Киноафиша Москвы

Фильм «Костлявая кума»

La commare secca (1962, Италия)

3.9
Кино: «Костлявая кума»

Дебютный фильм Бернардо Бертолуччи. В одном из римских парков найдено тело убитой проститутки. Каждый, кто был в парке минувшей ночью, рассказывает на допросе, зачем именно он там оказался. Полицейские убеждены, что убийца — один из этих людей.

Отзывы пользователей о фильме «Костлявая кума»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
5

Смелый по форме дебют очень молодого итальянского режиссера. Однажды утром в парке полиция находит тело убитой проститутки, и начинает допросы всех, кто так или иначе может быть связан с этим преступлением или просто находился в тот вечер в парке. Каждый рассказывает полиции, а также зрителю, то, что и как он видел в тот день. Молодой воришка Лучиано пытается подать свою историю так, чтобы его мелкие преступления и дружки по воровской шайке, оказались в тени. Вернувшийся с войны солдат Теодоро постоянно сбивается в нервозные истерии, ибо страдает от расшатанной психики. Два юных, но небогатых дон Жуана, судя по всему, видели мало, так как в основном думали про то, где достать денег, чтобы угостить нормальным ужином своих девушек. Какой-то человек нетрадиционной ориентации подвергается жестокой обструкции со стороны общества. Где-то за всеми этими запутанными и такими разными рассказами скрывается преступник.

Первый фильм Бертолуччи на самом деле его первым фильмом считать не принято. Дело в том, что эту картину должен был снимать Пьер Паоло Пазолини, у которого в те годы Бернардо работал в качестве помощника режиссера, по заказу студии «Чинечитта» как продолжение одного из предыдущих фильмов. Однако Пазолини уже начал снимать свою следующую работу, однако подряд терять не хотел, поэтому позволил поработать своему помощнику, прописав при этом, что и как надо снимать, до подробных деталей. Двадцатилетний Бертолуччи тогда учился на втором курсе университета и был, конечно же, рад возможности попробовать себя в качестве главного человека на сцене, хотя он и очень переживал из-за того, что был там самый молодой.

Сам автор признается, что не считает эту картину своей собственной, отдавая ее своему старшему учителю. И действительно, Пазолини прописал тут практически все, от образов героев, до построения кадра. Единственное важное новшество, которое привнес в постановку сам Бертолуччи, можно считать постоянно двигающуюся камеру, что совсем не характерно для Пазолини, но является одним из важных визуальных эффектов для его помощника раннего периода творчества. Структурно фильм буквально копирует гениальное произведение Куросавы «Расемон», перенося его в систему и контекст итальянского послевоенного неореализма, но уже стилистически и эстетически ставя под вопрос многие важные аспекты этого итальянского кинематографического явления. Впрочем, пока не настолько серьезно, ибо многое из неореализма используется Бертолуччи в полную силу – непрофессиональные актеры, обилие натурных съемок.

Да и сама идея показать скорее срез общества без прикрас, вместо детективной истории, тоже вполне себе неореалистическая теория. В результате интригующая составляющая фильма практически не работает. Пытливый зритель довольно быстро раскусит убийцу, а остальным к середине фильма будет уже все равно. Но автором явно двигало скорее желание создать достоверный, реалистичный фильм, пропитанный документализмом. Сильно отличается от классического триллера эта лента и в плане темпа повествования. Это скорее канонический темп Бертолуччи, который моментально усыпит и наведет скуку на среднестатистического зрителя привычных детективов. То есть, ни в коем случае не стоит советовать этот фильм своим менее кинематографически эрудированным друзьям, опираясь лишь только на тот факт, что этот фильм – детектив.

Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Неореалистический, бляха муха, детектив. «Расемон» для нищих. Робкое подражание Пазолини. К дебюту Бертолуччи приложимы только такие ущербные формулировки. Бертолуччи рассказывает банальную, как не то что два, а один даже палец, историйку, но делает столько ненужных отступлений, что снимает довольно разношерстного матерьяла на полновесные полтора часа. Вопрос даже не в том, что – на хуй, а в том, что – по хуй. По хуй нам на этот материал, он нам не интересен. До «Мамы Ромы» там какой-нибудь далековато отсюда будет. О’кей, я в курсе, что Пазолини придумал эту костлявую хуйню, но то, что сам он ее не захотел сымать, – о многом говорит. Хотя снято-то как раз, в общем, нехуёво, но из-за изначально ущербной драматургии и вся фильма воспринимается сикось-накось. Ну да, проходной фильмец. Какой-то там, бляха муха, неореалистический детектив – умора же.

Фото One-man man
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
7

Первая работа Бертоллучи, не похожая на последующее его творчество, но не такая уж и чужая. Говорить, что за ней нельзя узнать автора я не хочу. Да, в ней нет привычного для его зрелого творчества сверхэстетизма. Она вообще довольно мрачная, но все-таки это картина созерцательная и потому как она строится, мне кажется, обознаться нельзя.
Действие на экране присутствует, даже изрядно, но не позволяет переживать себя как действие. День из жизни людей, объединенных только близостью к месту преступления в его час, рассказывается один за другим. Неожиданно быстро, неожиданно коротко, жизни, ничем не примечательные, случайные. Мы только и успеваем, что узнать имя. Заканчивается все так же внезапно, металлическим голосом следователя, обращенным уже к другому подозреваемому. Здесь нет возможности погрузиться в каждый фрагмент, пережить их один за другим. Они не успевают сменяться, они накладываются, наслаиваются, просвечивают друг через друга. Подразумеваемая одновременность происходящего, минутное совпадение отрывков этих судеб вблизи места убийства создает впечатление палимпсеста жизней. Смотреть на него нужно извне, не погружаясь, не переживая, а созерцая. Удивительная выразительная сила, эстетика увиденной таким вот образом даже самой заурядной жизни, – вот что важно в этом фильме. Это и есть то узнаваемое, практически, на мой взгляд, ключевое и мною любимое в творчестве Бертоллучи: способность жизни, увиденной под нужным углом, передать все.
Это только одна, эстетическая сторона. Меня именно она удерживала у экрана, но кроме нее, конечно же есть сюжет, построенный вокруг смерти женщины – единственной, которая появляется на экране и о жизни которой мы ничего не узнаем. В то же время, я не думаю, что Бертоллучи здесь нарочно стремиться выделить ее судьбу на фоне рассказанных: она всего лишь одна из тех, кто был в этом парке в тот вечер. Напротив, он смешивает, сближает судьбы, показывает случайность произошедшего. Именно смерть, а не убийство здесь центр сюжета. Каждый из персонажей легко мог быть убийцей и так же легко мог стать жертвой – дело именно в этой перепутанности, эквивалентности. Убийство показано до нелепости просто и через эту простоту страшно. Это и есть страх самой смерти, страх за хрупкость жизни.

Фото rocky_plays_rocky
отзывы:
367
оценок:
367
рейтинг:
100
7

Совсем неплохой фильм, полный атмосферы 60-х. Ради итальянской разношерстной молодежи его и стоит смотреть.

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена XXXV ММКФ

В парке на берегу реки Тибр найдено тело жестоко убитой проститутки. Полиция находит людей, которые находились в парке в момент убийства. На допросах каждый из них рассказывает свою версию произошедшего. Один из них и есть убийца.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить