Фильм

Фильм Сломанные цветы

Broken Flowers (2005, Франция, США), IMDb: 7.2

7.3
7.2
1/7

Билл Мюррей мечется по Америке в поисках первой любви

Миллионер и отставной донжуан Дон Джонстон (Мюррей), утративший интерес к окружающему миру, получает престранное письмо и вынужден отправиться на поиск четырех девушек, которых любил 20 лет назад. Четыре девушки за год (даже если трое из них — Шарон Стоун, Джессика Лэнг и Тильда Суинтон) — это, согласитесь, довольно старомодные представления о донжуанстве. Главное очарование фильма Джима Джармуша как раз и состоит в преуменьшениях, нарочитой скромности величин, количеств и расстояний.

СтранаФранция, США
РежиссерДжим Джармуш
Продолжительность1 час 46 минут
Дата выхода17 мая 2005
Возрастное ограничение14+
Сначала пошел по стопам матери и учился на журналиста, но потом передумал и поступил на отделение английской литературы. Продолжил обучение во Франции, где часто посещал Парижскую синематеку — и влюбился во французское кино. Закончил киношколу Нью-Йоркского университета и уже со вторым фильмом «Более странно, чем в раю», выросшим из одноименной короткометражки, завоевал «Золотую камеру» Каннского фестиваля (кстати, оператора и пленку Джармушу подарил Вим Вендерс). С его награды за «Лучший дебют» началась новая волна «американских независимых режиссеров». Сам Джармуш снял «Ночь на Земле», «Мертвеца» и «Пса-призрака: Путь самурая», предвосхитившего моду на Японию в американском кинематографе. За «Сломанные цветы» режиссер получил Гран-при Каннского фестиваля, а за «Пределы контроля» оплеухи от критиков. Но всех примирил фильм «Выживут только любовники», который режиссер сам окрестил «криптовампирской историей любви». Джармушу свойственен поэтический взгляд на кинематограф: наиболее прямолинейное воплощение этому видению он нашел в фильме «Патерсон».

Рецензия «Афиши» на фильм «Сломанные цветы»

9

Миллионер по фамилии Джонстон (Билл Мюррей) сидит в трениках на диване и смотрит старого «Дон Жуана» с Дугласом Фербенксом. Сам он тоже Дон и в некотором роде Дон Жуан, и его последняя любовь (Жюли Дельпи, девочкой снимавшаяся в годаровском «Детективе») только что хлопнула дверью. Дон Джонстон не то чтобы удручен, просто больше не видит смысла подниматься с дивана, даже чтобы просто включить свет, и так сидит целый день без света. Потом по почте придет розовое письмо без подписи и обратного адреса, где с завитушками будет сказано, что у него есть сын двадцати лет. Сосед, многодетный фабричный рабочий, на досуге изучающий теорию детективной интриги (Джеффри Райт), чуть не насильно усадит Дона Джонстона в самолет и отправит его по адресам четырех женщин, которых тот любил 20 лет назад. Так, не меняя выражения лица, с мизантропическим розовым букетиком, который (теоретически) должен побудить автора письма выдать себя, под записанный соседом сборник какого-то сомнительного эфиопского лаунжа (звучащего как музыка к старинным телеприключениям сыщика Марло, сыгранная через подушку) Дон Джонстон будет стучаться в двери, глядеть в глаза бывшим возлюбленным и — как когда-то Дейл Купер — искать улики в расцветке штор, паттернах диванной обивки.

Четыре девушки за год (даже если трое из них — Шарон Стоун, Джессика Лэнг и Тильда Суинтон) — это, согласитесь, довольно старомодные представления о донжуанстве, и очарование «Цветов» как раз состоит в приуменьшениях, нарочитой скромности величин, количеств и расстояний. Снова, как и «Трудностях перевода», где его звали Боб Харрис, Мюррей носит имя, которое в сочетании с его лицом действует совершенно убийственно; сложно придумать более жестокую шутку, чем бронебойное имя героя действия дать образцовому герою бездействия, которого в лучшем случае хватает на то, чтобы прямо сидеть на диване. Как Мюррей сидит на диване — это отдельная история и второе важное совпадение с «Трудностями». Джармуш, как и умница Коппола, — они оба (независимо друг от друга или нет) разглядели в этом унылом 50-летнем человеке баскетбольного роста подлинного современного супергероя, против своей воли зависшего между Улиссом и Уиллисом, обездвиженного собственной идиосинкразией, на свою беду, организованного изнутри так сложно, что ему никак не удается найти убедительный повод шевельнуть пальцем или сделать шаг.

Поскольку «Цветы» — это вообще-то роуд-муви, главной задачей автора становится привести героя в движение, а тот после каждого толчка в спину, прошагав немного по инерции, находит диван и норовит присесть. Поскольку «Цветы» — это детектив, выход из экзистенциального ступора Джармуш с Мюрреем ищут тут, как ищут убийцу у Агаты Кристи: идеально соблюдая ритуал и процедуру, классифицируя, а порой и с удовольствием фальсифицируя улики. Все линии — дорожная, детективная, романтическая — вполне в джармушевской традиции венчаются буддистским коаном, невеселым, даже жестоким, наверное, но вполне умопостижимым: недовольным и любителям однозначных финалов достаточно будет досидеть до конца недлинных титров и прочесть фамилию актера, который появляется в кадре последним. Но на самом деле «Цветам» не нужен никакой финал — как не нужен финал черно-белым приключениям Марло или Сэма Спейда.

Это, правда, было бы хорошо, если б каждый вечер, включив телевизор, там можно было видеть, как Дон Джонстон стучится со своим букетом в очередную дверь, делая вид, что он просто проходил мимо.

21 ноября 2005

невыносимо хорошее кино! чудесно проведенные полтора часа! можно попытаться рассказать историю, описать пару эпизодов - бесполезное занятие, также как даже с самыми выдающимися вокальными данными попытаться напеть "веселую эфиопскую музыку for travelling".

в фильме поочередно чудятся романтическая комедия, детектив, "кино не для всех", розыгрыш, драма и пр. и пр. очень и очень рекомендую всем и всем. самое замечательное, что чудесно проводить эти полтора часа можно снова и снова. мне не наскучит... я так думаю.

17 ноября 2005

Пронизывающее одиночество. Нежелание что-либо менять. И вдруг - письмо - надежда - поиски - неопределенность. Теперь главный герой обречен видеть во всех молодых людях своего сына. А дальше - дальше титры.

14 ноября 2005
Эпично
Стоит увидеть
10

Скучающий будто бы бездетный рантье всю дорогу вычисляет мать своего предполагаемого сына. В путь его отправляет скучающий (жизнь, как видим, скучна) многодетный приятель. Флирт сценария с принципом Керкгоффса скучать не дает: чёрт поймет, был ли мальчик и есть ли у загадки ключ.

2 февраля 2021
9

Джармуш неповторим. Джармуш настолько точен. Причем он точен не через усилие и вылизывание каждого кадра, а как бы ненарочно, лениво, без напряга – или просто очень хорошо умеет создать такое ощущение. Он строит свое кино на пустотах, на неподвижности, на отсутствии. Наверное, только он один и может так легко, спокойно, смешно, без тени трагизма рассказать историю о том, как человек умер при жизни, а потом еще имел несчастье осознать это.

Билл Мюррей (то есть «Дон Джонстон», простите) с подбитым глазом, в тренировочном костюме, похожий на престарелого гуся, растерянно смотрит в след сбежавшему от него с матюками молодому бродяге, которого только что был готов назвать своим сыном. Оглядываясь по сторонам, он понимает, что улица битком набита 20-летними незнакомцами, каждый из которых теоретически может оказаться его новообретенным отпрыском. А может и не оказаться, потому что все это чей-то идиотский розыгрыш. Но пусть окажется. Пожалуйста.

11 апреля 2011
7

Вопрос: "А, о чем же фильм?" не совсем актуален после просмотра "Сломанных цветов". Бывают такие картины...они не о чем, ни о ком, но в тоже время о всех нас, о каждом. Вся жизнь - это тщательные и, к сожалению, тщетные попытки анализировать прошлое, определиться с будущем. Реальность играет лишь эпизодическую роль в наших исканиях. И не важно, ездишь ли ты на форде, как маньяк или летаешь в комфортных и доступных, битком набитых железных авиалайнерах, купил ли ты букет в магазине или нарвал подорожных ромашек по пути. В сущности не важен и цвет. Он может быть любым: розовый, слепяще белый, черный. Цвет наших воспоминаний, цвет нашей жизни... То, как мы себя сопоставляем с реальностью, то, какими мы хотели бы быть. Нельзя сказать, что главный герой не актуален. Скорее он гепертрофировал в себе некий синтез человеческих переживаний и чувств, свойственных каждому. Единственное только "но": жизнь имеет грани помимо плоскости жесткого дивана и вечных переездов в никуда. Это-то и доказывает нам последняя круговая панорама фильма.

19 марта 2009
Все отзывы
Читайте также
14 фильмов на 14 февраля, которые вы будете смотреть в одиночку
14
фильмов на 14 февраля, которые вы будете смотреть в одиночку
14 февраля 2021
10 лучших фильмов Джима Джармуша
10
лучших фильмов Джима Джармуша
11 июля 2019
Насколько до сих пор смешны старые комедии с Джимом Кэрри?
Насколько до сих пор смешны старые комедии с Джимом Кэрри?
17 января 2022
9 запоздалых, но отличных сиквелов и ремейков кинохитов 1990-х
9
запоздалых, но отличных сиквелов и ремейков кинохитов 1990-х
17 января 2022