциальной «России 88», фильм Григория Константинопольского использует темы по скромнее: проблемы человека в искусстве, путь творца, внутренний выбор.
Фильм «Кошечка» - это четыре актерских монолога на крупном плане (пятый будет только на DVD), которые начинаются и заканчиваются занавесом. То ли от близкой дружбы режиссера с актерами (Ефремов, Стриженов, Сухоруков, Стычкин), то ли от способностей Константинопольского генерировать бред высокого градуса, фильм приобрел характер балаганного абсурда. Впрочем, зная режиссёрское\сценарное прошлое Григория К. (8,5$ и Неваляшка за пазухой) все становится на свои места. Обретают двойной смысл слова Михаила Ефремова в образе «бешеной балерины» (первый монолог): «Жертвенность, упрямство, фанатизм и каторжный труд. А талант тут не причем». За десять лет ни одной собственной картины, клипмейкерство Константинопольского и второстепенные роли Ефремова, явно заслуживающего яркой, харизматичной «партии». Михаилу удалось перевоплотиться в старую, измученную интригами балерину. Потрясающая искренность слов, верность интонаций. Слегка прерывистый монолог Александра Стриженова про чутьё и репутацию немного теряется после такого начала. Но чудесный Виктор Сухоруков в образе пупса с культовым «А имею ли я право?» переводит все на уровень балаганной достоевщины и плавно подводит к главной части фильма. Последний монолог Евгения Стычкина - это уже непосредственно мысли режиссёра о творчестве вообще. Не удивительно, что братья по цеху восприняли «Кошечку» с невероятным пониманием сути дела. Всем приходится сталкиваться с проблемами заработка в творчестве, кабалой продюсеров, договорами с тысячью пунктов, непониманием со стороны зрителя. Но почему фильм стал интересен тем, кто к кино имеет лишь потребительское отношение?
А дело в том, что все проблемы творцов от кино близки и любому другому человеку. Те же проблемы невостребованности в профессии, интриг на работе и в жизни. Или, к примеру, кабала под названием ипотека. Словом любой человек – творец, со своими правами и обязанностями. Потому все слова, так лихо произнесенные с экрана, вполне могут быть присвоены и дворнику и менеджеру среднего звена и режиссёру кино. А это для любого фильма самое главное.

3
Фото Юлия Булкаева
отзывы:
10
оценок:
11
рейтинг:
16
9

Вчера была на премьере "Кошечки". И вот странная штука...Тусовка, шумиха...всё это в наше время затмивает само событие, саму премьеру, сам фильм (хотя я бы назвала это, несмотря ни на что, спектаклем). По моему мнению, в большинстве своем, люди посетили "Пушкинский" как всегда из-за артистов и т.д. Мало кто пришел действительно увидеть фильм, этот шедевр (не побоюсь этого слова), проследить за линией каждого сюжета, сплести их между собой в единый клубок.
Идея создать подобное должна прийти в голову только гению. Константинопольский является таковым. Потратить на съемки каждого сюжета сутки, вложить в создание проекта минимальный бюджет и при всем при этом добиться блестящего результата дано далеко не каждому.
Смотреть фильм стоит не только потому, что, по-моему, ничего подобного еще не было, но и ради игры актеров. "Бешеная балерина" в лице Ефремова кажется не такой уж и противной, наоборот, - она даже привлекает. "Брак по расчету", где главный герой Стриженов, не всегда выгоден (Стриженов в этой роли бесподобен!!!). "Странный сон" "малыша" Сухорукова потряс мое воображение до нельзя! Люди действительно не задумываются над тем, о чем думают новорожденные, из уст только и слышно: "Это же малыш, ребенок. Да что он понимает?!" А, оказывается, еще как понимает, еще как думает, еще как развивает свое воображение и формирует САМ свою личность. Это очень четко отражено в истории ребенка с ножом. Ну, о Стычкине, о самой "Кошечке" я даже не знаю, что и сказать. Слов не могу подобрать, до того неповторимо он сыграл. На мой взгляд, это его лучшая роль!
Если Вы дождетесь последней сцены, а не убежите от скуки из зрительного зала, то, благодаря герою Стычкина, поймете, почему именно эти истории, а не любые другие выбраны для фильма, почему сама картина названа так, и никак иначе. Вы поймете все! И, надеюсь, так же, как и я, будете пребывать после картины в состоянии эйфории не один день, надеюсь, у Вас появится желание советовать просмотр этого фильма всем и каждому, надеюсь, "Кошечка" пополнит ряды Ваших любимых фильмов, которые Вы готовы смотреть бесконечно!

3

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Каропрокат»

Новый фильм Григория Константинопольского «Кошечка» — «психоделическая комедия, призванная расширить сознание человека». Так определяет жанр сам режиссер. Повествование здесь — как калейдоскоп: одна история сменяет другую, и ни один сюжетный узор не повторяется дважды. В «Кошечке» пять новелл. Пять героев. Пять судеб, которые никогда не пересекутся. Пять гротескных притч о том, насколько велика разница между «быть» и «казаться». Зритель постоянно пересекает эту зыбкую границу. Фантасмагорическое путешествие по ту сторону яви в итоге оборачивается прозрением: то, что мы обычно принимаем за истину, бесконечно далеко от нее. То, что кажется подлинным произведением искусства, на поверку может оказаться фальшивкой. Насильно отправленная на пенсию и питающаяся на помойках, Балерина все еще надеется станцевать Жизель. Олигарх Виктор хочет жениться по расчету, но расчет оборачивается подлинным чувством. Младенец Сережа мечтает бороться за справедливость, но для этого ему нужно научиться ходить. 14-летняя Настя придумывает беспроигрышный план по знакомству с кумиром-музыкантом, и — о чудо! — он отвечает ей взаимностью (новелла не вошла в киноверсию и является бонус-треком для DVD). А литератор Павлик тем временем сидит в коробке из-под холодильника с Мамочкой и Кошечкой, придумывает их истории и на старой печатной машинке строчит, строчит свои романы. Чем в реальности оборачивается сокровенная надежда на лучшую долю, на взаимность и богатство? Хотя бы раз в жизни каждый задавал себе этот вопрос. У Григория Константинопольского есть на него пять разных ответов, и каждый — запредельно ироничен и вместе с тем пронзительно правдив. До выхода в кинопрокат «Кошечку» показали на «Кинотавре», фестивале «Окно в Европу» в Выборге (приз Гильдии киноведов и кинокритиков, специальный приз имени Саввы Кулиша «За творческий поиск», «Серебряная ладья» Михаилу Ефремову за лучшее исполнение мужской роли), на Фестивале российского кино в странах Балтии, а также в рамках Недель российского кино в Париже и Берлине.