Киноафиша Москвы

Фильм «Стратегия паука»

Strategia del ragno (1970, Италия)
4.2
оценить
Кино: «Стратегия паука»
Кино: «Стратегия паука»

Молодой исследователь Атос Маньяни возвращается в город Тара, чтобы разобраться в обстоятельствах гибели своего отца. Как сообщает подруга отца, тот был убит фашистами в 1936 году.

Отзывы пользователей о фильме «Стратегия паука»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
5

Практически зеркальная копия другого фильма того времени – шедеврального «Конформиста». Экранизация рассказа писателя Хорхе Луиса Борхеса. В итальянский городок, расположенный в районе, известном ныне благодаря тому, что там зародился фашизм, приезжает паренек Атос (Джулио Броджи), который интересуется судьбой своего отца, погибшего тут в 1936 году. Официальная версия гласит, что его подло убили фашисты. Даже памятник в его честь есть. Но Атоса интересуют подробности от тех, кто его действительно знал лично. Он находит троих древних стариков, каждый из которых рассказывает ему свою версию правды. Дело в том, что на самом деле его отец не был никаким героем. Да, он боролся с начинающимся фашизмом, но предал друзей, выдав их планы по подготовке покушения на Муссолини. Эти трое приятелей решают его убить, но совершают все таким образом, чтобы убитый стал флагом борьбы антифашизма. Что делать сыну с открывшейся правдой? Станет ли он сыном своего отца или в нем больше смелости? От его решительности зависит и его жизнь – ведь стратегия трусливого паука лишь опутывает непроходимыми нитями реальность.

Несмотря на то, что фильм снят по рассказу Борхеса, от оригинала тут мало что осталось. Борхес, конечно же, писал не про зарождение фашизма в Италии. Более того, сама картина снята в качестве противопоставления не только правды и выдумки, но и литературы и кино. В своем этом порыве подать нарратив как таковой заведомо ложной иллюзией, Бертолуччи тут напоминает не только о постмодернизме оригинала, но и о творчестве собственного учителя – Пьера Паоло Пазолини, выводя во главу угла вопрос о разности между тем, что о нас думают люди, и чем мы являемся на самом деле. При этом речь не идет о каком-то банальном искусстве обмана или ошибке, закравшейся в историю. Речь скорее о важности разности образа и действительной личности. То есть, не будь отец Амоса подан в качестве героического борца с фашизмом, который подтолкнул к сопротивлению народ, всплыви вся правда о его предательстве, стало бы это большей пользой для борьбы? Вряд ли. То же самое относится и к попытке раскопать правду десятилетия спустя.

Однако, при этом автор совершенно очевидно дает понять, что игра в правду, скрытую в тени, приводит к тому, что теряется истина, а за ней и реальность, будущее. Так, весь город, который живет в самообмане, визуально застрял в прошлом. Отличить сцены, рассказывающие о второй половине 30х от современных сложно не только потому, что один и тот же актер играет сына и отца, но и потому, что в городе абсолютно ничего не изменилось. Более того, Бертолуччи подчеркивает эту грань стилистической игрой света и теней, днем и ночью, современностью и прошлым.

0
Фото rocky_plays_rocky
отзывы:
367
оценок:
367
рейтинг:
100
5

Крайне аккуратный, ровный почти мистический фильм, совершенно меня не тронувший. Огромный труд Бертолуччи по достижению ровности и безошибочности фильма.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Нет, все-таки самый слабый у Бертолуччи фильм после дебютного – это вот этот. Еще одна вольная экранизацья, но совсем уже какая-то – ни в городе Богдан ни в селе Селифан. Типа экранизацья Борхеса, но начинается в стиле Кафки, продолжается в духе пламенной антифашистской агитки с заходами в область причудливой психологической драмы, и только заканчивается вот истинно что по-борхесовски. Фильм мне вообще напомнил шведский «Гилиап», даром что и главные актеры-герои в этих двух картинах ой как похожи (правда, здесь главный актер играет все-таки две роли – и вторая – роль отца – позволила ему показать, что он умеет изображать какой-никакой характер; актеру из «Гилиапа» насчет такого не посчастливилось). Насчет Алиды Валли я еще не понял – оно понятно, что в конце 60-х ее уж не сделаешь молодой да красивой, как встарь, однако здесь как будто и не пытаются навести на Алиду какой-либо марафет – и вот она играет вроде как и в прошлом, и в будущем, а всё с одним пожилым лицом (друганы отца героя, кажись, все-таки показаны были заметно молодыми). Я всё оговариваюсь тут: «кажется», «кажись» и так далее, но это оттого, что Бертолуччи же тут, что твой Феллини – путает прошлое с настоящим, а и то, и другое – и вовсе с какими-то, что ли, мечтами, фантазиями. И получается это у него, поди, неплохо, но это, знаете, как в случае с сауровской «Кузиной Анхеликой» – неплохо-то неплохо, а всё одно хуй поставишь такие фильмы в хоть сколькую-то близость к «8 ½». То есть вы как хотите, но надобно б признать, что ученический период у Бернардо растянулся все-таки вплоть до «Конформиста». Зато уж после него (и его, разумеется, тоже включая) всё точно пошло у него по решительному маслу.

0

Галерея