Фильм

Фильм Князь тьмы

Prince of Darkness (1987, США), IMDb: 6.7

6.8
6.7
© Alive Films
1/5

Фантастический триллер Джона Карпентера

В заброшенной церкви ученые находят необычный сосуд. В древней рукописи говорится, что в этом сосуде покоится дух Сатаны. Он высвобождается из сосуда и вселяется в исследователей. Приз критики на Международном фестивале кинофантастики и фильмов ужасов в Авориазе.

СтранаСША
Продолжительность1 час 42 минуты
Дата выхода22 октября 1987
Возрастное ограничение18+
Карпентер всегда любил вестерны, но дебютировал с научно-фантастической комедией «Темная звезда», сценарий к которой написал автор «Чужого» Дэн О’Бэннон. Через пару лет режиссер снял свой первый шедевр — триллер «Нападение на 13-й участок», вдохновленный вестерном «Рио-Браво» Говарда Хокса. В нем режиссер продемонстрировал свое, пожалуй, главное умение: при минимальном наборе художественных средств добиваться грандиозного эффекта. Того же эффекта он добился в слешере «Хеллоуин», в котором саспенс создавался только за счет напряженной музыки (фирменный карпентер-кор) и геометрии пространства. Впрочем, режиссер преуспел не только в хоррорах («Туман», «Нечто», «Кристина», самый страшный фильм на свете — «В пасти безумия»), но и в сердитой и постапокалиптической фантастике: «Побег из Нью-Йорка», «Чужие среди нас», «Побег из Лос-Анджелеса». Не все картины Карпентара были удачными, как в финансовом, так и в художественном плане («Элвис», «Проклятие деревни Мидвич», «Вампиры»), но Карпентер не боялся экспериментировать и мог снять как крайне лиричное («Человек со звезды», «Воспоминания человека-невидимки»), так и гомерически смешное кино («Большой переполох в маленьком Китае»). В нулевые он практически оставил режиссуру и сделал разве что «Призраков Марса» да две по-хорошему сумасшедшие серии для хоррор-альманаха «Мастера ужасов» («Сигаретный ожог» и «Дитя тьмы»), а в десятые — скромную по художественным амбициям, но виртуозную по исполнению «Палату». Зато Карпентер не оставил сочинение музыки — и с разницей в год выпустил две пластинки: «Lost Themes» и «Lost Themes II».
7

В подвале одной старой лос-анжелесской церкви находят потайную комнату, доступ к которой осуществляется посредством ключа, найденного в келье только что умершего отца Калдера. На самом деле это даже не комната, а огромный молитвенный зал, в котором у алтаря стоит огромный сосуд с булькающей жидкостью зеленого цвета. Чтобы разобраться, что же это такое вообще, отец Лумис (Дональд Плизанс) собирает кучу ученых из самых разных областей наук - биология, химия, физика, история, теология. Удивленные парни и девушки на предложение соглашаются и довольно быстро объединяются под крышей старого здания, где с наступлением темноты начинают происходить странные вещи. Вокруг церкви собираются бездомные с весьма подозрительными и даже пугающими лицами (Элис Купер у них за главного) и намерениями; жидкость в гигантской колбе начинает активизироваться, что связано, судя по всему, с тем фактом, что Земли достигли лучи взорвавшейся давно сверхновой; всем начинают сниться сны, будто кто-то из будущего пытается достучаться до их сознания и предупредить о чем-то. Дальше все набирает более кровавые и пугающие обороты.

Разочаровавшийся в середине 80-х в больших студиях Джон Карпентер подписывает контракт с небольшой компанией Alive Films, которые были заинтересованы в Карпентере, как в интересном авторе, а тот был заинтересован в них, как в шансе снимать то кино, которое он хочет, получая большой уровень свободы и небольшой - ответственности. По сути представители студии даже не читали сценарии, когда Карпентер их приносил, просто подписывали проект после того, как прослушивали вкратце о чем вообще будет кино. Иными словами, в подобном сотрудничестве были заинтересованы абсолютно все, и зритель не в последнюю очередь.

Как и многие фильмы в творчестве Карпентера, "Князь тьмы" является оммажем лентам другого автора, но на этот раз не Хоукса или Хичкока, а Найджела Нила с его сериалом "Куотермасс", но, как и в предыдущих случаях, режиссер придавал идеям и языку первоисточника более современный вид. Кроме того, сценарий к фильму оказался необыкновенно проработанным и содержал неприличное для ужастика количество диалогов, посвященных тахионам, дифференциальным исчисленьям, анти-частицам и прочей высокоинтеллектуальной и некомфортной для среднестатистической группы поклонников жанра ужасов чепухи. Подобного, конечно, до этого Карпентер себе не позволял.

Фильм стал не только умным вариантом ужастика, но и в некоторой степени постарался уловить страх того времени перед СПИДом. Ведь по сути силы зла в картине представлены не совсем каким-то существом демонического происхождения, но биохимической субстанцией, которая при попадании на человека его заражает, а тот, в свою очередь, заражает своих близких. Плюс ко всему, фильм сделан в эстетике "фильма-осады", достаточно популярного для жанра фильмов ужасов того времени и Карпентер был одним из тех, кто на него повлиял в приличной степени.

Уйдя от больших студийных проектов, Карпентер был волен звать в свой фильм старых знакомых по предыдущих фильмам, и вот мы видим в кадре и Плизанса, и Вонга, и Дана. Поэтому снимали фильм довольно быстро, где-то за полтора месяца, без каких-либо происшествий и скандалов, Карпентер собственнолично написал и всю музыку к фильму, а к Хэллоуину картина была готова выйти в прокат. Единственное, что омрачало релиз - рейтинг новой картине дали "X", а это означало совершенно ограниченный прокат, в котором фильм довольно уверенно потерялся среди кучи довольно несерьезных ужастиков, которых во второй половине было пруд пруди, проблема была только один отличить от другого, а этим уже серьезно занимались повернутые на жанре единицы.

Конечно, если сравнивать эту ленту с большинством предыдущих фильмов Карпентера, то сравнение будет получаться в большинстве случаев не в пользу новой картины, но это не значит, что фильм оказался плохим и не достойным к просмотру. Кроме известной доли развлекательности и интриги в сюжете, лента ухитряется поднять не только сказанные выше моменты, но и задумывается на тему места человека в мире науки и пытается альтернативно взглянуть на природу и всесильность науки как таковой вообще. Конечно, этим фильмом Карпентер окончательно повесил на себя ярлык "мастера ужасов" и дальнейшие предложения шли к нему исключительно в подобном ракурсе, но с такой проблемой режиссер научился справляться уже давно.

2 мая 2012
7

Фильм страшный, пропитанный темными материями и неизведанной природой зла..
Смотреть всем любителям фильмов ужасов. Неповторимая атмосфера фильмов Карпентера заставит вас бояться.

14 мая 2010
Все отзывы
Читайте также
Самый полный гид по фильмам Джона Карпентера («Хеллоуин», «Побег из Нью-Йорка») — лучшего жанрового режиссера на свете
Самый полный гид по фильмам Джона Карпентера («Хеллоуин», «Побег из Нью-Йорка») — лучшего жанрового режиссера на свете
20 октября 2021
Замуровали, демоны: лучшие фильмы про чертовщину
Замуровали, демоны: лучшие фильмы про чертовщину
16 июля 2020
13 новых фем-хорроров, от которых кровь стынет в жилах
13
новых фем-хорроров, от которых кровь стынет в жилах
23 октября 2021
100 лучших сериалов XXI века. Список Би-би-си
100
лучших сериалов XXI века. Список Би-би-си
22 октября 2021