Киноафиша Москвы

Фильм «Святая гора»

La montaña sagrada (1973, США, Мексика)

5.4
оценить
Кино: «Святая гора»
Кино: «Святая гора»

Сюрреалистическое кино Алехандро Ходоровски

Христос ступает по улицам современного города, знакомится с Алхимиком (которого играет сам режиссер Алехандро Ходоровски), а также с группой сильных мира сего с семи планет Солнечной системы, которые образовали коммуну учеников, чтобы взобраться на Святую гору и познать секрет бессмертия. Семидесятнический сюрреалистический и лизергиновый трип (Ходоровски настаивает: единственный стоящий учитель в жизни — это ЛСД), в котором солдаты маршируют в противогазах с тушами ягнят на крестах, из ран людей вылетают птицы, а во время театрализованных представлений лягушки в облачениях конквистадоров и монахов завоевывают Мексику ацтеков-игуан под нацистские гимны, а в конце по ним палят из пушек. Особый зрительский опыт, который так просто не получаешь — и иначе как экспириенсом не назовешь.

Лучшие отзывы о фильме «Святая гора»

Фото NOW RU
отзывы:
80
оценок:
83
рейтинг:
18
7

Если говорить о сюрреализме в мировом кинематографе, то самой заметной фигурой последних 20 лет является, конечно, Дэвид Линч. Загадочный мистификатор, человек имеющий не просто свой, а противоположный мнению большинства, взгляд на окружающую действительность и блестяще демонстрирующий его на экране. Но сюрреализм в кино был и до Линча. Одним из первых на этом поприще, выступил легендарный Луис Бюнюэль, дебютировавший с шокирующим Андалузским Псом, а после снявший десяток уже классических лент. А между ними был он — великий и ужасный Алехандро Ходоровский. Сняв в промежуток между 1968 и 1989 годами всего 5 фильмов, он навечно вписал свое имя в ассоциативный ряд со словом «сюрреализм», так же как и со словом «безумие». Знаменитый своим жестоким подходом к актерам и изнуряющим процессом съемок, Ходоровский также известен по своим резким высказываниям. И это не говоря уже о самих его фильмах, которые стали воплощением абстрактного и нестандартного мышления постановщика, не признающего само понятие рамок.

Фигура настолько культовая, что имя его известно лишь в узких кругах, в которых, зато, оно ценится больше чем Скорсезе и Спилберг вместе взятые — таков Алехандро Ходоровский. И все, к чему он прикладывал свою руку, несет отпечаток — уникальный и единственный в своем роде, отражающий происходящее в его мозгу. Таким и получился фильм «Святая Гора», вышедший сразу после нашумевшего «Крота», в котором Ходоровски в своем стиле переосмыслял догматы христианства. Вот и «Святая Гора» также во многом посвящена религии, а конкретно, персоне Иисуса Христа. Который, кстати, является главным действующим лицом картины. Несчастный и истощенный, Христос приходит к таинственному лидеру философской школы, который обещает открыть тому смысл всего бытия. Для этого, в компании 8 гостей со всех планет Солнечной Системы, он должен отправиться к Священной Горе, где обитают таинственные бессмертные, владеющие тайнами мироздания. Что же касается новых друзей Иисуса, в каждом из них легко угадывается определенный порок, присущий людской цивилизации, возведенный Ходоровским до абсолюта в своей абсурдности. И вот, эта странноватая компания, отправляется навстречу сакральным знаниям, преодолевая по пути многочисленные испытания и закаляя свой дух и характер.

По сравнению с «Кротом», «Святая Гора» — это гораздо более визуально насыщенная картина. Бесконечные образы, метафоры и отсылки сменяют друг друга на экране так быстро, что порой с трудом удается за ними успевать. Но Ходоровский сделал их настолько яркими и запоминающимися, что проблем с расшифровкой материала возникнуть не может. Постановщик подвергает критике столь ненавистные им обычаи человеческой жизни, обвиняет цивилизацию в обесценивании чувств и бесчеловечности, поносит религию и привычную для общества мораль. Все это подается через упомянутые уже образы, одновременно отталкивающие и притягивающие в своем необузданном безумии. Такими словами можно охарактеризовать (если вообще можно) творчество Ходоровски в целом, а «Святую Гору» в частности. На экране происходит много таких вещей, которые буквально насмехаются над рейтингами и возрастными категориями. Но, в тоже время, от него невозможно оторваться, оно затягивает и не хочет отпускать. Каждый кадр фильма можно разбирать на специальных занятиях, по каждой сцене — снимать документальный фильм. И потому, «Святая гора» — уникальное, хоть и не доступное каждому зрелище, которое обязательно к просмотру для всех, кто узнал кто такой Алехандро Ходоровский.

2
0
7 октября 2013
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Очень клёвый фильм, одна из моих любимых фантастик теперь. Хотя это вообще-то сюрная пародия на все жанры кряду. В отличие от «Крота», который пародировал чисто вестерн – ну и хватило такой задумки на пол-фильма; вторая половина представляла собою несколькую хуйню. «Святая» же «гора» хуйнёю и не пахнет. Даже в своей последней трети, когда начинается поебень. А почему это, спросите, финальная хуйня в «Кроте» проигрывает финальной поебени в «Святой горе»? Да потому что «Святая гора» – это, сука, превосходная вещь в себе. Ни хуя вы из нее не вычлените – будете воспринимать всё скопом, что дают. А поскольку дают крайне много занятностей, такое впечатление, что и вся фильма – сплошь занятна: дескать, да, занятно. «Занятно», блядь! Это еще мягко сказано. Очень, сука, занятно – вот, значит, как. Ходоровски наконец показал, что он действительно о-го-го, прям второй Кубрик (только не умеющий себя ограничивать). Смотреть, как говорится, непременно. Обязательно, другими словами, надо смотреть. Да.

1
0
25 марта 2011
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
355
7

Случайно я наткнулся в магазине на сборник фильмов Алехандро Ходоровски. Описание картин меня столь впечатлило, что я отложил Антаниони и пошел на кассу, чтобы проверить, а что же в артхаусе я пропустил. Позже на одном из сайтов я прочел следующую мысль: любой ценитель серьезного кино рано или поздно, но обязательно приходит к Ходоровскому. Это не тиражированые Линч и Альмодовар, и даже не предмет эстетского культа Трюффо, Годар и Бунюэль. Это вообще бездны кинематографа, спрятанные за ворохом истории. Впочем и не всю литературную классику мы ведь знаем. Хорошо, если хотя бы 30 процентам известна фамилия Моруа.

Начало кавалькаде Ходоровски положил фильм «Священная гора». Просмотрев сначала отдельными кадрами, я приготовился к просмотру того, что окрестил, как» это будет самое больное видео, которые мы когда-либо смотрели». Мне же ответили: «Я боюсь, мы ничего не поймем». Итак, два часа прошли. Я рвал и метал с криками, зачем же столько зубодробительного символизма, чтобы в конце сообщить, что это всего лишь фильм! Вообще, Ходоровски был одним из тех безбашенных людей, которых я в тайне всегда любил, люди шестидесятых, помешанных на ориентализме, магии, галлюциногенах и Кастанеде. Людях, которые всеми доступными и противозаконными методами достигали расширения сознания. Да и факты, что Ходоровски запирал своих актеров на два месяца в маленькую комнату, где поил наркотой лишь подогрели мой интерес. Это и правда один из самых странных и безумных фильмов.

Первое, что бросается в глаза, это потрясающий визульный ряд, не всегда красивый, зачастую призывающий к рвотным рекациям. Весь такой в духе Сальвадора Дали, ну и правильно, это же сюрреализм. Я здесь одного опасался, порой Дали сам признавался, что не стоит искать вселенский смысл в его картинах, но ведь я верил Ходоровски и его мистическо-наркотическому опыту, хотя и подозревал, что даже он не сможет раскрыть секрет бессмертия. Продолжая тему яркого визуального ряда, могу отметить наличие обнаженных тел всех полов и возрастов. Здесь и правда мало чем можно удивить, ну разве что представлением о Христе как не о тощем проповеднике, а поджаром спортивном мужчине. Больше всего же меня поразило «Завовевание Мексики». Ничего более причудливого и интересного я не видел! Огромная декорация индейского белого города с пирамидами, этакий Теночтитлан, и жабы с ящерацими вроде жителей. Что удивительного в жабах и ящерицах? Они наряжены в национальные костюмы! Господи, ну какие же они были забавные. Очень жаль, что в итоге привезли два гроба с набором «Испанских конкистадоров» — жаб в другой форме, которые порушили славную индейскую столицу, а потом подорвали ее. И на руинах сидит Христос с безногим и безруким карликом и квакает… Ходоровски вообще демонстрирует множество самых безумных вещей. Статуи Христа из картофеля, тиражировные много раз, после того как торговцы выловили и опоили самого Спасителя. Причудливая машина, превращающая фекалии в золото. Великолепные футуристические образы образы девяти планет, и блудница, которая на протяжени всего фильма с шимпанзе следует за Иисусом.

Что касается смысловой нагрузки фильма, то здесь приходиться два часа напряженно дешифровывать библейские мотивы, которые причудливо смешиваются с индийским мистицизмом и окультными практиками. После 120 дней Содома Пазолинни убили, но «Священная гора», на мой взгляд, должна быть более оскорбительна для верующего человека. Хотя и правда, лишь недавно, после многолетнего запрета, люди наконец могут ее посмотреть. Радикальность здесь в каждом кадре, Ходоровски намеренно переступает все грани приличия, демонстрируя свою версию пути к просветлению. Содом и Гоморра в фантазиях истово верующих по сравнению с тем, что показано в фильме, города праведников.

Стандартно по законам сюррелизма вынемаемые из глазниц глаза и принесенные в жертву яички кажутся сущим пустяком, когда выясняется, что тот самый карлик, сумасшедший, без рук и без ног, лишь плод больного воображения Христа, клеша, аффективная привязанность, которую надо убить, единственного, за весь фильм его друга. Всю дорогу мне казалось, что меня где-то обманывают, я не понимал, почему Ходоровски не превращает «Священную гору» в собственный мистико-философский манифест, хотя все к этому и идет. Нам даже показывают оккультные практики «для начинающих». Ибавьтесь от собственного «Я», избвьтесь от всех своих денег и всех пут, которые мешают достичь высшей стадии самопознания. Заберемся на гору и на хер перемочим всех богов! Только убив их, мы достигнем высшей стадии, только их смертью мы завоюем место на Священной горе, а ты хоть пальцы себе отруби, но ползи все выше и выше. Конечно, я догадывался, что розенкрейцеры, тамплиеры и массоны не были безобидными сектантами вроде кришнаитов, но вот с очищением души методы их гуру, между прочим самого Ходоровского, ну никак не вязались. И в итоге я оказался прав. Обманули!!! Камера, отъезд!!! Это оператор, это осветитель. Люди, которые искали познания от мэтра, мистика, писателя и режиссера оказались одурачены. Всех послали в реальную жизнь. Браво!

1
0
1 сентября 2010
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
541
7

Очередной мистико-эзотерический трип (во всех смыслах этого слова) от Алехандро Ходоровски, который в этот раз сыграл, скромненько так, алхимика, обучающего Иисуса Христа. Хотя скандалы, связанные с этой картиной, касаются скорее других аспектов – фильм делался на деньги Джона Леннона и можно спорить, хороший ли режиссер Ходоровски или нет, но продюсер из него никудышный – вскоре все деньги, а их было около миллиона долларов, были потрачены, а фильм закончен еще не был, поэтому Ален Кляйн вынужден был взяться за управление собственнолично, в результате чего насмерть разругался с режиссером, долго лет отбивался от нападок последнего, прижимал права и до сих пор соревнуется с ненормальным чилийцем в том, кто быстрее, простите, помрет. Но фильм стал культовым – безусловно. В плане исторической важности того безумного периода времени. Даже культовей великого «Крота».
О сценарии или сюжете тут тоже смысла особого распинаться нет. Почти все творилось прямо во время съемок. Сцена за сценой появлялись из обезумевшего разума кинематографиста, подстегиваемого практически безграничным бюджетом и тоннами наркотиков. Как результат – фильм вышел очень дискретный. При первом приближении, его можно разбить на три больших части. В первой оживает на задворках мексиканских трущоб Иисус Христос и отправляется странствовать по безумному миру, ежесекундно сталкиваясь с алчностью, похотью, жестокостью и прочей атрибутикой современного общества, пока случайным образом не сталкивается с Алхимиком, который направляет его на путь приключения и поиска. Во второй трети картины зрителя знакомят с будущими друзьями-попутчиками – представителями разных планет солнечной системы. Каждому персонажу уделена отдельная кинематографическая ячейка, одна другой чудней и странней. И, наконец, финальная часть – это непосредственно поиск Священной Горы и девяти бессмертных мудрецов, восседающих там.
Финал этой картины во многом перекликается с развязками двух предыдущих фильмов Ходоровски – бессмысленность и обреченность поиска. Однако в этот раз, завершающий аккорд звучит в более мажорной тональности, развиваясь одновременно в чуть более вертикальном представлении бытия. Чистый экзистенциализм, прорыв на новые витки сущности, открытие новых горизонтов и планов реальности. Впрочем, очень хочется трактовать финальные кадры как некую усмешку и хихиканье самого автора. Мол, все эти сакральные поиски смысла бытия и тайн существования – это все шелуха, объект для того, чтобы снять подобный фильм. Потратить миллион денег ради эпатажа, чудных декораций и гору наркотиков. А послушав и почитав самого Ходорковского, в абсолютной серьезности того, что он делает, волей не волей засомневаешься.
Итак, чем же этот фильм хорош, если он сделан не очень грамотно и по всем составляющим анализа не вписывающийся в представление о добротной режиссуре, игре актеров, сценарии? Конечно, это странная, больная, но неповторимая, красочная, яркая фантазия безумного гения. Каждый эпизод картины – это сильнейший трип освобожденного от всех рамок морали и прямо-таки разнузданного разума. Это огромный, пугающий своим размахом, размерами, пропорциями, монумент не только постсюрреализма в кино, но и всей эпохи свободного поиска каких-то высоких целей посредством низменных средств. Эпохи странной и бессмысленной, но яркой и импульсивной, как этот фильм, с торчащими из эклектичного тела, корчащегося в припадке космогенной мутации, частями тела из различных религий, верований, обрядов, алхимии, каббалы, шаманства, экзистенциализма, наркотических видений, кошмарных снов и добрых намерений. В конце концов, кто сегодня даст на то, чтобы снять подобный бред 70-100 миллионов долларов, если переводить на нынешнюю кинодействительность тот бюджет? Леннонов больше нет? Похоже, что так.

1
0
14 октября 2009

Галерея

Главная фотография: ABKCO Films