Фильм

Фильм Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф

The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe (2005, США, Великобритания), IMDb: 6.9

6.5
6.9
1/7

Экранизация первой части знаменитой книжки Клайва Льюиса

Стоящая бешеных денег экранизация Клайва Льюиса, фэнтези с библейскими мотивами про детей, попавших в волшебную страну через шкаф. Там малышей ожидают говорящий лев и колдунья в исполнении гей-иконы Тильды Суинтон.

СтранаСША, Великобритания
Продолжительность2 часа 23 минуты
Дата выхода7 декабря 2005
Дата выхода в России22 декабря 2005
Возрастное ограничение0+
Новозеландец Адамсон начал работать в Голливуде в начале девяностых — сначала в качестве технического консультанта и создавая спецэффекты (например, в картинах «Бэтмен и Робин» и «Бэтмен навсегда»), а потом — как режиссер. Он снял всего четыре картины, но каждая из них оказывалась неимоверно успешной — это первые два «Шрэка» и первые две части саги «Хроники Нарнии».

Рецензия «Афиши» на фильм «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф»

3

Четверо детей — Питер, Эдмунд, Сьюзен и Люси — залезают в стоящий дальней комнате загородного особняка шкаф и попадают из Англии 1940 года в Нарнию — страну, где говорящие животные и прочие волшебные существа ведут идиллический образ жизни вольных хлебопашцев в соответствии с установлениями властителя этого мира, бога-льва Аслана. Точнее, вели, поскольку в данный момент Нарния оккупирована и заморожена до состояния вечной зимы без Рождества Белой Колдуньей (Суинтон). Детям вместе с вернувшимся из-за моря Асланом предстоит победить обращающую всех направо и налево в камень узурпаторшу и стать королями и королевами нарнийскими. Дело осложняется предательством Эдмунда, случайно (но охотно) продавшего душу колдунье за коробку рахат-лукума.

Экранизация первой книги семитомного цикла Клайва Стейплза Льюиса про Нарнию должна была стать ответом студии Disney «Властелину Колец» и «Гарри Поттеру», и всеобщая уверенность в новом успехе была так крепка, что в финал рецензии заранее просилась инвектива против тупых российских прокатчиков, которые в названии фильма заменили платяной шкаф волшебным, ведь на свете нет ничего скучнее совершенно положительного отзыва. Так вот — выясняется, что рецензия на диснеевскую «Нарнию» будет достаточно разнообразной и без подобного крохоборства.

Как ни удивительно это, сложно перечислить все вещи, которые тут не удались. Скажем, книжная Нарния в отличие от Средиземья — очень камерное, уютное пространство: из конца в конец страны пара дней пути, в замок к Колдунье, какой бы страшной она ни была, можно зайти не постучав, а в главной битве, судя по описанию, принимают участие по нескольку десятков бойцов с каждой стороны. С этим каши не сваришь, решили диснеевские бонзы и запузырили киноэпос по полной программе: новозеландские пейзажи, как у дяди Джексона, и битвы в духе Гавгамел из стоуновского «Александра», только со сказочной авиацией грифонов и зажигательными бомбами из фениксов. Дальше — больше. Тоненькая книга Льюиса никуда не торопилась: ее очарование наполовину определялось бытовыми интермедиями вроде переживаний добропорядочной миссис Бобрихи, не сломает ли Колдунья попавшую в лапы ее наймитов швейную машинку. На это в фильме времени нет, зато оно есть на то, чтобы, учинив насилие над сюжетом и нарнийской географией, ввести в фильм пару погонь, несколько новых персонажей, ответственных за экшен, и одну не особо продуманную сцену на тающем льду.

Но все это ничто по сравнению с тем, что можно назвать идеологической подтасовкой. И это не касается христианских аллюзий Льюиса, как можно было бы предположить. Нет, они на месте: еще бы, ведь составители маркетингового плана помнят про успех «Страстей Христовых» и не намерены отказываться от денег набожных американцев. Ревизии подвергается то, что, наверное, не менее важно для духа «Хроник Нарнии» — взгляд Льюиса на детей. Там, где в книге трое из них очевидно очень хорошие — смелые, любящие, честные, образцовые юные англичане прежних времен, — а Эдмунд поначалу очевидно очень плохой, в фильме они не хорошие и не плохие (у плохих детей всегда есть шанс стать хорошими), а никакие. Они не действуют, как в книге, по зову сердца — их приходится вечно заставлять и уговаривать. Питер туповат и нерешителен, Сьюзен труслива и ворчлива, Люси кокетлива, а Эдмунду, наоборот, добавлен «объем» и приписана ранимость, якобы объясняющие его ошибку. Решив уже, видимо, не из-за денег, а по велению сердца усложнить их характеры, продюсеры получили вместо четырех героев четырех неубедительных големов: собственно, идеальный портрет современного ребенка — публики, о которой Disney и мечтает, штампуя свою продукцию.

В общем, в заслугу ленте можно поставить разве что Тильду Суинтон, в самом деле очень органичную в роли Колдуньи, да пару кадров, где Питер и Эдмунд в доспехах и с алым львом на щитах являют собой самый беззастенчивый образ всепобеждающего очарования добра в кинематографе со времен шекспировского «Генриха V» в постановке сэра Лоренса Оливье.

Только не надо говорить, что метафорическая сказочная проза не поддается экранизации. Грошовый телеспектакль «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», снятый на Би-би-си в 1988 году, доказывает обратное. Спецэффекты там простодушны даже для своего времени: схематичная мультипликация плюс люди в меховых костюмах и с раскрашенными лицами вместо говорящих зверей, зато все остальное сделано с умом и душой, так что без вполне настоящих слез некоторые сцены смотреть просто невозможно.

Вывод отсюда такой: в сугубо прикладном, но главном для современного кинематографа жанре сказочной экранизации, где вменяемость подхода к картине определяет не только, а может и не столько режиссер, сколько продюсер, выявились герои — вполне уважительно снимающая «Поттера» компания Warner, победоносно закончившая «Властелина колец» New Line Cinema и злодеи — Disney. Впрочем, сказать про злодеев «выявились» — это, может быть, преувеличение: посмотрите, что они уже сорок лет творят с Винни Пухом. Остается надеяться, что продолжения диснеевской «Нарнии» не последует. Беда только в том, что зло сложно победить навсегда: оно неизменно возвращается.

11 января 2006
5

Книги замечательные, а фильм... фильм не то что плохой. Не хороший. Слишком компьютерный, слишком сладенький, слишком ... . Слишком не сказочный, слишком денежный.
Читайте книги, господа.

5 мая 2008
7

Все семь книг о Нарнии - напоминание о детстве, о тех уютных днях, проведённых за сказочными книжками. Перечитанные позже, более глубоко продуманные.
На фильм я пошла, не задумываясь. Ну как не посмотреть такое!
Фильм - даже не знаю, как его оценить. Вроде Нарния, вроде те же Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси. Но так много потеряно, упущено. Нет того нерва и той сказки. Жаль.

11 февраля 2008

Действительно качественная сказка. Понравилось!

12 февраля 2006

Очень полноценный фильм. Без отвлечения от темы.

Я как-то смотрела фильм об Уолте Диснее и его работах. Так вот там показали эпизод из Белоснежки, который не вошел в мульт. Обед гномов, уморительный, потрясающий, гениальный, я бы сказала. Но Дисней на монтаже не вставил его. Мотив - не вписывается в сюжет или что-то еще, короче, ну ни к чему он был в конечном итоге, сбивал бы зрителя.

По-моему, такой подход к делу не менее гениален, чем тот эпизодик. Так вот, в "Хрониках Нарнии" видимо в таких диснеевских традициях нет никаких излишеств. Нет, фильм безусловно красивый, много украшающей "цифры", костюмов, пейзажей, елочки в снегу - как из сна. Но в меру, ровно столько - сколько надо. Персонажей - на пальцах, но запоминается каждый. Батальные сцены - без мяса и потоков крови, для детишек, но вполне по-боевому.

Очень-очень довольна была. Из зала выходила с улыбкой, потому что отдохнула. Давно не смотрела "просто доброй сказки", где если ну оч.грустно, то потом обязательно будет весело, и друзья оживут, если сильно захотеть, и детство не кончается, несмотря на войны. Никаких подтекстов, разглядывать сил не было, очень надеюсь, их там не было... Кстати - редкий случай, можно взять ребенка 6-10 лет без опаски.

23 декабря 2005

Как и у многих, кто читал это произведение в детстве, на всю жизнь осталась о нем память! Но как часто бывает, экранизация вышла неудачная, в принципе близко к тексту, актеры подобраны неплохо, но соглашусь со многими, играют ребятишки натянуто. Не верю! Да и весь фильм какой-то несуразный, нет жизни, персонажи зазубрено зомбированные, такое впечатление, что кино сляпали из множества кусочков, в целом вроде неплохо, но мозаика не сложилась! И если честно, чтобы не так уж расстраиваться, после просмотра пошла я и купила все семь книг в одной! А помнится в детстве такие сборники были редкостью! И не пожалела, и вам советую! Читайте книги и воображайте собственные фильмы…

18 января 2006
Все отзывы
Читайте также
55 лучших фильмов про волшебство
55
лучших фильмов про волшебство
55 лучших фильмов про волшебство
10 классических и неожиданных семейных фильмов для новогоднего настроения
10
классических и неожиданных семейных фильмов для новогоднего настроения
10 классических и неожиданных семейных фильмов для новогоднего настроения
Фильмы для всей семьи
Фильмы для всей семьи
Фильмы для всей семьи
Лучшие фильмы для детей
Лучшие фильмы для детей
Лучшие фильмы для детей
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость