Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.3

Фильм
Ты, живущий!

Du levande, Швеция, Германия, Франция, Дания, Норвегия, Япония, 2007
Шведский фильм о том, что жизнь — это бесконечно затянувшийся апокалипсис

«Мне приснилось, что бомбардировщики летят», — говорит помятый психоаналитик, вдруг вскочив с желтого конторского дивана, на котором спал, не раздеваясь. Прежде чем его сон сбудется, полдюжины плешивых, печальных хмырей в потертых пиджаках при разных жизненных обстоятельствах получат по физиономии — кто фигурально, кто в прямом смысле слова. Семейство криптофашистов отправит пролетария на электрический стул за то, что тот разбил фамильную супницу (эта история окажется сном, но все равно неприятно). Какой-то старичок проволочит мимо нас намертво запутавшуюся в поводке длинношерстную таксу. Злая тетка, хлопая себя по коленке, споет о том, что, будь у нее мотоцикл, она бы уехала отсюда к чертовой матери и стала счастлива. А хорошенькая пэтэушница Анна, стоя посреди бара со стаканом лимонада в руках, расскажет невозможным голосом, что очень любит Мики Ларссена — он солист группы Black Devils и играет на гитаре так, что ох, мамочки.

  • Ты, живущий! – афиша
  • Ты, живущий! – афиша
  • Ты, живущий! – афиша
  • Ты, живущий! – афиша
  • Ты, живущий! – афиша
Драма
14+
Рой Андерссон
24 мая 2007
1 час 35 минут
royandersson.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Роя Андерссона

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
17 мая 2008

«Мне приснилось, что бомбардировщики летят», — говорит помятый психоаналитик, вдруг вскочив с желтого конторского дивана, на котором спал, не раздеваясь. Прежде чем его сон сбудется, полдюжины плешивых, печальных хмырей в потертых пиджаках при разных жизненных обстоятельствах получат по физиономии — кто фигурально, кто в прямом смысле слова. Семейство криптофашистов отправит пролетария на электрический стул за то, что тот разбил фамильную супницу (эта история окажется сном, но все равно неприятно). Какой-то старичок проволочит мимо нас намертво запутавшуюся в поводке длинношерстную таксу. Злая тетка, хлопая себя по коленке, споет о том, что, будь у нее мотоцикл, она бы уехала отсюда к чертовой матери и стала счастлива. А хорошенькая пэтэушница Анна, стоя посреди бара со стаканом лимонада в руках, расскажет невозможным голосом, что очень любит Мики Ларссена — он солист группы Black Devils и играет на гитаре так, что ох, мамочки.

Мысль о том, что человечество всю дорогу живет в условиях затяжного, поделенного на будни и выходные апокалипсиса, из фильма в фильм любовно, как коллекционная пуговица, полируемая шведским гением Роем Андерссоном, сама по себе мало кому понравится. Но даже те девять из десяти воображаемых зрителей, кому андерссоновское видение мира покажется претенциозной скандинавской блажью, спровоцированной плохим климатом и чрезмерно либеральной средой, гарантированно сломаются на моменте с таксой. Такса неспешно едет из левой части экрана в правую на спине, задрав в экзистенциальном отчаянии лапки к небу и являя собой идеальную метафору покорности живого существа идиотской судьбе: поводок не распутать, хозяин давно выжил из ума — кто не узнает в таксе себя, тот счастливец, говорить с которым не о чем. «Живущий» с его бесчисленными толстяками, нечеловеческими песнями, фиксированным кадром-картинкой (Андерссон лет 30 как разочаровался в монтаже: каждая сцена разыгрывается от начала до конца перед привинченной к полу камерой) — комедия отчаяния, где отчаяние и комедия не жмутся друг к другу, а вступают в счастливую тихую реакцию, кажется, именно от нее берется этот бледный радиоактивный свет, свойственный андерссоновским фильмам.

Как положено гению, Андерссон снимает мучительно медленно, а иногда не снимает вообще: дебютировал он в 1970-м; «Песни со второго этажа», наделавшие шума в 2000-м, были всего лишь третьим его полнометражным фильмом, четвертый — перед нами. В 1980-е, разорившись на кино, он зарабатывал, снимая совершенно хармсовскую рекламу кетчупа и шведских пенсионных фондов. В самом знаменитом его ролике, сделанном для предвыборной кампании социал-демократической партии, медсестры грабили больных, учителя отвешивали подзатыльники детям из бедных семей, прохожие в подземном переходе c удовольствием топтали споткнувшегося человека с тортом — титр в конце призывал зрителей не быть эгоистами и голосовать за социал-демократов. В «Песнях со второго этажа» и «Живущем» тоже находят актуальную социальную критику, но, хотя Андерссон действительно потомственный левый, кажется, мизантроп давно съел в нем социалиста. Не в эксплуатации человека человеком проблема, а в том, что мечты и сны окрашены в тот же серо-зеленый цвет, что и реальность, и успешно соревнуются с ней в плане глупости. Если Штирлиц из всех людей на свете любил только стариков и детей, то Андерссон снисходителен только к детям. В его первом фильме «Шведская история любви» единственными разумными существами были девочка и мальчик 14 лет, занятые поцелуями и в связи c этим не замечавшие сборище капризных, полубезумных, порывающихся впасть в детство взрослых. В «Живущем» единственный по-настоящему хороший сон снится влюбленной пэтэушнице — кто бы, как говорится, сомневался.

42
1

Отзывы

9
4low
2 отзыва, 6 оценок, рейтинг 13
30 мая 2008

Сидишь весь фильм и с разрыдавшейся на экране дамой намаливаешь приговоренный город из "Ты, живущий!", потворяя про себя "прости их, Господи!", половину раз сбиваясь вместо "их" на "меня". Рой Андерссон в общем-то никого не прощает. Ни наяву и ни во сне. Каждый получает свое личное чистилище, медленно, но верно перетекающее не в рай, а совсем в обратном направлении.

Выстроенные в течение 3 лет декорации, преимущественно окрашенные в серых тоннах, на декорации совсем непохожи. Это больше чем реальность, цепко впившаяся в потерявшийся в безвременье город, где на грани бездны горя, несправедливости и прочих радостей жизни, живут-доживают свои жизни несчастные. Кто виноват - в данном случае вопрос глупый. Виноваты все.

Именно на такой волне в течение полутора часа рассказывается примерно 50 скетчей, объединенных в сюжетную конву только местом действия и неминуемым финалом. Чтобы разобрать и понять каждую - посмотреть фильм придется не раз и не два, но основные смыслы сами приходят в голову, безумно красиво обрамленные в быт, они вылезают персонажами будто бы великих историй о человеческой мелочности, дурости, безумстве и других наших с вами достоинств. Начинается все как трагикомедия, где первые 15 минут вызывают искренний смех, а потом натуральным образом все это перебирается на личный уровень, и становится совсем не смешно. От простых человеческих гадостей Андерссон доходит до общественной критики: сближает пиетет к частной собственности и фашизм, обворовывает вора, обворованного вором, рубит грань между жестким сексом и банковской системой. Но во время осекается, оставляя грехи человека человеку, а не системе.

Весь этот мизантропический праздник венчает техника Андерссона. В фильме стопудовая камера, движение которой внутри кадра сохранено только для нескольких сцен, где миллиметры смещения дают эффект, будто бы зум и долли только вот на этом фильме и изобретены были. Монтаж внутри сцен отсутствует как класс и работает только тогда, когда нужно менять локацию. Безумная работа с музыкой и светом завязана, как и на историях, так и на ритме движения всех виновных перевернутой таксой в пределы сюра.

И уже к концу прослезившийся от мечты девочки-дурнушки бармен, закрывая питейную, позвонит в колокол и не повторит в десятый раз по ходу фильма: «Завтра будет новый день!». Зритель умещается на самый верх, откуда удобно и четко, как в кинотеатре, видно, что нихрена не будет.

11
0
9
OleGuN
12 отзывов, 12 оценок, рейтинг 60
3 июля 2008

Что мы знаем о Швеции? Думаю, что не очень много.
А что мы знаем о шведском кино? Уверен, что еще меньше… Кто-то может вспомнить Ингмара Бергмана, а кто-то добавить про Грету Гарбо и Ингрид Бергман, а также Макса фон Зюдова и, прости господи, Дольфа Лундгрена. Вот как бы и всё… Современное шведское кино как-то совсем незаметно. Однако оно все же проявляет себя в различных экспериментальных и артхаусных направлениях (вспомним ту же Догму-95). Одним из самых заметных сейчас является режиссер Рой Андерссон, последних два фильма которого показывались в Каннах, причем за первый из них ("Песни со второго этажа") он получил там приз жюри. А вот как раз о втором его фильме мы и поговорим…
"Ты, живущий" начал сниматься в 2003 г. и был закончен только в 2007 г., дважды закрываясь из-за недостатка финансирования. Итогом стало выдвижение от Швеции на "Оскар" в номинации "лучший иностранный фильм", участие в Каннской программе и несколько призов на фестивалях средней руки.
Фильм сделан практически без привычного монтажа, снят почти полностью в студии и абсолютно статичной камерой, что в данном случае делает восприятие картинки наиболее адекватным. Это кино вполне можно назвать "Швеция, я люблю тебя", памятуя известный кинокалейдоскоп из 11 новелл про Париж. Как и в том фильме, перед нами сменяются случайные картинки из жизни обычных людей в обычной жизни, только в данном случае в жизни шведской провинции. Однако, в отличие от "Парижа…", все они сняты одним режиссером и выдержаны в одной стилистике. Некоторые из этих зарисовок сиюминутны и вообще не содержат текста, другие же музыкальны и даже похожи на мюзикл, третьи состоят из небольших монологов/диалогов, четвертые просто абсурдны. Но главное, что все они полны огромного юмора и самоиронии, и очень большой симпатии автора к тем людям, что живут вокруг него. Смех в зале возникал после почти каждой фразы или очередного кадра, потому что даже молчаливый кадр содержал столько юмора, что удержаться невозможно. И все это на фоне очень позитивной такой музыки с духовыми и барабаном, задающей тон всему фильму. С самого начала и до конца это кино несет очень положительный настрой, несмотря на постоянную серо-зеленую картинку и постные лица персонажей. И люди, живущие, казалось бы, в таких безрадостных реалиях мелкого провинциального городка, совершенно не выглядят подавленными, а даже наоборот, заражают своим юмором всё вокруг. Этакие флегматичные шведские одесситы.
Как сказал сам режиссер, "это просто трагическая комедия или комическая трагедия о нас", и каждый эпизод действительно одновременно трагичен и комичен, что создает легкое философское настроение. В каждом кадре и персонаже узнаваемы мы сами, даже в собаке в запутавшемся поводке, которая, видимо, плюнув на попытки распутаться, просто едет по асфальту, лежа на спине, задрав лапы и тихо поскуливая.
Кто-то может спросить: а о чем, собственно, фильм и что в нем за сюжет? А в том то и дело, что никакого сюжета нет, да он и не нужен. Есть просто слепок реальной жизни, пусть иногда чуть абсурдный, где в конце каждого дня эти люди говорят друг другу: "Завтра будет новый день" и спокойно допивают свое пиво.

3
0
9
Константин Мельник
11 отзывов, 153 оценки, рейтинг 7
9 июня 2008

Замечательный фильм. Каждым кадром, каждым квадратным сантиметром экранного пространства, каждой секундой, каждым неторопливым телодвижением и каждым словом. Ключевой вопрос после просмотра (у тех, кому не понравилось): «А зачем все это?». Спасибо еще что не «А про что это?». Но мне то понравилось, и меньше всего хочется спрашивать, все и так понятно. Просто фильм настроение (все время вертится в голове слово «безвременье»)… Вон оно как оказывается, и в Европе все о том же живут люди. Да и в Азии наверняка, но они меньше болтают. У меня лично украли такое, казалось бы, сугубо русское, сугубо личное убеждение, что «жизнь – гавно», сколько бы ни стоил баррель нефти, и какой бы клоун не рулил в данную минуту страной. Видимо по всей планете гуляет непреодолимое желание взять мотоцикл, уехать куда-нибудь, и там уже окончательно и бесповоротно стать «счастливым» (при этом предварительно и совершенно неожиданно спев песню). Мне это ощущение понравилось, незачем теперь даже собираться… и так все понятно. И вот эти все упреки в мерзости и мизантропии – это все от близорукости, это все московский гламур, неоправданно высокие заработки офисных сотрудников, и беспричинная уверенность в сию секундном благополучии, глаза застит. В общем фильм очень красивый, тонкий, ироничный… и немного грустный… фильм, каких мало.

3
0
5
Rotkiv
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 4
9 июня 2008
Кратко


Легко смотреть далеко не всем. Люди из зала уходили.

Если вы радуетесь скандинавским дизайнам конца 80х, немного гнетущей пустоте и тоже думаете что вас никто не понимает - идите.

Если вы предпочитаете сразу понимать что происходит - посмотрите что-нибудь еще.

3
0
9
Сергей Айс
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 12
7 февраля 2009

Отличный скандинавский сюр в серых тонах. Посмотрев, как сходят с ума эти шведы-норвеги, радуешься нашей прекрасной, насыщенной трудностями и кризисами жизни. Фильм реально подчеркнуто скандинавский: магазины работают до 19.00 кроме субботы и воскресенья, мусорить нельзя, уважайте чужую собственность больше, чем свою, яркие краски неприличны, "никто меня не понимает", если в жизни возникли трудности - запишитесь на прием к доктору. Очень гармоничный и по-своему оптимистичный фильм... в том плане, что слава богу, что мы не такие.

2
0

Подборки Афиши
Все