Киноафиша Москвы

Фильм «Рожденный четвертого июля»

Born on the Fourth of July (1989, США)

5
Кино: «Рожденный четвертого июля»

Том Круз в роли парализованного ветерана вьетнамской войны

История про молодого американского патриота, который добровольцем отправился во Вьетнам и вернулся с войны парализованным пацифистом.

Отзывы пользователей о фильме «Рожденный четвертого июля»

Фото scheet
отзывы:
599
оценок:
600
рейтинг:
96
3

С позиции дня сегодняшнего фильм местечковый, и даже если бы он был снят и показан в годы войны, то посыл обществу был бы до конца не отработан. А уж что говорить про времена 20 лет спустя! В период вьетнамской войны хорошо работала цензура, и о протестных настроениях конца 60-х и мир, и американское общество узнавали лишь в режиме онлайн, из новостей. О каком либо серьёзном искусстве на данную тему и речи видимо быть не могло, табу! И эта же самая цензура явно не отпустила до конца создателей фильма и 20 лет спустя: если жизнерадостное и патриотичное начало фильма выдержано в полной мере, то уже с момента попадания во Вьетнам события в жизни главного героя становятся до жути заштампованными. Военные сцены промелькнули эпизодически, госпиталь не показался ни ужасным ни прекрасным, коллеги-ветераны главного героя вообще не запомнились ничем, а итоговые протестные настроения в исполнении Тома Круза выглядели и робкими, и натужными. Вобщем, кинА из фильма с пафосным названием не получилось, и агитки для внутреннего североамериканского употребления тоже. Хотя, чего уж в 89 году было агитировать? Уж плакать надо было бы по жертвам! Но плакать видно тоже нельзя, ведь даже скупого чувства сожаления или сочувствия фильм почти не вызывает.

Фото Виталий Мазуревич
отзывы:
75
оценок:
137
рейтинг:
96
5

И снова здравствуйте!

«Рожденный четвертого июля» – второе высказывание Стоуна о войне во Вьетнаме. По сути, это снятый темя годами раньше «Взвод», собравший тогда, помимо «Оскаров» за монтаж и звук, две главные статуэтки за режиссуру и лучший фильм, перекочевал в послевоенное время, прихватив за собой 11 актеров, среди которых Дефо и Беренджер. Нет, ну понятно, что стреляют в «Рожденном» уже меньше (и все больше по своим или гражданским) и акценты расставлены иначе, но лейтмотив никому не нужной войны и тут звучит отчетливой барабанной дробью.

Тот факт, что в общем-то уже не самый молодой и титулованный режиссер с настойчивостью, которой в ином контексте можно было бы и позавидовать, лупит в одну и ту же мишень, выбивает 100 очков и снова стреляет туда же, хотя фанерный силуэт уже и человека перестал напоминать, не сильно радостен, но объясним. Стоун – непосредственный участник той войны, доброволец, награжден Бронзовой звездой и Пурпурным сердцем (именно этими «жестянками» в «Рожденном» трясут ветераны, говоря об их никчемности). Поэтому Вьетнам для режиссера – собственный «-изм», «важная штука», если хотите!

Однако, в «Рожденном» Стоун оперирует войну уже не как взаимоуничтожение людей, а выводит на первый план «эхо войны», жертв, которые продолжают падать замертво, когда отгремели последние выстрелы. Формально фильм схож с «Тремя товарищами» Ремарка, но в условиях Америки 70-х годов: но если у немецкого писателя жертвы той войны могли еще любить, радоваться и уже только потом выть от несправедливости, то герои Стоуна умеют исключительно последнее. Выворачивая Вьетнам наизнанку, Стоун апеллирует уже не к самой войне, а к отношению к ней, пытаясь выдать нравственное попрекание отвернувшихся от ветеранов за похороны «американской мечты». Натягивая вокруг тоже в общем-то не новой идеи о бессмысленности войны американские флаги, дни независимости и прочие агитплакаты, Стоун незаметно для себя теряет искренность: драма Ковика превращается в военный парад с бухающим барабаном и дудкой, способной лишь нервировать, потому что не дает поспать в выходной день, а склока среди безлюдной пустыни прикованных к инвалидным коляскам Круза и Дефо – в нелепый цирк на колесах.

Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Вот здесь, в отличие от «Взвода», у Стоуна получился-таки антивоенный фильм. Сдается, именно тут Стоуном сделан первый шаг к той его некорректнейшей глумливости, на которой зиждутся «Прирожденные убийцы». «Рожденный» начинается, как еще один нестерпимо пафосный и невозможно слюняво-приторный патриотичный, сцуко, фильм. Но в первых же кадрах «про войну» вся эта хуйня (пародия, как задним числом понимаешь – и со смеху, соответственно, тоже помираешь лишь постфактум) «куда-то» уходит – а дальше – больше, бля: чем дальше в стоуновский лес, тем шире его гадливая лыба, которую мы всецело одобряем. Еще и Круза приглосил на главную рольку – ебать-колотить. Это один из самых антиамериканских фильмов, что я видел, но, увы, даже это не искупает скушности, которая всю эту фильму пропитывает (не в пример опять же насквозь милитаристскому «Взводу»). Идея, как это часто у Стоуна бывает, задавила художьствьнные достоинства. Пять минут здешней войны, пожалуй, не сравнить с любыми пятью минутами про бойню из «Взвода» – хоть и лишь в техническом, конешно, смысле. Красоты тут ваще немало. Немало и достойной иронии – не преминете, например, обратить вниманье, что здесь снова есть Том Беренджер – в издевательском (после опять-таки, не обессудьте, «Взвода») камео. Но даже вся ирония, всяческая пародия выписаны до того насупленным профессионалом, что от некоторых эпизодов в каком угодно контексте тошно. Скажем, пригласить композером Джона Вильямса – шоб этот гламурщик вновь накатал патетический, слащавый и омерзительный саундтрек. Этот дурак такое, понятно, и накатал – и я убежден, что он до последнего не догадывался, в чём здесь состоит истинная задача коварного Стоуна. Ясно, что уж сложный японец Китаро сюда не сгодился б – такого только на «Небеса и землю». Но всё одно вильямсовская музыка блевотная – блевотная и всё тут, ничё не попишешь. И так здесь почитай чё решительно во всём. Стало быть, опять ставим Стоуну такие отметки: за издёвку – отл, а за картину как таковую – всё ж таки всего лишь уд.

Фото Александр Сергеевич
отзывы:
4
оценок:
10
рейтинг:
1
9

Казалось бы, красавчик Том Круз — первый во всем по жизни! Перед ним открыты все двери, он молод, самоуверен, амбициозен, силен. Ему можно пойти в любую область, такие как он быстро добиваются успеха. Но наш герой патриот, он не ищет легких путей и поэтому выбирает службу в морской пехоте. По началу фильму кажется, что Оливер Стоун несколько переборщил с положительными качествами Тома Круза, но потом становится понятно зачем.

И вот он попадает на войну, даже тут он в своей стихии, отдает четкие приказы смел и решителен… и вот одна случайность и вся жизнь молодого человека рушится, все его идеалы, вся его вера в правое дело. Их взвод по ошибке обстреляли дом в котором были дети, на его руках кровь невинных… мгновение и он ослепленный лучом заходящего солнца убивает своего товарища… секунда и пуля попадет ему в позвоночник и ноги его больше никогда не будут ходить.

Казалось бы, куда еще?! Но нет! Он находит в себе силы, и даже тут не сдается, но вернувшись домой жизнь бьет его еще сильней. Его не встречают как героя, на улице таких как он освистывают, молодежь против войны и среди них его друзья, девушка и брат. Он никому не нужен в этой инвалидной коляске и вынужден алкоголем топить свою вину в смерти детей и товарища.

Но и тут он не сдался, многие кто пошли по этой дороге спились либо покончили с собой. Но Том не такой, он не стал плыть по течению, он был на грани, на самой нишей ступени отчаянья, но все таки нашел в себе силы продолжить жить. Фильм показывает невероятную силу человека, который ищет смысл своего существования, когда все чем он жил раньше рухнуло. Таких людей нужно уважать!

Выводы: Смотреть и делать для себя выводы

PS Подведу итог статистикой: на войне погибло 47 тысяч американских солдат, после войны 100 -150 тысяч покончили жизнь самоубийством.

Оператор фильма «Рожденный четвертого июля»

Фотография Роберт Ричардсон

62 года

Фильмов: 33

Роберт Ричардсон
Отличается стабильностью в работе с режиссерами: снимал 11 фильмов Оливера Стоуна и 7 картин Мартина Скорсезе. Также работал над всеми последними фильмами Квентина Тарантино, начиная с дилогии «Убить Билла». Ричардсон всегда ставит во главу угла хороший кадр, иногда даже рискуя жизнью. Например, на съемках «Авиатора» он так близко подошел к пылающему самолету, что сжег свои кеды. Такую готовность сгореть на работе оценили киноакадемики (у Ричардсона три «Оскара»).

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить