Фильм

Фильм Святая гора

La montaña sagrada (1973, США, Мексика), IMDb: 7.8

7.1
7.8
Святая гора – афиша
© ABKCO Films
1/2

Сюрреалистическое кино Алехандро Ходоровски

Христос ступает по улицам современного города, знакомится с Алхимиком (которого играет сам режиссер Алехандро Ходоровски), а также с группой сильных мира сего с семи планет Солнечной системы, которые образовали коммуну учеников, чтобы взобраться на Святую гору и познать секрет бессмертия. Семидесятнический сюрреалистический и лизергиновый трип (Ходоровски настаивает: единственный стоящий учитель в жизни — это ЛСД), в котором солдаты маршируют в противогазах с тушами ягнят на крестах, из ран людей вылетают птицы, а во время театрализованных представлений лягушки в облачениях конквистадоров и монахов завоевывают Мексику ацтеков-игуан под нацистские гимны, а в конце по ним палят из пушек. Особый зрительский опыт, который так просто не получаешь — и иначе как экспириенсом не назовешь.

7

Если говорить о сюрреализме в мировом кинематографе, то самой заметной фигурой последних 20 лет является, конечно, Дэвид Линч. Загадочный мистификатор, человек имеющий не просто свой, а противоположный мнению большинства, взгляд на окружающую действительность и блестяще демонстрирующий его на экране. Но сюрреализм в кино был и до Линча. Одним из первых на этом поприще, выступил легендарный Луис Бюнюэль, дебютировавший с шокирующим Андалузским Псом, а после снявший десяток уже классических лент. А между ними был он — великий и ужасный Алехандро Ходоровский. Сняв в промежуток между 1968 и 1989 годами всего 5 фильмов, он навечно вписал свое имя в ассоциативный ряд со словом «сюрреализм», так же как и со словом «безумие». Знаменитый своим жестоким подходом к актерам и изнуряющим процессом съемок, Ходоровский также известен по своим резким высказываниям. И это не говоря уже о самих его фильмах, которые стали воплощением абстрактного и нестандартного мышления постановщика, не признающего само понятие рамок.

Фигура настолько культовая, что имя его известно лишь в узких кругах, в которых, зато, оно ценится больше чем Скорсезе и Спилберг вместе взятые — таков Алехандро Ходоровский. И все, к чему он прикладывал свою руку, несет отпечаток — уникальный и единственный в своем роде, отражающий происходящее в его мозгу. Таким и получился фильм «Святая Гора», вышедший сразу после нашумевшего «Крота», в котором Ходоровски в своем стиле переосмыслял догматы христианства. Вот и «Святая Гора» также во многом посвящена религии, а конкретно, персоне Иисуса Христа. Который, кстати, является главным действующим лицом картины. Несчастный и истощенный, Христос приходит к таинственному лидеру философской школы, который обещает открыть тому смысл всего бытия. Для этого, в компании 8 гостей со всех планет Солнечной Системы, он должен отправиться к Священной Горе, где обитают таинственные бессмертные, владеющие тайнами мироздания. Что же касается новых друзей Иисуса, в каждом из них легко угадывается определенный порок, присущий людской цивилизации, возведенный Ходоровским до абсолюта в своей абсурдности. И вот, эта странноватая компания, отправляется навстречу сакральным знаниям, преодолевая по пути многочисленные испытания и закаляя свой дух и характер.

По сравнению с «Кротом», «Святая Гора» — это гораздо более визуально насыщенная картина. Бесконечные образы, метафоры и отсылки сменяют друг друга на экране так быстро, что порой с трудом удается за ними успевать. Но Ходоровский сделал их настолько яркими и запоминающимися, что проблем с расшифровкой материала возникнуть не может. Постановщик подвергает критике столь ненавистные им обычаи человеческой жизни, обвиняет цивилизацию в обесценивании чувств и бесчеловечности, поносит религию и привычную для общества мораль. Все это подается через упомянутые уже образы, одновременно отталкивающие и притягивающие в своем необузданном безумии. Такими словами можно охарактеризовать (если вообще можно) творчество Ходоровски в целом, а «Святую Гору» в частности. На экране происходит много таких вещей, которые буквально насмехаются над рейтингами и возрастными категориями. Но, в тоже время, от него невозможно оторваться, оно затягивает и не хочет отпускать. Каждый кадр фильма можно разбирать на специальных занятиях, по каждой сцене — снимать документальный фильм. И потому, «Святая гора» — уникальное, хоть и не доступное каждому зрелище, которое обязательно к просмотру для всех, кто узнал кто такой Алехандро Ходоровский.

7 октября 2013
7

Случайно я наткнулся в магазине на сборник фильмов Алехандро Ходоровски. Описание картин меня столь впечатлило, что я отложил Антаниони и пошел на кассу, чтобы проверить, а что же в артхаусе я пропустил. Позже на одном из сайтов я прочел следующую мысль: любой ценитель серьезного кино рано или поздно, но обязательно приходит к Ходоровскому. Это не тиражированые Линч и Альмодовар, и даже не предмет эстетского культа Трюффо, Годар и Бунюэль. Это вообще бездны кинематографа, спрятанные за ворохом истории. Впочем и не всю литературную классику мы ведь знаем. Хорошо, если хотя бы 30 процентам известна фамилия Моруа.

Начало кавалькаде Ходоровски положил фильм «Священная гора». Просмотрев сначала отдельными кадрами, я приготовился к просмотру того, что окрестил, как» это будет самое больное видео, которые мы когда-либо смотрели». Мне же ответили: «Я боюсь, мы ничего не поймем». Итак, два часа прошли. Я рвал и метал с криками, зачем же столько зубодробительного символизма, чтобы в конце сообщить, что это всего лишь фильм! Вообще, Ходоровски был одним из тех безбашенных людей, которых я в тайне всегда любил, люди шестидесятых, помешанных на ориентализме, магии, галлюциногенах и Кастанеде. Людях, которые всеми доступными и противозаконными методами достигали расширения сознания. Да и факты, что Ходоровски запирал своих актеров на два месяца в маленькую комнату, где поил наркотой лишь подогрели мой интерес. Это и правда один из самых странных и безумных фильмов.

Первое, что бросается в глаза, это потрясающий визульный ряд, не всегда красивый, зачастую призывающий к рвотным рекациям. Весь такой в духе Сальвадора Дали, ну и правильно, это же сюрреализм. Я здесь одного опасался, порой Дали сам признавался, что не стоит искать вселенский смысл в его картинах, но ведь я верил Ходоровски и его мистическо-наркотическому опыту, хотя и подозревал, что даже он не сможет раскрыть секрет бессмертия. Продолжая тему яркого визуального ряда, могу отметить наличие обнаженных тел всех полов и возрастов. Здесь и правда мало чем можно удивить, ну разве что представлением о Христе как не о тощем проповеднике, а поджаром спортивном мужчине. Больше всего же меня поразило «Завовевание Мексики». Ничего более причудливого и интересного я не видел! Огромная декорация индейского белого города с пирамидами, этакий Теночтитлан, и жабы с ящерацими вроде жителей. Что удивительного в жабах и ящерицах? Они наряжены в национальные костюмы! Господи, ну какие же они были забавные. Очень жаль, что в итоге привезли два гроба с набором «Испанских конкистадоров» — жаб в другой форме, которые порушили славную индейскую столицу, а потом подорвали ее. И на руинах сидит Христос с безногим и безруким карликом и квакает… Ходоровски вообще демонстрирует множество самых безумных вещей. Статуи Христа из картофеля, тиражировные много раз, после того как торговцы выловили и опоили самого Спасителя. Причудливая машина, превращающая фекалии в золото. Великолепные футуристические образы образы девяти планет, и блудница, которая на протяжени всего фильма с шимпанзе следует за Иисусом.

Что касается смысловой нагрузки фильма, то здесь приходиться два часа напряженно дешифровывать библейские мотивы, которые причудливо смешиваются с индийским мистицизмом и окультными практиками. После 120 дней Содома Пазолинни убили, но «Священная гора», на мой взгляд, должна быть более оскорбительна для верующего человека. Хотя и правда, лишь недавно, после многолетнего запрета, люди наконец могут ее посмотреть. Радикальность здесь в каждом кадре, Ходоровски намеренно переступает все грани приличия, демонстрируя свою версию пути к просветлению. Содом и Гоморра в фантазиях истово верующих по сравнению с тем, что показано в фильме, города праведников.

Стандартно по законам сюррелизма вынемаемые из глазниц глаза и принесенные в жертву яички кажутся сущим пустяком, когда выясняется, что тот самый карлик, сумасшедший, без рук и без ног, лишь плод больного воображения Христа, клеша, аффективная привязанность, которую надо убить, единственного, за весь фильм его друга. Всю дорогу мне казалось, что меня где-то обманывают, я не понимал, почему Ходоровски не превращает «Священную гору» в собственный мистико-философский манифест, хотя все к этому и идет. Нам даже показывают оккультные практики «для начинающих». Ибавьтесь от собственного «Я», избвьтесь от всех своих денег и всех пут, которые мешают достичь высшей стадии самопознания. Заберемся на гору и на хер перемочим всех богов! Только убив их, мы достигнем высшей стадии, только их смертью мы завоюем место на Священной горе, а ты хоть пальцы себе отруби, но ползи все выше и выше. Конечно, я догадывался, что розенкрейцеры, тамплиеры и массоны не были безобидными сектантами вроде кришнаитов, но вот с очищением души методы их гуру, между прочим самого Ходоровского, ну никак не вязались. И в итоге я оказался прав. Обманули!!! Камера, отъезд!!! Это оператор, это осветитель. Люди, которые искали познания от мэтра, мистика, писателя и режиссера оказались одурачены. Всех послали в реальную жизнь. Браво!

1 сентября 2010
7

Очередной мистико-эзотерический трип (во всех смыслах этого слова) от Алехандро Ходоровски, который в этот раз сыграл, скромненько так, алхимика, обучающего Иисуса Христа. Хотя скандалы, связанные с этой картиной, касаются скорее других аспектов – фильм делался на деньги Джона Леннона и можно спорить, хороший ли режиссер Ходоровски или нет, но продюсер из него никудышный – вскоре все деньги, а их было около миллиона долларов, были потрачены, а фильм закончен еще не был, поэтому Ален Кляйн вынужден был взяться за управление собственнолично, в результате чего насмерть разругался с режиссером, долго лет отбивался от нападок последнего, прижимал права и до сих пор соревнуется с ненормальным чилийцем в том, кто быстрее, простите, помрет. Но фильм стал культовым – безусловно. В плане исторической важности того безумного периода времени. Даже культовей великого «Крота».
О сценарии или сюжете тут тоже смысла особого распинаться нет. Почти все творилось прямо во время съемок. Сцена за сценой появлялись из обезумевшего разума кинематографиста, подстегиваемого практически безграничным бюджетом и тоннами наркотиков. Как результат – фильм вышел очень дискретный. При первом приближении, его можно разбить на три больших части. В первой оживает на задворках мексиканских трущоб Иисус Христос и отправляется странствовать по безумному миру, ежесекундно сталкиваясь с алчностью, похотью, жестокостью и прочей атрибутикой современного общества, пока случайным образом не сталкивается с Алхимиком, который направляет его на путь приключения и поиска. Во второй трети картины зрителя знакомят с будущими друзьями-попутчиками – представителями разных планет солнечной системы. Каждому персонажу уделена отдельная кинематографическая ячейка, одна другой чудней и странней. И, наконец, финальная часть – это непосредственно поиск Священной Горы и девяти бессмертных мудрецов, восседающих там.
Финал этой картины во многом перекликается с развязками двух предыдущих фильмов Ходоровски – бессмысленность и обреченность поиска. Однако в этот раз, завершающий аккорд звучит в более мажорной тональности, развиваясь одновременно в чуть более вертикальном представлении бытия. Чистый экзистенциализм, прорыв на новые витки сущности, открытие новых горизонтов и планов реальности. Впрочем, очень хочется трактовать финальные кадры как некую усмешку и хихиканье самого автора. Мол, все эти сакральные поиски смысла бытия и тайн существования – это все шелуха, объект для того, чтобы снять подобный фильм. Потратить миллион денег ради эпатажа, чудных декораций и гору наркотиков. А послушав и почитав самого Ходорковского, в абсолютной серьезности того, что он делает, волей не волей засомневаешься.
Итак, чем же этот фильм хорош, если он сделан не очень грамотно и по всем составляющим анализа не вписывающийся в представление о добротной режиссуре, игре актеров, сценарии? Конечно, это странная, больная, но неповторимая, красочная, яркая фантазия безумного гения. Каждый эпизод картины – это сильнейший трип освобожденного от всех рамок морали и прямо-таки разнузданного разума. Это огромный, пугающий своим размахом, размерами, пропорциями, монумент не только постсюрреализма в кино, но и всей эпохи свободного поиска каких-то высоких целей посредством низменных средств. Эпохи странной и бессмысленной, но яркой и импульсивной, как этот фильм, с торчащими из эклектичного тела, корчащегося в припадке космогенной мутации, частями тела из различных религий, верований, обрядов, алхимии, каббалы, шаманства, экзистенциализма, наркотических видений, кошмарных снов и добрых намерений. В конце концов, кто сегодня даст на то, чтобы снять подобный бред 70-100 миллионов долларов, если переводить на нынешнюю кинодействительность тот бюджет? Леннонов больше нет? Похоже, что так.

14 октября 2009
Все отзывы
Читайте также
16 кинопремьер октября
16
кинопремьер октября
16 кинопремьер октября
Онлайн-премьеры недели: «Быстрее пули», «Блондинка», «1703», сериал по «Интервью с вампиром»
Онлайн-премьеры недели: «Быстрее пули», «Блондинка», «1703», сериал по «Интервью с вампиром»
Онлайн-премьеры недели: «Быстрее пули», «Блондинка», «1703», сериал по «Интервью с вампиром»
10 спектаклей на Большом детском фестивале в октябре
10
спектаклей на Большом детском фестивале в октябре
10 спектаклей на Большом детском фестивале в октябре
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость