Киноафиша Москвы

Фильм «Воображариум доктора Парнаса»

The Imaginarium of Doctor Parnassus (2009, Великобритания, Канада, Франция)

7.1
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Воображариум доктора Парнаса

Воображариум доктора Парнасса (англ.)

Воображариум доктора Парнасса (англ., фрагмент)

Смотреть трейлер

Фантастическая сказка Терри Гиллиама про мистификатора, заключившего сделку с дьяволом

Роль в этом фильме стала последней для Хита Леджера, ушедшего из жизни 22 января 2008 года.Трагическая смерть актера во время съемок грозила закрытием проекта, однако Терри Гиллиам сумел изменить сюжет так, чтобы не потерять ни кадра из того, что актер уже успел сделать для фильма. Каждая из ролей, сыгранных Джонни Деппом, Колином Фарреллом и Джудом Лоу, представляет собой одну из ипостасей героя, которого играл Хит Леджер. «Я очень признателен Джонни, Колину и Джуду за то, что они присоединились к проекту, а также всем, благодаря кому мы сумели завершить работу над фильмом, и я очень рад, что блестящую игру Хита увидят зрители» — режиссер Терри Гиллиам.Путешествуя по миру вместе со своей труппой, доктор Парнас дает возможность зрителям шоу пройти сквозь волшебное зеркало в фантастический мир. Однако магический дар Парнаса имеет свою цену: в течение многих веков он играет в азартные игры с самим дьяволом, который собирается прийти и забрать свой приз — дочь Парнаса Валентину. Но в Лондоне к труппе присоединяется загадочный незнакомец по имени Тони (Хит Леджер), в которого влюбляется Валентина…

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
отзывы:
525
оценок:
503
рейтинг:
5180
7

Приключение с мертвецом

Тысячелетний иллюзионист доктор Парнас (Пламмер) ездит по современному Лондону на самоходном вертепе с карликом (Тройер) на запятках, дочкой-куколкой (Коул) и влюбленным в дочку ассистентом (Гарфилд), предлагая лондонцам малобюджетные экскурсы в мир грез. Лондонцы, давно привыкшие к другим развлечениям, кидают в него пивными банками, из подворотни грозит щегольской тросточкой черт (Уэйтс), которому Парнас, как все тысячелетние фокусники, крупно задолжал. Вынув из петли незнакомца, не то повесившегося, не то кем-то по­вешенного на мосту Блэкфрайерс (традиционном месте для упокоения мошенников), труппа еще больше усложняет себе жизнь. Висельник (Леджер) оказывается человеком новой формации: он быстренько придумывает, как поставить балаган на коммерческую основу, оттирает карлика с ассистентом, мягко подкатывает к дочке — в общем, интуитивно льет воду на мельницу кредитора с тросточкой.

Трудно сказать, когда именно Терри Гиллиам из автора собственных фильмов превратился в их персонажа, но тем не менее факт: злоключения его собственного передвижного балагана, вечно глохнущего, теряющего колеса, грозящего вот-вот окончательно рассыпаться прямо посреди скоростной магистрали большого кинопроизводства, давно уже увлекательней, поучительней и драматичней, чем те не­частые представления, которые этот балаган с грехом пополам дает. К чести Гиллиама, он явно в курсе случившейся с ним незадачи, и чем сетовать на стабильно злой рок (на съемках «Воображариума» кроме не проснувшегося в самый неподходящий момент Леджера еще умер продюсер, а сам Гиллиам попал под автомобиль), с готовностью берет его в соавторы. Его последний фильм сделан будто в четы­ре руки — самим Гиллиамом и обстоятельствами, упорно пытающимися выбить из-под него режиссерский стульчик, — и самые лучшие его моменты, кажется, рождены именно в этом странном диалоге. «Воображариум» имел все шансы выйти самовлюбленной побасенкой про муки пенсионерского творчества (стареющий волшебник, равнодушные зрители, хваткий антрепренер — расклад здесь так прозрачен, что временами неловко). Тем более Гиллиам и правда постарел — он заговаривается, чудит, перебарщивает с фокусами, и гладкие компьютерные эффекты идут ему меньше, чем оптические фокусы и гипсовая бутафория времен «Барона Мюнхаузена» и «Бандитов времени» (впрочем, момент, когда механическая бабушка, пилотируемая Томом Уэйтсом, пожирает русских бандитов, не испортить никакими пикселями). Но внесенные судьбой коррективы придают фильму жутковатую глубину. Мертвый Леджер раз за разом лезет в одну и ту же петлю; вынужденная чехарда со знаменитыми дублерами в итоге выстраивается в безупречную метафору того, как на пути к смерти с человека одна за другой слетают личины: превратившись в волшебном зеркале в Джонни Деппа, герой довольно хмыкает, став в следующем Джудом Лоу, уже немного ­смущается, финальная же инкарнация — Колин Фаррелл — оказывается самой обидной и смехотворной. Гиллиама принято жалеть за его невезение. Но высшие силы, на первый взгляд действительно поставившие своей целью вогнать фантазера по маковку в землю, может статься, пытаются на свой жестокий манер помочь ему — не дать засахариться, поскучнеть, запутаться в завитушках собственного воображения. В конечном счете вполне может оказаться, что там, наверху, он кому-то по-настоящему нравится.

1
1
20 января 2010

Лучшие отзывы о фильме «Воображариум доктора Парнаса»

Фото jane bo
отзывы:
15
оценок:
18
рейтинг:
97
5

Расстроилась. Потому что ждала фильм и потому что он действительно мог бы быть шедевром, если бы не случись ему стать таким середнячком.
Не спасли от разочарования ни беспроигрышный жанр приключенческой сказки-притчи, ни этот милый и действительно концептуально-красивый стиль Гиллиамовского изложения.
Лишь внимательное разглядывание известных и не очень морд ну хоть как-то помогало не уйти в мир собственного воображения (то что бессознательное и у некоторых сопровождается храпом).

Поскучнела я вот почему: где-то в самом начале что-то екнуло и показалось что я вижу то, что станет достойным альтернативным мировоззрением одного неглупого человека-режиссера. Показалось что все эти перештампованные идеи (очень может быть справедливые и невиноватые что их затаскали) про вселенский дуализм, про недоброе-незлое, про «пойдешь направо коня потеряешь», про мелкий шрифт в договорах, про дружелюбных хитрюшек-дияволов и про то что всё всегда опять из-за баб здесь просто выжгут напалмом, станцуют на пепле, что-нибудь нарисуют и заснут.
На это намекало имя режиссера, а так же слишком прямолинейное (местами топорное) изложение заезженной фабулы, и поэтому просто не могущее не быть ироничным.

А все оказалось настолько серьезным, насколько в принципе не может быть. То есть вроде как ты своими глазами видел как подожгли фитиль, и ты честно сидел и смотрел как он оставляя серый след завернул за угол, и уже завороженный рефлекторно прищуриваешься и руки тянешь к ушам…а там тихо все и ничего не бабахает. Конец фильма.
«Говорят царь ненастоящий» думаешь ты и грустно идешь поднимать настроение монтипайтоном.
Так что скиснув к концу фильма вместе с самим фильмом, я все-таки решила думать что у Гиллиама именно не получилось то что задумывалось (не обязательно что хотела я, но обязательно радикально иное), и не в коем случае не думать, что то что именно задумывалось то и получлось.

А так, конечно, фильм нормальный. ничешный такой.
Многочисленная реакция «это кино заставляет задумываться!» обеспечена.
о-хо-хох.

12
0
7 февраля 2010
Фото Татьяна Таянова
отзывы:
182
оценок:
182
рейтинг:
350
9

А что вы хотели? Гиллиам опять снял печальнейшую сказку. Но в этот раз настолько, что даже забываешь про смерть незабвенного Леджера. Убивает диагноз, зло и скорбно поставленный режиссером своим современникам (а может и себе), – смерть воображения. Всех и каждого, нашего… и уже не нашего, потому что подконтрольного той силе, что отнимает его как самое живое и настоящее, творческое и созидательное в нас и дает взамен иллюзию обладания сбывшейся мечтой. Ложь, пустышку, фальшивую драгоценность сделанного со всеми удобствами и по самой что ни на есть стандартной мерке зрелища.

Человек с воображением никогда не будет ловить мечту как бабочку в сачок, отхватывать ее как покупку в магазине, заполучать как приз в игре или бонус в выгодной сделке…
Но жизнь с воображением требует усилий души, интеллекта, мужества мучиться радостью быть собой. И без него так просто! Заплатил проводнику – и лети, все, что увидишь, – твой пустой без красоты и правды мир, только увеличенный, приукрашенный, припудренный, огламуренный и позлащенный. Ничего нового, сплошное удовольствие узнавания, галлюцинация той же самой пустотой, пусть и изрядно наштукатуренной для пущего товарного вида (о, Пандора!).

Воображение мечты – для тех, кто жаждет остаться голодным. Воображариум зрелища – для тех, кто ждет пресыщения, думая, что это и есть полное, тотальное обладание мечтой. А на самом деле – дверка, за которой сера, огнь и жуткая улыбка того, кому так скучны люди, мелкость их душ и плоскость фантазий (и если бы о квартирном вопросе!)…

Лишь один будоражит испробовавшее, казалось бы, все-все-все воображение Сатаны. Это художник. Проводник в зазеркалье. Творец грез. Выдумщик сказок. Познавший истину, вечность, жизнь, могущество, славу, позор, красоту, безобразие... Рождающий новые миры и миги. И с легкостью променявший все это на единственную Любовь.

Но в нашем мире, где он уже не бессмертен и одинок, он жалок. Особенно когда появляется рядом «творец» нового времени, зазывала и шоумен, распорядитель и распределитель удовольствий, мэтр-де-Plaisir. У него тысяча лиц, и все прекрасны. И каждое лжет, как носатая маска. Лжет, потому что знает правду, то, что на самом деле от него хотят люди – улучшенных копий себя в улучшенной копии мира. Переезда в иную реальность на выгодных условиях, туризм в красоту, мечту, счастье, радость, со всеми удобствами, первым классом. А по большому счету – обмана, ставшего синонимом воображения во времена, когда даже добро и милосердие – всего лишь яркие блестки-приманки на очередной зазывалке «стань кем-то там…», гипнотические образы тридэвизуального характера, галлюцинации, придуманные ловким фокусником специально для тех, у кого давно не хватает воображения творить добро своими силами (без помощи фондов помощи сиротам и прочих закличек в истину и справедливость).

А наш художник? Заключив договор с Сатаной, он терпит распорядителя удовольствий, превращаясь из творца света в жалкого раба зрелища ДЛЯ ВСЕХ лишенных воображения. И пусть он (по просьбе самого дьявола) побеждает лжетворца (зазывалу, шоумена), и пусть он спасает дочь (она счастлива в финале без всяких ухищрений фантазии – у нее дружная семья), финал печален. Некогда истинный творец торгует своим некогда прекрасным воображаемым миром, уменьшенным до кукольной величины, картонным и, скорее всего, одноразовым для тех детей, которым его покупают (о, будущее!)…

Наврал Гиллиам? Все выдумал? Или вообразил? И достойны ли мы его воображения, его сказки? И такого конца Воображариума?
Один раз посмотрела пока и, возможно, преувеличиваю, но по мне словно каток проехал. Грустно! И совсем не сказочно...

9
0
1 февраля 2010
Фото Sergey Gureev
отзывы:
96
оценок:
613
рейтинг:
298
9

Ждал фильм года два. С большими надеждами на нечто невообразимое и потрясающее. Особенно после очень хорошей и сильной "Страны приливов", реабилитировавшей Гиллиама в моих глазах после "Братьев Гримм". Видимо, все-таки завысил ожидания.

Нет, "Воображариум" – фильм, однозначно, классный. Не подумайте ничего плохого. Абсолютно гиллиамовский. Его извечные темы, его манера, его миры, маленький забытый всеми магический театр, фантазийство и лицедейство, все как надо. Но не хватило – ровности, выстроенности, цельности. Фильм вышел довольно рваным. Некоторые места провисают. Да, скажем, прекрасен эпизод в горном снежном храме, очень смешна, сатирична особо актуальная для нас монтипайтоновская миниатюра на тему сил правопорядка, или сцена с русскими бандюганами и гигантской рашн Маманей, управляемой дьяволом-Уэйтсом, - ее тоже многие оценят по достоинству. Но сильные пиковые эпизоды только увеличивают ощущение мозаичности, волнообразности, которое раньше от фильмов Гиллиама исходило не так сильно. Нить Ариадны путается, теряется, появляется снова, но Тесей (о котором, кстати, у Гиллиама есть незаконченный сценарий) то и дело сбивается с пути.

Очень-очень – и содержательно, и формально – "Имаджинариум" похож на "Мюнхаузена", которого Гиллиам сделал еще в 1988 году. Да, в "Мюнхаузене" не было комп.графики (хотя и здесь она довольно странная, и Гиллиам опять жалуется, что бюджета на реализацию всех его фантазий не хватило), но при этом сюрный мир воображения, выстроенный в "Мюнхаузене", более целен, ярок. Концепция четче. Язык яснее. В "Парнасе" Терри (в свои почти 70) все-таки начинает заговариваться, забываться и путаться.

Но смотреть, конечно, обязательно. И пересматривать. Красиво и thought provoking. На фоне остального идущего в прокате в последние месяцы это, безусловно, редкое кино.


Отдельно, попутно. О наболевшем за долгое время. Очень мало адекватных осмысленных рецензий или просто впечатлений о кино. Буквально в режиме реального времени можно видеть, насколько деградирует способность воспринимать, мыслить и выражать намысленное (и в целом уровень информации и дискуссий в Интернете). Еще 3-4 года назад вы без проблем могли прочитать оригинальные неповерхностные интерпретации картин, анализ, трактовку символов. Сейчас таких днем с огнем не сыщешь. Каждый считает своим святым долгом написать "рицензию" с тремя ошибками в двух словах, что фильм "не нравитЬся", "говно и бред вобще", а он/она "ни чего не поняли" (ради чего вы это пишете? какую важную информацию хотите донести?). Но попробуйте, к примеру, найти анализ символического значения образа Тони-Висельника или попытки понимания роли доктора Парнаса в космологии Имаджинариума. Как, удачно?

Понятно, что Сеть количественно расширяется, захватывая все больше не обремененной много чем массы, и поэтому количественно ухудшается и качество языка, рецензий и обсуждений. Но ведь умных слов не просто стало меньше в этом потоке, их, кажется, и в абсолютном выражении значительно поубавилось.

Как и в фильме, кибитка разваливается, воображение публики работает все хуже и готово воспринимать только готовые чужие фантазии а-ля "Аватар" (в лучшем случае), магические представления не понимаются и не принимаются, а волшебные зеркала закидываются пивными бутылками. Концовка - и здесь, и в фильме - довольно печальная.

8
0
2 февраля 2010
Фото Иван Шапкин
отзывы:
41
оценок:
494
рейтинг:
247
9

Благими намерениями вымощена дорога в ад

У меня были большие сомнения по поводу качества фильма. Я боялся, что либо все мое внимание будет сосредоточено на Хите Леджере и я не смогу рассмотреть в фильме что-нибудь еще, либо Терри Гиллиам переборщит с визуальной стороной картины, сделав что-то на подобии «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». По обоим своим пунктам я ошибся. И это прекрасно.

Сотни, а может быть и тысячи лет назад, жил был на свете некий Парнас. Он вел праведную жизнь в одном горном монастыре, занимаясь чтением книги Вечности, благодаря чему наше мироздание оставалось целостным. Но сколь праведного образа жизни не придерживался Парнас, он попал в сети Дьявола и заключил с ним весьма сомнительную сделку, для того чтобы приобрести бессмертие. Однако у любого действа есть своя цена. Цена бессмертия Парнаса — душа его единственного ребенка. И дабы спасти свое дитя доктор строит грандиозный аттракцион, который способен реализовывать весь скрытый потенциал человеческого воображения. Всякий, входящий в стены Парнасовского Зазеркалья, должен сделать важнейший выбор всей своей жизни. Поступит правильно — обретет счастье, а если же ошибется — попадет в Ад. Человек, поступивший правильно, как это понятно, идет в зачет Парнасу, а оступившийся к Дьяволу. Но чем больше идет время, тем сильнее изменяется обычный человек. Поэтому подчас мелкие и мимолетные вещи кажутся обывателю, гораздо привлекательней, чем вечные ценности. И вот когда пари уже почти проиграно, Парнас встречает молодого человека по имени Тони, который вроде бы даже готов помочь старику в этой не равной битве. Но так ли честен это обаятельный человек? Не ведет ли он какую-то двойную игру? Однозначного ответа нет.

- Черт! Я выиграл.

Было бы большим преступлением не сказать ни слова об актерах. Все участники картины постарались создать ярких и запоминающихся персонажей. Разумеется прекрасней всех в своем амплуа был Хит Леджер. На экране в данной картине ему нет равных. И даже Джонни Депп со своим великолепным обаянием отходит на его фоне на второй план. Конечно, не обошлось и без некой доли разочарования. Я имею в виду появление Джуда Лоу. Со своей работой он справился адекватно, но в сравнении с другими лицедеями значительно хуже. Возможно в этом виноваты гримеры, поскольку заретушировали они героя Лоу настолько, что временами казалось что на экране ходит не новоявленный «доктор Ватсон», а весьма сильно похудевший и подросший Дени Де Вито.

На что же похож «Воображариум Парнаса»? Лично для меня параллель была очерчена «Наукой сна» Мишеля Гондри и «Запредельем» Тарсема Синха. На экране творятся безумные, непонятные, но подчас настолько притягательные сцены, что оторваться нет ни каких сил. Какой к черту «Аватар»? Да простят меня поклонники творчества Кэмерона, но именно здесь полностью раскрывается ценность и достоинство визуальной стороны любого фильма. Потому что да же за самыми распрекрасными технологиями должна стоять человеческая душа, а не желание срезать бабла на простом обывателе.

Другое дело, что данный фильм в своем посыле совсем не прост. И любителей искать ответы на поверхности к просмотру данной картины допускать не следует. Смотреть рекомендуется только тем, кто «способен наслаждаться процессом, не задумываясь о цели». Это универсальная притча, в которой кто-то увидит нового «Фауста». А кому-то она может показаться историей о том, что жизнь есть сложный баланс между реальностью и воображением, или же изящным парадоксом о мошеннической природе искусства. Картина легко меняет личины, как и герой Леджера, оборачивающегося то Деппом, то Лоу, то Фаррелом. Какую маску увидите вы — зависит только от вас.

Восхитительно! Изумительно! Прелестно! И… ОБАЛДЕНО!

Именно благодаря таким фильмам, я и полюбил кино.

7
0
1 февраля 2010
Фото AliceEnigma
отзывы:
9
оценок:
9
рейтинг:
31
9

Прикоснитесь к миру чудесного
Хотелось бы начать с фразы, которая звучит в самом начале фильма: «Мир полон чудес и магии для тех, кто видит иначе»…Идея выхода по ту сторону – по ту сторону добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, шага в Зазеркалье, вневременность, не является новой в искусстве так же, как и в философии. Пожалуй, её можно отнести к одному из архетипов, формирующих и оказывающих воздействие на индивидуальное сознание вне зависимости от принадлежности человека к той или иной культурной среде. И в этом – смелость художника и проявление высокой степени личной свободы. Всегда трудно сказать новое там, где уже столько было сказано до тебя. Терри Гиллиаму это, несомненно, удалось. Причем, сделано это настолько завораживающе и талантливо, что даже зритель, далекий от метафизических аллюзий и не отягощенный бременем прочитанного и увиденного, вдруг обнаружит всю притягательность вещей, которые по сути своей невозможно, да и не нужно, понимать до конца.

«Подобное тянется к подобному» - один из постулатов тайного знания. Все мы получаем то, чего заслуживаем и к чему имел склонность наш ум при жизни, либо не имел вовсе никакой. Ад или рай – это то, что уже внутри нас. И потому, беспробудный пьяница, шагнув в Зазеркалье, оказывается среди груды пустых бутылок и банок, и ему любезно предлагают пропустить стаканчик, на что он незамедлительно соглашается. Гламурная дама лицезреет гигантских размеров проплывающие перед ней туфли, украшения, предметы роскоши, а, встретив героя Джонни Деппа, предвкушает и возможность сладостных утех. Правда, все заканчивается для нее немного не так…

Перед доктором Парнасом все время стоит проблема мучительного выбора. А причиной тому – гордыня, заставившая его однажды, много лет назад, заключить пари с самим дьяволом. Бывший монах обретает бессмертие и, вместе с ним, свой персональный ад уже на земле. Дальше одно пари следует за другим, игра не прекращается, ставки повышаются, и по ним нужно платить. Вот он – мучительный вопрос бытия и непостижимая тайна. Оправданна ли та цена, которую мы платим – осознанно или нет, не важно, за исполнение наших желаний. Мы платим ее раньше или поздно все равно. Поэтому, не только доктор Фаустус или доктор Парнас искушаемы в силу доступного им знания. Похоже, этой судьбы не избежать ни одному из смертных. И в этом фильме, и в жизни, каждый персонаж мечется в страстных попытках добиться осуществления своих желаний разного масштаба – будь то спасение человечества или личное обогащение. Но как только это происходит, обнаруживается вся фальш балагана, зеркало оборачивается фольгой, могущество - бессилием, любовь – предательством. Мир, в котором мы живем - это мир иллюзии. Рябь на воде не дает возможности взглянуть на свое истинное отражение, и поэтому мы видим в зеркале каждый раз пугающе иной лик.

Группа со-товарищи прекрасно справилась с задачей изображения многоликого Тони после трагического ухода Хита Леджера, игравшего его. Эта роль – бесспорная актерская удача. И как особая дань уважения его памяти воспринимаются первые финальные титры: «Фильм Хита Леджера и его друзей»…

Персонаж Джонни Деппа в фильме произносит фразу, которая должна была принадлежать Леджеру: «Ничто не вечно, даже смерть». Мы – печальные путешественники, странствующие по разным мирам и не осознающие свою участь. Так включайте свое воображение, чтобы видеть мир иначе! Управляйте своими желаниями, и тогда в Страну чудес можно будет приобрести билет в обе стороны….

Приятного просмотра!

7
0
1 февраля 2010

Галерея

Информация от прокатчика «Воображариум доктора Парнаса»

Информация предоставлена кинокомпанией «Вест»

Роль в этом фильме стала последней для Хита Леджера, ушедшего из жизни 22 января 2008 года. Трагическая смерть актера во время съемок грозила закрытием проекта, однако Терри Гиллиам сумел изменить сюжет так, чтобы не потерять ни кадра из того, что актер уже успел сделать для фильма. Каждая из ролей, сыгранных Джонни Деппом, Колином Фарреллом и Джудом Лоу, представляет собой одну из ипостасей героя, которого играл Хит Леджер. «Я очень признателен Джонни, Колину и Джуду за то, что они присоединились к проекту, а также всем, благодаря кому мы сумели завершить работу над фильмом, и я очень рад, что блестящую игру Хита увидят зрители» — режиссер Терри Гиллиам. Путешествуя по миру вместе со своей труппой, доктор Парнас дает возможность зрителям шоу пройти сквозь волшебное зеркало в фантастический мир. Однако магический дар Парнаса имеет свою цену: в течение многих веков он играет в азартные игры с самим дьяволом, который собирается прийти и забрать свой приз — дочь Парнаса Валентину. Но в Лондоне к труппе присоединяется загадочный незнакомец по имени Тони (Хит Леджер), в которого влюбляется Валентина…